Назначение церковных таинств. Николай Кавасила
Теперь, вслед за Николаем Кавасилой, попробуем выделить наиболее значимые этапы этого благодатного процесса, руководствуясь тем же высказыванием апостола Павла: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17: 28).
«Ибо мы Им живем». О какой жизни здесь говорится? На этот вопрос святой Николай отвечает следующим образом: «Крещение дарует бытие и всецелое существование о Христе, ибо оно, приняв мертвых и растленных, первое из всех таинств вводит их в жизнь». Следовательно, Крещение – это начало нашего спасения. Оно является рождением человека для жизни во Христе.
«Ибо мы Им ... движемся». Что это за движение и куда оно простирается? Автор «Жизни во Христе» отвечает и на этот вопрос: «Помазание миром совершает рожденного, влагая соответствующую сей жизни силу действования». То есть здесь, говорится о движении по пути исполнения заповедей Спасителя. А таинство Миропомазания подает христианину силу совершать это движение должным образом.
«Ибо мы Им ... существуем». В чем же заключается это существование и чем оно подкрепляемо? «Божественная ... Евхаристия сохраняет и поддерживает ... жизнь и здравие. Ибо, чтобы сохранить уже приобретенное и подкрепить живущих, сие дарует хлеб жизни», - отвечает святой Николай Кавасила. Подобно тому, как земной хлеб поддерживает жизнь человеческого тела, так, несравненно более, Хлеб Небесный обеспечивает духовное существование человека.
В заключении, хочется привести еще одну цитату из «Введения в святоотеческое богословие» протоиерея Иоанна Мейендорфа, которая, как нельзя лучше, подытожит все вышесказанное о значении таинств в жизни человека: «Мы получаем жизнь, начинаем ее в крещении; мы движемся, продолжаем жить в таинстве миропомазания; мы существуем, ибо содержание нашей жизни составляет Евхаристия». Таким образом, согласно учению Николая Кавасилы, церковные таинства являются теми самыми средствами, благодаря которым осуществляется истинная жизнь человека во Христе.
Свидетельство о публикации №225090201556