Слона-то я и не приметил!

Наверное не мне одному приходилось досадовать тому, что опять не удалось прихлопнуть назойливого комара-кровопийцу.  Бесило то, что у этого крохотного существа трудно даже заметить хоть какой-то мозг,  позволяющий ему красть мою драгоценную кровь и успевать увильнуть от моих карательных действий. И ведь никаких «академиев», в отличие от меня, он не кончал! Само собой возникала мысль, что неспроста всё это и должен быть кто-то, задумавший такого ловкого комара и, вообще, сотворивший весь этот удивительно разнообразный и живучий мир!

Правда, ещё в школе нам преподнесли дарвиновскую теорию эволюции, которая объясняет все чудеса живой природы случайной изменчивостью организмов,  борьбой их за существование и естественным отбором. Тем не менее, многие из нас либо отмахиваются от этой заумной теории, либо склоняются  к наиболее простому, не требующих усилий и специальных знаний ответу, что  все вокруг нас создано по Разумному замыслу, проще говоря - Богом. Такой ответ так и просится каждой нашей душе, когда с удивлением  замечаешь, как незаметно пролетела молодость, а впереди начинает маячить фигура старухи-смерти с косой и так хочется, чтобы оставалась хотя бы иллюзорная надежда на еще одну жизнь, пусть и в потустороннем мире!

Глубокий мыслитель и блестящий острослов, драматург Бернард Шоу как-то заметил: 2 процента людей думают, 3 процента думают,  что они думают, а оставшиеся 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать. Не поддавшись установкам толпы, попытаюсь всё же подумать и разобраться, кто же я – всего лишь «результат одного случайного, неосторожного движения отца» по Жванецкому или же закономерное произведение природы?

                АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ДАРВИНИЗМА

Поначалу казалось, что выход в 1859 году книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» положит конец господству в умах простых и даже непростых людей различных  былей и небылиц о чудесном происхождении всего живого. Тем более, что успехи генетики, молекулярной биологии и ряда других дисциплин ХХ-го века вроде бы дали много дополнительного материала в подкрепление дарвиновской теории: в живых организмах возникают случайные изменения, а потом естественный отбор оставляет из них выгодные, игнорирует нейтральные и отсекает вредные. Но все же в подтверждение истинности предложенной теории вся современная наука до сих пор не может привести хотя бы один пример порожденного таким отбором совершенно нового вида организма!

Идеи дарвинизма на «ура» были восприняты материалистически мыслящими учеными и органично вошли в коммунистическую идеологию. Но даже среди исследователей, прошедших в советское время школу единственно верной философии, появлялись те, которые не могли закрывать глаза   на нестыковки теоретических положений и выводов дарвинизма с действительностью. Одним из критиков неодарвинизма  (синтетической теории эволюции) был Главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН,   доктор биологических наук Назаров Вадим Иванович (1933–2009). В поздних публикациях он характеризовал себя как «эволюциониста-антидарвиниста» и пропагандировал один из вариантов «разумного замысла». Можно привести множество и других фамилий.

Тем не менее, дарвинисты все же не сдаются. Среди них выделяется знаменитый английский биолог, член Лондонского Королевского общества, Ричард Докинз. В своей книге «Слепой часовщик. Как эволюция доказывает отсутствие замысла во Вселенной» он попытался доказать, что естественный отбор  и является таким часовщиком. «Он  слеп, поскольку не заглядывает в будущее, не просчитывает последствий, не исходит из какой-либо цели. Однако живые результаты естественного отбора ошеломляют нас видимостью замысла – как будто их смастерил знаток своего дела – и создают поразительную иллюзию продуманности и целенаправленности».

Не буду вдаваться в детальный анализ и разбор приводимых Докинзом доказательств. Иногда образная оценка обсуждаемых идей оказывается наглядней и доходчивей, чем строгие рассуждения и набор подтверждающих примеров. В свое время такими оценками выделялся другой англичанин - Фред Хойл. Так теорию внезапного зарождения всей Вселенной из бесконечно малой точки он язвительно охарактеризовал как Большой взрыв и, к удивлению, эта метафора пришлась по душе даже оппонентам -  тем же физикам, которые предложили эту теорию, не говоря уж о тех, кто просто интересуется  эволюционными проблемами. Таким же успехом стал пользоваться  сарказм Хойла в оценке идеи эволюции живой природы как результата случайных, единичных и  постепенных изменений живых организмов. Это сродни представлению, заявил он, что будто пронесшийся над свалкой ураган случайно соберет из валяющихся в беспорядке деталей готовый к полету "Боинг-747". Предложенный образ стал особенно популярен среди тех, кто напрочь не воспринимает идею закономерного, естественного зарождения жизни на Земле и стал служит для них  «железным» аргументом в пользу разумного замысла.

