Индонезия и международные финансовые учреждения

Эта статья основана на материалах журнала Green Left Weekly от 31 мая 2000 г. «Наследие правления МВФ и Всемирного банка» Макса Лейна и «Как МВФ подпитывает взяточничество и коррупцию» Пипа Хинмана. См. http://www.greenleft.org.au/

Введение

Роль Международного валютного фонда в определении экономической политики Индонезии оказалась в центре внимания после экономического кризиса 1997 года. Вслед за ним режимы Сухарто, Хабиби, а затем и Вахида передали МВФ значительную часть суверенитета над государственной экономической политикой. Однако международные финансовые институты, базирующиеся в Вашингтоне и находящиеся под контролем правительств США и других западных стран, с 1966 года осуществляли значительный контроль над экономической политикой индонезийского государства.
МФИ и Сукарно.

В 1950-х и начале 1960-х годов индонезийская экономика столкнулась с кризисом, вызванным резким падением мировых цен на натуральный каучук, в то время основной товар экспорта страны. США и Всемирный банк воспользовались этой «возможностью» и лоббировали левое правительство Сукарно, чтобы принять делегацию Всемирного банка. Делегация предложила Индонезии значительные кредиты при условии реализации жестких мер экономии и денационализации ранее принадлежавшего иностранцам сектора экономики.

Пакет помощи Всемирного банка был отклонен, а президент Сукарно обратился к послу США перед массовым митингом в Джакарте с криком: «Идите к черту со своей помощью!».

МФИ и Сухарто

Однако международные финансовые институты вернулись, как только Сухарто пришел к власти. В октябре 1966 года Сухарто принял «план стабилизации», разработанный при «содействии» МВФ, и отменил все меры по национализации, принятые правительством Сукарно. МВФ настаивал на отмене любой дискриминации иностранных инвестиций и любых льгот для государственного сектора. Он также требовал отмены системы валютного контроля, существовавшей при Сукарно, а также ограничения государственных расходов до 10% от национального дохода. В рамках «помощи» МВФ Сухарто в 1967 году принял Закон об иностранных инвестициях. Он предоставил иностранным инвесторам пятилетние налоговые каникулы и дополнительные пять лет налоговых льгот.

Контроль над экономической политикой режима Сухарто осуществлялся МВФ и Всемирным банком через Межправительственную группу по Индонезии (МГПИ, позднее переименованную в ЦГИ). Эта организация возникла в 1966 году в результате переговоров между кредиторами Индонезии. К 1967 году в неё вошли США, Япония, ФРГ, Великобритания, Нидерланды, Италия, Франция, Канада и Австралия, а также МВФ и Всемирный банк. Ежегодно Всемирный банк готовил «Отчёт о последних показателях Индонезии», который обсуждался на заседании МГПИ, на котором присутствовали и представители правительства Индонезии. Через несколько месяцев после этого заседания МГПИ проводилось второе заседание МГПИ для оценки объёма «помощи» (т.е. кредитов), предоставляемых Индонезии.

В период с 1967 по 1997 год все правительства и институты, участвовавшие в программе IGGI, заявляли, что Сухарто создал «чудо-экономику». Эта иллюзия была разрушена масштабным экономическим кризисом 1997 года. Ужасная уязвимость индонезийской экономики перед этим кризисом стала прямым следствием 30-летнего контроля МВФ и Всемирного банка. В течение всего этого периода МВФ и Всемирный банк обеспечивали максимальную открытость индонезийской экономики диктату западных и отечественных финансистов, всё больше дерегулируя экономику и проводя приватизацию. Единственным «рыночным искажением», которое не смогли преодолеть МВФ и Всемирный банк, было обогащение «первой семьи» и её приближенных режимом Сухарто. В то же время вся экономика была построена на экспортно-ориентированной основе с минимальными инвестициями в развитие производства для удовлетворения потребностей индонезийского народа.

Из всех стран региона Индонезия пострадала от кризиса сильнее всего, и десятки миллионов людей оказались за чертой бедности. Но какое политическое решение было навязано Индонезии её экономическими хозяевами из Вашингтона? Сокращение государственных социальных расходов, дерегулирование экономической деятельности и приватизация государственного сектора. То есть, всё те же «меры», которые привели к экономическому краху в 1997–1998 годах, что привело к пакету финансовой помощи от международных финансовых институтов в размере 45 млрд долларов США, который сейчас полностью израсходован.

