Глава 23 - Зима

Девочка шла по дороге между стандартными многоэтажками  и пустое ведро билось о её ноги.  Пальцы на ногах мерзли, так как тонкие стоптанные сапоги совсем не грели,  тонкое старенькое пальто не хранило тепло, протертый насквозь шерстяной маленький платочек еле прикрывал голову, хлопковые чулки немного сползли и очень мёрзла полоска голых ног между ними и тонкими ретузиками. Очень хотелось завернуться в одеяли и греться, греться...
 Она увидела мужчину с полными ведрами чистой прозрачной водой и спросила его: - где Вы набрали воду?  Он махнул рукой в другую строну и сказал - около дома №... Она сказала спасибо. Это было очень далеко, а она уже устала и замерзла.

Он показался ей знакомым - вроде бы,  это он, однажды, когда она не могла подойти к крану, из которого хлестала струя воды и люди быстро набирали воду и отходили, но она не могла, так как под краном намерзла крутая горка льда и ноги скользили.
 И тогда один мужчина взял её ведро, набрал полным и вынес ей из толпы, а  когда она отлила половину, он возмутился - Зачем? а она ответила: - мне тяжело, а он спросил:- Девочка, почему твои родители не ходят за водой?
 Сегодня она так и не нашла размороженный кран и решила идти домой, так как на дороге уже появились первые школьники с портфелями. Они были веселые румяные, играли в догонялки или бились портфелями, значит и ей надо было идти в школу.

Она зашла в их квартиру и сказала: - "мама, я не нашла воды..."  и зашла на  кухню.  мама радостным голосом ответила: - "а, ничего, дома есть вода..." 
За столом сидел румяный отчим и тоже чему-то смеялся и ел из большой трехлитровой эмалированной миски борщ, от которого поднимался горячий пар и в середине лежал огромный кусок мяса.
Мама увидела её растерянное  лицо и строго сказала: - "ешь и собирайся в школу." Стакан сладкого чая и ломтик хлеба с маслом уже дано ждали её... Масло на хлебе холодной лягушкой скользнул в живот, а остывший чай окончательно заморозил её.
Она переоделась в школьную форму - тонкую и доставшуюся от кого-то, такую же протертую кофточку шерстяную, надела промерзшие сапоги, пальто и пошла в школу.
 
В этот год была очень морозная зима, непривычная для их южного городка.  Дорога уже была заполнена  толпой школьников. Дыхание на морозе  сразу же превращалось в облачко пара и висело туманом над ними, сверкая в солнечных лучах как маленькие бриллиантики.
Подружка увидела её и позвала в их группу одноклассниц  её второго класса. Подружка была одета в новое теплое пальто, толстые зимние сапоги и закутана в теплый платок. Конечно, не все одноклассницы  были одеты подобным образом, но такой одежды  как у Девочки не было ни у кого.
Иногда они  спрашивали её: - почему тебе не купят новую форму (или чулки, или кофту, или сапоги...). но Девочка не могла им объяснить (да и не хотела), что мама экономит, так как дети быстро вырастают и поэтому одежда потом передавалась младшей сестре, так же как и сама Девочка получала от кого-то.  Еще мама говорила, что - чтобы вырасти крепкой и здоровой - надо закаляться и тренироваться, поэтому мама будила её рано и отправляла за водой с утра.
Иногда мама рассказывала, как летом в деревне она любила бегать за водой к оросительному каналу и с ней всегда была маленькая козочка.  Мама всегда говорила об экономии, дисциплине, закаливании, но  тут же добавляла: -   что бы не была как я.
 
В школе тоже было прохладно, батареи были не очень горячие и не грели класс. Но на переменке  они  выходили в коридор и, стоя около широких окон, из которых лился яркий солнечный свет болтали и смеялись, а Девочка имела возможность хоть немного погреться.

На большой перемене  они пошли в школьный буфет, Девочке очень хотелось, что бы сегодня он  смогла купить пирожки с горохом -  горячие и дешевые по три копейки. Сегодня мама дала ей только 10 копеек и она могла бы купить два пирожка с горячим сладким чаем или три с несладким. Пирожки принесли при ней, но их быстро разобрали и  ей достался какой-то скрюченый и поломаный пирожок с повидлом за пять копеек, а сладкий чай оказался чуть теплым.
 Какая-то одноклассница спросила: - почему ты грустная? Девочка ответила : - я не грустная, я замерзла. 
После окончания четвертого урока они пошли всей гурьбой по домам, и дорога проходила около детского сада, в который ходили её сестренка и сводный брат. Она подумала: - Как хорошо в детском саду, утром дают горячую кашу и какао, днем - горячий суп и что-то второе, а потом сон - можно лежать тихо и мечтать (она не могла спать днем), потом полдник - что-то сладкое и вкусное ... не надо учить уроки, сидеть подолгу в классе и слушать чьи-то вымученые ответы, а потом - за пять минут рассказ учительницы о новой теме и задание на завтра. Причем частенько задание она говорила, когда уже звучал звонок и все начинали шуметь и галдеть.
 
