2. Правительница

2. ПРАВИТЕЛЬНИЦА. Тот факт, что Ольга пришла к власти после смерти мужа, отодвинув в сторону их с Игорем единственного сына, Святослава, летописи объясняют малолетством княжича. Но мы с вами уже успели выяснить, что Святослав Игоревич в 945 году, скорее всего, был уже достаточно взрослым для того, чтобы занять отцовский стол – ему было около 25 лет. По греческим источникам он в то время сидел на княжении в Новгороде – втором по значению городе государства. Возможно, не последнюю роль в воцарении Ольги в Киеве сыграло недовольство местной знати политикой Игоря ставшей причиной больших материальных и людских потерь в войнах с Хазарией и Византией. Не малую роль, очевидно, сыграло и отсутствие на Руси обычая передачи власти от отца к сыну. Кроме того, сам Святослав Игоревич ко всему происходящему относился очень спокойно, тем более что в последние годы жизни Игоря Старого Ольга уже фактически управляла государством. Следует вспомнить и о том немалом влиянии, какое в ту эпоху имели при киевском дворе приазовские русы, продолжавшие жить по старым сарматским обычаям. Роль женщины в их среде не ограничивалась одними лишь домашними хлопотами.

К вопросам войны и мира великая княгиня Ольга относилась всегда очень осторожно, отдавая все же предпочтение миру. Она прекратила дальние походы киевских дружин в соседние страны, что значительно уменьшило потери в людях, а охочих до драки и зипунов молодцов переправляла в Константинополь, где за них всегда давали хорошую цену. Со своими вассалами она предпочитала объясняться на понятном им языке товарно-денежных отношений. Впрочем, начать свое правление ей все же пришлось с чисто военной операции. Она не имела права простить древлянам убийство мужа и покушение на престиж верховной власти. Ольга была обязана доказать всем, что она, как правительница, умеет быть жестокой и решительной, если того потребуют обстоятельства.

По преданию, древляне решили опередить неизбежные ответные действия Киева и осенью 946 года снарядили в столицу представительное посольство. Трудно сказать были ли эти непокорные лесные жители напуганы тем, что натворили, или, наоборот, их обуяла гордыня, но тактику в общении с Киевом древлянские власти выбрали, мягко говоря, неразумную. Вне всякого сомнения, они очень хотели решить дело миром, однако, вместо того, чтобы попытаться уговорами и мольбами отвратить от себя месть со стороны царственной вдовы, они завели вдруг разговор о желании своего князя Мала посвататься к Ольге. Говорят, что в этом довольно наглом предложении не было ничего предосудительного. В те времена так было принято - победитель брал в жены вдову побежденного и, так сказать, на законных основаниях вступал в права владения завоеванными землями. Ольга, естественно, могла дать на эти притязания только один ответ. Участь посолов была решена довольно быстро – их живьем зарыли в землю. Согласно летописям, было еще и второе посольство. Не исключено, что на этот раз древляне посбавили спеси, и речь пошла уже об условиях мирного договора, однако выбора у Ольги по-прежнему не оставалось. Потомки воинственных варягов и сарматов, составлявшие ее ближайшее окружение, жаждали мести. Послов древлянских заперли в бане и сожгли заживо.

Расправившись с послами, Ольга сама отправилась с дружиной к древлянской столице Искоростеню. Там киевляне совершили обряд погребения над могилой своего князя, после чего предложили местным жителям вступить в переговоры. Возможно, что древляне тогда ещё не были осведомлены об участи своих послов. Не исключено также и то, что Ольга действительно дала согласие на брак с Малом с тем, чтобы выманить его самого и его людей из крепости. По крайней мере, русские летописи утверждают, что «переговоры» закончились грандиозной попойкой у стен Искоростеня, переросшей в поголовное истребление захмелевших представителей древлянской знати. Месть, таким образом, свершилась, но теперь необходимо было возвратить мятежное княжество под руку Киева. Вмиг «протрезвевшие» древляне заперлись в своих градах и подчиниться великой княгине отказались. Ольга вернулась в столицу и начала готовиться к продолжению войны.

В 947 году большое хорошо оснащенное войско, ведомое Ольгой и Святославом, двинулось к Искоростеню. Сильное числом, но не боевым опытом древлянское ополчение попыталось остановить врага, но было быстро разгромлено и рассеялось по окрестным лесам. Тратить силы на осаду и штурм многочисленных хорошо укрепленных градов Ольга не стала. Обойдя их стороной и разорив округу, киевляне обложили со всех сторон столицу края Искоростень. Взять эту сильную крепость с ходу не удалось. Горожане оказали великокняжеским войскам отчаянное сопротивление и отбили все штурмы. Затяжная же осада в планы русских князей не входила. Ольге пришлось возвращаться в Киев за провиантом для войск и подкреплениями. Обоз с продовольствием и свежая пешая рать позволили осаждающим значительно активизировать свои действия. Подпалив крепостные стены, киевляне ворвались в Искоростень и устроили там настоящую резню. Немногих оставшихся в живых горожан ждала печальная участь: тех, кто помоложе, Ольга раздала своим воинам, остальных обложила тяжелой данью. Две части древлянской дани отныне направлялись в Киев, а третья – в Ольгину вотчину Вышгород.

Был у древлянских событий и еще один итог - положительный. В Киеве, наконец, сообразили, что систему сборов податей с подвластных племен надо менять - «полюдье» себя изжило, по крайней мере, на великокняжеском уровне. Великий князь не может больше позволять себе такую роскошь как личное присутствие при этом столь хлопотном и, как оказалось, небезопасном предприятии. Реформирование системы сбора налогов было решено начать с древлянской земли. Двигаясь от града к граду, от стана к стану, княгиня установила «уставы и уроки», назначила конкретные размеры выплат. Отныне сбор податей осуществлялся великокняжескими чиновниками, которые находились в Древлянском княжестве на постоянной основе. Произвольным поборам, жертвой которых собственно и пал Игорь Старой, был положен конец. Вскоре древлянский опыт был распространен и на другие земли. Отправившись вместе со Святославом в Новгород, Ольга на всем пути по рекам Мсте и Луге установила «оброки и дани», построила специальные места сбора податей в казну - «погосты», внедрила великокняжескую администрацию – огнищан, тиунов и пр.

Около двух с половиной лет понадобилось киевским властям для ликвидации последствий древлянского восстания, введения новой системы управления русской землей и уменьшения напряженности внутри государства. Все без исключения историки отмечают, что при Ольге число восстаний в вассальных славянских княжествах резко сократилось, а может, их и вообще не было.


Рецензии