Грушин Пётр Дмитриевич. Конструктор ракет

       Пётр Дмитриевич Грушин (2(15) января 1906 год, Вольск - 29 ноября 1993 год, Москва) - советский и российский учёный, авиаконструктор и конструктор в области ракетной техники, академик АН СССР (1966), член КПСС (1966-1986).

     Родился 15 января 1906 года на окраине города Вольск Саратовской губернии. Отец работал плотником, в семье 7 детей.

     Начальное образование: 1914 год - церковно-приходская школа,Вольское городское училище, 1921 год - Провтехшкола им. Ильича.

     С 1925 года работал не заводе "Возрождение" (г. Марксштадт Поволжье), кожевенном и резиновом заводах г. Вольска.

     Мечтал стать лётчиком, предпринял попытку поступить в Самарское училище военных лётчиков, но был отбракован комиссией. В 1928 году комитетом комсомола направлен на учёбу в Ленинград на кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического института, отделение подготовки специалистов гидроавиации. С 1930 года отделение перевели в МАИ. Учился на отлично, характеризовался как трудолюбивый, упорный, энергичный студент, проявил ценные качества конструктора, нестандартность мышления,готовность принимать смелые решения. Окончил обучение в 1932 году, получив диплом инженера-механика по самолётостроению. Дипломный проект,легкомоторный самолёт "Бригадный", выполненный совместно с сокурсниками Д.Бабадом и А.Мараказовым, получил первую премию на конкурсе ЦК ОСОАВИАХИМ.

     По окончании института работал в Бюро новых конструкций Всесоюзного авиационного объединения под руководством авиаконструктора А.Лявиля, в ЦКБ завода № 39, затем по приглашению Д.П.Григоровича возвращается в МАИ, где работал на кафедре 101 (самолётостроение) и главным конструктором КБ МАИ. Работает над проектом сверхдальнего самолёта "Сталь-МАИ", модернизаций У-2, созданием легкомоторного самолёта тандемной аэродинамической схемы "Октябрёнок" или "Небесная блоха" (первая самостоятельная работа), штурмовика МАИ-3, ближнего бомбардировщика ББ-МАИ.

     В 1940 году переведён на должность главного конструктора авиационного завода № 135 в Харькове, где работает над обеспечением серийного выпуска ББ-1(Су-2) и разработкой двухмоторного истребителя ДИС-135 (Гр-1)

     После начала войны назначен заместителем авиаконструктора Семёна Лавочкина. При организации серийного выпуска новых истребителей Ла-5 и Ла-7 на авиазаводе № 21 (Горький) и № 381 (Москва), проявил себя как талантливый руководитель, награждён двумя орденами Ленина.

     После войны работал в Министерстве авиапромышленности и спецкомитете по реактивной технике. С осени 1948 года декан МАИ и проректор по научной работе.

     С июля 1951 года вновь назначен заместителем Семёна Лавочкина для доработки и испытаний ракеты В-300 зенитного комплекса "Беркут" (С-25).

     "Принципиален и въедлив, обязателен и точен. В этого человека я верю. Он видит и чувствует машину не по отдельным узлам, а в комплексе". Такую характеристику дал Петру Грушину Семён Лавочкин.

     20 ноября 1953 года постановлением Совета Министров СССР № 2838-1201 в подмосковных Химках для разработки новейших образцов ракетной техники и зенитных управляемых ракет создало Особое Конструкторское бюро № 2 ОКБ-2 ( с 1967 года "Машиностроительное конструкторское бюро "Факел"), Пётр Дмитриевич назначен его руководителем на должность "Главный конструктор - начальник ОКБ". В ОКБ вошли специалисты-ракетчики КБ-1 и ОКБ-293 М.Р.Бисновата. С этого момента и до конца 1980 года имя  конструктора исчезает из поля зрения, о его работах знает только ограниченный круг лиц в руководстве СССР.

     Первая ракета ОКБ Грушина - ракета В-750 для комплекса С-75 принесла успех, в ней удалось воплотить несовместимые требования: мобильность, высотные ТТХ,, надёжность, простоту эксплуатации, дешевизну и технологичность конструкции.

     7 октября 1959 года над территорией Китая С-75 впервые в мире сбивает высотный самолёт-разведчик РБ-57Д, полёты над Китаем прекращаются.

     1 мая 1960 года над территорией СССР сбит считавшийся неуязвимым американский высотный разведчик У-2. Это вызывает международный скандал, и полёты над СССР прекращаются.

     С 1965 года ЗРК-75 впервые в мире  массово применяются в военных действиях во Вьетнаме.Уничтожено от 200 (данные США) до 2000 (данные СССР) самолётов, в том числе более 50 летающих крепостей В-52. Без поддержки авиации американские войска не могли вести наступательные операции, война затягивалась и это решило её исход.

     Фактически ракеты Грушина совершают революцию в тактике применения авиации и показывают, что ЗРК могут быть не только военной силой, но и инструментом сдерживания и влияния в мире.

     За создание изделия С-75 "Двина" Пётр Дмитриевич Грушин удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён орденом Ленина. 30 декабря 1958 года для вручения наград на завод приезжают руководители государства Н.С.Хрущёв и Л.И.Брежнев.

     4 марта 1961 года ракетой В-1000 в составе экспериментальной "системы А" на полигоне "Шары-Саган" (ГНИИП-10) впервые в мире поражена боеголовка баллистической ракеты дальнего действия Р-12.

     За 38 лет под управлением Грушина ОКБ "Факел" стало одной из ведущих фирм. Здесь созданы передовые образцы ракетной техники, стоящие на вооружении более чем 50 стран мира.

     В начале 1966 года Пётр Дмитриевич Грушин избран членом ЦК КПСС.

     1 июля 1966 года избран действительным членом Академии наук СССР.

     В 1981 году за создание комплекса С-300П Пётр Грушин получил вторую Звезду Героя Социалистического Труда.

     В 1987 году пожертвовал 140 тысяч рублей, накопленных за несколько десятилетий личных "академических" сбережений на строительство нового здания дома  юных техников "Интеграл" в Химках. Строительство завершено в 1990 году. Свой поступок Грушин объяснил так: "Этим я отдал дань своему юношескому увлечению - авиамоделизму, и очень хочу, чтобы у молодых химчан появилось достойное место для подобных занятий".

     Жил в городе Химки, до последних дней ежедневно приходил на работу в своё ОКБ. Говорил, что "жизнь прошла очень красиво" и что своими успехами он обязан прежде всего, привитому в детстве трудолюбию и способность переносить трудности".

     Скончался на 88 году жизни,29 ноября 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

     29 декабря 1993 года ОКБ "Факел" присвоено имя Академика Грушина.

     В марте 1999 года во время Югославской войны Грушинской 5В27Д впервые в мире сбит самолёт-невидимка Ф-117.

           Награды:

     Дважды Герой Социалистического Труда (1958 и 1981),
     7 орденов Ленина (1943, 1945,1953, 1958, 1966, 1981 и 1986),
     Орден Октябрьской Революции (1971),
     Орден Трудового Красного Знамени,
     Медали,
     Ленинская премия (1963),
     Государственная премия СССР (1965),
     Золотая медаль им. Туполева АН СССР (1979).

           Источник: википедия.


Рецензии