Итак, в вопросе происхождения и эволюции жизни общественное сознание людей  до сих пор расколото на два лагеря: с одной стороны – приверженцы интуитивного и желаемого представления о наличии разумного замысла, а с другой – сторонники рационального, по строгим канонам науки, решения загадки об удивительной слаженности устройств живой природы. И кажется, что спору между ними не будет конца.

                НИТЬ АРИАДНЫ

Очень часто причиной появления спорных моментов служит то, что люди порой за «деревьями не видят леса». На это указывал еще незабвенный Владимир Ильич Ленин: «… Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, то неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы». В нашем случае разобраться в  дилемме «случайность – разумный замысел» возможно только тогда, когда эволюцию живой природы мы увидим как частный вопрос решения более общей проблемы эволюции природы и общества в целом. Подобно нити Ариадны, помочь выбраться из этой запутанной ситуации поможет разработанная нами «Единая теория эволюции как Теория всего», http://proza.ru/2020/09/19/1383,  «Фундаментальные движущие силы эволюции природы и общества» // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. Часть 1. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – с. 56-58. и др.

Единая теория эволюции рассматривает всю окружающую нас действительность как результат появления и эволюции  после Большого взрыва физического мира, породивший затем, как свое продолжение, эволюцию живой природы и, наконец, человеческого общества. Это происходило не «по щучьему велению и по моему хотению», а по законам действия естественных, природных сил. Физическая эволюция мира от элементарных частиц к ядрам, атомам и молекулам оказалась возможной и прошла под действием четырех фундаментальных  движущих сил – гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого ядерных.
 При этом сила связей между элементами все более усложняющегося вещества стремительно падала. Сейчас чтобы разбить элементарные частицы приходиться разгонять и сталкивать их на сверхмощных ускорителях, но на заре Вселенной  силы химических связей в формирующихся атомах и молекулах становились все слабее, а уж связи между самими молекулами  оказывались настолько слабыми, что были склонны разрушаться под действием тепловых колебаний самих атомов и молекул. Тем самым на пути физической эволюции образовался тупик - «тепловой барьер».

К нашему счастью к этому времени указанные фундаментальные силы успели создать в недрах сгоравших звезд  углерод, кислород, азот, железо, фосфор и целый ряд других химических элементов, послуживших материалом для последующего развития материального мира.  Далее основной движущей силой работы поточного конвейера по формированию     все новых веществ неизвестно зачем, без какого-либо замысла и цели, взяли на себя силы электромагнитной природы. Ковалентные, металлические и ионные связи между химическими элементами привели к появлению все более крупных и сложных молекул с разнообразными задатками и свойствами, оказавшимися как нельзя кстати для преодоления «теплового барьера» и возникновения жизни. Но для этого уже сами молекулы естественным образом вовлекались в межмолекулярные взаимодействия за счет уже  так называемых водородных связей и сил Ван дер Ваальса. Эти силы по сравнению с выше указанными химическими связями (с энергиями порядка 100-400 кДж/моль) намного слабее (соответственно – 40-50 кДж/моль и 0,1-5 кДж/моль) и потому их принято относить к слабым.               

Связи слабые, но не бессильные. Сил хватило на то, чтобы постепенно и естественным путем, под диктовку законов электромагнитных взаимодействий, сложились разного вида целые комплексы макромолекул и биохимических процессов, позволившие нестабильные, разрушавшиеся из-за тепловых колебаний, макромолекулы заменять на их же вновь созданные копии, то есть заниматься саморемонтом. Энергии слабых связей хватило на то, чтобы позволить физической эволюции преодолеть «тепловой барьер», запустить процесс уже биологической эволюции, «вдохнув» жизнь в неживую материю. Вот как описывают значение этих сил: «Скромный набор видов слабых связей в биополимерах обусловливает всё многообразие биологических процессов, на первый взгляд никак не связанных между собой: передачу наследственной информации, ферментативный катализ, обеспечение целостности организма, работу природных молекулярных машин. А определение «слабые» не должно вводить в заблуждение — роль этих взаимодействий колоссальна». https://interesnoe.me/source-84221627/post-115. Или: «Выходит, что фундамент жизни — наследственность — сводится к формированию водородных связей. А ведь наследственность — только один из множества примеров. Вся молекулярная биология держится на межмолекулярном распознавании, а оно, в свою очередь, — на слабых взаимодействиях. Это все генетические ферменты, рибосома, тРНК, РНК-интерференция и т.д. Это иммунитет. Это многочисленные варианты взаимодействия рецептор—лиганд. В конечном итоге — сама жизнь!»

Надеюсь, что этот краткий обзор с высоты птичьего полета процесса физической эволюции, а затем и начала биологической, на простом, понятном языке дает возможность каждому представить себе  эволюцию без акцента на случайности и разумный замысел.   


