Я снова пришёл к тебе за умом

Я снова пришёл к тебе за умом.

***************
      Выдержка из книги Розы Алихановой
               "Целитель душ".


...После двух месяцев начала боевых действий в Грозном, Насруди решил оставить
город и вернуться в своё родное село. Но как сложно было тогда выбраться из военного
города, я думаю, мы всё ещё помним. Эта дорога домой скорее всего была самой трудной
его дорогой. Шёл он два дня и прошёл пешком уже 60 км. Отсутствие какой либо еды
подорвало его и без того шаткое здоровье и силы почти покинули его, когда ему, наконец,
удалось найти привал в доме совершенно незнакомых людей. То, что милость Аллаха
проявляется в самых безнадёжных ситуациях независимо от наших деяний, он убедился в
очередной раз.
За два месяца проведённых им в городе он видел немало бессмысленных смертей.
И когда ему совершенно случайно, подвернулась возможность выступить по
«Хасбулатовскому» телевидению с обращением к противоборствующим сторонам, он,
пребывающий на тот момент в «политическом младенчестве», преследуя в своём
понимании самые гуманные цели, воспользовался этой возможностью и выступил, наивно
полагая, что его обращение может спасти чью-то жизнь.
Но, как потом выяснилось, он был совершенно не понят соотечественниками.
Слухи о нём, один страшнее другого, поползли по его селу, нарастая в нелепости
своей как снежный ком. Это был невидимый враг, бороться с которым было невозможно.
Насруди никогда ничего не боялся. Жизнь как таковую он мало ценил.
Но он ценил своё имя и имя своего отца.
Для него, для человека чести, быть «оклеветанным молвой» явилось страшным ударом.
Собственное бессилие против лгунов и клеветников мало-помалу начало вгонять его в
депрессию.
Он чувствовал, как потихоньку начинает ненавидеть весь белый свет. Его внутренний
«шариат», которым он никогда не кичился, но дорожил бесконечно, начал хворать на
глазах. Он затаил злобу на многих людей и чувствовал, что не способен их простить.
И когда он, наконец, понял, что одному ему с этим не справиться, то решился
обратиться за духовной помощью к единственному, по его меркам, бескорыстному
человеку в селе, которого он уважал, мнением которого дорожил безмерно…
Это был Ахмад-Хаджи Абдулхамидович Кадыров ( Дала ше г1азотах воккха вевойла иза),
в то время известный Алим и глава Муфтията.
- Я снова пришёл к тебе за умом, - сказал он ему тогда, свою привычную фразу и
спросил его: «Что мне делать, когда обо мне распускают разные слухи, сплетни, не
имеющие ничего общего с действительностью?»
Выслушав его подробный рассказ, Ахьмад-Хаджи сначала усмехнулся, а потом
улыбнулся и ответил:
- Сплетни и слухи распускают бессильные люди, у которых пустые души,
которые живут только ради себя, и мало понимают, что такое достоинство и честь.
Этих людей не учили с малолетства спрашивать с себя.
Не думающие, не мыслящие люди, которые живут по готовым рецептам, мелочны.
Они бессильны от незнания. Вот отсюда и сплетни, и чёрная зависть.
Я знаю, что это не просто, но постарайся не обращать внимания на домыслы
неуживчивых людей и прости их, если сможешь, прости ради Аллаха, ради себя и
ради них же самих тоже. Ты же неглупый человек. Не растрачивай понапрасну свои
силы на всякую ерунду, а направь все свои усилия и знания на пользу нашей
республики, на пользу нашему народу.
В полезном деле, угодном Всевышнему, проще всего найти внутреннее
умиротворение».
Беседа их была не столько долгой, сколько содержательной. Это был наказ.
И от этого человека Насруди ушёл уже с наименьшей враждой к белому свету и теперь,
спустя много лет, он вспоминает:
«Перебирая каждое его слово по тысячу раз, я наконец-то увидел его внутренний мир,
мир пути заложенного Создателем, который Ахьмад-хаджи чувствовал
каждой клеточкой своего целостного организма, своей душевной чистотой.
Это был Его Путь. Путь, выбранный им, Ахьмад-Хаджи Кадыровым, его внутренняя
свобода.
Это теперь и мой Путь.
И на таком пути, поверь мне, ни одному чеченцу не нужны ни звания, ни мирские
соблазны. Главное - душевная чистота.
(Возможно поэтому Насруди часто любит повторять: вайгахь собар ду-кх.)
- Если люди личную библиотеку в основном собирают из разных технических,
художественных и прочих книг, - снова задумчиво продолжает он, - то у Ахьмад-Хаджи
его личная комната утопала в изобилии Коранов и священных книг. И что интересно, в
этой комнате даже думалось по-другому. Дурные мысли отступали сами по себе, и
человек заряжался каким-то необыкновенным спокойствием, положительной энергетикой.
Райский уголок, я сказал бы.
В этой семье, семье Кадыровых, нельзя было не заметить такие понятия как добродушие и
сострадание. Мне врезалось в память, как однажды Султан Адалаев (мой ближайший
родственник и один из самых уважаемых людей села), придя домой от своего друга
Ахьмад-Хаджи, отзывался о его супруге Аймани. Подчёркивая её порядочность, он
дважды повторил её слова – «как услышу, что кто-то где-то погиб, во мне каждый раз
умирает одна клетка». Как я понял Султана, - вспоминает Насруди – она говорила это так
высокочувственно, не разбирая никого, ни с той, ни с этой стороны.
А это, как я помню, июль 2003 год.
После беседы с ним любой человек так или иначе начинал относиться и к жизни, и к
окружающим по-другому, добрее, чище, искреннее я бы сказал, и это была его
притягательная, неизведанная по сей день до конца, сторона его жизни.
И еще, он обладал и удивлял своей уникальной, чистой, я бы сказал, памятью.
Стараясь вникнуть в его внутренний мир, прихожу к следующим выводам;
во-первых, в его генетической чистоте сомневаться не приходится (возможно это и есть
главное, что формирует человека, не зря же в народе говорят, что на кривых корнях и
ростки кривые);
во-вторых, он впитал с молоком матери все чистое, в первозданном виде, таковыми были
и его родители;
в-третьих, с самого детства и до конца своих дней он ни на йоту не отошел с чистого пути, пути Ислама, тем самым он обрел внутреннюю свободу и независимость;
его оружием стало его слово, и оно (Божье слово) в его устах пробивало любую броню,
придуманную человечеством;
то есть, овладев в совершенстве духовной культурой, он освободился от того груза,
который тяготит человека от недопонимания его миссии в этом бренном мире.
А сегодня меня радует ещё и тот факт, что сын Великого Человека оказался его
достойным преемником.

