Анализ выражения Встретишь Будду, убей Будду
Это не буддийское изречение, нет такого отношения к Учителю в буддизме. Это из другой оперы, и это ария из традиции дзэн, исполнение которой приписывается преподобному Линьцзы. Думаю, что многие прекрасно догадываются, а некоторые даже понимают значение этих слов без пояснений стороннего толкователя, так что мой текст оказывается излишним и несколько претенциозным по мыслеформе и мыслесодержанию. К тому же, всё разжёвано и выражено в доступном изложении, в нескольких предложениях, в интернетовских источниках. Гугл в помощь. Но я не ищу лёгких путей, потому отправляюсь в самостоятельное путешествие по сознанию, ибо мне нравится сам процесс размышления. Конечно, приглашаю желающих присоединиться, составив мне компанию, если я, как автор этих записок, покажусь кому-то симпатичным, а мой внутренний диалог интересным.
Впрочем, не стыжусь и не ленюсь повторять, что не являюсь знатоком в религиоведении, специалистом по философии или последователем какого-либо учения. А вот порассуждать люблю, и пописываю. Дилетант и графоман, и хватит обо мне. Такое вступление понадобилось, чтобы продемонстрировать, что текст сочинён не нейросетью, а является плодом авторского мышления и воображения. Пришло на ум это изречение и червяк сомнения закинул крючок – изложи свои мысли на этот счёт. Что же касается ИИ, то моё отношение созвучно со словами дзэн-мастера: встретишь ИИ, убей ИИ.
Буддизм сравним с деревом, имеющим корни, ствол с ветками, лиственную крону. В какой-то момент развития ствол, видимо, испытал на себе внешние воздействия и в силу внутренних процессов, как ответ на давление, разделился надвое: Тхеравада («Малая Колесница») и Махаяна («Великая Колесница»). Пользуюсь знаниями из книжек. Первая сосредоточена на индивидуальном достижении нирваны, в то время как Махаяна подчёркивает идеал бодхисаттвы, откладывающего личное просветление ради помощи всем живым существам достичь его. Мы пропускаем эту важную развилку и движемся дальше по стволу, наблюдая густую буддийскую ветвистость. Думаю, что этих сообщений достаточно о буддизме, ведь речь пойдёт о другом явлении – привое на подвое. И одним из таких привоев является дзэн-буддизм.
Мне о дзэне и дзэновской традиции известно не более, чем о родоначальнике буддизма и его раскидистом дереве. Замечу, что не Будда создавал буддизм, как и Христос не был создателем религии и церквей своего имени. Они сеятели истины. Но в данный момент я не иду за светом Учителей, а движим мерцающим светом собственного ума. (Допускаю, что в этом месте со мной попрощаются немногочисленные попутчики, которые, всё же, заинтересовались движением ментальной нити и нанизываемых на неё бисеринок).
Имеем дело с парадоксами дзэн-буддизма. И что же? Обнаруживаем – ничего святого, священного, традиционного, заученного, формализованного. Постоянство сути при непостоянстве в форме, средствах выражения и донесения сути до сознания ищущих. Даёшь спонтанность! Да славится парадокс! Самостоятельность превыше поклонения и подражания! Да будет дзэн!
А что такое дзэн? Ну и вопросы! Существует множество объяснений, интерпретаций понятия, иллюстраций и вариантов ответов, но окончательного ответа нет. Сказанное о дзэне не есть дзэн. Ах как сказано! Но не мной, и вроде не о дзэне. Всё равно красиво, сильно, точно, и главное кратко, парадоксально. Даже мастер не сможет ответить, хотя знает ответ. Не потому что скрывает, а потому что невозможно. Но поспособствует при помощи указаний нахождению невыразимого, поможет убрать рамки в ограниченном уме и обрести некий уровень свободы. Тем не менее, не смотря на отсутствие ответа, его нужно искать, прилагая максимум усилий, и пытаться сформулировать. Подбирать ключ к замку. А замок в двери. Сюрприз – а дверь открыта… Любое средство сгодится, вещь, слово, явление, действие, неизвестно, что послужит ключом. Непривязанность к форме позволяет использовать любую форму в качестве костыля, тарана, трамплина, чтобы прорваться к бесформенному и прыгнуть в пустоту.
Но если использовать слова и понятия, то как всё-таки охарактеризовать дзэн? Дать хоть приблизительное определение.
Дзэн – это: ясность сознания, чистота чувств, честность мыслей, чёткость действий. Но к этому списку можно прибавлять и его уточнять. Такие свойства, как: яркость, свежесть, острота, простота, доверие, интуиция, уравновешенность… Ах, да, забыл одно из главных – естественность.
