Первое поколение цивилизаций

 ОГЛАВЛЕНИЕ
      
      Про колесо и литературу
      На чём держались ранние цивилизации
      Египетские пирамиды
      Семиты заселяют Юго-западную Азию
            Восточные семиты
            Западные семиты
      Первые месопотамские империи
      Становление Вавилона
      Семитизация Библа
      Разделение индоевропейцев в Европе      
            Культура шнуровой керамики
            Кельты
            Германцы
            Славяно-балты
      Юг о-западная Азия в начале II тысячелетия до Р. Х.
            Ашшурцы в Малой Азии
            Месопотамия после III династии Ура
            Приход хеттов и лувийцев в Малую Азию
            Шамши-Адад и возвышение Вавилона при Хаммурапи
            Хурриты: Аррапхэ
      Эгейский мир: минойцы, фригийцы и эллины
      Упадок Индской цивилизации
      Египет с гиксосами и без
      Происхождение арьев
      Кассиыт в Вавилонии и образование Митанни
      Финикийцы и пурпур
      Сверхдержавы Леванта
            Гегемония переходит от Митанни к Хатти
            Изоляционизм Египта и реформа Эхнатона
            Успехи Рамсеса II
            Гибель Митанни и возвышение Ассирии
      
      
      ПРО КОЛЕСО И ЛИТЕРАТУРУ
      
      Может показаться удивительным, но КОЛЕСО, ЛИТЕРАТУРА и способ ПИСЬМЕННОЙ ФИКСАЦИИ ЗВУКОВ появились практически одновременно – если, конечно, учитывать, что всё это были не одномоментные акты, а длительные процессы.
      ***
      Предшественником колеса был деревянный каток, который подкладывался под перемещаемый волоком груз. Колесо первоначально представляло собой деревянный диск, насаженный на ось и зафиксированный клином. Изображения салазок с колёсиками, относящиеся примерно к 3000 году до Р. Х., найдены в Месопотамии в шумерском городе Урук. К 2700 году там же появляются рисунки колёсных повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами; такие погребения найдены в Кише и Уре, а также в эламском городе Сузы.
      ***
      На рубеже IV-III тысячелетий до Р. Х. в среди полисов-номов месопотамского Шумера развёртывалась борьба за гегемо6нию. В связи с этим наряду с советами старейшин и верховными жрецами – энами и энси – большую роль стали играть выбираемые народным собранием полководцы с титулом «лугаль» («большой человек»). И эти лугали стали превращаться в аналог принцепсов эпохи ранней Римской империи – формально руководителей республики, .а реально – самых натуральных монархов.
       Примерно в XXIX веке возникает первое централизованное объединение шумерских номов во главе с Кишем. Как впоследствии эллины, шумеры не стремились  создать ИМПЕРИЮ с единой администрацией. Они довольствовались чем-то вроде Афинской симмахии, где все полисы признавали верховенство одного, наиболее могущественного. Гегемония Киша длилась около двух веков, титул «лугаль Киша» стал синонимом «лугаль страны» (то есть всего Шумера).   
      ***
      В XXVI веке у шумеров впервые появляются тексты, не имеющие отношения к хозяйству, – в основном религиозного характера. Позднее стали записывать мифы, обрядовые песни, гимны в честь царей; появляются сборники басен, споры-диалоги  назидательного характера и даже эпические поэмы. Главным героем шумерского эпоса стал Гильгамеш – сын богини Нинсун и Лугальбанды, эна одного из районов Урука. Примерно в XXVII веке Гильгамеш возглавил успешную борьбу жителей Урука за независимость от Киша.
      Урук эпохи Гильгамеша являлся крупнейшим из земледельческих поселений Месопотамии.Его территорию ограждала стена из кирпичей длиной 9 км, воздвигнутая, по преданию, Гильгамешем. Урук был центром культа Ану – бога Неба, отца всех богов и людей, и Инанны –   богини любви, плодородия, войны и власти, , царицы неба и земли, покровительницы проституток. Инанна считалась олицетворением утренней и вечерней звёзды; посзже семиты почитали её под именем Иштар, а римляне – под именем Венеры.
      После падения I династии Киша в Нижней Месопотамии было несколько гегемонов – поочерёдно или одновременно в разных районах.  Так, I династия Ура (XXVII-XXV вв.) пересекалась с   династией эламского нома Аван (ок. XXVI века). В XXV веке I династия Ура потерпела поражение от Эанатума – энси Лагаша и уступила первенство I династии Лагаша (2570-2312 гг.). Гегемонами становились, вероятно, династия Мари – самого западного из шумерских номов, II династия Киша, династия семитского полиса Акшак и т д.
      ***
      У египтян и шумеров первоначальные письмена представляли собой пиктограммы или иероглифы и передавали только СМЫСЛЫ. Но и в Египте, и в Месопотамии письменность развивалась в направлении передачи ЗВУЧАНИЯ речи. Уже в начале Древнего царства (XXVII век до Р. Х.) египтяне наряду с иероглифами-рисунками использовали 24 сугубо звуковых иероглифа.
      Шумерская клинопись тоже усложняется, её клинописные знаки делятся на несколько категории: 
      – логограммы, выражавшие только ЗНАЧЕНИЕ корня;
      – силлабограммы, обозначавшие только ЗВУЧАНИЕ СЛОГА;
      –  цифры;
      –  детерминативы – непроизносимые знаки, служившие для отнесения слова к какому-либо смысловому полю.
      В семитском торговом полисе Эбла, располагавшемся к западу от излучины Евфрата, для записей на эблаитском языке использовали шумерскую клинопись. В середине III тыс. до Р. Х. эблаиты стали применять и шумерские слоговые знаки, упорядочив их по характеру гласных при одних и тех же согласных (а гласных звуков в семитских языках всего три – a, i, u). От этого новшества до алфавита оставался один шаг, но сделан он был значительно позднее.
      
      НА ЧЁМ ДЕРЖАЛИСЬ РАННИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
      
      Карл Маркс, изучая и анализируя историю человечества, увидел в ней пять способов общественного производства:
       – первобытнообщинный,
      – азиатский,
      – рабовладельческий,
      – феодальный,
      – капиталистический.
      Советские историки, создавая под руководством И. В. Сталина «теорию пяти общественно-экономических формаций», АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА из неё изъяли, потому что он был похож на советские порядки. Нынешняя русскоязычная Википедия списывает АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА на устаревшие взгляды позапрошлого столетия: «Термин был введён немецким философом Карлом Марксом, который, следуя историографической традиции XIX века, рассматривал азиатские общества в противовес европейским…».
      На самом деле АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА не только реально существовал в древности, но кое-где благополучно дожил до наших дней (например, в Туркмении, Узбекистане или в Северной Корее).
      ***
      Становление ЦИВИЛИЗАЦИЙ отменило первобытнообщинный способ производства, на котором, вероятно, основывалась жизнь в Чайоню, Чатал-Хююке и других древних поселениях. Зато остальные четыре присутствовали в ранних цивилизациях Египта и Юго-западной Азии, – хотя в разные периоды в разных масштабах.
      Рабы там, несомненно, были.
      Элементы феодализма в виде отношений между сеньором и вассалом тоже присутствовали: мелкие правители присягали на верность более сильным.
      Капиталистические отношения были представлены в развитых цивилизациях Месопотамии и её западных соседей купцами, ростовщиками и банкирами, извлекающими прибыль из торгово-ростовщических операций.
      Но основным, безусловно, был там АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, основанный на коллективном труде. Он вышел непосредственно из первобытной жизни с её коллективизмом. Но первобытное общество было очень бедным, там никого не требовалось принуждать к труду: каждый работал на себя, чтобы не умереть с голоду, а неравенство сводилось к различиям в физической силе, хитрости и умении владеть оружием, которое было у всех. 
      Сообщества Египта, Месопотамии и некоторых их соседей, основанные на АЗИАТСКОМ СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА, накопили значительные богатства, которые присваивались элитами. А поддерживался такой порядок вещей с помощью отделившейся от народа вооружённой силы.
      Не рабы, а рядовые члены сообществ, которых язык не поворачивается назвать СВОБОДНЫМИ ЛЮДЬМИ, содержали правителей и жрецов. строили и ремонтировали оросительные каналы, дамбы и дороги.
      Они же построили египетские пирамиды., 
      
      ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ
      
      Визитная карточка цивилизации Древнего Египта – пирамиды, гигантские гробницы фараонов.
      Джосер, основатель III династии древнеегипетских фараонов, правил приблизительно в 2665-2645 годах до Р. Х. Ему приписывают самую первую пирамиду  - ступенчатую, построенную его мудрым высшим сановником и верховным жрецом Имхотепом, которого последующие поколения египтян почитали как сына бога Птаха.
      Пирамида Джосера расположена в Саккаре, к северо-востоку от Мемфиса (египетское название этого города Инбу-хедж – «Белые стены»), её высота 62 метра.
      ***
      Фараону Снофру, основателю IV династии, правившему приблизительно в 2613-2589 годах., приписываются две пирамиды, хотя ни в одной из них нет его саркофага.
      «Ломаная пирамида» высотой в 101 метр не похожа на другие: угол наклона граней примерно на середине высоты резко меняется, и вместо одного входа у неё их два.
      «Розовая пирамида» в Дахшуре на момент своего строительства была самым высоким сооружением на Земле – почти 110 метров. Историческое значение «Розовой пирамиды» состоит в том, что это первая царская усыпальница правильной пирамидальной, а не ступенчатой формы. Она была покрыта белым известняком, но в X-XI веках от Р. Х. завоевавшие Египет арабы Фатимиды растащили белый известняк для строительства новой столицы – Каира, и пирамида порозовела.
      ***
      Крупнейшая пирамида принадлежит фараону IV династии Хуфу (греческий вариант имени – Хеопс), правившему приблизительно в 2589-2566 годах. Это одноярусная пирамида с гладкими сторонами, квадратным основанием и первоначальной высотой почти 147 метров; её вершина представляет платформу в 10 метров длины и ширины, Построена примерно из 2 300 000 каменных глыб общим весом 5 750 000 тонн. Средний вес глыбы составляет 2,5 тоны, а максимальный вес достигает 15 тонн. (В то же время для других целей египтяне вырубали из скалы, обрабатывали и перевозили глыбы весом до 200 тонн). Пирамида Хеопса считалась одним из Семи чудес света.
      ***
      Фараон Хафра (Хефрен), сын Хуфу, правил приблизительно в 2547-2521 годах. Его пирамида имеет высоту 143,9 метра, слегка уступая пирамиде его отца, однако находится на более возвышенной точке и обладает более крутым уклоном. А пирамида Менкаура, сына Хафры, достигает лишь 66 метров.
      Пирамиды меньших размеров строили фараоны V и VI династий, Первого переходного периода (XXII-XXI века) и XII династии (наиболее известная принадлежит Аменемхету III, правившему в 1849/1839-1801/1797 годах до Р. Х.). Пследнюю пирамиду построил основатель XVIII династии Яхмос I, правивший приблизительно в 1550- 1525 годах до Р. Х.
      ***
      Но зачем вообще египтяне прилагали столько усилий для строительства УСЫПАЛЬНИЦ? Почему не храмов и не дворцов (хотя и храмы, и дворцы у них, конечно, тоже были) ?
       Объяснений они не оставили, хотя, в отличие от строителей мегалитов, писать умели. Но их тексты по крайней мере позволяют в какой-то степени составить представление об их мировоззрении.
      Для египтян жизнь человека не кончалась со смертью тела; средний египтянин верил в это гораздо твёрже, чем, например, средний современный христианин.
      Египтяне считали, что человек, человеческая личность складывается из различных элементов. У нас принято именовать эти элементы «душами», поскольку в нашем языке нет слов, адекватно передающих смысл египетской терминологиив. Когда мы говорим о душах, то имеем в виду нечто бесплотное, противоположное материальному телу. Для египтянина же такой противоположности не существовало; «душе», как и телу, нужна пища, сон, она испытывает усталость и боль. И если в современных языках мы говорим только о теле и душе, то по представлениям египтян у человека (как, впрочем, и у бога) помимо смертного тела есть «ка» (или «ку») – «двойник», есть «ба» (или «би») – «проявление, «ах» – «привидение», «ри» – «имя», есть ещё «мощь» «тень» и т. д. Значение этих терминов до конца не ясно; возможно, и сами египтяне не очень чётко классифицировали их свойства. У одного и того же лица могло быть по нескольку душ одного и того же рода – «двойников», «проявлений», "»ривидений»… И воспринималась та или иная душа то как единство, то как множество, и не только тогда, когда принадлежала такому !сверхъестественному» существу, как царь; по меньшей мере «двойником» обладали даже простые смертные. Души были, с одной стороны, тождественны с человеком или заключены в нем; с другой стороны, те же души были существами, находящимися вне его. Логически это понять невозможно, но ведь не более невозможно, чем существование Бога Отца, Сына и Святого Духа в Троице нераздельно и неслиянно, или нахождение электрона с некоторой вероятностью одновременно в разных точках облака, окружающего атомное ядро.
      Чем душ больше, тем человек могущественнее и ближе к богам; у богов душ особенно много. У человека все души так или иначе связаны с телом, тело – их  обиталище. Пока оно есть, души имеют жилище, из которого могут отлучаться, но куда неизменно возвращаются. Если же тело гибнет, души лишаются «жилья», и мучаются от своей неприкаянности.
      Естественно, такие взгляды заставляли египтян проявлять особую заботу о судьбе тела после смерти. Его надо было хорошо набальзамировать и поместить в хорошем помещении, чтобы защитить от непогоды и грабителей. Вероятно, тем, у кого было больше душ, требовалось и большее помещение. А больше всего душ было у фараона. Естественно, что и помещение ему требовалось просторное. Возможно, что именно у фараонов IV династии представления о своём «многодушии» были особенно сильно развиты. Высказывается также мнение, что главной функцией пирамиды было сохранение «ри» – имени, которое представляло собой особенно важную часть человека.
      Помимо тела, надо было особо позаботиться и о «ка» – двойниках. После смерти они отделялись от тела и должны были воплотиться во что-то зримое. Чтобы дать им эту возможность, делались статуи и изображения умершего. Египетские изображения, хотя и несколько стилизованные, очень индивидуальны и, вероятно, имели большое портретное сходство с изображённым человеком; в противном случае «ка» мог и не признать «своё» изображение.
         Таким образом, и строительство пирамид, и бальзамирование тела, и создание своих изображений имело для фараона самое существенное значение: ведь он знал, что от этого зависит вся его дальнейшая жизнь, которая начинается после смерти тела.
          Египтянин, умерев, становился покровителем своих потомков. Потомки приносили ему жертвы, следили за гробницей, обращались к нему за помощью. Самыми могучими среди предков, разумеется, были умершие фараоны, оберегавшие свою династию.
          «Двойник» умершего нуждался в еде, поэтому потомки постоянно приносили жертвы предкам. К гробницам фараонов и вельмож приписывали целые селенья, чтобы снабжать покойника продовольствием. Нанимались жрецы, которые должны были постоянно служить службы и приносить жертвы душам покойного.
          Простым людям были недоступны ни гробницы, ни изваяния, ни жертвы, ни вечное поминовение, ни сообщающие блаженство заклинания. Источники не позволяют подробно ответить на вопрос, какая участь ожидала простых людей на том свете, но из надписей явствует, что беспомощному мертвецу угрожали голод и жажда, доводящие до поглощения собственных испражнений, и полное уничтожение – так сказать, «окончательная» смерть.
      
      СЕМИТЫ ЗАСЕЛЯЮТ ЮГО-ЗАПАДНУЮ АЗИЮ
      
      Издавна населявшие Аравийский полуостров семитоязычные племена, по наиболее распространённому мнению, в конце IV – начале III тыс. до Р. Х. разделились по языку на две большие группы – восточную и западную.  А во 2-й половине III тысячелетия ухудшение климата в Аравии вызвало массовое переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток.
      
