Беседа 6. Моисей и Сепфора. Тайна Церкви
А.Е.Иванов
Израиль сын Божий первородный. Моисей и Сепфора. Тайна Церкви. -----
Бог посылает Моисея в Египет и предупреждает, что ожесточит сердце фараона, который не будет отпускать народ. Бог говорит Моисею:
---«И скажешь фараону: так говорит Господь, сын мой, первородный мой Израиль, и Я говорю тебе, отпусти сына Моего и он послужит Мне, а откажешься отпустить его, вот, я убью сына твоего, первородного твоего».---
Термин – «сын Божий» на языке Священного Писания означает или людей, призванных служить Богу, либо ангелов, сохранивших верность. В книге Исход это - народ как целое, усыновленный Богом и рождённый как Церковь. Но когда Бог говорит с Моисеем, этого народа божьего ещё нет. Бог указывает Моисею лишь конечный результат его миссии. Народ Израиль назван первородным – «бехор». Это его свойство уясняется из истории жертвоприношения Каина и Авеля. Сказано, что Авель принес от первородных овец. Для Бога дорого всё первородное. Бог сказал Моисею, чтобы он посвятил Ему всякого первородного в человеке и скоте. Таким образом, детей посвящали, а животных жертвовали. В еврейском языке понятия: сострадание и жалость обозначаются словом – «рахамим», того же корня, что «рехем» - утроба. А в библейском мировоззрении настоящее сострадание всегда утробное, т.е. из самой глубины человеческого естества. Посвящение детей и жертва от первородных животных были к Богу как бы прошением о пощаде и милости и уверение Бога, что жертвователь сам хранит любовь и сострадание к ближним. Когда в будущем пророк изречет слово о северном царстве Израиль: «не пощажу дом Израилев», от глагола «рихам», это будет означать, что всякая возможность помилования и сострадания исчерпана, что Израиль отрекся от своего сыновства и первородства. Если Израиль - сын Божий первородный, то это означает, что на нём явится величайшая утробная жалость Бога к человеку. Но если первородство это знак избранности, то только в одном - именно Израиль несёт на себе свидетельство того, насколько Бог милостив и терпелив. Повеление посвящать первородных Богу будет дано Израилю в напряжённый и острый момент исхода, когда и станет понятен общий смысл всей книги - Исход есть рождение народа Израиля как Сына Божьего первородного. Итак, после повеления Бога Моисей отправляется в Египет. Далее следует один из самых загадочных эпизодов Ветхого Завета:
---«И было в пути на ночлеге, и встретил его (Моисея) Яхвэ и искал умертвить его. И взяла Сепфора кремень и отсекла крайнюю плоть сына своего и положила к ногам его (Моисея) и сказала: жених крови ты мне. И Яхвэ отступился от него. Тогда сказала она: жених крови по обрезанию».---
Моисей не был умерщвлен, его спасла Сепфора. Возникает недоумение, ибо Сам Господь посылал Моисея в Египет, и Сам Господь встречает его на пути, чтобы убить. Но чтобы понять этот отрывок, необходимо соотнести его с другим загадочным отрывком – «богоборчеством» Иакова, ибо к Моисею приступил тот, кто боролся с Иаковом, который боролся с Богом в телесном виде, но не насмерть, а в предзнаменование будущего воплощения Христа Спасителя. В этом эпизоде ключ к пониманию сюжета с Моисеем и Сепфорой. Книга Бытие: «И остался Иаков один и боролся с ним некто человек до восхода зари, и увидел тот человек, что не возмогает его и коснулся сустава бедра Иакова и вывихнул сустав бедра Иакова, когда он боролся с ним, и сказал тот: отпусти меня, ибо восходит заря, но Иаков сказал: не отпущу тебя, если только не благословишь меня, тогда отпущу. И сказал тот ему: как имя твое, и он сказал: Иаков. И сказал тот: не Иаков сказуется уже имя твое, но только Исраэль, ибо ты боролся с Богом Им-Элохим и с человеком Им-Анашим и возмогал» (Быт.32.25-29). Так кто же боролся с Иаковом? На это святые отцы отвечают, что это был Богочеловек. В еврейском масаретском тексте божественное и человеческое в Боге названы во множественном числе - Боги-Элохим и человеки-Анашим. В Ветхом Завете прикровенно и символично говорится, что человеческая природа должна будет принять в себя Бога во плоти. Авраам видел Бога в человеческом образе как ангелов Троицы. Но Иакову было дано плотно осязать того, кто явится как Мессия Христос и как потомок Иакова в борении. Это не была схватка за победу, но предзнаменование и символическое указание на Боговоплощение и на то, что человек может удерживать в себе Бога, но, при условии, чтобы человек не отпускал Бога. Возвращаемся к Моисею. Итак, тот, кто боролся с Иаковом, приступил и к Моисею, который должен был нести на себе такое лидерское качество и сознание, которые народ ещё не мог вместить. Вот здесь-то и будет испытано человеческое естество Моисея в соединении с Божественным. Тот, кто боролся с Иаковом, здесь приступил к Моисею, чтобы умертвить. Тот, с кем человек может схватиться это - Бог и человек. Иаков осязал Бога. Но такой сюжет больше не повторится. К Моисею приступил тот, кто назван уже Яхве - Сущий. А Богоявление такого рода должно было бы окончиться смертью предстоящего пред Ним человека, если бы не обстоятельство того, что ещё предстоит понять – совершается что-то новое, в отличие от борения Иакова, который остался один на один с Богочеловеком, что было для него не смертельно. Но того, что Моисей остался один на один именно с Богом Яхвэ как Сущим, его человеческая природа не выдержала бы, ибо нельзя было в Ветхом Завете человеку видеть Бога и не умереть. Бог искал умертвить человека потому, что