Рецензия к фильму Общество Мёртвых Поэтов
Ну, это американская молодёжная драма, которая стала бесспорным мировым хитом и даже чуть ли не классикой среди фильмов про становление личности подростков. Но посмотрел я её в первый раз. И согласен, что это более чем достойный фильм. Он мне близок по духу. Хотя надо понимать, что действие происходит в конце пятидесятых годов и это совсем другая эпоха. Тем не менее конформизм (в данном случае, наверное, нонконформизм) – понятие глобальное и общевременное. Здесь именно об этом. "Лови мгновение", "Живи сегодняшним днём", "Плыви против течения" – в этом лейтмотивы фильма. Но это не про бунтарство. Рок-групп тут не создают и в субкультурность не впадают. Здесь все предельно приличные люди.)) И если кого-то и называть неформалом, то преподавателя. Который через поэзию учит детей мыслить и самовыражаться. Не столько через поэзию, сколько через прививание духовных ценностей. И в течение фильма парни преодолевают самые-самые обычные подростковые трудности. Неуверенность в себе, влюблённость, траблы с родителями. Типичная "молодёжка". Но на высочайшем художественном уровне. С мощной драмой, ушедшей в крайность. С интересной методикой преподавания, которая не такая уж и однозначная. С одной из самых офигенных концовок, что я видел. Вроде простенькая, но очень эмоциональная. Зайдёт ли на ура современным подросткам? Не знаю. Просто кино очень приличное.) Это действительно не чтиво, если выражаться литературным языком. Ну и попасть мне в общество мёртвых поэтов и читать свои амфибрямбы Маяковскому, Есенину и Кобейну, надеясь не пойти по их стопам, если не пора перейти к сути.
В 1959-м году в одной из самых престижных школ Соединённых Штатов Америки, начался новый учебный год. И это не просто общеобразовательная школа, которую можно прогуливать в соседнем дворе. Может, и не Академия Филлипс, и не английский Хогвартс, но где-то очень рядом. У неё, наверное, даже есть свой герб и гимн. Во всяком случае столпы ценностей у неё точно есть. Это "Традиции", "Честь", "Дисциплина" и "Совершенство". Там Первого сентября не банальная линейка, а целое торжество, не уступающее инаугурации Папы Римского. Ученикам не нужно ходить в школу. Они в ней живут. И вот туда перевёлся один старшеклассник. Старшеклассникам там семнадцать лет, а это довольно сложный возраст. Хотя любой возраст школьника – сложный. А парень этот очень застенчивый, скромный и малообщительный. Такому "новенькому" в любой школе будет непросто. Но ему повезло. "Тёмную" не устроили и проходить посвящение, запихивая в рот целый арбуз, не пришлось. Возможно, сказалось то, что его старший брат был легендарным выпускником отсюда. Сосед по комнате – весьма порядочный парень. Правда, отец у него довольно строг. Хочет видеть сына медиком и никем больше. Там, в принципе, у большинства отцы такие. Видящие в сыновьях лишь того, кого сами хотят увидеть. Без особого права выбора. Вскоре "новенький" познакомился с друзьями соседа по комнате. Одного можно назвать "крутышом". В меру дерзкий, в меру раскрепощённый, в меру может покурить прям в комнате. Другой поскромнее, но тоже довольно энергичный. Ещё один рыжий и самый ботан. И ещё двое, которые пытаются изобрести радио. Кстати, в школе этой нельзя изобретать радио. Но дело не в радио. А в том, что преподаватель словесности и литературы устарел. И на его место пригласили нового. Выпускника этой же школы, но много лет проработавшего в другом учреждении. Ну и ребята приступили к грызению гранита науки. Грызли нудную химию, давясь всяким купрумом. Грызли латынь, давясь нечто схожим. Грызли тригонометрию, где биссектриса поперёк горла встаёт. И пошли грызть литературу. Мало того, что учитель новый, так он ещё и странный. Увёл класс из класса в холл. Где фотографии бывших учеников. И объяснил одну важную вещь. Все эти парни на фотках уже умерли. И наверняка не реализовали некоторые моменты, которые могли бы реализовать. И выдал мораль. Ловите мгновение и делайте жизнь экстраординарной. А до этого пацанов учили быть обычными. Отучиться на "пятёрки", поступить, куда решил батя и стать богатым материалистом. Так этот учитель пошёл ещё дальше. Обучая поэтике, предложил плюнуть на её каноны. К чёрту математику строп! Чувствуйте ритм и гармонию душой. И вообще велел вырвать из учебника всю хрень, которая учит восприятию поэзии с точки зрения алгебры. Учитель сразу понравился ученикам своей нестандартной методикой. И они нарыли о нём информацию. Оказывается, раньше, будучи учеником, он являлся членом некоего "Общества Мёртвых Поэтов. Расспросили об этом факте преподавателя. Тот ответил намёками. Это ОМП, исключительно из учеников состоящее, тайно собиралось в пещере. И там они читали стихи. Классиков, свои, непонятно чьи – неважно. Главное, что было весело и увлекательно. Можно даже не читать стихи. Просто небольшой шухер, пренебрежение правилами – это раскрепостит. Это поможет в жизни. Тем более, если учишься в такой школе, где запрещают ученикам мыслить. В лицо смеются над гипотезой, что семнадцатилетний человек способен мыслить и иметь своё мнение. И вот эти семь парней решили воскресить Общество Мёртвых Поэтов…
Вот я уже сказал, что педагогика, представленная тут, весьма неоднозначная. Так оно и есть. Лично я только "за". У меня из неординарных учителей в школе был только трудовик.)) Замечательный мужик, но мог швырнуть в тебя рубанок. Нет, специально не метко, но в твою сторону. Не помню, чтобы кто-то ещё как-то оригинальничал. Все придерживались ГОСТа. Кстати, моя любимая учительница в старших классах – учительница по русскому и литературе (Елена Юрьевна, привет! Если что, я здесь не очень стараюсь)))). Она не организовывала каких-то сверхызысканных новшеств, а я не читал школьную программу. Через чуть-чуть, в те же семнадцать лет, но после школы, я влюбился во всё, что не читал. Кстати, Елена Юрьевна, а помните "Васю Тёркина" на последней странице тетрадки?)) К чему всё это? К тому, что все эти экспериментальные фиговины, показанные здесь, реально могут быть вредоносными. Полюбили дети литературу за неординарность методики препода. И забили нахрен на биологию с информатикой. Получается то же навязывание, против чего устроена сама концепция фильма! При этом препод находится в стороне от самообучения жизни. Он не курирует ребят. Кружок стихоплётов? О'кей. Кружок наркоманов? О'кей. Он смотивировал, но не следил за процессом. Это довольно противоречивая педагогика. Как итог: всё более-менее хорошо и пипец как плохо. Я уважаю учителей с интересным подходом. Но обучать нонконформизму, наверное, слишком много взять на себя. И это ещё дети ненахальные, что важно. Вот тут семь ребят, а из состава я знаю только одного. Итан Хоук. Это, примерно, его второй фильм. И сразу грандиозный. Ну а Робин Уильямс… Тут всё понятно. Гений трагикомедии. Делал забавно и делал в слёзы. Не знаю… Мир потерял Великого Артиста. У меня до сих пор ощущение, что Робин жив. Есть Куртвуд Смит. Блин, он тут злей, чем в "Робокопе".)) Питер Уир прекрасный режиссёр. Одно "Шоу Трумена" чего стоит. А там ещё сложные вещи были. Ставлю десять. "Высасывать костный мозг нужно так, чтобы не подавиться."
Свидетельство о публикации №225090301589