Не каждая лошадь любит сахарок
Кстати прошу не путать «къонаков» из комедии Гайдая «Кавказская пленница», которые приехали воровать невесту, с «къонаками», приехавшими погостить. Это совершенно разные гости.
В те 90-е годы по улицам города Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, чуть ли не каждый день колесили кортежи федеральных министров, генералов, политиков. Помниться, как в Нальчик прилетел Пётр Степанович Дейнекин — Главнокомандующий ВВС СССР, Главнокомандующий ВВС ОВС СНГ, Главнокомандующий ВВС России, генерал армии, Герой Российской Федерации. А один местный деятель обращаясь к нему с трибуны сказал, что всем присутствующим очень приятно принимать такого известного военачальника генерала Деникина.
Уважаемые «къонаки» приезжали не только полюбоваться горными пейзажами и попить чаю. У подножий белоснежного Эльбруса, кои территориально входит в границы Кабардино-Балкарии, под ароматы балкарского хычина решались важные вопросы страны. Причем, в разные годы после ухода из жизни Валерия Кокова в 2005 году, многие высокопоставленные политики страны приезжали поклониться его праху.
Однако пора вернутся к нашим основным событиям. В один из летних погожих дней Кабардино-Балкарию посетил президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Встречали уважаемого къонака с помпой, потому как Шаймиев и Коков имели между собой самые теплые отношения. На площади в Нальчике устроили выставку достижений промышленности Татарстана. Перед жителями Нальчика стояли новенькие грузовые автомобили «Камаз» в разной комплектации и модификации. Любопытные ходили вокруг и всё тщательно разглядывали. Часть колесной техники была оставлена щедрым татарским президентом в дар Кабардино-Балкарии. Кроме того, Шаймиев подарил республики самолёт.
Естественно, как положено на Кавказе, президентом Коковым были сделаны ответные шаги, хотя и менее щедрые. Зная большую любовь Шаймиева к лошадям, уважаемого къонака повезли на ипподром. Куратором нальчикского ипподрома был тогда министр внутренних дел Кабардино-Балкарии генерал-лейтенант Хачим Шогенов, который тоже был большим поклонником конного спорта. У генерала были безусловно и свои скакуны, которых он покупал у коннозаводчиков. Для Минтимера Шариповича решили устроить показные скачки. Для этого вызвали опытных жокеев, подготовили лучших скакунов. Кортеж заехал на ипподром, где на трибуне был накрыт роскошный стол с лучшими закусками. Хозяева и гости расселись на удобных стульях в ожидании первого заезда. Перед началом скачек комментатор начал представлять жокеев и давать характеристики каждой лошади. Шаймиев не удержался и спустился с трибуны, чтобы рассмотреть каждую пару – жокея и лошадь. Валерий Коков отправился вслед.
Чтобы представление было более ярким, Валерий Коков попросил вывести всех лошадей из конюшен и показать уважаемому къонаку Шаймиеву. На тот момент никто не догадывался о планах Валерия Мухамедовича. Добравшись до старшего конюха, помощник главы региона поручил вывести всех лошадей из конюшни, в том числе и тех, которые не скачут. Конюх исполнил распоряжение. Лошадь генерала Хачима Шогенова оказалась самой прекрасной. Все ахнули, когда его вывели на показ. Животное было неимоверной красоты и грации. У татарского президента загорелись глаза, и это не ускользнуло от взора Валерия Кокова:
- Вам понравился этот скакун? – спросил Коков.
- Великолепный конь! Редкой красоты! – отозвался Шаймиев.
- Это вам подарок от народа Кабардино-Балкарии! – сказал широко улыбаясь Коков.
- Большое спасибо Валерий Мухамедович за такой роскошный подарок! – с нескрываемым удовольствием ответил Минтимер Шарипович.
Генералу Хачиму Шогенову малость стало не по себе, ушла его любимая и лучшая лошадка. Ну что было делать? Только молчать и угождать гостю, как это принято местными адатами. И какой уж тут подарочный «Камаз» мог бы сравниться с прекрасным жеребцом. А тем временем Шаймиев решил угостить свой ценный подарок сахарком, чтобы подружиться. Он протянул руку с сахарком, но лошадь неожиданно укусили татарского гостя за ладонь, да так крепко, что пошла кровь. Минтимеру Шариповичу тут же оказали медицинскую помощь и перевязали ладонь бинтом. Шаймиев посмотрел в глаза скакуну и сказал: «Не переживай, у меня будет не хуже».
Фото Михаила Козловского
Свидетельство о публикации №225090300722
