История НБА. О Ларри Бёрде. Часть 2
О том, какое историческое значение имел приход Ларри Берда в НБА, я подробно рассказал в первой части статьи о Ларри:
http://proza.ru/2025/09/02/1364
Берд был несколько лет белым королем в черной лиге, но когда мы говорим о Ларри - баскетболисте, то цвет кожи в данном случае не имеет никакого значения.
- Как же так? – можете спросить вы, если прочитали первую часть моего мегаопуса. - Ты только что затратил тысячи слов, чтобы доказать как важен был цвет кожи в случае Берда, а теперь оказывается, что это не так?
Все, что я сказал – было действительно важно, но в 1980-е годы, 40 лет назад.
В те годы белым американским болельщикам нужен свой парень среди звезд НБА, и они его получили. Это оказалось серьезным подспорьем и для дальнейшего развития лиги. У меня нет сомнений, что без Ларри все могло пойти по иному сценарию – не такому оптимистичному для лиги, и ее игроков. И сейчас бы вторая звезда «Бостона» получала не по 60 млн $ за сезон, а по 10.
Также Берд на собственном примере убедил всех юных белых мальчишек, мечтавших о карьере баскетболиста, что не черные боги горшки обжигают. Белый парень из деревенской глуши тоже может стать сильнейшим баскетболистом мира, даже если он не умеет прыгать, медленно бегает и выглядит как деревенский увалень, которому нечего делать на спортивных площадках. Главное - это пахать на тренировках и стремиться к победам, не жалея себя.
Но сегодня, когда мы оцениваем Ларри Берда как баскетболиста, его цвет кожи – это последнее, что мы должны принимать в расчет. Это такой же не относящийся к делу фактор, как ужасные усы Ларри и его не менее безобразная прическа. Главное для нас – его игра. И ее вполне достаточно, чтобы вынести вердикт: Ларри Легенда - один из самых выдающихся игроков в истории баскетбола.
Я не могу согласиться с крестным отцом «Бостона» Редом Ауэрбахом, который в начале 1988 года сказал на одном из благотворительных мероприятий с участием Берда: «Это величайший игрок в мяч, который когда-либо играл в эту игру». Величайших в баскетболе нет в принципе (нет одного игрока, который бы возвышался над всеми), но есть лучшие из лучших – десяток-другой баскетболистов, которые относятся к числу тех, кто олицетворял баскетбол в какую-либо эпоху. Ларри - один из них.
Поскольку Берд играл одновременно с Мэджиком и Джорданом, которые без всяких сомнений тоже относятся к числу самых выдающихся игроков всех времен, вполне уместно свести всех троих в виртуальном противостоянии. На фоне таких глыб проще объяснить, в чем заключалось величие Берда.
Начать следует с того, что Ларри пришел в НБА очень поздно. Джордан стал профессионалом в 21 год, Мэджик в этом возрасте уже обзавелся чемпионским перстнем, а Берд оказался в лиге лишь в 23 года. Его поздний переход в профессионалы связан с обилием событий, которые произошли в жизни молодого Ларри. Он сначала поступил в один колледж, быстро его бросил, перешел в другой, но ушел и оттуда. Лишь через год он стал учиться в Университете штата Индиана. До НБА Ларри не только успел сменить несколько колледжей, но и начудил на семейном фронте: он необдуманно женился, а когда развелся, то узнал, что его жена беременна…
Из-за позднего прихода в лигу и навалившихся на него травм в последние годы карьеры, Берд провел на высоком уровне всего 10 сезонов, что на самом деле не сильно отличается от столь же неидеальных карьер Мэджика (11 чемпионатов на топ-уровне) и Джордана (тоже 11). Тогда почему у Ларри Легенды всего 3 чемпионских перстня против 5 у Мэджика и 6 - у Майкла?
Судить по количеству перстней о классе игрока в принципе не следует, а в данном случае меньшее количество титулов у Берда – просто стечение обстоятельств. В 90-е «Чикаго» Джордана практически не имело конкурентов, тогда как «Селтикс» на пути к титулу почти обязательно должны были одолеть как минимум одного равного соперника, а чаще – двух (какой-то из следующих клубов: «Филадельфия», «Лейкерс», «Детройт»).
Вполне могло случиться так, что Берд мог оказаться обладателем 4-5 перстней, а его главный конкурент Мэджик – 3-4 или 6-7. На итоговый результат противостояния равных команд часто влияли травмы игроков (включая самого Берда в концовке чемпионата 1985 года) и другие объективные обстоятельства.
Ларри почти всю карьеру был как игровым, так и неформальным лидером «Селтикс». В этом он похож на Мэджика и Джордана, но он лидер другого типа.