      Восточные семиты
      
      Племена восточных семитов расселились преимущественно в северной части Южной (Нижней) Месопотамии, где вошла в соприкосновение с шумерами. Представители этой группы говорили на аккадском языке, названном по городу АККАД (точнее, АККАДЕ), который они основали где-то на севере Нижней Месопотамии, там, где Евфрат приближается к Тигру. Аккад, который был ещё небольшим поселением, впервые упоминается в надписи Эн-Шакушаны, основателя II династии Урука. который правил единым Ур-Урукским государством на рубеже XXV-XXIV веков. В эту эпоху, то есть с середины III тысячелетия, аккадцы проникают в Нижнюю Месопотамию, и вскоре язык восточной группы семитов вытесняет там  шумерский. Дальнейшая судьба этой группы связана с историей Аккада, Вавилонии и Ассирии.
      Северной подгруппой восточных семитов были предки ассирийцев, тесно связанные по происхождению и языку с аккадцами. В середине III тысячелетия они пришли и расселились в стране Субарту в среднем течении Тигра, в холмистых долинах его левых (то есть северных)  притоков – Большого и Малого Заба
      . Незадолго до них в Субарту с её древним местным населением – субареями – появились хурриты, чей язык был близок к урартскому. Есть предположение, что хуррито-урартская языковая семья родственна нахско-дагестанской ветви северокавказских языков, а среди живых языков этой ветви ближе всего к хуррито-урартской семье чеченский и ингушский.
      Семиты, придя в Субарту, основали здесь несколько самостоятельных общин-алумов («алум» в аккадском языке соответствует греческому «полис» или латинскому «цивитасас»):
       – НИНЕВИЮ (название, возможно, хурритское),
      – АШШУР (назван по имени восточно-семитского бога войны),
       – АРБЕЛУ («Арба или» – «Четыре бога»),
      и др.
      В их населении  присутствовали, вероятно, и субарейские, и хурритские, и аккадоязычные элементы. Важнейшим занятием этих городских алумов стала межрегиональная торговля. В середине III тысячелетия крупная торговля велась через государство Эблу, основанное около 3500 года. Язык эблаитов был семитским, но к какой группе он относился – неизвестно. Между 2500-м и и 2400-м годами Эбла вела столетнюю войну со своим восточным соседом – шумерским номом Мари: вначале марийский лугаль Са?уму захватил многие владения эблаитов, однако в середине XXV века до Р. Х. правитель Эблы Кун-Даму разбил Мари. Правитель Эблы именовался «малик»; этот титул и сегодня носят монархи Саудовской Аравии, Бахрейна и Иордании, на русский язык его переводят как «король».
      
      Западные семиты
      
      Западные семиты делились на две группы: северо-западную и южно-семитскую.
      Южно-семитская группа племён – предки АРАБОВ – осталась в Аравии. Во II тысячелетии до Р. Х. к этой ветви, относились жители древних государств Южной Аравии – Майны, Сабы, Катабана и Хадрамаута. Не исключено, что именно представители этой подгруппы в I тысячелетии до Р. Х. заселили Эфиопию.
      Северо-западная группа семитских племён двумя волнами расселялась в Сирии, на севере Месопотамии (севернее Ниневии и Ашшура) и в Ханаане – на восточном побережье Средиземного моря, там, где впоследствии возникнут Финикия и Палестина, а в наше время находятся Ливан и Израиль. Первыми известными представителями этой группы (в III-II тысячелетиях до Р. Х.) были кочевники-скотоводы, чьей первоначальной родиной считался горный массив Джебель-Бишри в Северной Сирии. Аккадцы называли этот горный массив АМУРРУ – Запад, а его обитателей – АМОРЕИ. Эти названия распространились сперва на все земли от Джебель-Бишри до большой излучины Евфрата на востоке, до Средиземного моря на западе и гор Ливана и юге, а позднее вообще на все земли к западу от Месопотамии – от Евфрата до Синая.
      
      ПЕРВЫЕ МЕСОПОТАМСКИЕ ИМПЕРИИ
      
      Человек, известный нам только под тронным именем Саргон (точнее, Шаррумкен или Шарру?кин – «Царь истинный»), происходил из захолустного селения на Евфрате. Он   принадлежал предположительно к восточно-семитскому роду, был сыном водоноса, но дослужился до садовника и чашника кишского лугаля Ур-Забабы. Шумерская легенда о Саргоне в сказочной форме повествует о его конфликтах с Ур-Забабой, а затем с Лугальзагеси, который, будучи одновременно энси Уммы и лугалем Урука, именовался «лугаль Страны». Приблизительно в 2316-2261 годах бывший садовник создал первую профессиональную армию и путём завоеваний сколотил обширное по тому времени государство, объединив под своей властью все номы Месопотамии и ряд соседних территорий на западе, населённых как шумерами, так и семитами.
      После победы над Кишем и Уруком Саргон обосновался в небольшом городке Аккаде и принял титул  «Лугаль Аккада»; при этом Аккадом стала называться вся северная часть Нижней Месопотамии). Кроме того, Саргону принадлежали титулы «Лугаль Страны» и «Лугаль Множеств», которые раньше носили гегемоны Нижней и Верхней Месопотамии, а также титул «Лугаль Киша» (по-аккадски «Шар Кишшатим»). И эти титулы стали передаваться по наследству; органы самоуправления алумов (полисов) – совет и народное собрание – были превращены в низовую администрацию. неродовитая царская бюрократия оттеснила старую родовую аристократию. Храмовые хозяйства подвластных номов были слиты с личными хозяйствами Саргона.
      ***
      Таким образом, первая месопотамская ИМПЕРИЯ появилась на семь столетий позже египетской. Так же, как в Египте, оформлено это было совмещением в одном лице титулатуры прежних региональных владык. Но в объединённом Египте власть фараонов с самого начала выглядит ЦАРСКОЙ: при ином её характере возведение гигантских пирамид было бы невозможно. ИМПЕРИЮ Саргона и его преемников назвать ЦАРСТВОМ, пожалуй, нельзя, она скорее походила на Римскую империю периода домината. Отличия домината от ЦАРСТВА не очевидны, но вполне реальны. В подобие восточной деспотии Римская империя всё-таки не превратилась: некоторые традиции самоуправления - причём достаточно широкого – в ней сохранились и были унаследованы средневековой цивилизацией Западной Европы.
      ***
      Наивысшего могущества созданная Саргоном империя достигла при его внуке Нарам-Суэне (2236-2200 гг.), именовавшем себя «Лугаль четырёх стран света». Мятежи в Месопотамии были подавлены, Нарам-Суэн совершил множество походов – на запад, в Амурру, где уничтожил Эблу, на север в Субарту, на восток в горы Загроса против Элама и  луллубеев. Однако уже к концу правления Нарам-Суэна на фоне глобальной засухи в его государстве появились свидетельства дезинтеграции экономики, начались вторжения кутиев (гутеев) – горных  племён неизвестного происхождения, населявших юго-запад современного Ирана. После смерти Шаркалишарри, внука Нарам-Суэна, правившего приблизительно в 2200- 2176 годах, кутии захватили практически всю Месопотамию.
      Их господство длилось несколько десятилетий. Потом сын вялильщика рыбы Утухенгаль, которого кутии поставили своим наместником, поднял восстание, изгнал захватчиков и стал лугвлем Урука, Шумера и Аккада. Он правил в 2112-2104 годах и в единственном числе представляет V династию Урука. А вот его зять Ур-Намму основал III династию Ура, под властью которой оказались весь Шумер (Ур, Урук, Эреду, Ларса, Адаб, Лагаш), часть области Аккада, часть Элама, земли на Среднем Тигре и за Тигром; на западе в зависимость от него попали сирийская Эбла и алумы Юго-восточной Анатолии – Алалах, Каниш и др.
      Примерно столетняя история III династии Ура является одним из наиболее документированных периодов древней истории. Согласно этим источникам, установленную ей хозяйственную систему можно сравнить только с коммунистическими экономиками XX века от Р. Х. Государственно-храмовое хозяйство и бюрократия разрастались. III династия Ура целиком огосударствила ремесло, полностью контролировало международную торговлю, ей принадлежала большая часть земли и сельскохозяйственного производства. Всё это сопровождалось обожествлением царя.
      Существует мнение, что правление III династии Ура – последний период ШУМЕРСКОЙ государственности, «ШУМЕРСКИЙ РЕНЕССАНС». Династия явно  подчёркивала своё шумерское происхождение и особенно чтила собственно ШУМЕРСКИЕ божества, а храмы на семитском севере жаловались на неуважение к своим богам. Государственным языком был шумерский (новошумерский) диалект, однако в быту он стремительно вытеснялся аккадским. 
      В правление царя Ибби-Суэна царство, охваченное мятежами, атаковали амореи. Ибби-Суэн продержался в Уре до 2004 года до Р. Х., когда амореи пропустили через занятые ими земли войска эламитов и субареев. Ур был захвачен и сильно разрушен. Между 2050-м и 1950-м годами до Р. Х. вновь была сожжена отстроившаяся Эбла (по некоторым догадкам, хурритами).
      