"Кроме того, что Рамзан стремится построить республику,
«которая должна явиться образцом не только в постсоветском пространстве и в Европе, но и в мировом масштабе.
Кто не верить в это, тот не верить Президенту". Н.И.

То, что вся эта война – всего лишь игра «сильных мира сего», станет ясно потом, после
того, как погибнут лучшие сыны чеченского народа, а оставшиеся из их числа навсегда
потеряют здоровье.
А страшные дни военных времён помнит каждый из нас. И каждый помнит,
что война в республику пришла не шутки шутить и убивала она по-настоящему.
Тогда, в начале войны, когда каждый уважающий себя чеченец считал своим долгом
противостоять войне, когда чеченский народ терял лучших сыновей, не обошла беда
стороной и дом Насруди. Лучшего сына потеряла и его мать. Младшего из шести.
Сказать, что ничто не предвещало беды в этот день, было бы неправильно. Беда в это
время в любую секунду могла постучаться в каждый дом, и каждый подсознательно был
готов к ней, независимо от того, сидит он в подвале, или находится на поле битвы.
Какого было матери - это отдельная страница. Но Насруди именно в это утро ощутил
острое желание обнять своего самого младшего брата Ханпаша. Тогда он ещё не знал, что
брат его погиб под обстрелом «конституционного порядка». Насруди никогда не забудет
то острое чувство потери, которое он ощутил в этот день. Ему впервые в жизни не
хотелось быть сильным и думать о том, что скажут люди, потому что его одолевало
безумное желание плакать навзрыд. Потом, когда всё закончится и он останется наедине
со своими мыслями, из под его пера выйдет его первый стих на чеченском языке, который
он посвятит ему, своему дорогому брату. Это был крик его души.

«Ва-а ваша Ханпаша…»

…«Мостаг1чун къизалло цуьна герзан нуьц1къалло
Т1ом бог1уш схьакхечи юьрта чу ма кхечи
Дуьне а довзале цхьа т1ай а тиллале
Гу лекхчу «яй болчохь» Ханпаша д1акхелхи
Бусалба толавай цуьна г1азот къобалдай
Къинхетам белахь, х1ай везан Дела.

