Рассмотрение пар дваятанупассана сутта

Так я услышал. Однажды Благословенный жил в Саваттхи, в Восточном парке особняка Мигараматы. И вот в тот день (пятнадцатого числа, в день упосатхи, в ночь полнолуния) Благословенный сидел на открытом месте в окружении сангхи монахов. [140] Затем, оглядев общину монахов, пребывавших в полном безмолвии, он обратился к ним так:

«Бхиккху, если другие спросят вас: «Какова ваша цель в слушании тех учений, которые являются полезными, благородными, освобождающими, ведущими к просветлению?», то вы должны ответить им так: «Для получения верного знания о вещах, расположенных парами». А что можно назвать парой?

Четыре благородные истины

«Это страдание и это источник страдания» — вот первое рассмотрение. «Это прекращение страданий и это путь, ведущий к прекращению страданий» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху правильно рассматривает пары (внимательно, прилежно и решительно), от него следует ожидать одного из двух плодов: либо конечного знания в этой самой жизни, либо, если остается остаток, состояния невозвращения».

Вот что сказал Благословенный. Сказав так, Удачливый, Учитель, продолжил:

724. Тем, кто не ведают страданий
Иль источника страданий,
Или ж где страданья все
Без остатка прекращаются,

725. Тем свободы в мыслях не хватает,
Освобождения чрез мудрость;
Достичь конца они не могут,
Идут к рождению и старости.

726. А те, кто ведают страданья
Иль источник всех страданий,
Или ж где страданья все
Без остатка прекращаются,

727. Свободой в мыслях здесь владеют,
Освобождением чрез мудрость;
Достичь конца они способны,
Уж не идут к рождению и старости.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено приобретением» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением приобретений страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Благословенный Учитель сказал следующее:

728. Страдание во многих формах
Исходит в мире от приобретений.
Невежда, делающий приобретенья,
Приходит вновь и вновь к страданьям.
Не должно делать здесь приобретений,
Считая их источником страданий.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено неведением» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением неведения страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

729. Кто вновь и вновь здесь странствует
По сансаре рождений и смерти,
Будь то в этой форме иль в иной,
Тот странствует из-за неведенья.

730. Из-за неведенья, иллюзии
Скитается он очень долго.
Кто ж знанья ясного достиг,
Назад сюда в жизнь не вернётся.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено импульсами воли» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением импульсов воли страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

731. Всё, что порождает страданье,
Обусловлено импульсами воли.
С их же прекращением
Нет порождения страданий.

732. Когда знают, в чём опасность,
Что страданья порождают
Воли импульсы, их успокоив,
Прекращают ощущенья.
Все страданья исчезают,
Когда знают, что реально.

733. Мудрые, знатоки великие,
Поняв это правильно,
Побеждают иго Мары,
Не вернутся уж к рожденью.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено сознанием» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением сознанья страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

734. Всё, что страданье порождает,
Обусловлено сознаньем.
С прекращением сознанья
Нет порождения страданий.

735. Когда знает в чём опасность –
Что страданья от сознанья,
Бхиккху, успокоивший сознанье,
Уж свободен и не алчет.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено касанием» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением касания страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

736. Те, кого касание тревожит,
Плывя в потоке жизни,
На неверный путь вступили;
Далеко от уз освобожденье.


737. Те ж, кто поняли касанье
Хорошо, радуются тихо.
Ясно смысл те уловили,
Уж свободны и не алчут.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено чувствами» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением чувств страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

738. Что бы там не ощущалось,
Будь приятно или больно,
Неприятно иль не больно,
И будь внутри или же внешне,

739. Познав, что то страдание
Природы ложной, распасться
Должно при любом касанье.
Распад увидя, понимают это.
Чрез истребленье чувств и бхиккху
Уж свободен и не алчет.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено жаждой жизни» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением жажды жизни страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

740. Если в пути долгом человеку
Жажда жизни здесь попутчик,
Он не выйдет из сансары
В этом бытие или ином.

741. Когда знает в чём опасность –
Что страдания от жажды жизни,
Бхиккху странствует осознанно
Без цепляний и без жажды жизни.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено цепляньем» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением цепляний страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

724. Обусловлено бытие цепляньем,
Существа переносят страданья,
Для тех, кто рожден, смерть существует,
И это источник страданий.

743. С прекращением цепляний
Мудрецы, поняв всё верно,
Осознав конец перерождений,
К бытию вновь не вернутся.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено побуждением» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением побуждений страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

744. Всё, что страданье порождает,
Побужденьем обусловлено,
С прекращеньем побуждений
Нет порождения страданий.

745. Тот, кто знает в чём опасность –
Что страдания от побуждений,
Бросив побужденья всякие,
От побуждений всех свободен.

746. Бхиккху, в ком покойно сердце,
Кто пресёк и жизни жажду,
Странствие здесь по рожденьям,
К бытию вновь не вернётся.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено питанием» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением питания страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

747. Всё, что страданье порождает,
Обусловлено питаньем,
С прекращеньем питанья
Нет порождения страданий.

