Наровчатские зори

II

     Семья Осиных проживала на Барщине: обычная крестьянская изба с соломенной крышей. Три сына – отцовская радость, работящие, послушные: Нил, Зиновий, Иван. Еще и дочку Бог послал – Василису, но ее чаще Васютой прозывали.
     Пришла пора женить старшего – Нила, его в семье звали просто Милка за мягкий характер и добрый нрав. Взял он в жены Евдокию из бедной семьи. У ее матери Анны и отца Алексея девки одни нарождались: Аксюта, Матрена, Евдокия, Мариша… Но напоследок Бог им послал сына Митрофана. Радость-то какая, наследник отцовской фамилии.
     Вскоре Нил отделился от отца, и зажили они с Евдокией в мире и согласии. Добра, в смысле богатства, нажить практически было невозможно: много сил, здоровья и времени отнимала работа «на барщине», у помещиков Азарапиных, да свою землицу надо вспахать на лошади, посеять рожь, просо, репу, к тому же накосить на лугах травы, заготовить сено для коровы на зиму… Частые суховеи, засухи сводили на нет весь крестьянский труд, обрекая людей на жизнь впроголодь. К тому же, такие бедствия, как пожары, частенько посещали деревню. «Вот игде бяда так бяда…пра…», – говорили обычно старики, горестно разводя руками.
     В трудах и повседневных заботах незаметно пробегали годы, вот уже 19-й век подходил к концу. У Нила с Евдокией дочка Серафима народилась. Новый век двадцатый «открыл» сын Михаил. Семья стала расти: сын Яков, затем дочь Марфа (1906 г.), а в 1911 – дочь Анна. Перед Первой мировой войной родился сын Дмитрий. Это из тех детей, которые выжили.
     Но вот нагрянула лютая беда на людские головушки горькие – война мировая. Воем выла деревня, провожая своих дорогих мужиков. Звенели церковные колокола в окружающих деревнях. Батюшка молитвой благословил, святой водой окропил, а мужики невесело шутили: «Али грудь в крястах, аль голова в кустах».
     Нил и его брат Зиновий ушли воевать за царя, за Отечество…

(продолжение следует)


Рецензии