Каково текущее влияние МВФ и ВБ на Индонезию?

В обмен на относительно низкие процентные ставки и долгосрочные кредиты международных финансовых институтов правительство Индонезии пообещало сократить социальный бюджет, приватизировать государственные активы, рекапитализировать неплатежеспособные банки, снизить торговые пошлины, поддерживать низкий уровень заработной платы и сохранить экспортно-ориентированный характер индонезийской экономики. В отличие от «чудес роста» и «экспортных бумов», которые, как предполагалось, произошли в Латинской Америке и других странах, подобные программы жёсткой экономии привели к росту бедности, росту заболеваний и замедлению развития.

Как выразился один высокопоставленный чиновник МВФ: «Местным жителям будет трудно смириться с суровой реальностью нулевого роста и отменой топливных субсидий. Но иностранные инвесторы будут рады». Как оказалось, индонезийский народ не смирился с этим. Рост цен на топливо, вызванный сокращением субсидий, спровоцировал массовые демонстрации, как это уже случалось по всей Индонезии ранее, когда Сухарто был вынужден уйти в отставку.

Отчёты независимой группы Indonesia Corruption Watch (ICW), расследующей масштабы коррупции и кумовства Сухарто, а также соучастия Всемирного банка и МВФ, указывают на то, что около 20–30% всей помощи развитию было присвоено Сухарто и его приближенными. Тот факт, что кредиты на конкретные проекты предоставлялись напрямую центральному правительству, которое распределяло контракты на основе политических связей, способствовал коррупции.
В январе 2000 года МВФ объявил о выделении очередного «пакета помощи» в размере 5 миллиардов долларов США. Первый транш (349 миллионов долларов США) был предоставлен в феврале. Второй транш (400 миллионов долларов США) был отложен с апреля до начала июня из-за растущей обеспокоенности относительно способности правительства реструктурировать корпоративный долг и оздоровить банковский сектор и судебную систему. Эта задержка сама по себе привела к снижению курса рупии до самого низкого уровня с момента вступления Гуса Дура на пост президента. «Лекарство» МВФ в 1999/2000 году означало приватизацию многих государственных предприятий, дерегулирование и открытие экономики для иностранных инвесторов во всех секторах, а также сокращение субсидий на товары первой необходимости, включая рис, электроэнергию, удобрения и сигареты. В июне 2000 года вырастут тарифы на телефонную и почтовую связь, а затем последуют два повышения цен на топливо (в октябре и апреле 2001 года). Стоимость образования выросла на 300%.

Деньги МВФ вряд ли окажутся полезными для большинства индонезийцев, несмотря на то, что они вернут кредит. Каждый индонезиец выплатит МФО по 250 долларов США на человека плюс проценты за кризисный кредит.

Куда уходят деньги МФИ?

Львиная доля средств, выделенных МВФ в рамках программы помощи в преодолении кризиса и текущего кредита, тратится на поддержку неплатёжеспособных банков. Однако после того, как деньги МВФ поступили в Индонезию, их следы исчезают.
Деньги Всемирного банка и АБР направляются на конкретные проекты. Нынешний директор Всемирного банка в Джакарте заявил ранее в этом году, что коррупция в этих проектах носит «повсеместный характер».

Технически, для международных финансовых учреждений может быть неважно, будут ли деньги украдены, поскольку их главная цель — «сбалансировать баланс». Это означает обеспечение сбалансированного бюджета и профицита текущего счёта.
Некоторые говорят, что у Индонезии есть более насущные проблемы. Всемирный банк в мае отметил, что в этом году вероятность оказаться за чертой бедности для половины индонезийцев составляет 50/50. Треть индонезийцев не имеют доступа к чистой воде и медицинскому обслуживанию или не окончили начальную школу.
Условия, которые МФИ выдвигают по кредитам, еще больше усугубляют эти проблемы, сокращая государственные расходы и снижая темпы роста рабочих мест, в то время как экономика становится «более эффективной».

Источник: https://www.downtoearth-indonesia.org/old-site/Af5.htm


Рецензии