                ЭВОЛЮЦИЯ НЕ СЛУЧАЙНА, НО ЗАКОНОМЕРНА

У дарвинизма с самого начало были как сторонники, так и противники.  Уже к  1922 году советский ученый Лев Семенович Бергом разработал свою теорию эволюции без случайностей и естественного отбора - «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей». Он считал, что организмы обладают внутренней силой неизвестной природы, действующей целенаправленно, независимо от внешней среды, в сторону усложнения организации. Но дальше этой догадки о силе неизвестной природы Берг не пошел, хотя силы Ван дер Ваальса были открыты еще в 1869 году, в водородные связи – в 1920-ом. К сожалению, Берг не избежал (как впрочем и большинство других ученых)  все той же ошибки, той ловушки, о чем предупреждал Ленин.

Что удивительно, эту ловушку хорошо знали и также предостерегали от неё  других, головы, вроде бы далекие от науки. У Сергея Есенина есть слова: «Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Известна и басня Ивана Крылова «Любопытный», герой которого, восхищаясь богатством мелких диковинок в кунсткамере: «бабочки, букашки … таракашки», не заметил громадного слона, между ног и брюхом  которого он бродил!  Но до высоколобых ученых эти предостережения, видимо, не доходят. Вот и мечутся они, блуждая между двух сосен –  случайна ли эволюция или это проделки разумного замысла?

Прости меня, великий Дарвин, и ты, знаменитый Докинз! Случайная изменчивость, наследственность и естественный отбор всего лишь механизмы,  рожденные действительно движущими силами эволюции. Настоящими часовщиками в мире физическом служат четыре фундаментальные взаимодействия – гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое ядерные, подчиняющиеся принципу наименьшего действия. В живой природе царит принцип равенства действий, больше известный как принцип выживания. Наконец в человеческом обществе направление эволюции задает принцип обогащения, алчности, наживы. При этом даже в вероятностном мире квантовой механики все процессы оказываются жестко подчинены строгим законам микромира. Люди, поддавшись иллюзиям построения бесклассового коммунистического общества, в ХХ веке попытались свернуть с генерального направления развития человечества, продиктованного принципом обогащения.  Однако этого порыва хватило лишь на 70 лет и нахлебавшись всех прелестей социалистического развития, под мудрым руководством тех же секретарей-коммунистов народ закономерно вернулся на путь строительства «загнивающего капитализма» ( см. «Агрессия также естественна, как и защита от нее». http://proza.ru/2025/07/06/684 ).

Отличительным признаком полноценной научной теории служит то, что такая теория переворачивает привычную для обывателя картину окружающего мира. Уж насколько проста и понятна каждому ощущение того, что земля неподвижна, а солнце всходит и заходит, тем не менее построенная Николаем  Коперником гелиоцентрическая система указывает, что на самом деле все наоборот – земля крутится вокруг солнца!

Человек возомнил себя «венцом творения», «красой Вселенной!» главным образом потому, что мол природа одарила его – Гомо сапиенса мозгами весом больше килограмма! Единая теория эволюции природы и общества при всем уважении к разуму низводит человека с пьедестала величия, потому как у теории другой, объективный  критерий величия – стабильность, продолжительность существования живого или неживого объекта.  Как доказала само время, настоящим «венцом творения» оказывается не человек, а бактерия! Этот одноклеточный микроорганизм - один из первых форм жизни и появился аж 4 миллиарда лет назад! За прошедшее с тех пор время он заполонил всю Землю. Бактерии населяют почву,  пресные и морские водоёмы, горные вершины и глубинные слои земной коры. На Земле насчитывается около 5;1030 бактерий, и их биомасса превышает суммарную биомассу животных и растений. Они составляют микрофлору нашего тела и в  каждом из нас 39 триллионов бактериальных клеток (само тело человека состоит из около 30 триллионов клеток).

Принято говорить, что Земля – это планета людей. Нет – это планета бактерий! Тем более, что, судя по всему, дни человечества на Земле сочтены. Сейчас как никогда стала реальной развязывание не только третьей по счету мировой, но и ядерной войны с последующей зимой под тем же названием. От подобного по масштабу и последствиям катастрофы 60 миллионов лет назад вымерли динозавры, но микробы выжили. Выжили и мои злополучные комары, которые появились как вид 100 миллионов лет назад. Выживут и на этот раз. И во многом благодаря тому, что у бактерий совсем нет мозгов, а у комаров лишь намеки на мозги в виде ганглий (нервных узлов). Получается, что наш хваленый разум есть не приобретение, а проклятие эволюции. И он, доведя всю планету  до ядерной зимы, может поставить в нашем общественном развитии сроком всего лишь в 10 000 лет жирную финишную точку (см. «Человек - смертельная, непоправимая ошибка эволюции», http://proza.ru/2020/03/08/1768 ,  «У эволюции человека есть начало, но может наступить и конец!» / Эволюция: паттерны эволюции/ Отв. Ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев. – Волгоград: Учитель, 2018. – С. 219 – 230).


Рецензии