Одноклассницы шли все вместе и о чем-то разговаривали.  Девочка жила ближе и покидала подружек всегда  первая. Она пришла, взяла у соседки ключ и зашла домой ( мама уже разрешала ей быть одной дома) и увидела в мойке пустую кастрюлю от борща, а в холодильнике - ничего, что можно было разогреть.
Тогда она пожарила себе два яйца и сделала горячий чай.  Внутри всё  согрелось, стало радостно.
Она взяла книжку, которую недавно взяла у тети, которая всегда выговаривала: - принеси тогда-то, не рви, не загибай страниц и не перегибай книгу и т.д, хотя все книги у неё были старые и потрепанные.

 Девочка всегда читала аккуратно, так как она благоговела перед книгами, в которых раскрывался прекрасный и незнакомый мир, интересные люди и события...возвращала она обычно во-время и в порядке. А совсем недавно около школы открылась библиотека и подружка привела её и они записались. Правда, сама  подружка не стала больше ходить, а Девочка с удовольствием брала там книги.
 
Она завернулась в одеяло, села на подоконнике  под  солнечными лучами и погрузилась в захватывающее чтение.   От горячих солнечных лучей ей стало жарко, книгу она дочитала,  села делать уроки и быстро управилась с ними.
 Скоро придет мама и станет что-то готовить кушать на вечер, потом из садика сестренка с сводным братишкой, а отчим, которого они звали папой,  придет поздно. Кушали они все по одному, младшие  совсем не ели, если только что-то с чаем, Девочка ела одна, а мама ела или с папой, или тоже одна.  Мама была очень занята весь вечер, она готовила обед каждый день так как большой кастрюли еды хватало только на ужин всем, завтрак отчиму и, иногда,  на обед  Девочке, мыла посуду, иногда что-то стирала небольшое себе. А когда приходил отчим - они сидели на кухне, разговаривали, смеялись.

Это была вторая  зима в их новой квартире. Когда  они переехали в неё  в декабре прошлого года, Девочка продолжала  ходить в свой первый в класс в ту же школу. В домах работали водопровод и канализация, мама ничем не загружала Девочку, так как утром сама отводила или брала её с собой на автобус и показывала, где выходить. А после школы Девочка шла пешком к дедушке, их трехэтажки стояли рядом.
Та зима была очень теплая, в пальто было жарко, а платки они совсем не повязывали.

После ужина все расходились по своим комнатам. Если младшие играли друг с другом - это было хорошо, но достаточно часто сестренка просила почитать или поиграться с ней, но Девочке совсем не хотелось, она хотела спать и иногда ложилась очень рано, а сестренка просила рассказать что-то в постели (они спали вместе, а братик - в отдельной маленькой комнате), Девочка начинала и потом засыпала, а сестренка сердилась и иногда теребила её, что бы разбудить или выговарила свое недовольство утром.
 
Девочка тихо сидела одна и вдруг вспомнила сегодняшний сон, это было даже не как сон, а как что-то,  как разноцветный калейдоскоп: что-то яркое, синее и зеленое; оно мелькало в памяти  и что-то радостное и счастливое было в этом сне,   но Девочка  никак не могла вспомнить его.
 
И опять утро и ранний подъём, и Девочка выползала из-под теплого одеяла, одевалась и мама давала ей ведро и она ходила по дороге между домами, искала отогретый кран и набрав пол-ведра воды несла его домой. Опять холодный завтрак  и в школу. Частенько мама давала ей с собой кусок хлеба с маслом. Но этого было очень мало и она была голодной в школе, так как в такие дни мама не давала ей деньги.  Она вставала каждый день всё больше уставшая уже с утра, иногда было холодно даже под одеялом.

 Но зато - всё чаще снился этот прекрасный сон -  уже более ясно и долго:  синее небо, неимоверно ослепительно-яркий свет,  изумрудно-зеленая трава  внизу . И кто-то ещё рядом с ней, они все как парили над землей,  взявшись за руки "рассказывали"  (мысленно) что-то друг-другу и  это  было интересно. 
Счастье  и  любовь окружала их как облаком. А  кто-то не рассказывал, но был всегда рядом, Девочка  не понимала, почему он не "говорит" ничего? С каждой ночью сон становился длиньше, более подробный и запоминающийся.
Она всё более наслаждалась этим сном, ей не хотелось просыпаться, любовь, счастье и радость согревали её сердце"замороженное" ранней потерей отца,  а днем она частенько  "прокручивала" сон в памяти как кино, пытаясь "зацепиться" за подробности,  понять сон и "погреться" сердцем. Но никогда никому не рассказывала.
 
