Эхад и яхид с точки зрения монотеизма
1. Контекст Второзакония 6:4
Смысл Шема Исраэль («Слушай, Израиль…») был противопоставить веру Израиля многобожию хананеев и народов вокруг.
Цель — подчеркнуть, что есть только один Яхве, и никакого «составного единства» здесь в древнееврейском мышлении не подразумевалось.
Сам текст звучит:
(«Яхве, Бог наш, Яхве — один»).
Это исповедание веры в одного Бога-Личность, а не в систему из нескольких лиц.
Да, в тексте стоит «ЙХВХ Элохейну», где «Элохим» формально имеет множественное число. Но в отношении Бога Израиля слово «Элохим» стоит всегда с глаголами и прилагательными в единственном числе, что подчёркивает: речь идёт об одном Лице. Это так называемое «множественное число величия» или «абстрактное множественное», иудаизм никогда не читал его как «подсказку к догмату о Троице».
Некоторые считают, что во Второзаконие 6:4 («Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть») подтверждается составное единство Бога. Но это натяжка, не подтверждаемая ни контекстом, ни практикой иудаизма, ни грамматикой.
Поэтому утверждать, что во Второзаконии 6:4 непременно подразумевается «составное единство» — это искусственное натягивание примеров.
Контекст Второзакония 6:4 говорит о противопоставлении Бога Израиля многочисленным богам народов. Именно поэтому переводится: «Господь — один».
2. Слово «Эхад»
Действительно, слово эхад может использоваться как для простого «один», так и для единства в собирательном смысле. Но в каждом случае решает контекст, а не само по себе слово.
В Быт. 1:5 «день один» — это просто первый день, а не «составной день».
В Быт. 2:24 «одна плоть» — это метафора брачного союза, а не указание на «составное единство» Бога.
В Ездры 2:64 или Иез. 37:17 речь идёт о множестве, объединённом в одно целое, но это совсем другой жанр и контекст.
«Эхад» значит «один», в противоположность «многие».
В Быт. 42:11 братья Иосифа говорят: «Мы все — сыны одного (эхад) человека». Это не «составное единство», а просто «одного отца».
В Зах. 14:9 говорится: «В тот день Господь будет один (эхад), и имя Его одно (эхад)». Здесь абсолютно очевидно, что «эхад» = «единственный».
Примеры с «день один» (Быт. 1:5), «одна плоть» (Быт. 2:24), «один народ» (Езд. 2:64) показывают, что слово может применяться и к целому, составленному из частей. Но это не его «особое» значение, а простое числительное «один», которое в зависимости от контекста может обозначать либо «одного человека», либо «единое целое».
3. Почему не «Яхид»?
Слово «яхид» действительно значит «единственный» (как Исаак в Быт. 22:2), чаще в значении «единственный сын» или «единственный оставшийся». Но оно не является стандартным богословским термином для описания Бога. В древнееврейском языке оно обычно применялось к людям, к детям, а не к Богу.
Моисей не стал бы использовать бытовой термин для «единственный сын» к Богу. Для Бога достаточно было слова «эхад», потому что контекст ясно указывает: Яхве — только один, нет других равных Ему Личностей (см. Втор. 4:35; 4:39; Ис. 45:5-6).
В Библии нет ни одного места, где говорилось бы: «Бог — яхид». Но есть десятки мест, где подчёркивается, что Он «один» (эхад).
Причина проста: «эхад» достаточно ясно обозначает уникальность и единственность. Нет нужды в «яхид». Поэтому аргумент «если бы Моисей хотел сказать абсолютное единство, он сказал бы яхид» — искусственный. Моисей сказал «эхад», потому что это обычное слово для «один», и оно прекрасно выполняет задачу: отрезает всякую многобожную интерпретацию.
4. Свидетельство Писания в целом
Сам Бог многократно говорит:
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5).
«Я — первый и Я — последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6).
Никогда в Писании не встречается учение, что «Яхве — это три лица». Это позднейшая христианская догма.
Святой Дух в Ветхом Завете описан как дыхание, сила, действие Бога (Быт. 1:2; Ис. 40:13; Пс. 138:7). Это не отдельная личность от Отца, а проявление Его Присутствия.
5. Молитва
В иудаизме молитва Шма («Слушай, Израиль…») — это символ строгого единобожия. На протяжении тысячелетий евреи никогда не понимали этот стих как «составное единство нескольких лиц или личностей». Если бы это было так, раввины обязательно развили бы эту мысль. Но напротив: в Танахе, в Мишне, в Талмуде постоянно подчёркивается именно абсолютное единство Бога, против языческого многобожия.
Шма Израиль — это декларация строгого монотеизма, не оставляющая места для множественности личностей.
6. Логический итог
Аргументы о «составном единстве» — это попытка прочитать в текстах то, чего древние израильтяне там никогда не видели. Это поздняя богословская апологетика, которая не имеет основания ни в иврите, ни в историческом контексте.
Если бы Моисей или пророки верили в «множественность в Боге», это должно было бы быть ясно выражено в других местах Писания. Но наоборот — они десятки раз подчёркивают: Бог один (одна Личность) и неделим.
«Эхад» — «один» в противопоставлении «многим».
Второзаконие 6:4 учит не «множественному составному единству Бога», а строгому единобожию: есть только один Бог, Яхве, и кроме Него нет, нет равных Ему "Лиц".
Свидетельство о публикации №225090300223