      СТАНОВЛЕНИЕ ВАВИЛОНА
      
      Ко времени III династию Ура относится становление ВАВИЛОНА (греческий вариант от аккадского названия Баб-Или – «Врата Бога») – города, который во II – первой половине I тысячелетия до Рождества Христова играл в истории Средиземноморского региона такую же важную роль, как Рим в последующие века.
      Первое достоверное упоминание города под именем Кадингирра («Врата Бога» –    шумерская калька аккадского названия) относится к аккадскому периоду; оно содержится в надписи царя вышеупомянутого Шаркалишарри (XXII век до Р. Х.). Вавилон в то время был одним из подчинённых городов Аккадской державы. При д III династии Ура ном  Кадингирра был одной из провинций, управлявшейся урским наместником-энси и платившей Уру ежегодный налог  - «ба?ла». Когда в конце XXI века Царство III династии Ура пало, Кадингирра-Василония наряду с другими его провинциями обрела независимость.
      
      СЕМИТИЗАЦИЯ БИБЛА
      
      В Сирийской степи между Ханааном и междуречьем Евфрата и Тигра кочевали скотоводческие племена сутиев, принадлежавшие к северо-западной группе семитов. . Северные сутии к концу III тысячелетия расселились в Сирии и верховьях Евфрата, смешавшись с эблаитами, и на них распространилось название амореи. А южные сутии осели на восточном побережье Средиземного моря, в северной части Ханаана, которую позже стали называть Финикией. На новых местах их основным занятием первоначально было рыболовство.   
      Торговый город Библ располагался на берегу Средиземного моря в 32 км к северу от современного Бейрута. Его население ко времени появления сутиев по каким-то причинам покинуло город, так что пришельцам не пришлось никого оттуда изгонять. Новые жители дали городу название Гебал, или Гевал. Почти сразу после поселения они окружили город мощной стеной с двумя башнями, охранявшими два входа в город – с суши и с моря, а несколько позже у источника в центре города воздвигли два храма своим важнейшим божествам — Баалат-Гебал (Госпоже  Гебала) ) и, по-видимому, богу войны Решефу. От центра лучами шли улицы, застроенные домами на каменных фундаментах. Внутри некоторых домов имелись довольно большие помещения, потолки которых поддерживались специальными деревянными колоннами на каменной базе. По улицам проходили дренажные канавы, позволяющие содержать город в относительной чистоте.
      Поселившись на морском берегу, выходцы из аравийских пустынь каким-то образом превратились в мореходов, унаследовав торговые традиции древнего Библа. Семитский Библ тоXXIрговал с Египтом лесом и папирусом. Впоследствии греки называли папирус «библос», от этого же корня образованы слова «библия» и «библиотека». По представлениям древних египтян, именно в Библе богиня Исида нашла тело убитого Осириса.
      Примерно в XXI веке до Р. Х. в Библе по неясным причинам в огне пожара гибнет храм Баалат Гебал, торговое мореплавание между Египтом и Библом надолго прерывается.
      
      РАЗДЕЛЕНИЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ В ЕВРОПЕ    
      
                Культура шнуровой керамики             
      
      Вероятно, за несколько десятилетий до гибели Библа то ли с Дуная, то ли из Северного Причерноморья на Балканский полуостров накатывает очередная волна воинственных индоевропейских скотоводов. Около XXII века гибнет в огне Лерна на восточном побережье Пелопоннеса.
      В Западную Европу на протяжении ряда столетий индоевропейцы продвигались двумя потоками. Крупнейший российский лингвист и антрополог Вячеслав Всеволодович Иванов так сформулировал ход их вторжения: «Это был тотальный геноцид. Убивали всех: женщин, детей». Однако в целом в сравнении с населением «Старой Европы» захватчиков было немного, поэтому их генетический материал не сильно сказался на внешнем виде европейских старожилов: на севере пришельцы растворились среди светловолосого нордического населения, которому навязали свои наречия. Другие индоевропейские племена, идя вверх по течению Дуная и дальше к западной оконечности Европы, смешивались с «чистыми» кроманьонцами и смуглыми брюнетами средиземноморской расы.
      Однако развитие индоевропейских языков, похоже,  происходило «не в такт» с  расовыми процессами. 
      В период, который датируется более чем приблизительно, – между 3200-м и 1800 годами до Р. Х. – на обширных территориях Скандинавии, а также Центральной и Восточной Европы от Нижнего Дуная до Франции была распространена Культура шнуровой керамики (другое название – Культура боевых топоров). В генах людей этой культуры присутствовали оба основных субклада Y-хромосомной гаплогруппы R! –  R1a (M17), чаще всего встречающийся у современных славян, балтов и членов высших каст Индии, и R1b (M343), характерный для сегодняшних жителей Западной Европы (прочие варианты встречаются исключительно редко).
      
                Кельты
      
      С Культурой шнуровой керамики связывают этногенез кельтов и, возможно, славяно-балтов.
      Первая волна носителей R1b предположительно несла в большом количестве линии R1b-L21 (R1b1a2a2a1a2c), которые сейчас встречаются повсюду в Западной, Северной и Центральной Европе. В отличие от жителей «Старой Европы», у завоевателей было бронзовое оружие и колесницы.
      Полагают, что к 2300 году до Р. Х. предки итало-кельто-германских народов с R1b достигли территории современной Северной Германии, около 2200 года – современных Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, к 2100 году – Великобритании, к 2000 году – Ирландии, к 1800 году – Иберийского (Пиренейского) полуострова; в Швейцарию, Южную Германию и Эльзас гаплогруппа R1b прибыла между 2800-ми и 1800-ми годами до Р. Х Согласно палеогенетическим исследованиям, носители R1b были потомками кочевников из Понтийско-Каспийской степи, принадлежавших к Ямной культуре.
      Первой протокельтской линией R1b, которая из Центральной Европы достигла Франции и Пиренейского полуострова, вероятно, была DF27 (R1b1a1a2a); она распространилась по всей Франции, но в большем количестве направлялась на юг.
      В Иберии кельты около 500 лет жили бок о бок с местным населением, однако не смешиваясь с ним. Но потом на коротком отрезке времени жители полуострова стали примерно на 40 % генетически похожи на степняков. Замена Y-хромосомы, передаваемой по отцовской линии, ещё более заметна: гаплогруппы Y-хромосомы I*, I2a1 и G2a у мужчин полуострова заменились на R1b. Замена X-хромосомы, которая передаётся по материнской линии, тоже произошла, но в гораздо меньшем масштабе. Иными словами, пришельцы часто брали в жёны местных женщин. Авторы исследования, получившие эти результаты, считают, что они не означают истребления или изгнания пришельцами коренного населения Иберии (особенно мужчин), но придумать другое объяснение происшедшему сложно.
      (В настоящее время испанцы и португальцы имеют в целом около 25% примеси степняков).
      Высказывались предположения, что с приходом кельтов на Пиренейском полуострове уже до 1800 года до Р. Х. утвердился бронзовый век. Однако на стоянках культур Эль-Аргара и Лос-Мильяреса на юго-востоке полуострова (с отдельными ответвлениями в Кастилии) до 1700 года, а в Эстремадуре и южной Португалии до 1500 года до Р. Х.из бронзовых изделий не обнаружено ничего, кроме нескольких кинжалов или топоров – возможно, привозных. Поэтому люди этих культур не могут считаться настоящими обществами бронзового века. Иберия (особенно западная половина полуострова) стала полноценным обществом бронзового века не ранее XIII века до Р. Х.
      