Но в эту ночь  в этом сне -   случилось  необычное : - она с друзьями игрались в небе, она чётко это понимала - они летали, водили хоровод и  каждый, кого она "брала за руки" что-то ей "рассказывал". Вдруг кто-то сказал: - полетели в Африку,  Девочка не очень много знала об этой Африке, но все долго летели над темной водой и вскоре  увидели внизу  заросли темно-бурых растений,  что-то стало тянуть их вниз и  когда они попробовали немного спуститься, то "затягивание" усилилось.  Кто-то закричал: - Пора назад! и еле вырвавшись от этого "затягивания"  они помчались стрелой обратно.
 
Тот, кто обычно наблюдал и руководил ими сказал, что улетать  нельзя - это опасно, а Девочке сказал:- Тебе пора домой - уже утро! Только Девочка возвращалась домой, а все друзья были здесь постоянно.
И  она жалобно попросила:- Можно я останусь здесь? Но он ответил : - Нет, тебе еще рано! Вот - он махнул рукой в направление - лети в эту сторону!

Девочка немного испугалась, раньше она никогда не летала домой одна - а вот как она обычно возвращалась - не могла вспомнить.
И неуверенно и боясь сбиться с указанного направления она полетела, зелень, синева неба и яркий свет  быстро пропали, она мчалась в темноте  и под темным небом  как могла скорее, но внизу всё тянулись горы, небо справа стало сереть, появилась тонкая розовая полоска.

Восход - с ужасом подумала Девочка, - я не успею, и назад не смогу!  Но тут внизу блеснула лента реки, она обрадовалась - это её река, хотя она никогда не видела свою реку  на карте,  и уж тем более сверху -  радостно летела следуя её изгибам, а вот и город, и тоже - она узнала его, и Девочкин трехэтажный дом внизу,  и их квартира на первом этаже, она видит сверху, как мама идет сердитая из кухни в их спальню.

 Девочка рванулась вниз и с такой силой "плюхнулась" в свое тело, что  оно аж подпрыгнуло на кровати.  Вставай скорее, я уже тебя сколько зову, кричала мама.  Пытаясь незаметно потянуться и  еле шевеля  онемевшими губами и лицом, девочка сказала:- Иду, мама.

Когда мама вышла, сестренка стала говорить Девочке: - ты была такая холодная и не двигалась, я тебя трясла, мама зовет, а ты не шевелишься и не просыпаешься.
 Девочка ничего не ответила, оделась, пошла в ванную, умылась, мама вручила ей ведро и она пошла искать воду.
Голова  кружилась,  гудела, ноги плохо слушались, она не чувствовала ни холода, ни голода.  Она несла домой почти полное ведро и почти не чувствовала тяжести.
 Поев горячую гречневую кашу, оделась и пошла в школу. В голове постепенно прояснялось, тело начало оживать и чувствовать холод, прикосновения друзей, парты, двери... Уже сидя на уроках она пыталась понять - что это было?
 
Больше этот сон не снился, она вспоминала о нём с нежностью.  Но вот однажды, через два года, на урок Природоведения учитильница принесла географическую карту. Это была первая карта, которую Девочка видела в своей жизни так близко, ни у родных-знакомых, ни в школе - не было доступных карт.
Девочка смотрела издалека и ей нетерпелось на перемене подойти к карте, она только боялась, что учительница снимет карту раньше. И как только зазвонил  звонок, Девочка тут же встала и пошла к карте. Ну да, вот горы - эти бесконечные горы, вот река извивается змейкой, и восток справа, а вот и их город - она прочитала название, ну да, правильно она определила.
 
И тут её поразила мысль: - Значит это всё правда! она там была, она всё нашла на карте, хоть и впервые видит её!  Она стояла потрясенная своим открытием, некоторые одноклассники подошли и стали искать их город, Девочка показала им - Вот!  Правильно, -  сказала учительница и сняв карту ушла в Учительскую.  Да,  ты раньше подошла... - говорили одноклассники.

Но Девочка отошла и села за свою парту, Значит это правда, я там была, и Африку видела - влево от гор и океан вокруг. Всё это требовало осмысления. " Где это и как туда попасть?" -  эта мысль плотно сидела в её голове и еще  очень долго  она вспоминала подробности, пыталась их понять.

 А в особо-тяжелые времена её жизни она знала - Там хорошо, радостно, и все любят друг-друга, - Надо выстоять, Когда-то она найдёт, поймет и узнает - Как туда попасть!


Рецензии