Мэджик был заводилой в своей команде, он вел за собой парней как на площадке, так и вне ее. По советским понятиям он тянул на типаж комсомольского активиста. Джордан был диктатором, который буквально терроризировал некоторых своих одноклубников (он по типажу - лидер банды).
Берду удавалось быть непререкаемым вожаком «кельтов», хотя он не был общительным человеком. Он обожал поговорить с соперниками на площадке, чтобы вывести их из себя (был трэштокером), но со своими партнерами во время игр Ларри беседовал редко (за исключением Денниса Джонсона, с которым они были приятелями). Тем ни менее, ему удавалось быть вожаком «Бостона» без зажигательных речей и критики партнеров. Я думаю, в основе его лидерства лежал его подход к баскетболу как работе.
Ведь Берд - нетипичная звезда. Он, прежде всего, пахарь. На площадке Ларри подбирал, пасовал, защищался, забивал, ставил заслоны, толкался с центровыми под кольцом, бросался спасать мяч в аут…. Он собственным примером показывал партнерам, что от них требуется на площадке. При таком лидере хочешь – не хочешь, а будешь стараться ему соответствовать.
Неудивительно, что при таком профессиональном отношении к делу, Берд кардинально изменил франшизу уже в свой первый же год в НБА (что удавалось совсем немногим – Чемберлену, Кариму, Дэвиду Робинсону). В сезоне 1978/79 «Бостон» добился 29 побед. С Ларри в составе «Селтикс» сразу же финишировали на первом месте в чемпионате, одержав 61 викторию!
И ведь не скажешь, что его партнеры были действительно подходящими для борьбы за титул: с Ларри выходили на паркет ломаный переломанный Тайни Арчибальд, проводящий последний сезон Дэйв Коуэнс, добротный, но невеликий форвард Седрик Максуэлл, защитники Форд и Карр (слышали о таких?), запасной центровой Рик Роби. Без Берда им тяжело было попасть даже в плей-офф.
За следующие 8 лет с Ларри худшим результатом клуба были 56 побед в чемпионате-1983, когда «Бостон» занял лишь третье место в регулярке. Как раз в этом году «кельты» не принимали серьезного участия в битве за титул, вылетев во 2 раунде, но все остальные сезоны Берд сотоварищи были одними из главных претендентов на чемпионские перстни.
Ни Мэджик, ни тем более Джордан не меняли так радикально те клубы, в которые они пришли с драфта. Джонсон явно усилил «Лейкерс» и сразу же позволил клубу стать постоянным участником борьбы за титул в следующее десятилетие, но и до его прихода «Лос-Анджелес» был сильным клубом. В случае с Джорданом поначалу речь шла лишь о личных достижениях молодой звезды. На построение команды-претендента из «Чикаго» с Майклом ушло 5 лет.
Влияние Берда на результаты команды нашло свое выражение и в отношении к нему со стороны лиги: со своего первого сезона в течение 9 лет подряд (до пропуска сезона 1988/89) он неизменно включался в первую сборную «всех звезд» по итогам года, а в голосовании на MVP не опускался ниже 4-го места (он три раза получил приз и 4 раза был вторым). Мэджик попал в первую сборную «всех звезд» только в свой четвертый сезон в НБА, а Джордан – по итогам третьего чемпионата.
Ларри Берд сразу же проявил себя как универсальный баскетболист, став лидером «Селтикс» по набранным очкам, подборам и перехватам. Но дело не только в статистике. Ларри был готов выполнять любую роль на площадке, если того требовали интересы команды.
К примеру, в чемпионском сезоне-1981, в финале конференции, который «кельты» выиграли буквально чудом, отыгравшись против «Филадельфии» со счета 1:3, Берд проявил себя как ярко выраженный бомбардир: 26,7 очка в среднем (в регулярке на его счету было всего 21 очко за матч). В финале НБА от него потребовалось играть по-другому. В первых играх тренер Б.Фитч отправил его помогать Пэришу под щитом: в результате в противостоянии с лучшим специалистом по подборам тех лет Мозесом Мэлоуном Берд собрал в первом и втором матче по 21 отскоку от щита!
Затем тренер поручил Ларри играть в атаке роль оттянутого форварда, который растягивает защиту и снабжает своих партнеров передачами. Он и там был хорош, хотя очков явно недобрал (по этой причине его прокатили с призом MVP финала). В шестой игре финала Берду дали карт-бланш и он делал на площадке, что хотел, набрав 27 очков и записав на свой счет 13 подборов.