                Германцы
               
      Предки германцев к Культуре шнуровой керамики, видимо, отношения не имели. Основная протогерманская ветвь индоевропейского филогенетического древа – субклад R1b- U106 (R1b1a1a2a1a1), также известный как S21 и M405. В период с 1700-го по 500 год до Р. Х. возникла Культура Скандинавского бронзового века, в которой R1b-U106 более чем тысячелетие смешивалась с предшествующими скандинавскими популяциями, представленными гаплогруппами I1, I2-L801 и R1a-Z284 (R1a1a1b1a3). Сейчас R1b-U106 встречается в высоких концентрациях в Нидерландах и на северо-западе Германии.
      
                Славяно-балты
      
      Что касается славяно-балтов, то они, как считают, выделились из индоевропейской общности на рубеже III-II тысячелетий до Р. Х. Их прародину, то есть область, где это обособление произошло, определяют по-разному, но чаще всего её помещают в бассейне нижнего течения Немана и Западной Двины (Даугавы) или в бассейнах Вислы и Одера.
      Однако археологические культуры, имеющие балто-славянские черты, датируются самое ранее I тысячелетием до Р. Х. и локализуются на территориях современных прибалтийских государств, Белоруссии и Украины.
      \
      ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В НАЧАЛЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Р. Х.
      
                Ашшурцы в Малой Азии
      
      В X-VIII тыс. до Р. Х. Малая Азия (Анатолия) была самым развитым регионом Средиземноморья. Тому, что произошло в дальнейшем, трудно подобрать определение. Население, безусловно, росло, но города в Чатал-Хююке, Чайоню и Хаджиларе в VII-VI тыс. исчезли. Социальное равенство сменилось повсеместным господством знати. Развитие технологий НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ограничивалось несколько более широким использованием меди. Обитатели горных долин воевали друг с другом: их маленькие посёлки были окружены толстыми стенами, напичканы оружием и носят следы пожаров. Более крупные населённые пункты появляются позже в западной части полуострова: в IV тысячелетии – Бейджесултан с большим дворцом, перед входом в который посетители совершали омовение, в III тысячелетии – знаменитая Троя близ пролива Дарданеллы.
      В конце IV тыс. до Р. Х. в Анатолию с Кавказа вместе с Куро-Араксской культурой проникла металлургия бронзы.
      Анатолия оставалась дописьменной, пока не попала в XXIV веке до Р. Х. в сферу влияния Аккадской империи Саргона и его преемников, заинтересованной в экспорте различного сырья. При III династии Ура с её государственной внешнеторговой монополией связи Месопотамии с Малой Азией, похоже, заглохли, но после её падения их возобновили купцы торговых полисов северо-востока Месопотамии – Ниневии, Арбелы и особенно Ашшура. Эти купцы совмещали роль тамкаров (снабженцев своих городских властей) с собственными торговыми и финансовыми операциями. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям через верхне-месопотамские степи, купцы Ашшура проникли в Малую Азию. Вероятно, этот полуостров в начале II тысячелетия до Р. Х. была удобна для транзитной торговли благодаря относительно безопасным дорогам и в то же время отсутствию сильных государств, способных строго следить за сбором налогов. Уже к 1960 году до Р. Х. ашшурцы основали рядом с анатолийскими городками карумы – небольшие торговые колонии, платившие налоги местным правителям. Главным центром сети карумов стал древний город Каниш. Были также более мелкие торговые фактории, которые назывались мабарту (ед. ч. мабартум). Число карумов и мабарту, вероятно, составляло около 20.
      
                Месопотамия после III династии Ура
      
      К рубежу III-II тысячелетий шумерский язык был вытеснен из разговорной речи семитским аккадским языком. В частности, изменились имена богов: Ану стал зваться Анум, Энлиль – Эллиль, Энки – Айя,  Инанна – Иштар, Нанна – Суэн, Уту – Шамаш, и т. п. В месопотамский пантеон вошёл и чисто семитский бог Не?ргал. Предполагают, что в аккадской традиции шумерский титул n?-eri-gal эволюционировал в имя Нергала – владыки преисподней, бога-воителя, насылающего эпидемии, но также и астрального божества – олицетворения планеты Марс, и ещё бога плодородия. Нергала также связывают с шумерским богом-быком из города Куты, расположенного к северо-востоку от Вавилона.
       Однако шумерский язык продолжал использоваться в качестве языка религии, администрации и обучения вплоть до Рождества Христова.
      После падения III династии Ура в Месопотамии стали массово расселяться племена амореев – жителей Амурру. Гегемония в регионе перешла к I династии Исина, власть которой распространилась в направлении Ниппура, Дильмуна, Элама, Ура и Дёра. После 1924 года до Р. Х. Исин начал терять влияние, уступая доминирование в регионе правителям Ларсы – шумерского полиса с аморейской правящей династией. Лугаль Ларсы Рим-Син около 1794 года до Р. Х. завоевал Исин. Власть Рим-Сина признавали правители Вавилонского нома, который столетием раньше основал аморейский вождь Суму-абум и который к 1800 году стал центром юга Месопотамии, подконтрольного Ларсе.
      Из населения Верхней Месопотамии – семитов (аккадцев и амореев) и хурритов – в  начале II тыс. до Р. Х. сформировалась ассирийская нация. Древние ассирийцы говорили и писали на особых (ассирийских) диалектах аккадского языка.
      
                Приход хеттов и лувийцев в Малую Азию
      
      Около 1800 года до Р. Х. обитавшие где-то на Балканах индоевропейские племена несили (иначе канесили) и лувийцев переселились в Малую Азию. Они покорили хаттов, живших на востоке полуострова, а соседние народы, как это не раз бывало в истории, перенесли на них прежнее название – хетты. Захваченный ими Канищ, переименованный в Несу, остался крупным центром международной торговли. Хетты заимствовали у ассирийских колонистов-купцов клинопись и создали несколько номов: Пурусханда, Амкува, Куссар, Хатти, Каниш и др. Сначала среди них доминировала Пурусханда, позже Куссар. В 1-й половине XVIII века князь Куссара Аниттас основал обширную державу, позднее известную под именем о Хатти. Правители Хатти именовались «тапарнас» по имени одного из них, правившего приблизительно в 1680-1650 годах. (Так позднее римские императоры звались «Цезарями» и «Августами»).
      . Хеттские короли правили, опираясь на народное ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составлявших в то же время войсковое народное собрание –  панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет – «тулия», нечто вроде старшей дружины из представителей родовой аристократии. Важную роль играли члены королевского рода — братья короля, его сыновья, зятья и прочие свойственники. По древней традиции преемником царя, как правило, делался сын его сестры.
      В области государственного устройства Хатти была типичным феодальным королевством. Хеттские короли не меняли в покорённых странах правителей, довольствуясь вассальной присягой, и даже не мешали им передавать власть по наследству. Вассалы лишались только  самостоятельности в проведении внешней политики, но и в этом вопросе бывали исключения. Если вассал был предан Хеттской державе, его допускали к общеимперскому управлению, и он участвовал в принятии важнейших решений. По мнению Франка Штарке из Тюбингенского университета, Хеттская держава в некотором смысле была не царством, не империей, а «Соединёнными Штатами Азии».
      Позднее хетты сменили официальный аккадский диалект на свой родной язык, а шумеро-аккадскую письменность на другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов.
      
