О жизни и часах
Вы, наверное, замечали, что некоторые вещи живут вместе со своими владельцами одной жизнью. Чем дольше они вместе, тем больше становятся внутренне похожими друг на друга и со временем уже представляют одно целое. Если что-то болит у одного, обязательно что-нибудь ломается и у другого, они чувствуют настроение души друг друга. Так старый комод поскрипывает в тиши ночи, когда у его хозяина бессонница, коленки ноют, не дают спать, лампа светит каким-то особым светом, как будто жалуется на долгую службу.
Но часы - особенный предмет, а может быть даже друг, который всё время напоминает о прожитых минутах и часах, и тех, что ещё впереди, боем своих курантов. Они как осязаемое воплощение времени. Вещественный свидетель, который движением своего механизма напоминает о его энергии и неудержимости. Своим боем они объявляют, подсказывают, что сделано, а что не сделано из задуманного и уже никогда не будет осуществлено, и что надо непременно завершить впереди. Столкновение, спор уходящего и грядущего времени определяет его развитие, течение и дух жизни.
С высоты прожитых лет люди оценивают свои поступки по-разному. Это зависит от того, молод этот человек душой или нет. Опытен он или нет. Ведь кто-то правильно сказал: «Возраст оценивают не по количеству прожитых лет, а количеством совершённых дел».
Вот и у нашего героя наступило время, когда он стал оценивать свою жизнь по поступкам. А помнилась она ему с одного яркого весеннего апрельского дня, когда солнце уже начинает греть и лёд на берегах ручейков сверкает мириадами звёзд. Так вот, в один из таких дней его отец пришёл домой с большим загадочным свёртком.
- Что это у тебя?
- Часы.
- Такие большие!?
- Да. И они ещё не простые, а с боем. Каждый час бьют. Бом 1час, Бом, Бом 2 часа. Бом, Бом, Бом… и так всю жизнь.
Часы водрузили на стенку в гостиной. И они стали обживаться в новом для них пространстве, а хозяева - привыкать к ним.
В молодости удары гонга подгоняют течение времени. В зрелом возрасте его звуки всё больше и больше возвращают к прожитому и порождают размышления о нём.
Бом!… И с этим звуком вдруг погружаешься в состояние ощущения раннего детства, проведённого в красивом славном городе. Чувство детского восприятия духа, ауры его тогдашнего недалёкого послевоенного времени.
Военные мелодии, звучащие с пластинок за стеной у соседей. Диковинный прибор – телевизор, который собирал у своего маленького экрана всех жильцов коммунальной квартиры. Мальчишеские вылазки на огромный пустырь на другой стороне улицы. Опасные военные находки там, оставшиеся ещё со времён боёв. Поглощение всем своим существом духа этого города, который пропитал всего его насквозь.
Бом! ... Часы пробили. Вместе с этим звуком в памяти всплывает образ девочки, который в то время не давал ему покоя. Он вызывал необъяснимое ощущение сладкого беспокойства и желания заботиться о ней. Это он теперь знает, что то было первое безотчётное чувство любви, которое, как это часто бывает, оказалось неразделённым. Тогда он в своей чувственной беззащитности не знал, не ощущал, что за него надо бороться горячо и настойчиво. А в то время, в один из вечеров, когда он с друзьями собрался встретить какой-то праздник, он вдруг неожиданно открыл для себя, что эта девочка очень ждёт одного из их общих друзей. Как он раньше этого не замечал? И ему вдруг очень захотелось уйти, убежать куда-нибудь. Им овладело чувство полного разочарования во всём: и в окружающих, и в предстоящем вечере. Не хотелось ничего. Им овладела глубокая отчуждённость от окружающего его мира. Это состояние не было болезненным, просто он в один миг потерял интерес к этому вечеру, ко всему на свете. Наверное, это было реакцией на действия девочки. Она ждала своего избранника, всех теребила: пойдёмте его встретим, давайте к нему съездим, позвоним. А может, она за него боролась?!
Бом! Бом! ... Время идёт, годы бегут, и вот он уже студент. Эта жизнерадостная задорная пора пролетела быстро и незаметно. Были в ней огорчения и радости. Это время было порой стремления овладеть профессией, достичь в ней признания своих успехов, ожидания настоящей большой любви. Он тогда узнал, понял, что в натуре его характере было недостаточно напористости и решительности, хотя жизнь свою вел честно и достойно, не допуская никакой беспечности и дерзости. Ему не хватало жажды удачи и здоровой, предприимчивой целеустремлённости. Его характер не был расположен к остроте в суждениях и спорах со своими сотоварищами по работе. Он всячески избегал такой способ общения. И вообще предпочитал мирно, не громко делать своё дело, не поднимая его напоказ. Со стороны такой способ жизни мог показаться выражением нерешительности и осторожности. Пожалуй, это было отчасти так, но никак не влияло на цельность и глубину его натуры. Эти же черты характера проявлялись и в его романтических связях.
И во всё это время его сопровождали часы, которые когда-то приобрёл и запустил его отец. Своим ходом они мерили жизнь боем, отмеряли её этапы. Понуждали вспомнить о том, что было, что прошло и задуматься, как это можно было оценить с высоты нового опыта свои действия и поступки. Словом, осуществляли связь времени и жизни нашего героя, а он следил, ухаживал за ними.
Часы, неодушевленный механизм, незаметно, постепенно, становились его другом, соратником, судьёй. Арбитром прожитой им жизни. Они оценивали и допытывали: что сделано, как сделано, кто и как любит?
В преклонные года хозяина, когда часы вдруг останавливаются, и не звучит звук курантов, тревога поселяется в доме. Друг стал настолько немощным, что не может вдохнуть жизнь в своего товарища. Это состояние очень сильно воздействует эмоционально чувственно на своего обладателя и способно даже лишать внутренних сил борьбы за жизнь. Оно может послужить рубиконом за которым последует неосознанное, неумолимо твёрдое решение остановить течение своей жизни. Настолько прочно жизнь хозяина скрепляется с существованием часов. Они являются его необходимым помощником. Он без них, без их звука хода и боя уже плохо ориентируется в окружающем жизненном пространстве. Сдержанно – невозмутимый ход часов задаёт ритм человеческой жизни, напоминая ему о минувших днях и годах.
Бом! Бом! Бом! Часы бьют в свой гонг. Ритмично отмеряют время, помогают своим хозяевам и друзьям совершать свои дела, осуществлять задумки. Они напоминают им, что время не остановить и не обогнать.
Каждый пребывает в своём веке и мгновении.
А. Кобылянский Август 2025 г.
Свидетельство о публикации №225090100942
Лиза Молтон 02.09.2025 16:02 Заявить о нарушении
С уважением
А. Кобылянский
Андрей Кобылянский 02.09.2025 16:57 Заявить о нарушении