Беседа 7. Сретение. Узнавание имени Божьего

Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко                А.Е.Иванов

Моисей на пути в Египет прошёл, быть может, самое страшное испытание в своей жизни. Но чтобы начать действовать, ему нужно было сначала обрести своего брата Аарона и единомышленников. И брат вышел навстречу Моисею. Но ещё одним важным моментом была поддержка единоплеменников. Он обрёл и их. Третий важный момент – стадия убеждения противников. Аарон и Моисей станут убеждать фараона. Необходимо было пройти через этот этап взаимодействия с египтянами, хотя заранее было известно, что результатом будет ожесточение поработителей. Это типичная ситуация для священной истории – приходит пророк и обостряет противоречия, привносит разделения. В результате происходит обострение разногласий. Не иначе будет и в Новом завете, когда все духовные лидеры и силы проявят себя в резко враждебной форме по отношению ко Христу, о чём пророчески скажет старец Симеон, взяв на руки младенца Христа: «Вот, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк.2:34). Итак, брат Моисея:

---«И сказал Господь Аарону: иди навстречу Моисею в пустыню. И он пошёл, и встретил его на горе Божьей и поцеловал его».---

Неизвестно где находилась гора Божья. Но радость Аарона при встрече Моисея была важна как необходимость для его миссии. Это был очень важный момент в жизни братьев как момент созидания церковного единства. Моисей и Аарон будут суть два свидетеля, необходимых для суда над Египтом, подобно тому, как два ангела Божьих вошли в Содом. Аарон ради брата и ради суда, ради будущей свободы был удостоин откровения от Бога. Итак, священник встречает пророка на святом месте, быть может на самой горе Хорив, горе встречи Моисея с Богом.

---«И возвестил Моисей Аарону все слова Господа, который послал его, и все знамения, который Он заповедал ему. И пошёл Моисей и Аарон, и они собрали всех старейшин и сынов Израиля, и сказал Аарон все слова, которые сказал Господь Моисею, и тот сотворил знамение пред глазами народа».---

То, что сотворил Моисей перед народом не названо чудом, хотя им являлось. Здесь важно значение, а не эффект явления, которое поэтому названо как знамение.

---«И поверил народ, и услышали, что посетил Господь сынов Израиля, что Он увидел страдания их, и преклонились они, и поклонились».---

Народ поверил Богу и, как сказано – услышали. Как говорит апостол Павел: «Вера от слышания, а слышание от слова Божьего» (Рим.10:17). Аарон владел словом Божьим. И вот, после доверия людей начинается созидание новой церковной общности – народ. Далее Египет ожидают казни от Бога, а евреев ожидает испытание их веры в Бога. С 5-й главы книги Исход начинается диалог с фараоном и казни египетские.

---«И после пришли Моисей и Аарон и сказали фараону: так говорит Господь Бог Израиля, отпусти народ мой, чтобы совершили праздник Мне в пустыне».---

Речь идёт о событии – «Хаг», празднике паломничества, того же корня, что и арабское слово – «хадж».

---«И сказал фараон: кто Господь, чей послушаю голос, чтобы отпустить Израиль? Не знаю Господа. Итак, Израиль не отпущу».---

Согласно языческим представлениям сила Бога определяется могуществом почитающего его народа. Возможно, фараон посчитал Господа слабым, поскольку евреи это рабы.

---«И они сказали: Бог евреев встретился нам, и да пойдём на три дня в пустыню и принесём жертву Господу, Богу нашему, чтобы не поразил нас язвой или мечом».---

Язва – «девер», так будет называться одна из казней египетских.

---«И сказал фараон царь Египта: зачем, Моисей и Аарон, удерживаете народ от дел его. Идите к тяготам вашим. И сказал фараон: вот, многочисленны они ныне, народ земли, а вы даёте им почить от тягот их».---

Народ земли - это низший рабочий класс, но их становится больше, чем египтян.

---«И приказал фараон в день тот притеснителям народа, писцам своим (надзирателям за ходом работ из евреев), говоря: не давайте больше солому народу, чтобы делать кирпичное кирпичами вчера и третьего дня. Пусть они пойдут и соберут себе солому, чтобы делать кирпичное кирпичами».---

«Кирпичить кирпичи», это оборот усиления смысла сути работ. Этот же оборот встречался в сюжете вавилонского столпотворения при построении башни: «скирпичим себе кирпичи и обожжём их жёгом». В тот момент это было прорывное изобретение обожжённого кирпича. В Египте евреи изготавливали необожжённый кирпич, поэтому подобное выражение означает – иметь всё необходимое для производства. Но в данный момент нужно было найти солому для армирования изделий, и труд стал ещё тяжелей.