                Шамши-Адад и возвышение Вавилона при Хаммурапи
      
      Амореи в течение XX-XIX веков до Р. Х. постепенно захватили престолы в номах Средней и Нижней Месопотамии, а к западу от них образовали государство Ямхад, занимавшее территорию от большой излучины Евфрата до озера Амик в южной  Анатолии; его главными городами были Алалах и Халеб (Алеппо), некогда входившие в состав государства Эблы.
      Аморейский вождь Шамши-Адада создал обширную державу, в которую около 1807 года вошёл Ашшур. Шамши-Адад принял титул ишшакума Ашшура (нечто вроде принцепса в Римской империи) и отреставрировал в нём главный храм. Царство Мари со столицей Табету (совр. Телль-Табан в Сирии) Шамши-Адад захватил и посадил там на трон своего сына, с Вавилоном и Эшнунной был заключён мир. На всей территории царства Шамши-Адада староассирийская клинопись была отменена, вводилась вавилонская письменность на средне-евфратском диалекте, которой пользовались в Мари. Самоуправление в захваченных полисах было фактически упразднено, деятельность городских советов сведена к одобрению указов правителя. Был положен конец ассирийской беспошлинной торговле; верхне-месопотамские торговые пути опустели, ассирийские колонии-карумы на востоке Малой Азии пришли в упадок. Не покорился Шамши-Ададу только Ямхад, к нему примкнули Эшнунна и Вавилон.  В первой четверти XVIII века под их ударами держава Шамши-Адада распалась, сам он умер в 1775 году;  ассирийские писцы впоследствии считали Шамши-Адада одним из своих правителей и тщательно хранили память о нём. 
      Смерть Шамши-Адада позволила вавилонскому царю Хаммурапи (правил примерно с 1793 года) собрать разрозненных полисы под свою руку. Он завоевал Ашшур, Мари, Эшнунну, но вторжение в Среднюю Месопотамию касситов – племён неизвестного происхождения с северо-запада Элама – прервало связь Ашшура с Вавилоном. В Ашшуре было в*осстановлено самоуправление, но в международных делах он утратил влияние.
      С именем Хаммурапи связано возвышение Вавилоннии, унаследовавшей культуру Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный аккадский, а вышедший из употребления шумерский язык долго сохранялся как культовый.
      
                Хурриты: Аррапхэ
      
      К югу от Малого Заба начинается земледельческий район, орошаемый другими левыми притоками Тигра – Адхаймом и Диялой. Этот район, в свою очередь, разделяется на две части горной грядой Хамрин; к северу от неё расположены районы предгорий, сходные в природном отношении с исторической Ассирией. Эта область имела первоначально центром город Гасур со смешанным населением – шумеры, аккадцы и носители прототигридских (дошумерских) языков). К началу II тысячелетия до Р. Х. жители Гасура полностью перешли на аккадский язык, а после хурритского завоевания около XVIII-XV/II вв. до Р. Х. Гасур,// как и расположенный рядом город зАл-Илани («Город богов» – совр. Иракский Киркук) вошёл в состав хурритского царства Аррапхэ.
      
      ЭГЕЙСКИЙ МИР: МИНОЙЦЫ, ФРИГИЙЦЫ И ЭЛЛИНЫ
      
      В начале II тысячелетия неожиданный рывок совершают обитатели Крита – большого гористого острова в 100 км к югу от материковой Греции. До этого здесь не было никаких признаков городской жизни. И вдруг на коротком отрезке времени после 1950 года . в Кноссе, Маллии, Фесте возникают дворцовые комплексы в несколько этажей, с водопроводом, канализацией, ванными и бассейнами, – подобия того дворца, что существовал ещё в IV тысячелетии в малоазиатском Бейджесултане.
      Скороспелую критскую цивилизацию принято называть минойской по имени царя Миноса. Согласно греческим преданиям, Минос был сыном Зевса и финикийской принцессы Европы (отсюда и название этой части света), которую Зевс, превратившись в белого быка, похитил и утащил на Крит. Язык минойцев в самом деле напоминал финикийский, однако в их культуре и религии находят следы влияний Сардинии, а также пеласгов, которые жили на Балканах до прихода греков.
      . Минойская цивилизация была многоликой (как, впрочем, почти любая другая). Одни восхищаются «лучезарным» характером её дворцовых фресок, изображающих красоток с голой грудью и атлетические игры, в которых женщины участвуют наравне с мужчинами. Другие анализируют сохранившиеся глиняные таблички, из которых следует, что в хозяйстве кносского дворца трудились за скудный паёк такие же рабочие отряды, как в Египте и Междуречье. Причём отряды эти были по преимуществу женскими, и рядом с матерями в них работали малолетние дети.
      ***
      Огромное значение для судеб не только Эгейского мира, но и всей Европы имел ПРИХОД НА БАЛКАНЫ ЭЛЛИНОВ – АХЕЙЦЕВ, ИОНИЙЦЕВ И ЭОЛИЙЦЕВ.
      Эллинские племена на Балканах первоначально жили в Фессалии, на северо-востоке современной Греции. Эолийцы там и остались; ионийцы позднее расселились в Аттике, на юго-востоке центральной Греции, а также на островах Эгейского моря, за исключением Лесбоса, Родоса и Тенедоса. Что качается ахейцев, то они продвинулись на полуостров Пелопоннес (преимущественно в его северо-восточную область Арголиду) и на западное побережье Малой Азии. Малоазиатские ахейцы образовали государство Аххияву, а на Пелопоннесе они попали под власть критян.
      Согласно греческим преданиям, Миносу служил великий мастер Дедал, построивший знаменитый Лабиринт. Ахейцев Минос заставил платить дань юношами и девушками, которых якобы скармливали жуткому чудовищу Минотавру, жившему в Лабиринте. Данные археологии подтверждают, что эллинские племена ахейцев не только подчинялись минойцам, но и подражали им (добровольно или вынужденно – другой вопрос), также как сами минойцы подражали египтянам. Правда, дворцы в ахейских городах Пелопоннеса – в Микенах, Пилосе и Тиринфе, в отличие от критских, были окружены мощными стенами, но их тоже обслуживали женские рабочие отряды, а остальное население поставляло в дворцовые хозяйства скот, зерно и лён. Подобно фараонам и царям III династии Ура, ахейские князьки-басилеи монополизировали (сами или по приказу в Крита) основные ремёсла и строго контролировали расход сырья и продукции.
      НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ВОЗНИКАВШАЯ НА РАЗВАЛИНАХ «СТАРОЙ ЕВРОПЫ», КРОИЛАСЬ ПО ЛЕКАЛА ЕГИПЕТСКИХ ФАРАОНОВ И ЛУГАЛЕЙ III ДИНАСТИИ УРА.
     На Балканы эллины пришли вместе с предками фригийцев. Их языки лингвисты объединяют в греко-фригийскую ветвь индоевропейских языков; её выделение из индоевропейского языкового единства произошло около 1800-1400 годов. Прото-фригийцы на Балканах заняли территории современной Македонии к северу от Фессалии.
            
      Минойская цивилизация сильно пострадала в результате извержения вулкана Санторин на острове Фира, которое датируется промежутком между 1628-м и 1500 годами до Р. Х. Вулканический взрыв породил сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это событие, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды. Однако минойские владыки справились с последствиями катастрофы, вызванной извержением Санторина. В последующее столетие они даже расширили своё влияние, распространив его на Кикладские острова и побережье Малой Азии, Сицилии, Италии и Пиренейского полуострова.
      Минойская цивилизация погибла в огне пожаров, уничтоживших критские дворцы около 1450 года до Р. Х. Возможно, пожары были связаны с вторжением с материка греков-ахейцев, сбросивших наконец власть минойцев. Гомер среди некоренных жителей Крита упоминает и пеласгов, однако неясно, прибыли они вместе с ахейцами или же раньше. Большинство дворцов так и не возродилось, однако Кносс продолжал функционировать.
      С крушением Минойской державы и на Крите, и на подвластных ему землях ахейцев рушится (возможно, далеко не сразу) общественное устройство, скопированное с египетского – с госхозами, рабочими отрядами и централизованным распределением продукции.  Назначенные критскими владыками управляющие-басилеи превращаются в самостоятельных царьков (то же самое в конце 1980-х годов от Р. Х. произошло в России с «красными директорами»), но рабочих отрядов у них уже нет, и их жёны вместе со своими домашними рабынями сами стирают бельё. Египтом и Месопотамией здесь уже не пахнет; возникает почва для принципиально иной цивилизации.