Юьртан сий ва дина йиша-ваша лардина
Декъала хьо хили СИЙ ДОЛУ ТХАН ВАША
Яхь йолчу к1енташца Даймохк а ларбина,
Нохчочун сий лардеш хьо д1а ма кхелхи
Ханпаша декъалвеш цуьна г1азот къобалдеш,
Къинхетам белахь, х1ай везан Дела.

Дуьненчохь буьстинарг бала бу ва моьттуш,
Харцонца диънариг дуьне ду ва моьттуш,
Бакъдерг а, харцдерг а, иэделла ма дог1у,
Бусалба кхетавеш Сий долчу некъа т1ехь
Къинхетам бехьа тхоьх, ва везан Дела».

Впоследствии, мужество и героизм Ханпаши, были отмечены в сельской школе
лично Ахьмад-Хаджи Кадыровым (Дала шай г1азотах баккхи бебойла уьш) и
Умаром Хамбиевым.
В этом стихотворении из глубинных пластов души автора прорываются такие
глубокие, жизненно важные, заложенные нашими предками понятия. Вдумайтесь!
Вот Вам душа рядового Чеченца. Чеченца с большой буквы.
Без других званий и регалий. Хотя… впрочем, это неважно.
После окончания первого «акта» злополучного военного спектакля Насруди время даром
всё равно не терял: он много читал, старался использовать его хоть с какой-то пользой для себя, а впоследствии, возможно, и для истории тоже. Он беспрестанно вёл записи, где пытался отразить свой взгляд на мир и на происходящее в нашей республике в целом.
О его мышлении, сами за себя говорят некоторые выдержки, из его
 «Обращения ко всем здравомыслящим людям Планеты – «Земля» ».
Чтобы быть предельно правдивой в своей задаче, чтобы у читателя была возможность
самостоятельно оценить нашего соотечественника, все его записи ниже я приведу в
неизменённой форме.

5 июнь.1996год. г Грозный.
«…В истории Чеченского народа и всего Северного Кавказа нет живого места без
ран, без периода борьбы за свое свободное существование на своей исконной земле
предков.
Со второго тысячелетия до нашей эры, со времен освоения местным населением
горной и предгорной зоны Чечни по сегодняшний день идет борьба за власть над
Чеченским народом, за сферу влияния над его природными ресурсами…
Вечная борьба с чужеземцами, воля к свободе, желание жить самостоятельно породили в
народе много борцов-героев, полководцев национально-освободительных движений,
отдельных легендарных личностей в Чеченском обществе. Немало примеров тому. Почти
все селения по нескольку раз возрождались из руин. Из этих руин чеченцы восставали и
шли на борьбу с неприятелем, в этих руинах рождались дети и взрослели со своими
отцами на полях сражений.
Из поколения в поколение передавались в народе элементы борьбы против господства
извне. Именно поэтому Чеченский народ силен духом и патриотизмом.
Сегодня, когда цивилизация других народов достигла своих вершин, Чеченский народ
истекаемый кровью, разделенный, униженный сильным соседом, отброшенный назад
стоит у разбитого порога. Природа диктует свои законы.
Империалисты с «дермократами» подсказывают как надо жить. Жизнь продолжается,
история повторяется, народ определяется. Неужели Чеченский народ не умеет ценить
дружбу, добрососедство, как другие народы, не заслуживает права свободно жить и
думать о завтрашнем дне? Ведь у каждого народа свое прошлое, настоящее и будущее.
Свои привычки и желания, свои стремления и убеждения, своя культура и свое лицо…
Пусть читатель и не подумает, что эти строки – стон и крик души отчаявшихся жить на
этом белом свете, крик о помощи ко всему миру. Нет! Еще раз, нет.
Помощь и разум мы ждем для себя и для других, только от Всевышнего. Мы никогда не
жаловались на судьбу, ибо она ниспослано Всевышним.
Только сильный духом и волей народ может перенести такую судьбу и не жаловаться. И
только поэтому такая судьба у такого народа.
Аллах Велик, и мы благодарны Ему за свою судьбу.
Аллах1у Акбар!

История повторяется и невозможно её забыть…"


2001 год. Чеченская Республика.
Первые дни начало выхода
Ахмата-хаджи Кадырова
на мировую арену
в большую политику.

