Моя родословная. Глава. 40 Мемуары
Судьбы наши сходны с судьбами огней.
Константин Константинович Случевский (1837–1904 годы) — русский поэт, писатель, драматург, переводчик.
Гофмейстер, тайный советник.
Присягнувших Ивану Грозному удмуртов и татар отправили в марийские земли, но командиры посланного корпуса перебежали к повстанцам.
Простое войско примкнуть к марийскому восстанию отказалось и тогда повстанцы «перебили многих из них».
А в октябре 1554 года русский наместник Казани собрал новую рать из лояльных татар. Но теперь приставил к ним усиленный полк стрельцов.
И тогда трагедия гражданской войны в Поволжье развернулась с максимальной силой.
Единое когда - то население Казанского ханства убивало друг друга под разными флагами. Брат на брата, сосед на соседа. Попеременно пылают татарские, удмуртские и марийские села. Множатся заложники и отрубленные головы.
К декабрю 1554 года погибнет 1 600 непримиримых вождей, князей, мурз и беков.
Родовая аристократия Золотой Орды легла костьми в землю по луговой стороне марийцев. Когда - то монголо - татары Батыя истребили древнерусскую знать. Теперь истреблена казанская. Всё возвращается...
В январе 1555 года из Москвы вышел новый армейский корпус. Собрав по дороге касимовских татар и мордву, снаряжённый снегоступами, он шёл с целью карательного рейда по восставшим марийским землям луговой стороны.
Реки и болота замерзли, облегчая русское вторжение. Были сожжены поселения в 10-ти волостях, «От всех воевод в них война была и многих черемисов поймали и побили». (Казанский летописец – прим. от авт.).
14 дней российский корпус жёг земли черемисов, но союзу Мамич - Бердея удалось спасти часть отрядов.
И уже в феврале 1555 - го они ударили в ответ по Арской стороне, пытаясь поднять удмуртов и татар на новый мятеж. Однако местное население желало лишь одного - прекратить кровь, и не поддержало Мамич - Бердея.
С большими потерями от ружейного огня стрельцов и казацких рейдов, черемисы откатились ни с чем в свои дикие леса.
Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Отчаявшись поднять казанцев, марийский кугырак посылает мольбу о помощи Ногайской Орде.
Мамич - Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Али - Акрама (Ахполбея) с отрядом ногайской конницы в 300 сабель.
Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах - Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев.
Ногайцы унижали марийскую знать, предпочитали грабить русские села, а не воевать в битвах. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклоняясь от участия в военных действиях.
Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол.
По словам русского полководца князя – Андрея Михайловича Курбского, приближенного Ивана Грозного, Мамич - Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем:
«Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла: нас, а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел, а ныне глава твоя да царствует на высоком коле !».
После этого Мамич - Бердей потерял веру. Его воины перемещались по лесам в стягивающемся кольце русских острогов.
Черемисы огрызались ударами, но кугырак понимал - скоро все будет кончено...
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225090100860