Чтобы жизнь понять - 3

                Д О Р О Г А

Зябко осень сочится за шиворот,
Я робею в её объятьях,
А зима притаилась за ширмою –
Примеряет снежные платья.
            Марина Клименченко «Бездорожье»

     Кто не жил в сельской местности, тот лиха и настоящей усталости в бездорожье не изведал. Осень плачет и бедному крестьянину не до смеха. Воды с колодца принести, совсем простое – дорогу перейти, разъезженную, с глубокими лужами. А в доме хозяйка мается, огонь в печи не раздувается. Дрова мокрые, едкий дым назад возвращается, дети хнычут, голодный муж страшнее тучи…Э-эх, всего не перечислишь. И всему виной осень. Торопливо, опрометчиво сбросила свои цветные наряды, а теперь мёрзнет на холодном ветру с брызгами мелких капель. И в лето ей уже не вернуться, и в зиму идти не хочется. Тяжёлые, сумеречные дни, длинные вечера, и ночи беззвёздные.
     Вспоминаю эту пору и своё далёкое детство, и не могу понять тех горожан, кому осенние дожди тоску нагоняют. Постукивают монотонно дождевые капли по металлическому стоку за окном, ну и только и всего. Вода в доме есть, тепло и сухо. Чего тебе  ещё надо? Другое дело: на ногах сапоги резиновые или кирзовые с налипшей грязью, тяжёлые. Под сапогами хлюпает и сверху льёт. Идёшь обочиной, осторожно, не поскользнуться бы. А по дороге воз и пара лошадей впереди. Гривы мокрые, головы понурые. На возу мешки с зерном, впереди охапка сена. Возница в промокшем плаще, не брит и с вечно дымящей самокруткой во рту. Какая уж там радость? Дотянут лошадки воз. Возница под крышу уйдёт, стаканчик «для сугреву» пропустит, горячих щей похлебает. А кони под дождём его дожидаются. Смотришь на этих бесправных работяг, и невольно собаке позавидуешь. Собака хоть в конуру спрячется, да и работы у неё никакой. Так, тявкнет со скуки, петуха проводит ненавидящим взглядом. А лошадь – подневольная рабыня, окрик, кнут и бесконечная дорога. Вот уж кому хочется пожелать лёгкой дороги…

                ***

                Как выглядит тишина?

     С самых ранних моих лет я думала, что тишина таится в густом тумане над рекой. Я и сейчас так думаю. Плеск и шум реки в тумане – это не в счёт. Даже если едешь скучающим пассажиром в купейном вагоне, и уже не воспринимаешь постукивание колёс на стыках рельс, должно случиться нечто другое, чтобы нарушилась эта тишина.
     Тишина – это отсутствие звука. Но это только некая часть истины. Я в детские свои годы искала эту самую тишину, забиралась на чердак дома под соломенной крышей. В нашем большом огороде искала место, где бы меня даже бабушка не могла найти. Это была хорошая тишина. Там, среди пыльной паутины, мне было покойно и немножко загадочно.
     Была в моей жизни и другая тишина. Это, когда посреди большой комнаты, на табуретках стоял гроб, а в нём лежала свекровь моей подруги Т. Вокруг него сидели старушки и… в глубокой задумчивости - молчали. И эта угнетающая тишина давила, словно Ангел Смерти висел под потолком, выбирая, в какую минуту ещё кого-то поразить своим холодным дыханием.
     Тишина морозной зимней ночи, когда стоишь в своей спальне и смотришь в окно. В эти минуты тебе нестерпимо холодно от того переживания за те живые, спящие деревья. Даже у фонаря холодный свет.
     Тишина покинутого, осиротевшего дома, полна воспоминаний, невозможностью проглотить подкативший к горлу ком…
     Есть нежная, убаюкивающая тишина. Это когда наконец-то уснул маленький ребёнок. Уставшая мать смотрит на него и столько нежности и ласки в её взгляде…
     Помню тишину в классе, когда учитель, глядя в журнал, говорит: «Сейчас к доске выйдет…» «Только бы не меня…» Сердце готово было выскочить из груди…
     Была ещё тишина, когда я уже проснулась. Понимаю, что тут-тут прозвенит будильник и я растягиваю минуточку, затаив дыхание…
     Бывает тишина после проливного дождя, когда к ней ещё надо было привыкнуть. Тишина цвета радуги, восторга и надежды на то, что вот теперь всё будет хорошо!..

                ***

                К Л Е В Е Р

Среди травы, отцветшей в ранний срок –
Среди лугов нетронутых ногами:
Растёт крепясь, семьёю клеверок,
Со своими «ярко-красными» глазами!..
              Владимир Грачёв, написал в 12 лет

     Красный луговой клевер – относится к семейству бобовых. Международное ботаническое название – трифолиум. Компоненты лугового клевера обладают противовоспалительными, противогрибковым, обезболивающим действием, облегчает отхаркивание. Кроме этого, трава используется для приготовления различных блюд.

Скромный кустик дикого клевера
В высокой траве затерялся.
Из тропок, что в детстве измерила,
Только в памяти клевер остался.
Есть цветочки его и повыше,
Но клевера нежность всё помнится.
Голос Родины, я тебя слышу…
Низко головушка клонится.
Я листик сорву с того клевера,
Меж страничек в блокнот положу.
Он, как песня с далёкого берега,
Лишь платочком ему помашу.
                Анна Боднарук

     Некоторые элементы растения используются в приготовлении пищи. Так молодые побеги и листья могут применяться в салате или для варки щей. У народностей Кавказа принято делать из клевера заготовки на зиму посредством их заквашивания.
     Цветение этого травянистого растения начинается в первой декаде июня, а сбор плодов - в августе.

                ***

                К О Н О П Л Я

     Хочу замолвить слово в защиту конопли. Каждое лето, когда показывают по телевидению, как наши «доблестные рыцари» воюют с растениями, не иначе как постыдным варварством я их действия назвать не могу. С кем воюете, ребята? С Природой? Откройте глаза! Какую красоту губите? Какое мощное растение! Листья у неё какие красивые! Да на худой конец сложили бы их в компостные кучи… Через год-другой результат лучше перегноя получился бы. А то сожгут, химикатами вытравят… Молодцы! Управились… Скажете, будто бы они своими действиями людей спасают от вредного пристрастия. Э-эх, не надо себя обманывать. Это всё равно, что от злостных поджигателей спички прятать или пытаться свинью шампунем мыть. Она ещё и обсохнуть не успеет, как опять в лужу полезет. Ведь сбором этой дури не малые дети занимаются, а делают свой выбор люди осознанно…
     Из своего детства помню, в каждом огороде по несколько соток коноплю сеяли. Потом эти стебли сушили, листву теребили, в речке до белизны вымачивали, опять сушили, ломкие стебли трепали, чесали, пряли и рядна ткали. Да мы выросли на этих ряднах. Какие узоры наши местные ткачихи ткали. Дочкам их в приданое готовили… И никто дурью не маялся. Трудом своим жили, в послевоенные годы и этому были рады.
     А что теперь? Мак запретили сеять? Химией красоту такую выжигают. И что, помогло? Не растения виноваты – глупость человеческая! Опомнитесь! Вам Природа сынов своих во благо в мир выпустила, а вы, ленивые, руки приложить не хотите. Вам бы что попроще, да полегче. Хоть птичек зимующих пожалейте… Сколько бы пернатых спасли, если бы хоть на обочинах птичкам коноплю оставляли…

                ***               


Рецензии