---«И меру кирпичей, которую они делали вчера и третьего дня возложите на них и не убавляйте, ибо досужи они. Поэтому они, возопив, говорят: пойдём, принесём жертву Богу нашему. Да отягчится работа людей, и пусть делают её, а не вникают в слова лжи. И вышли притеснители народа и песцы его и сказали народу, говоря: так говорит фараон – я не даю вам солому. Вы пойдите, соберите себе солому, где найдёте, но чтобы ничего не убавилось от работы вашей. И рассеялся народ по всей земле Египта жать жниво для соломы».---

Жниво это то, что осталось после жатвы, короткие остатки стеблей. «Жать жниво», как оборот усиления, означающий состояние крайней необходимости.

---«И притеснители, подгоняя, говорили: совершайте труды ваши, дело каждого дня в день тот же, как тогда, когда была солома. И били писцов от Израиля, которых поставили над ними притеснители от фараона, говоря: почему вы не выполнили предписания по выделки кирпичей как вчера и третьего дня, ни вчера, ни сегодня?»---

Предписания в смысле – закон, устав. В книге Исход упоминаются вместе уставы Божьи и Тора Его. Предписания фараона были противоестественно жестокими. Но когда евреи получат Тору и уставы Божьи, они смогут сравнить их с теми, что были от фараона. Итак, Моисей просил на три дня отпустить народ Израиля, но вместо этого на третий день высекли писцов Израиля.

---«И вошли писцы сынов Израиля и возопили к фараону, говоря: зачем делаешь так рабам своим? Солому совсем не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот, рабов твоих бьют. И он сказал: досужи вы, досужи, потому говорите: пойдём, принесём жертву Господу. А ныне пойдите, работайте, и солому не дадут вам, а меру кирпичей давайте. И увидели писцы сынов Израиля, что они в беде и сказали: не убавляйте из кирпичей ваших, дело каждого дня в день тот же. И встретили писцы Моисея и Аарона, которые стояли, чтобы встретить их, когда они выходили от фараона».---

Итак, на переговоры с фараоном отправились писцы, поскольку они претерпели наказание. Моисей и Аарон ждали решения фараона. Но что же теперь скажут писцы, которые, вероятно, выражают общее мнение народа?

---«И писцы сказали им: да видит Господь вас, да судит, за то, что вы сделали мерзким запах наш в глазах фараона и в глазах рабов его, чтобы дать меч в руку их, чтобы убить нас».---

Мерзкий запах – самое сильное выражения для чувства отвращения. Но запах может быть сильным и для притяжения и приятия, особенно по отношению жертвы Богу. В книге Бытие сказано о жертве Ноя: «И обонял Господь обоняемое» (Быт.8:21), т.е. запах покоя. В еврейском языке запах – «рейха» того же корня, что дух – «руах». Поэтому в библейском смысле самое сильное отвращение может внушать человек через запах-дух своего духовного устроения, который от него исходит.

---«И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи, зачем Ты сделал бедствие народу этому, зачем Ты послал меня? После того, как я вошёл к фараону, чтобы говорить именем Твоим, он сделал бедствие народу этому, и избавлением Ты не избавил народ свой».---

Оборот усиления – «избавлением не избавил», означает, что Бог не сделал то, что должно по мнению Моисея, и то, что ему было обещано.

---«И сказал Господь Моисею: теперь увидишь, что сделаю фараону, ибо рукой крепкой пошлёт их, и рукой крепкой изгонит их».---

Господь обещает, что фараон силою своей руки крепкой и решительной не просто отпустит, а выгонит Израиль из своей земли. По этому обещанию уже ясно, что исход народа будет быстрым и бурным, подобно извержению плода из утробы. Далее можно будет наблюдать, как быстро будет зреть решимость фараона выгнать Израиль из своей земли.