Если Джордан был бомбардиром, который в атаке постоянно тянул одеяло на себя, то Мэджик своим универсализмом сильно напоминал Берда: он забивал, ассистировал, подбирал, перехватывал… В первой половине карьеры Джонсон больше времени уделял обязанностям распасовщика, а во вторую половину 80-х он стал еще и основным бомбардиром команды.
Ларри тоже менялся со временем. Если первые 4 года в лиге он был по-настоящему универсальным игроком, то к середине десятилетия Берд превратился в бомбардира – универсала. В 1985 году он стал вторым в бомбардирской гонке (28,7 очка), затем дважды был четвертым, а в сезоне 1987/88 – третьим (29,9 балла за игру).
Для того, чтобы добиться прогресса в атаке, Ларри пришлось превратиться в настоящего снайпера. Интересно, что в свой первый год в НБА он очень здорово бросал по кольцу с трехочковой дистанции (с 40 % точности), но затем на несколько лет Берд практически перестал атаковать издали, а если пробовал, то попадал редко.
С сезона 1984/85 Ларри добился значительного прогресса по части трехочковых попаданий и стал лучшим дальнобойщиком своего времени, совершая по 3 броска за игру с точностью 40 %. Не случайно, что именно он выиграл три первых конкурса трехочковых бросков на «звездном уикенде» НБА (1986-1988).
Джордан и Мэджик из-за трехочковой дуги бросали хуже. Мэджик к концу карьеры улучшил свою статистику в этом аспекте, а Джордан в паре сезонов был довольно близок к Берду, но потом его процент попаданий падал. Лишь в двух чемпионатах Майкл был действительно элитным дальнобойщиком, но это случилось, когда трехочковую линию на несколько лет пододвинули к кольцу.
Бомбардиры бывают разные. Кто-то предпочитает проходить к кольцу, другие большую часть очков набирают с дистанции. Джордан был мастером проходов и убийственным снайпером со средней дистанции, атакуя кольцо в прыжке с отклонением. Мэджик сначала больше проходил к кольцу, а позднее стал чаще атаковать корзину с дистанции.
Берд – ярко выраженный снайпер, но он нередко шел в проход, хотя с его ростом и весом ему было тяжело обыгрывать хорошо оборонявшихся соперников. Также немало мячей Ларри забивал, когда брал подбор под чужим щитом.
Если он начинал попадать, то остановить его не мог никто. Я ничуть не сомневаюсь, что будь он таким же эгоистом, как Майкл или Кобе, то без проблем преодолел бы отметку в 70 набранных очков за матч (его рекорд – 60, в плей-офф - 43), но Берд никогда не забывал, что в его команде есть Макхейл, Пэриш и другие парни, которые тоже хотели бросать по кольцу.
Ларри свой рекорд в 60 баллов установил только потому, что за несколько дней до этого Макхейл набрал 56 и стал новым рекордсменом «Бостона» по набранным очкам в одном матче. Это было нарушением субординации, и лидер «кельтов» тут же поднял планку рекорда, чтобы показать всем, кто есть кто.
Когда Птице становилось скучно, он мог усложнить себе жизнь и начать бросать вблизи кольца только левой рукой, что он и проделал в 1986 году в матче с «Портлендом», набрав в итоге 20 очков из своих 47 одной левой!
Берд никогда не получал приза лучшему защитнику, но он был элитным оборонительным игроком, которого трижды включали во вторую сборную всех звезд защиты. В защитных умениях он превосходил Мэджика и вряд ли сильно уступал Джордану, который был силен в индивидуальной опеке 2-3-х номеров, а Ларри мог защищаться хоть против форвардов на периметре, хоть против центровых под кольцом.
По игре в решающие минуты матча Ларри был вполне равен Джордану – обоих вполне можно было назвать «мистер Клатч», если бы так ранее не называли Джерри Уэста и Сэма Джонса. Мэджик тоже был хорош в клатче, но он чаще проявлял себя как организатор атак, и не решал исход поединка непосредственно броском (как в 4 игре финала-1987).
Ларри сильно не повезло с эпохой, когда он играл. Будь на дворе середина 90-х, когда к трансляциям НБА подключился весь мир, то его подвиги в плей-офф видели бы сотни миллионов болельщиков, а не 10-15 миллионов американцев, как в первой половине 80-х.
И этих подвигов на счету Берда даже побольше, чем у Джордана. Ведь Майкл редко попадал в ситуации, когда его команда висела на волоске. У него почти не было седьмых поединков в серии плей-офф, а Берд попадал в самые разнообразные ситуации, из которых его команда выбиралась только чудом. И главным поставщиком чудес в составе «кельтов» был Ларри.