человечество должно было ощутить и найти себя на самой глубине своей духовной природы как Образа Божьего, там, где Жизнь Вечная, которая не может быть убита и что неразделимо с Богом - в Богочеловечестве. Именно это было главным условием жизни и Моисея в этом сюжете, и человечества в дальнейшей истории. Но у Моисея в тот момент этого качества не было, но было два пути - или умереть, или найти Жизнь. Но он сам не мог себе помочь, ибо человеку наедине не спастись. Образ Божий, что есть во всех людях, не является гарантом и защитой в его естественной человеческой природе. Никакое служение или учение, или особая человеческая природа не спасают, когда к человеку приближается Сущий, ибо, сказано - Господь искал умертвить Моисея. Но Моисей выжил, потому, что помощь пришла и изнутри, и со стороны. Иаков в борении с Богом был наедине с собой, и это было как бы райское состояние Адама до появления жены. Но затем Бог сказал, что нехорошо быть человеку наедине с собой, и сотворил ему помощника - жену. Поэтому помощь Моисею приходит от того, кто изначально был сотворен как Церковь - от жены. И это стало самым выразительным прообразом того, что спасение произойдет, как было сказано ещё в протоевангелие: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; Он (Христос) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). - от жены, как образа Богородицы. Сепфора отсекла крайнюю плоть сына своего и положила к ногам Моисея и сказала: жених крови ты мне. Слова загадочные. Вопрос: кому Сепфора это сказала?.. Ответ неоднозначен, ибо она сказала это отцу своего сына, объявив тем самым то, что она и мать, и невеста. В жизни того времени это было невозможно, если только это не пророчество. Через кровь Завета обрезания, пролитого её сыном, Сепфора стала невестой отцу своего ребенка, а своими словами пророчествовала, делая себя прообразом Невесты неневестной, матери безмужной - девы Марии Богородицы.
Из Священного Писания мы знает, что когда Бог является человеку как Яхвэ, тому не выжить: «Невозможешь видеть Лица Моего, ибо не узрит человек Лицо Мое и жив будет» (Исх.33:20). Только в Боговоплощении, как Свет тихий, и как человека можно будет видеть Господа и не умереть. Христос родится от девы матери. Сепфора собой указала на эту деву и мать и спасла Моисея. Но Сепфора дважды произнесла слово - жених. Когда Яхвэ отступил от Моисея, Сепфора повторила: жених крови по обрезанию ты мне. Это нечто небывалое. Она совершила нечто большее, чем то, что полагалось по Завету обрезания. Кому она сказала это второй раз?.. Она сказала это Господу. Когда через Сепфору пришло спасение, то она и Моисей стали Церковью, а самая тесная связь в духе есть сыновство - Бог Отец, Бог Сын и брачный союз Бога и Церкви. Как двое супругов составляют «плоть едину», также Бог и Церковь являют собой мистическое единение в Духе как Жениха и Невесты.
В Ветхом Завете у пророка Исайи Бог называет Себя - Жених. Иоанн Предтеча с радостью слышал, как сказано - голос Жениха. Сам Христос в Евангелие называет Себя Женихом. Но впервые Господа Женихом назвала именно Сепфора. Она была дана Моисею как Церковь. Она спасла его и ушла и, имея двух детей, обрела целомудрие, ибо назвала Господа Женихом, а для Моисея как бы перестала быть женой и должна была уйти. Итак, Моисею было показано, что только в Церкви, как во вместилище жизни, человек, как Образ Божий, может выдержать присутствие Первообраза. Поэтому ошибаются те, кто хочет без посредничества Церкви иметь отношения с Богом. А если человек думает, что наедине с собой он может иметь богообщение, то он в смертельной опасности. Моисей, после такой встречи с Яхвэ, стал носителем церковного сознания своего народа и стал вождём. В Моисее Церковь выросла своим сознанием и желанием богообщения. Моисей стал одним из немногих, наряду с Ноем, Авраамом, Иовом о котором сказано, что он - человек.
В переводе на греческий язык этот сюжет звучит несколько иначе, где Моисея на дороге встречает не Яхве, но ангел, а смысл сюжета в том, что Сепфора всего лишь совершила положенное по Завету обрезание. О том, что она стала Моисею и Богочеловеку невестой, греческий текст не упоминает. Но Церковь не пошла за этим простым смыслом. После того как Сепфора спасла Моисея, она отошла от него, т.к. уже не могла называться женой, а Моисей совершил отпущение её к отцу. После этого её отец, она и дети навещают Моисея в стане среди народа и отношения между ними мирные. А когда Моисей женился вторично, его сестра и брат стали упрекать его за жену эфиоплянку, ибо они не знали что произошло между Моисеем и Сепфорой. За эти упрёки Бог наказал сестру Мариам и заповедал ей относиться к Моисею уже как к отцу. Причины этого развода остались тайной даже для близких. Однако, в таинстве венчания священник просит Бога благословить пару как Авраама и Сарру, как Исаака и Ревекку, как Иакова и Рахиль, и как Моисея и Сепфору. В греческом переводе текста нет указания, что Сепфора стала Моисею невестой, но в церковном предании эта истина восстановлена и на венчании пары благословляется также именами Моисея и Сепфоры, ибо опыт священного предания богаче написанного. Предания дополняют и уясняют Писания, а именно то, что таинственно или пророчески названо именами Моисея и Сепфоры. В таинстве венчания Церковь призывает благословение жертвенной любви и заново в зрелости обретенного целомудрия. В Сепфоре Церковь почтила саму Церковь.
Свидетельство о публикации №225090100615