---«И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я – Яхвэ, и являлся Аврааму, Исааку, Иакову как Бог сильный – Эл Шаддай, а имени Моего – Яхвэ не дал знать им».---

При первом испытании народа Моисей требовательно воззвал к Богу, который вновь напоминает Моисею о Своём имени – Яхвэ. Это имя было известно патриархам, но именно знания этого имени, как взаимного духовного проникновения у Моисея с Богом ещё не было. Имя Яхвэ в событиях исхода познавалось постепенно, не сразу, и постепенное познание этого имени составило саму суть процесса и истории исхода еврейского народа. В первой из 10 заповедей о почитании Бога говорится: «Я Яхвэ Элохим твой, который извёл тебя из земли египетской из дома рабства». Почему из всех деяний Бога указано именно событие исхода? Потому, что в этом событии может быть познана всяким верующим сила единого Бога Яхвэ. Патриархи имели личные отношения с Богом, а первая заповедь велит не только патриархам, но всем людям знать единого Бога, который привёл их к событиям Пасхи исхода, которая пророчески указала на Воскресение и Пасху Христову. В исходе не личность, не семья, а весь народ должны узнать Бога Яхвэ. Это знание народу нужно будет вместить и нести. Третья же заповедь говорит: «Не поднимай имя Яхвэ Элохим твоего впустую». Речь не о произношении этого имени всуе, а о том, что за это имя Божье нужно уметь взяться и нести всем народом. А первым, кто должен был познать имя Бога как Яхвэ, был Моисей, которого, как сказано, Яхвэ настиг, чтобы убить. Моисей выдержал встречу с Яхвэ и остался жив. Потому, что его спасла жена, как образ Церкви. Если народ должен быть испытан встречей с Яхвэ, то для него это может быть жизнь и создание Церкви, а может быть и смерть. Поэтому далее мы видим, что народ, который вышел с Моисеем из Египта, не выдержав этого испытания, должен был умереть. В Новом Завете мы имеем пример того, как имя Божье могло звучать, но оставаться непознанным. Это имя – «Ха-Машиах», Помазанник, Мессия – Христос. Мессию ждали, но когда Сам Бог пришёл во плоти, то некоторые Его не опознали, а иные, опознав, не приняли: «Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). О тех, кто опознал и принял, апостол говорит: «Мы познали Славу Его, как единородного от Отца» (Ин.1:14). Как имя Мессии было познано в событиях Боговоплощения, так и известное имя Яхвэ было познано в событиях исхода и ветхозаветной Пасхи сначала Моисеем, а потом народом.

---«И также Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаан, землю поселения их, в которой они селились. И также Я услышал стенания сынов Израиля, что египтяне заставляют работать им и вспомнил завет мой. Посему, скажи сынам Израиля: Я Господь и изведу вас из-под тягот египтян и избавлю вас от работы их и искуплю вас мышцей простёртой и судами великими».---

Господь говорит – искуплю. Искупитель – это имя Божье - «гоэль», как искупитель, покровитель, защитник. Ещё одно значение этого слова – кровный родственник. В отношении Авраама, Исаака, Иакова Господь не выступал как искупитель. Как искупитель народа Бог выступает лишь здесь, в исходе, что говорит о Его великой милости ко всему человеческому роду. Когда же Он явится во плоти как Мессия, Он своей жертвой искупит всё человечество. В книге Исход Церковь обретает новую форму человеческой общности – народ. Один из важный признаков этого процесса в том, что Господь является в отношению к человеку в Своей новой силе – как искупитель. В книге «Левит» объясняется, что искупитель это тот, кто родной по крови и тот, кто должен избавлять от беды. Если Бог говорит о Себе как об искупителе, это можно понять как пророчество о том, что он сроднится с человечеством.

---«И возьму вас Себе как народ и буду вам Богом, и узнаете, что Я Господь Бог ваш, изведший вас из-под тягот египтян. И введу вас в землю, о которой поднял руку Мою, чтобы дать её Аврааму, Исааку, Иакову, и даю её вам в наследие Я Господь».---

«Поднял руку мою» - это знак клятвы. «Дам землю в наследие» означает, что земля будет не просто завоёвана, но она будет дана в наследие, как сын наследует отцу, как  сын Божий Израиль – Богу. Земля Израиля, таким образом – церковное достояние, и Израиль наследует землю постольку, поскольку и пока он хранит в себе Церковь.


Рецензии