Идя по дороге «жизнь» можно встретить ямы, а в некоторые из них упасть, где и пропасть. Внимание, вопрос на засыпку. Кому, блин! Оглянись, ты же одинок, сам с собой разговариваешь. А, ну ладно, тогда просто вопрос к себе – а не ошибка ли считать, что дорога может символизировать жизнь? А вот я знаю, знаю ответ, ура! Почему-то говоря о дороге жизни, мы подразумеваем жизнь в её универсальном и всеобъемлющем охвате всех явлений, в глобальном значении, но здесь кроется подмена. Сравнение дороги с жизнью ошибочно, ложно и хитро подменяет смыслы. Дорога – это движение внутри мира (социума) и выступает в качестве социализации. Жизнь же происходит в Бытии. Люди ходят по дорогам, машины ездят по дорогам, Колобок в сказке и то движется по дороге – и где в этом жизнь? Яблоко катится по земле, а не по дороге, насекомые и животные перемещаются по земле, по воздуху и в воде, планеты и звёзды движутся в пространстве, а не по дорогам. Идя по дороге (а это всегда лишь персонаж), выбирая различные направления можно многое узнать, увидеть, научиться и овладеть навыками, в том числе услышать о Будде, узнать о буддийском Учении. Это информация. И если привлекло, заинтересовало, то стать последователем какой-либо ветви буддизма. Но возможно ли встретить на дороге Будду? Нет. Статую Будды, да, храм, да, тексты, да.
А кто такой Будда? Мастер же указал на возможность встречи с ним. Говорится, мол, что Просветлённый, Учитель, совершенный образ, а заодно и историческая личность, персонаж из буддийских сказок. А если отнестись серьёзней? Что если это сознание Будды, поле Будды, духовный свет или философская истина? А может это наподобие природного явления, как гора, река, солнце, океан? Язычеством попахивает. Некое состояние или священное место? Допустим, то место, где начался буддизм, его исток под деревом бодхи, или место, где он родился.
Перескочу с дороги на путь. А вот идя по пути возможно встретиться с Буддой, если заслужить и повезёт. Встреча в пути вероятна. Но в таком случае уже не повезёт Будде, ибо мастер дзэн дал чёткое наставление – убить того, кто назовётся Буддой. Но ведь он не давал задание, где целью является убийство. Воспринимать нужно не буквально, а символически, образно. Наверняка указывалось на образ, а не на человека. Ученику не стоит превращаться в охотника за Буддой. И поклонение не требуется, оно даже противопоказано.
Как же заповедь: не убий? Это из устава другого монастыря. Но и буддизм не приветствует насилие, агрессию, убийство. Мастер использовал слово из мирского лексикона, а не из буддийского. А как же сострадание к живым существам, а где же любовь? Получается, пришёл в монастырь за духовным светом, напитаться покоем, преисполниться мудростью, а из тебя делают киллера. Но слов уже не поймать. Кого нужно убить? Не человека. Человек давным-давно умер естественной смертью. И не Бога. Понятие Бога в буддизме не используется. Значит того, кто прикинется Буддой. Созданный образ, сгенерированный идеал, собственное представление.
Ясен пень, что с Буддой в человеческом теле не пересечься в физическом пространстве-времени. А если это будет не человеческое существо, а природное явление, тот же дождь, мороз, ветер? Прикольно – встретишь деда Мороза, убей его? Ага, и затем забрав все подарки. Встретил Перуна или Нептуна, убей их? Не годится. С явлениями не получится, значит предлагается убить персонифицированный образ, мифологический персонаж? Тогда как быть с проявлениями эмоционального, ментального, духовного порядка? С другой стороны, не ты создавал эти мыслеобразы, не тебе их и уничтожать. Тем более, что их мог никто не создавать, они сами пришли и сами уйдут. Драться в своём воображении с порождаемыми самим же воображением сущностями?
Будда не чудовище, чтобы с ним сражаться. А если он – чудо, то возможно ли убить чудо?
Дзэн-буддизм не учит борьбе, не поощряет соревнование человека с природой, между людьми, любой форме противопоставления. На пути к Себе не должно остаться чего-либо, кого-либо, в том числе и Будды, что находится вне тебя. Мыслеформа Будды, служащая объектом поклонения, целью, идеалом, авторитетом, будет как нечто, что заслоняет собой ничто. А служение и назначение Будды – быть проводником в ничто. Если рассматривать «Будду» как слово, нарратив, то оно должно испариться на пороге безмолвия.
Поэтому, в какой-то момент духовный ищущий, идя к вершине Фудзи, чтобы там постичь невыразимое и раствориться в невообразимом, может встретиться с испытанием в виде препятствия. Ну надо же, етить колотить, Будда становится помехой! Это как фигура царя Александра заслоняла Диогену свет солнца, и он сказал царю: отойди. Уж не был ли Диоген дзэн-буддистом? Похоже на то. А что, киник или стоик отличаются от дзэн-буддиста?
Неужель Будда выступает Стражем на входе в пещеру самадхи? Если дело обстоит таким образом, то, действительно, тогда его придётся обойти, обмануть, отодвинуть, превзойти, отменить. Наверное, ученик не убивший образ Будды в себе не превратится в мастера, не придёт Домой. Типа того: «У попа была идея, он её любил; но идея воплотилась, и он её убил». Свет не может быть препятствием на пути к Свету.