      .
      УПАДОК ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
      
      \О темнокожих дравидах, создавших индские культуры, практически ничего неизвестно, их письменность не расшифрована. Поэтому, в отличие от Египта и Месопотамии, о долгой политической истории Индской цивилизации мы ничего не знаем. Цивилизация эта пережила расцвет в 2600-1900 годах до Р. Х., после чего начался упадок, что связывают с засухой (которая, правда, пришлась именно на период расцвета – 2200-е годы) и с нашествием индоевропейцев.
      
      ЕГИПЕТ С ГИКСОСАМИ И БЕЗ
      
      В XVIII-XVI веках до Р. Х. Нижний Египет захватили пришедшие из Сирии племена, известные под именем гиксосов. Основу их, как полагают, составляли амореи, к которым присоединились хурриты и хетты. Пришельцы сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила.
       Изгнать гиксосов и объединить Египет удалось правившим в Уасете (греч. Фивы) верхне-египетским фараонам Камосу (пал в битве) и его преемнику Яхмосу I, правившему приблизительно в 1550- 1525 годах до Р. Х. и основавшему XVIII династию обще- египетских фараонов.
      При XVIII династии Древний Египет достиг пика своего государственного, экономического и культурного развития. Фараону Тутмосу I (конец XVI века до Р. Х.) впервые удалось выйти на Евфрат, где он поставил свою стелу с надписью, определяющей северную границу его владений (впрочем, чисто номинальную). Его преемники, прежде всего Тутмос III, правивший в XV веке до Р. Х. (точные датировки спорны) утвердил господство Египта в Ханаане и Сирии; тамошние князьки писали фараонам доносы друг на друга, клялись в верности и клянчили золота, которого, по их представлениям, у египетских владык было что песка на берегу. Срана Куш (Нубия) до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.
      
      ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРЬЕВ
      
      Ямная культура – прародина наводнивших Европу индоевропейцев с гаплогруппой R1b, в 3300-2600 годы до Р. Х. занимала территорию от южного Приуралья на востоке до Днестра на западе. А прародиной индоевропейцев с субкладом R1a, которые двигались в причерноморско-прикаспийские степи, в Месопотамию, Иран и Индию, была восточная соседка и младшая современница ямников – южноуральская Синташтинская культура III-II тыс. до Р. Х., Преемницей синташтинцев была Андроновская культура XVI-XII веков до Р. Х., занимавшая территорию от Южного Урала и Волги до горных систем Копетдага (Туркменистан), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шаня (Киргизия).
      Поскольку разделение R1a и R1b произошло примерно за 17 тысяч лет до образования Ямной и Синташтинской культур, можно предположить, что либо предки синташтинцев и ямников всё это время жили бок о бок, либо одни заимствовали у других праиндоевропейский язык.
      Предки индоевропейцев, завоевавших Иран и Индию, называли себя арья, отсюда первоначальное название Ирана – Арьяна; сейчас их принято именовать индоиранцами. Разделение двух основных индоиранских ветвей – иранской, осевшей в Иране, и индоарийской, ушедшей на полуостров Индостан, датируется примерно началом II тыс. до Р. Х.
      В XVIII-XVII веках до Р. Х. у арьев появляются бронзовое оружие и лёгкие конные колесницы – самое страшное оружие той эпохи. Они начинают устраивать набеги на южных соседей, захватывая добычу и угоняя скот. Часть их то ли из Закавказья, то ли из Приуралья переместилась в причерноморско-прикаспийские степи; среди их потомков известны киммерийцы, скифы, сарматы и аланы.
      
      КАССИТЫ В ВАВИЛОНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ МИТАННИ
      
      В 1742 году до Р. Х., при преемнике Хаммурапи Самсу-илуне, на Вавилонию с гор Загроса обрушились племена касситов. Одна из групп касситских племён продвинулась в Северную Месопотамию и вышла к притоку среднего Евфрата Хабуру. Несколько ниже впадения Хабура в Евфрат на месте Мари было воссоздано старое государство Хана (аккадское название – Кардуниаш) с центром в городе Терке. Воцарившаяся здесь династия, по-видимому, первоначально была аккадско-аморейской и лишь опиралась на вооружённые силы касситов. Но затем касситы захватили власть и сделались царями.
      Арьи не позднее 1700 года появились в Маргиане (Мерв в Туркмении); а затем они достигли Ассирии на западе и Пенджаба на востоке. Начальное расселение индоариев в Индии датируется периодам около 2000-1800 либо около 1700-1400 годов до Р. Х. По мере того, как со 2-й половины XVIII века под ударами амореев и касситов рушилась Вавилонская держава, индоиранцы овладели Северной Месопотамией и прилегающими к ней областями, образовав царство Митанни, или Маитани (ещё одно название – Ханигальбат). Разговаривали в Митанни большей частью по-хурритски и по-аккадски, но цари наряду с хурритскими носили и индоиранские имена, а договоры с хеттами скрепляли клятвой арийским богам Митре, Варуне и Индре.
      К концу XVII века до Р. Х. Вавилония начала постепенно восстанавливать свое могущество и около 1630 года захватила Ханейское царство, распространив свою власть на долину среднего Евфрата. К этому времени вавилонская династия настолько оторвалась от аморейской племенной среды, из которой когда-то вышла, что самоуправляющиеся аморейские племена, по-прежнему жившие в Вавилонии под властью ее государей, стали теперь рассматриваться как особое сословие «амореев», отличное от прочего населения – «аккадцев.
      
      ФИНИКИЙЦЫ И ПУРПУР
      
      Семитоязычные племена южных сутиев, расселившиеся в северной части Ханаана, научились изготавливать из моллюсков пурпур, высоко ценившийся в странах Леванта. Позже греки назвали эти места Финикией («Фойникес» по-гречески означало «Страна пурпура»). Главными центрами пурпурной промышленности стали древний финикийски город Сидон (совр. Сайда в Ливане), известный как важный торговый и культурный центр по крайней мере с XV века до Р. Х., и Тир (Сурру, Цур), основанный на прибрежном островке сидонянами и превратившийся в конкурента Сидона. Пурпурные ткани из Тира считались самыми красивыми и качественными – их можно было стирать и подолгу носить, краска не линяла и не выгорала на солнце. Тирский пурпур ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости и дефицита красителя. Из 1 килограмма красителя-сырца после выпаривания оставалось всего 60 граммов красящего вещества. А для окраски 1 килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более 3 килограммов красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть не менее 30 тысяч моллюсков. В античном мире пурпурные ткани всегда оставались предметами роскоши. В окрестностях Сайды вбыла найдена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков, простиравшаяся на 120 метров в длину, а в высоту достигавшая 8 метров и содержавшая свыше 200 тысяч кубометров раковин.
      Сидон помимо пурпура славился стеклянными изделиями. Библ, Сидон, Тир и другие финикийские портовые полисы представляли собой нечто вроде конституционных монархий с ожесточённой борьбой знатных родов и жуткими человеческими жертвоприношениями. На языке, сходном с финикийским, говорили и в Угарите, торговавшем металлами, древесиной, лошадьми, зерном, вином и оливковым маслом. Дворцовый комплекс Угарита занимал целый гектар.
      
