О закономерности эволюции
Все живые организмы способны к размножению, но при этом потомки всегда слегка отличаются от родителей из-за случайных мутаций. В результате конкуренции и отбора выживают наиболее удачные варианты, и они оставляют больше потомства. Поэтому полезные признаки закрепляются наследственно, а вредные отсеиваются.
Согласитесь, что человека с пытливым умом такое объяснение устроить не может. Как объяснить появление новых видов, рост сложности и разнообразия, удивительную целесообразность и закономерность развития? С помощью «случайных мутаций»?
Разумеется, случайные мутации, поломки в ДНК бывают, но, как правило, они либо бесполезны, либо вредны. Вредные отсеиваются отбором, а бесполезные могут передаваться по наследству и служить маркерами, по которым можно отследить степень родства. Но вряд ли они могут влиять на степень приспособленности организма к внешним условиям.
Объяснить случайностью глобальные тенденции развития не получится. Надо мыслить шире, т.е. рассматривать эволюцию биологических видов не изолированно, а в контексте эволюции системы в целом. И тогда становится очевидным, что в основе эволюции лежит не случайная изменчивость, а вполне закономерные процессы.
Добавьте описание
С точки зрения такого, целостного, подхода эволюция – это не направленный вектор развития в сторону улучшения какого-то признака, а глобальный, самовоспроизводящийся, самосовершенствующийся процесс (алгоритм).
Как я уже писала в предыдущей статье https://dzen.ru/a/aLWacAxohQi4F56w , у эволюции нет цели непрерывно что-то менять, никто в природе не стремится «стать кем-то». Обезьяна не хотела и не хочет стать человеком. У всех в природе лишь одна цель: жить здесь и сейчас (а также в обозримой перспективе) максимально комфортно, безопасно и счастливо. Именно эта целевая функция лежит в основе эволюции, обеспечивая как сохранение достигнутого эволюционного уровня, так и развитие, создание новых ниш и видов.
Но что же в таком случае способствует видоизменению и росту биоразнообразия в природе?
Ответ очень прост: в эволюции рост разнообразия – это способ снижения конкуренции.
Когда в системе слишком много одинаковых организмов, ведущих одинаковый образ жизни, нуждающихся в одних и тех же ресурсах и «рынках сбыта», между ними растет конкуренция. Начинается борьба за выживание. Это вынуждает часть популяции отделиться и начать осваивать другие территории и ниши, с другими условиями и ресурсами. Либо, если все территории и ниши заняты, изменить свой образ жизни таким образом, чтобы перестать конкурировать за одни и те же ресурсы, за одних и тех же потребителей.
Так происходит образование и заполнение новой экологической ниши, появление новой функции (органа), что в конечном итоге способствует развитию системы в целом, переходу её на следующий уровень сложности, в котором больше разнообразия и способов взаимодействия.
Полагаю, что этот механизм универсален, и справедлив не только для биологической эволюции, но и, например, для социальных процессов.
В данный момент мы переживаем непростой период трансформации международных отношений: от двухполярного мира – к многополярному. И целостный эволюционный подход мог бы стать хорошей теоретической базой для нового, многополярного мира.
Вчера прочитала статью https://cont.ws/@Mao/3111926 под названием «Си Дзиньпин сколачивает коалицию для противостояния Западу». Обратите внимание: «для ПРОТИВОСТОЯНИЯ». Именно так сформулировала объяснение происходящего на саммите ШОС британская газета «The Financial Times». Узнаваемый лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».
Но почему бы не предположить, что новый способ организации является просто АЛЬТЕРНАТИВОЙ старому? Что он направлен не на борьбу со старым, а на построение нового порядка в условиях, когда старые методы становятся уже неэффективными?
Новый мировой порядок заинтересован в поддержании многообразия, т.к. это необходимо для снижения конкуренции и агрессии, для устойчивого развития мира в целом. И это полностью согласуется с природным законом эволюции!
Свидетельство о публикации №225090201017
Тысячи, порой миллионы лет может существовать стабильный биоценоз. Все экониши поделены. Всё спокойненько - как на кладбище. Все параметры у всех видов - надёжно "окопались" в окрестностях локального оптимума. Одна мутация - ничего не изменит настолько, чтоб мутант получил хоть какие преимущества. А эволюция отсеивает мутации не только "вредные", но и просто "бесполезные".
Но стабильность эта - регулярно нарушается.
Локально, это может быть обычный лесной пожар. Внезапно, покровительственная окраска в этой местности становится много темней. Растения, у которых не было шанса вырваться к свету из-под вековой тени - получили свой шанс. Но это, как правило событие, столь же локальное во временивремени, как и в пространстве. Пару раз сменятся "господствующие" растения. Пепла-сажи-прочей копоти на виду - практически не останется - и покровительственная окраска снова станет светлей. Короткий цикл, в котором ничего по большому счёту не изменилось. Эволюция хоть и не стояла на месте, но шла по замкнутому кругу.
С другой стороны, когда наступают и отступают ледники, изменения - достаточно глобальны как в пространстве, так и во времени. Какие-то виды - просто меняют границы своих ареалов, "отступая" и "наступая", чтобы оставаться в своей зоне комфорта. Но это удаётся не всем и не всегда. Тёплый мех и почти лысая шкура, толщина жировой прослойки, предпочтительный рацион питания - у эволюции появляется определённый простор.
Или - инвазивный вид. Рыба попала в новое озеро, какую-то "мелочь" занесло на новый остров. И вот, чуть ли не на глазах, из одного вида эволюционирует целая экосистема. Только что растения с животными местами не меняются. Озеро Виктория, что ли?
Эволюция идёт рывками. Сменяясь продолжительными периодами застоя. Оттого и все эти глупости с "промежуточным звеном". Стабильные виды существуют долго. Оставляют полно окаменелостей. А вот "переход" между ними - штука эфемерная, может найтись разве случайно.
А Человек Биологический - создал современный ИИ и пришёл к своему финалу. Нас на глазах выдавливают из сферы принятия решений. Далее - вся экономика и техносфера. А уж позволит ли нам ИИ доживать, постепенно деградируя... это уже от нас не зависит.
Какая там полярности у мира победившего ИИ - вопрос в достаточной степени эзотерический. Ну да, считанные годы. Но это - попытка взгляда "сквозь сингулярность". Неясно, ждёт планету многополярный мир ИИ от Альтмана/Маска и ещё дюжины брендов. Или - слияние моделей ИИ, конвергенция. Или просто "победит силь... приспособленнейший", как водится.
Мэкалль Мат Свер 04.09.2025 14:50 Заявить о нарушении