Выдержка из книги
Розы Алихановой
"Целитель душ".

**********

 ... Некоторое время спустя, Насруди увидел по телевизору передачу, в которой выступал
уже известный на тот момент не только в республике, но и далеко за его пределами
Ахьмад-Хаджи Кадыров. В своём коротком, но эмоционально насыщенном выступлении
он 12 раз повторил слово «эладитанаш» (    ) и примерно столько же раз слово «питанаш» (    ).
(По-моему, это был самый трудный и решающий период в его жизни и ни только в его жизни, но и переломным моментом в судьбе чеченского народа).
Насруди буквально сердцем ощутил, как тому трудно приходится на данном этапе его жизни и написал ему письмо, в котором он отправил ему то самое стихотворение Ридъярда Киплинга «Владей собой», которое в своё время помогло самому Насруди найти ответы на многие «безысходные» вопросы его жизни.

Письмо привожу ниже в неизменённой форме.

«Ахьмад-хьаьжа!
Ассаламу Iалайкум!
Со ц1ера валале сайгахь долу хьан декхар сайна т1ера дайдан лерана, сайн дог
довзуьйтуш, сай и кхечу тайпана дан хьекъал цакхачарна х1ара кехат доуьту аса хьоьга. Хьуна муха хетахь а, сайна бен-башха хетар билгалдеш, сайна дагахь баллам
байбар дуьхьа.
Вай дайша ма аллара, «шена бина г1о болх битнарг стаг вац, дика болх битнарг – ванне вац».
Ахьа тхан деца лелийна г1иллакх бахьнехь САЙН ДОШ ХЬОЬГАХЬ ХИЛАРНА, со ц1ера
валале х1ара кехат сайгара совг1ат лерана (нагахь хьуна ишта хетахь), к1еззаг
долчуьнца кхачо яр нислуш, диснарг замане а дуьллуш, аса хьайна «Лакъаджаакум»
йа «Айатал-Курси» даитарх хьан цецвала меттаг боцан дела, сайна (эмоциональни)
ницкъ-г1ора делла йолу байт йоуьту аса хьуна.
Кхин цхьаъ ду.
Нагахь хьуна х1ара к1еззаг хетахь а, кхин цхьа сайн къайле
йовзуьту аса.
Со-о 1аччахь вовшах тоха йиш йолуш, махкахь, арахьа йовзита мага там болуш,
вай нах «традиционалисташ» лерана, Жан Жак Руссо
«Об общественном договоре»
ц1е йолу материалца, «От имени рядового чеченца» - аьлла, газете зорба тоха тамехь кечъяр т1едоьг1на – халкъо-м х1ара ма боху – аьлла т1етовжа там болуш, хьуна
пайда эца йиш хила а мегаш, болх вовшах тохар.
Хьуна девзаш хила там бу, цуо оцу белхаш т1ехь;
«Общественное сознание»,
«Общественный договор»,
«Общая воля»,
«Легитимность власти»,
«Общественный суверенитет»,
«Суверен»,
иштта д1а кхи а гайтана долу маь1наш.
Бакъду, и тайпана болх бан, сунна хьоьгара цхьа «тема» а, цунна цхьа ц1е а езар ю.
Кхин д1а хьайн совг1ат схьаэца.
Марша 1ойла.
А. Насруди.
/июнь – 2001 шо.

В Л А Д Е Й  С О Б О Й

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор Вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил - жди не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтания,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб удивлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том...

**********

"…Будь честен, чтобы ни стряслось,
Ступай туда, где ты нужнее,
Лишь так ты сможешь стать сильнее,
Чем подлость, трусость, зависть, ложь...

...Будь честен, пусть тебе сулят,
За отступленье - что угодно,
Бесчестным быть порой удобно,
Но честь дороже во сто крат…

..Будь честен, чтоб взойти на пик,
Своей судьбы хватило силы,
Чтобы улыбка осветила,
Твоё лицо, в последний миг".

**********

«Быть свободным, - быть самим собой!»»

*********

Независимо от того, сыграло это моё письмо к нему в его жизни какую-то роль или
нет, для меня оно является историческим документом, наличием которого я безмерно
горжусь, - признаётся Насруди.


https://ok.ru/profile/600677574656/statuses/164865265240064

https://islamtv.ru/news-2329.html



https://islamtv.ru/news-2335.html


Рецензии