Назначение церковных таинств. Николай Кавасила

Протоиерей Иоанн Мейендорф в своем труде «Введение в святоотеческое богословие», утверждает, что «отправным пунктом для обсуждения таинств Кавасиле служит текст из речи апостола Павла в Деян. 17, 28: "Ибо мы Им живем и движемся и существуем"». Действительно, первые четыре главы «Жизни во Христе» во всей полноте раскрывают перед нами вышеприведенное изречение апостола Павла. Руководствуясь словами апостола, святой праведный Николай Кавасила, как по хорошо составленной схеме, шаг за шагом, объясняет читателю истинное назначение церковных таинств. «Чрез них мы рождаемся и образуемся и преестественно соединяемся со Спасителем», - пишет Кавасила, тем самым, указывая нам цель приобщения к святым таинствам. Целью этой является соединение со Христом, и, как результат, спасение и обожение падшей человеческой природы. А происходит это посредством участия человека в трех основных таинствах: Крещении, Миропомазании и Евхаристии.

Теперь, вслед за Николаем Кавасилой, попробуем выделить наиболее значимые этапы этого благодатного процесса, руководствуясь тем же высказыванием апостола Павла: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17: 28).

«Ибо мы Им живем». О какой жизни здесь говорится? На этот вопрос святой Николай отвечает следующим образом: «Крещение дарует бытие и всецелое существование о Христе, ибо оно, приняв мертвых и растленных, первое из всех таинств вводит их в жизнь». Следовательно, Крещение – это начало нашего спасения. Оно является рождением человека для жизни во Христе.

«Ибо мы Им ... движемся». Что это за движение и куда оно простирается? Автор «Жизни во Христе» отвечает и на этот вопрос: «Помазание миром совершает рожденного, влагая соответствующую сей жизни силу действования». То есть здесь, говорится о движении по пути исполнения заповедей Спасителя. А таинство Миропомазания подает христианину силу совершать это движение должным образом.

«Ибо мы Им ... существуем». В чем же заключается это существование и чем оно подкрепляемо? «Божественная ... Евхаристия сохраняет и поддерживает ... жизнь и здравие. Ибо, чтобы сохранить уже приобретенное и подкрепить живущих, сие дарует хлеб жизни», - отвечает святой Николай Кавасила. Подобно тому, как земной хлеб поддерживает жизнь человеческого тела, так, несравненно более, Хлеб Небесный обеспечивает духовное существование человека.

В заключении, хочется привести еще одну цитату из «Введения в святоотеческое богословие» протоиерея Иоанна Мейендорфа, которая, как нельзя лучше, подытожит все вышесказанное о значении таинств в жизни человека: «Мы получаем жизнь, начинаем ее в крещении; мы движемся, продолжаем жить в таинстве миропомазания; мы существуем, ибо содержание нашей жизни составляет Евхаристия». Таким образом, согласно учению Николая Кавасилы, церковные таинства являются теми самыми средствами, благодаря которым осуществляется истинная жизнь человека во Христе.


Рецензии