      СВЕРХДЕРЖАВЫ ЛЕВАНТА
      
      Во II тысячелетии до Р. Х. весь цивилизованный мир помещался в Леванте – регионе Восточного Средиземноморья, к которому сейчас относят Турцию, Сирию, Ливан, Израиль, Иорданию, Египет и Кипр. Учитывая, что что средства передвижения ограничивались на суще лошадьми и верблюдами, а на море – гребными судами с парусом или без него, тогдашний Левант для населявших его людей был куда более обширным, чем вся наша планета при наличии авиасообщения. И, как и сегодня, в том мире имелись свои сверхдержавы, боровшиеся за гегемонию. Основными из них в середине II тысячелетии до Р. Х. были:
      – Египет, где за полторы тысячи лет под властью фараонов в нильской долине образовалась единая нация с общими традициями и общим самосознанием;
      – Хатти, феодальное королевство с остатками родового строя, созданное в восточной части Малой Азии индоевропейцами-хеттами, мигрировавшими с Балкан на рубеже III-II тысячелетий до Р. Х.;
      – Митанни, основанное к северу от Ашшура только в середине XVII столетия до Р. Х.; создали Митанни арьи, но доминировали там хурриты, а большую долю населения составляли аккадские семиты.
      
                Гегемония переходит от Митанни к Хатти
      
      Наиболее могущественным государем Митанни был Саусададаттар, правивший в середине XV века до Р. Х. и носивший титул «царя Маитани, царя воинов хурри». Ему подчинялись многие города восточной Анатолии, в том числе аморейский Алалах, и хурритское царство Аррапхэ на Тигре. Ашшур становится вассалом Митанни, митаннийский посол заседает в городском совете старейшин.
      В Хатти около 1460 года до Р. Х. к власти пришла новая династия, представители которой возобновили походы в Сирию. При царе Суппилулиумасе I (по разным датировкам, правил между 1380-м и 1335 годами до Р. Х.) хеттам удалось победить Митанни и Египет, завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до Ханаана. На завоёванных территориях на севере Сирии и Месопотамии были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиумас I назначил своих младших сыновей.
      
                Изоляционизм Египта и реформа Эхнатона
      
      Международное положение Египта пошатнулось при инертном фараоне Аменхотепе III, совершившим единственный военный поход – в Нубию. Однако внешне в его правление Египет находился на вершине могущества. Цари Митанни и Вавилонии заискивали перед ним и неоднократно слали в его гарем своих сестёр и дочерей. Сиро-ханаанские князьки по-прежнему унижались перед фараоном и клялись в верности, но некоторые из них плели заговоры против египетской власти. 
      Фараон Аменхотеп IV, сын Аменхотепа III, попытался сокрушить могущество жрецов старых богов, прежде всего наиболее чтимого – Амона, покровителя верхне-египетского города Фивы (Уасет, совр. Луксор), бога воздуха и чёрного небесного пространства, чей образ слился к этому времени с богом Солнца Ра (Амон-Ра). Оставив в качестве единственного божества Атона – воплощение Солнечного диска, также отождествляемого с Ра. Аменхотеп IV объявил себя сыном Атона, принял имя Эхнатон («Полезный Атону») и построил новую столицу – Ахетатон. Имена прочих богов стирались из надписей вместе со словом «бог», чтобы у египтян исчезла сама мысль о том, что можно почитать кого-то кроме Атона и его сына-фараона.
      Как ни странно, обожествление фараона сопровождалось отказом от традиционно помпезного стиля его в его изображениях: на новых статуях Эхнатон выглядел более чем реалистично, на грани карикатуры. Вообще же египетская скульптура периода правления Эхнатона предвосхищает работы Фидия, Лисиппа и Праксителя, живших на тысячу лет позже.
      Вероятно, все ресурсы Египта уходили в это время на внутреннюю борьбу; в Ханаан и Сирию перестали посылать войска и дары, в результате тамошние правители начали выходить из-под контроля Египта. Ко времени правления Эхнатона относится первое письменное упоминание о финикийском Тире: правитель Тира с именем-титулом Абимилки («Мой отец – царь») тщетно просил у Эхнатона помощи против правителя Сидона Зимриды и его союзников – амореев и хапиру (бродячих разбойничьих шаек). Абимилки жаловался, что враги отрезали островной Тир от его материковых владений, затруднив доставку пресной воды и дров (питались тиряне, видимо, морской рыбой). 
      Эхнатон правил 17 лет и скончался где-то между 1353-м и 1336 годами до Р. Х. Полководец Хоремхеб, занявший престол между 1335-м и 1305-м годами, уничтожил культ Атона, разрушил Ахетатон и памятники своих предшественников – Эхнатона, Эйе и Тутанхамона. Прежние боги были восстановлены в правах, а Эхнатон как фараон-отступник вычеркнут из истории Египта, его имя стиралось из надписей, его изображения уничтожались.
      Не имея наследников, Хоремхеб передал престол своему сподвижнику – полководцу и визирю Парамесу, принявшему имя Рамсеса I.
      
                Успехи Рамсеса II
      
      Хеттский тапарнас Мурсилис II заключил с Хоремхебом равноправный мир, приведя Хеттское царство к вершине могущества. Но в следующем поколении между хеттским государем Хаттусилисом III и египетским фараоном Рамсесом II (внук Рамсеса I, правивший приблизительно в 1279-1213 годах) возобновилась борьба за Сирию и Ханаан. Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше на западе современной Сирии, которую датируют от 1300-го до 1269 года до Р. Х. В итоге большая часть Сирии и Финикии вернулись под полный контроль египтян, между империями был заключён мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона (то есть отправилась в его гарем). Было также заключено перемирие между Хатти и ахейским государством Аххиява, занимавшим западную часть Малой Азии. Ассирия тем временем вернула себе контроль над Верхней Месопотамией, на которую раньше претендорвали египтяне.
      С рубежа XIV-XIII веков угрозу для Египта представляли расселившиеся в Леванте кочевники-шасу. Рамзес II преследовал их до Моава (область между Мёртвым морем и Сирийской пустыней), где он основал крепость. Все городские центры вдоль приморской т. н. «Дороги Хора» – Газа, Ашдод, Ашкелон, Акко (Акра) и Яффа – были разрушены и не заселялись вновь около тридцати лет.
      
                Гибель Митанни и возвышение Ассирии
      
      Митанни, зажатое между Египтом и Хатти и раздираемое усобицами, дожило до середины XIII века. Повествование о его династических распрях читается как авантюрный роман. В результате хетты с запада, а ашшурцы с юга всё дальше продвигались вглубь Митанни, которое около 1250 года до Р. Х. было между ними разделено.
      Ашшур, избавившись от Митанни, возобновил торговую и военную экспансию. Завоевания Ашшур-убаллита I (правил ок. 1365-1329 гг.) и Тукульти-Нинурты I (сын Салманасара I, правил ок. 1244-1207 гг.,) превратили Ашшурское государство в одну из великих держав. С этого времени под Ассирией начинает пониматься не только сам Ашшур, но вся его историческая область на Среднем Тигре.
      Хурритское царство Аррапха, у которого единоплеменное Митанни было единственным союзником в регионе, также оказалось под властью ассирийских царей, а затем было завоёвано Вавилонией.
      ТАК ХУРРИТЫ УТРАТИЛИ СВОИ ПОЗИЦИИ В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ И ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ РАСТВОРИЛИСЬ СРЕДИ ОКРУЖАЮЩИХ СЕМИТОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ.
      В ту же \эпоху на Армянском нагорье – между Малоазиатским нагорьем на западе и Иранским нагорьем на востоке, на стыке современных Турции, Армении, Ирана, Азербайджана и Грузии, – существовала страна Урарту (Уруатри) с преимущественно хурритским населением. Самое раннее упоминание об Урарту содержится в надписях ассирийского царя Салманасара I (правил около 1280-1261 годов до Р. Х. Как и другие ассирийские владыки, Салманасар I ходил с войском грабитьэту горную страну. Предполагают, что именно ассирийские грабежи побудили урартские племена консолидироваться сначала в союз, а потом и в уентрализованное государство. Но это, видимо, произошло значительно позднее – в IX веке до Р. Х.
      


Рецензии