В финале Востока с «Филадельфией» (в 1981 году), когда «Бостон» летел в серии 1:3, в 5-й игре Берд набрал 32 очка, 11 подборов, сделал 5 передач, 3 перехвата и 2 блока. «Бостон» выиграл с разницей 2 очка. В следующей игре на счету Ларри 25 баллов и 16 подборов.
Полуфинал Востока-1984 с «Никс» затянулся из-за блестящей игры Бернарда Кинга, который в то время претендовал на статус короля лиги. В 7 игре Ларри наглядно продемонстрировал, кто король в НБА, а «Бостон» прошел дальше: на 24 очка Кинга Берд ответил 39 баллами, 12 подборами и 10 передачами!
В финале-1984 против «Лейкерс», уступая соперникам 1:2, в четвертом матче Берд набрал 29 очков и сделал 21 подбор, а «кельты» сравняли счет. В следующем поединке, когда на улице было 36 градусов по Цельсию, а в зале «Бостон Гарден» не работали кондиционеры, в условиях натуральной душегубки Ларри набрал 34 очка и приплюсовал к ним 17 подборов! Бостон» победил в этой игре, перехватив инициативу в серии.
При равном счете в полуфинале Востока-1985 против «Детройта» Ларри выдал 5-ю игру с 43 очками и 13 подборами, обеспечив победу «Бостону».
С теми же «плохими ребятами» «Бостон» устроил битву в 1987 году в финале конференции. При счете в серии 2:2 «кельты» были на грани вылета, когда за 5 секунд до конца 5-й игры на своем паркете уступали одно очко, а мячом владели детройтцы. Берд за это время сумел перехватить мяч, отдать его под кольцо Деннису Джонсону и тот обеспечил победу «Селтикс». Помимо этого исторического перехвата на счету Ларри в той игре было 36 очков, 12 подборов и 9 передач!
7 игра полуфинала конференции с «Атлантой» в 1988 году запомнилась дуэлью Доминика Уилкинса (47 очков) и Берда (34 очка). Ларри из своих очков 20 набрал в последней четверти (9 попаданий из 10), и «Бостон» победил.
В марте 1988 года, незадолго до плей-офф, журнал Sport Illustrated опубликовал статью про Берда, в которой написал, что Ларри, возможно, проводит свой лучший сезон. Плей-офф закончился вылетом для «Селтикс» в финале конференции от «Детройта», но регулярный чемпионат Берд действительно провел на высочайшем уровне, несмотря на сломанный нос и трещину в кости под глазом. К сожалению, 1988 год стал последним, когда болельщики видели Ларри Берда – одного из сильнейших игроков лиги.
Практически весь следующий чемпионат он пропустил из-за операции на стопах ног, а когда вернулся, ему было уже 33 года. Он провел еще одну неплохую регулярку, но постарел не только Ларри, но и его давние партнеры по «Бостону». Команда уже не претендовала на титул, да и сам Берд из-за больной спины стал разваливаться на глазах. Он с трудом доиграл до 1992 года, и уже завершив профессиональную карьеру, отметился в «Дрим тим» на Олимпиаде в Барселоне. Ларри был нужен в той команде не как игрок, а в роли живой легенды – как и его давний друг-соперник Мэджик Джонсон, также завершивший карьеру к тому времени из-за ВИЧ.
И сегодня они на пару с Мэджиком в истории баскетбола находятся по соседству. Когда бывшие и действующие звезды баскетбола периодически составляют свои сборные НБА всех времен, Ларри часто оказывается с Мэджиком в пятерке лучших. И даже Айзея Томас поместил Ларри в свою сборную, что выглядит удивительно для тех, кто знает, как он относился к Птице во времена битв «Детройта» с Бостоном» в плей-офф 1987-1988гг.
Напомню, что после обидного поражения «Детройта» в плей-офф-1987 от «кельтов» сразу два игрока «Пистонс» не сдержались и стали принижать достижения Ларри. Деннис Родман заявил, что Берд переоценен и получил три подряд MVP из-за его расы, а Айзея Томас поддержал его, сказав в ответ на вопрос журналиста, что «если бы Берд был черным, он был бы просто еще одним хорошим парнем» (парнем – в значении «игроком»). Иными словами, «королем лиги» Ларри сделала не столько его игра, сколько белый цвет кожи. И ведь так думали тогда очень многие чернокожие баскетболисты, но они сдерживали себя перед журналистами.
Но прошли десятилетия. Расовые разногласия в НБА ушли в прошлое, и теперь не только Томас, но и другие черные парни, которые играли с Бердом, признают, что Ларри – великий баскетболист, а белые парни вполне могут доминировать в черной лиге. И это действительно так. Прямо на наших глазах данную истину подтверждают своей игрой Стеф Карри, Никола Йокич и Лука Дончич.
Свидетельство о публикации №225090300512