И однажды, продолжая путь, в шаге от Себя встретишь Будду во всём великолепии и сиянии, величественного и совершенного… И чё? Хочется упасть на колени и ползти к Нему, поливая остатки пути слезами, лобызать Его Стопы, молить о Милости умереть тут же от такого блаженства… Но ты, наступая на горло песне благодарности и поклонения, достаёшь ментальное мачете и начинаешь боевой махач. Отсекаешь руки, стопы, голову… Тени у Него нет, поэтому рубишь свет на куски… Голова катится тебе под ноги с безмятежным взором из-под полуприкрытых век и блаженной улыбкой, излучая поток сострадания. И чудеса! Будда снова целёхонький, невредимый. Тогда в ход пускаешь астральное копьё в виде луча, пиу – пиу… Время остановилось, а ты продолжаешь рубить, колоть, стрелять. А Будда снова и снова восстанавливается. Нет, ты не устал, но внезапно вспыхивает озарение – миссия невыполнима и охватывает чувство – происходящее иллюзорно. Кто ты, и кто Будда, куда тебе тягаться. А действительно, кто ты? Вроде тысячу раз отвечал себе на этот вопрос, и каждый раз как впервые, теперь же этот вопрос как ятаган под ребро, как в последний раз – кто я?! А нихуя! В смысле? Во всех смыслах и аспектах. Ты, целенаправленно шагая по дорогам и блуждая по пути думал, надеялся, мечтал, что где-то на краю мира, в конце пути тебя встретит Будда (Христос, Кришна) или вся троица, и радостно приветствуя, обнимая тебя, взяв под руки вознесут на небеса, в Царство Небесное, и быть тебе в раю, в нирване… Ты практиковал дисциплину и учился премудростям. Но такие представления посещали воображение пока мастер не сказал, как отрезал: Жорж-сан, вижу плод созрел, ты готов к одиночному путешествию, так что отправляйся-ка Домой. Но всех, кого встретишь по пути в Икстлан, придётся убить. Всех, значит всех, мать, отца, и Будду. Всем поклонись, поблагодари и убей. – Да ну нах! Я же не воин, я джняни. – Вот и воспользуйся тем оружием, которое при тебе. Верю в тебя, у тебя получится. Благословляю. – А если встречу Христа, Кришну, Магомета, Лао-цзы? Их тоже? – Не бзди, не встретишь, ты на пути дзэн и да пребудет с тобой дзэн. Их ликвидируют другие. – Что за бред! – Всё. Я тебя всему научил, всё сказал. Надоело. Иди нах.
Признаюсь, по секрету, пока никто уже не читает, что я тогда выхватил меч и рассёк его пополам. А уж вложив меч в ножны, поклонился и поблагодарил.
И что я в итоге осознал? Если я нихуя, то что я делаю? Нихуя. А что могу сделать? А что происходит вокруг? А что имеет значение? На все вопросы один ответ – нихуя. Я же говорил выше, что знаю ответ.
Если так, то что нужно? Идти по пути. А путь и есть Будда: Я есмь путь, истина, жизнь. Неважно, кому периодически приписываются эти слова, но важно, что в них суть каждого Учителя и Учения.
На этом можно было бы и закончить. Повторение не только признак отупения, но и учения. Так что ещё минуточку внимания и немного мучения.
Встреча с Буддой на пути означает создание образа и образца, эталона, божества, то, что в мире известно под понятием кумира. А дзэн- буддизм это отвергает. Невольно или своевольно, а в тяжёлых случаях и умышленно, возникает дистанция между субъектом и объектом, человеком и идеалом. Преодолеть этот разрыв можно лишь посредством разрушения иллюзий. И из отношений субъект-субъект тоже нужно выйти, посредством обнаружения, что не существует множества субъектов, Субъект – един.
Мда… Не бывает в дзэн-буддизме простых загадок. Вот так, получи коан для домашнего задания, а потом ходи ищи знаний вовне, или сиди ищи ответов изнутри. А будешь засыпать, отвлекаться, нести всякую чушь в беседе с мастером, получишь посохом по башке. В любом случае, что бы ни происходило вокруг, чем бы ты ни был занят, нужно концентрироваться на текущем моменте Сейчас и ждать. Ждать и верить. Ждать и взывать, уповать, смиряться, доверять. Ждать у моря погоды. Ждать попутного ветра, течения. Ждать знака. Ждать рассвета как чукча в чуме. Но не апатично ждать, а динамично, проживая текущую жизнь, осознавая каждый момент и себя в нём. Рубишь дрова, носишь воду, косишь траву, разжигаешь костёр, готовишь и пьёшь чай, смотришь на звёзды, моешь чашку. Хочешь спать, спишь, хочешь есть, ешь. Путь маленьких шагов и действий. И будучи на пути, каждый день ты на шаг, на полшага, на несколько шагов ближе к вершине Фудзи. Ага, красиво и вдохновляюще, но ведь и ближе к Нараяме.
Да, ко всему ближе, уменьшая дистанцию, а главное ближе к Себе, к Сути. И будешь пойман дзэн. Ага, или бзыком.
В любом случае, что дзэн, что бзык без разницы, но не пойман миром. Это ещё не самадхи, но его предвестие – мукти. С освобождением приходит и пробуждение. И наоборот тоже работает.
03.09.2025
Свидетельство о публикации №225090301133