748. Тот, кто знает в чём опасность –
Что страданья от питанья,
Осознав вполне питанье,
Не привязан он к питанью.

749. Тот, кто знает, что здоровье –
Истощение потоков,
Знатоку такому Дхаммы,
Невозможно дать названья.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено возбуждением» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением возбуждения страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

750. Всё, что страданье порождает,
Обусловлено возбужденьем,
С прекращеньем возбужденья
Нет порождения страданий.

751. Тот, кто знает в чём опасность –
Что страдания от возбужденья,
То оставив все порывы,
Положив конец санхаре,
Без порывов и цепляний
Бхиккху странствует осознанно.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Всё, что порождает страдание, обусловлено дрожаньем» — вот одно из рассмотрений. «С исчезновением остатка и прекращением дрожанья страдание не возникает» — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

752. Тот не дрожит, кто независим,
Кто ж зависим, тот привязан,
Не выходит из сансары,
Будь то в этой форме иль иной.

753. Тот, кто знает в чём опасность –
Что от зависимости страхи,
Независимый и без цепляний,
Бхиккху странствует осознанно.

Если, бхиккху, найдутся такие, кто спросит: «Возможно ли правильное рассмотрение пар каким-либо другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Бесформенные состояния более спокойны, чем состояния формы» — это одно из рассмотрений. [147] «Прекращение (ниродха) более спокойно, чем бесформенные состояния» — это второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

754. Те, кто живут в телесной форме
И кто без формы пребывают,
Не понимая прекращенья,
К существованию вернуться.

755. Те ж, кто формы понимают,
И без формы же не обитают,
Через прекращение свободны,
Эти люди смерть минуют.

Если, бхиккху, найдутся те, кто спросит: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-то другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Бхиккху, в этом мире с его дэвами, Марой и Брахмой, среди этого народа с его аскетами и брахманами, его дэвами и людьми, то, что считают: «Это истина», благородные хорошо видят с истинной мудростью так: «Это ложь». — вот одно из рассмотрений. В этом мире... с его дэвами и людьми, то, что считают: «Это ложь», благородные с истинной мудростью видят так: «Это истина», — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:

756. Вот сей мир со всеми дэвами,
Где «не-я» за «я» все принимают.
В имени-и-форме утверждённые,
Все считают: «Это - истина».

757. Как бы то ни представляли,
Получается иначе,
Это – лживость, так как ложно
Преходящее всё по природе.

758. Нирвана ж не ложной природы,
 Истину благородные знают,
Прорываясь к этой истине,
Уж не алчут и свободны.

Если, бхиккху, найдутся те, кто спросит: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-то другим способом?», то вы должны отвечать им так: «Возможно». «А как это возможно?» «Бхиккху, в этом мире с его дэвами, Марой и Брахмой, среди этого народа с его аскетами и брахманами, его дэвами и людьми, то, что считают: «Это счастье», благородные хорошо видят с истинной мудростью так: «Это страдание». — вот одно из рассмотрений. В этом мире... с его дэвами и людьми, то, что считают: «Это страдание», благородные с истинной мудростью видят так: «Это счастье», — вот второе рассмотрение. Когда бхиккху подробно останавливается на этом...» Далее Учитель сказал следующее:
«Когда бхиккху правильно рассматривает пары (внимательно, прилежно и решительно), от него следует ожидать одного из двух плодов: либо конечного знания в этой самой жизни, либо, если остается остаток цепляния, состояния невозвращения».
Вот что сказал Благословенный. Сказав так, Удачливый, Учитель, продолжил:

759. Форма, звук и привкус, запах,
И касание, и мысли –
Всё желанно и приятно,
Пока вторят: «Так и есть».

760, Счастьем это всё зовётся
В мире с дэвами его,
Где же это исчезает,
То считается страданьем.

761. Счастье же для благородных -
Личности сей разрушенье,
И в разрез со всем сим миром
Проницательность провидцев.

762. То, что счастьем называют,
Благородные – страданьем,
Что страданьем называют,
Благородные же – счастьем.
Эту Дхамму понять трудно;
 И невежды сбиты с толку.

763. Мрак для тех, кто за завесой,
Тьма – кто не способен видеть,
Но для праведных всё явно,
Словно свет для тех, кто видит.
Звери, не наставленные в Дхамме,
Понимать её не могут.

764. Нелегко понять тем Дхамму,
Кто охвачен жаждой жизни,
Кто течёт в потоке жизни,
Находясь во власти Мары.

765. Кто же кроме благородных
Понимает состоянье это?
Состоянье познав верно,
Без асав они, в нирване.

Так говорил Благословенный. Воодушевленные этим монахи были в восторге от слов Благословенного. И пока велась эта беседа, умы шестидесяти монахов освобождались от асав благодаря непривязанности.


Рецензии