Такси для избранных

Новый закон о локализации такси заработает с марта 2026 года и, как ожидается, полностью перевернёт мир частных перевозок. Не исключено, поездки на машинах с шашечками подорожают в среднем на 30%.
Суть закона крайне проста. В рамках бесконечных мер по бесконечной поддержке отечественного автопрома было решено законодательно определить, какие машины могут работать в такси, а какие – нет. Тех, кто может, – единицы. Согласно документу речь строго об отечественных автомобилях, причём максимально локализованных – большая часть комплектующих должна быть российского производства.

Перевозчики, которые ранее заявляли о категорическом нежелании закупать «Лады», и эксперты рынка бьют тревогу: пострадают от нового закона все. Кроме, разумеется, производителей. Стоимость проезда, и без того немаленькая, резко вырастет, бизнес-класс в такси теперь будет представлять «Аура», про самих водителей из числа самозанятых и подумать страшно. Особенно тех, что живут и работают за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Почему в группе особенного риска именно регионы? Всё просто. Эксперты указывают, что наиболее значительный рост цен на перевозки стоит ожидать в крупных городах, однако забывают, что в миллионниках структура таксопарков сильных изменений не претерпит. «Октавии» и «Оптимы» с полумиллионными пробегами уже и так отживают своё, без помощи чиновников, большая же часть такси уже представлена китайскими марками и моделями, в том числе теми, которые войдут в «локализованный» список. Если заказывать «комфорт» или «комфорт плюс» в Москве, кто скорее всего приедет? Haval Jolion, Belgee X50, Chery Tiggo, в «экономе» – «Москвич 3» или дышащие на ладан Kia Rio. Иногда в любом из этих трёх сегментов попадаются Kaiyi на пару с SWM.

Но картина меняется уже буквально в Нижегородской области, где заказ выполнит водитель на «Гранте» или «Весте». Аналогичная ситуация в Ижевске. А вот на Севере часто используются иномарки, от Volkswagen Polo до Mitsubishi L200. В Сибири и на Дальнем Востоке популярны такси-«праворульки» понятно чьего производства.
И здесь возникает вопрос: а что делать самозанятым? Их новый закон не рассматривает в принципе, будто бы выводя частников, работающих на собственных автомобилях, за правовые рамки. Или идите покупайте на неизвестно какие деньги нового «китайца» с российским паспортом или ищите другую работу. Поэтому именно там, за пределами Москвы и Петербурга, а также ряда крупнейших городов России, может грянуть настоящий социальный взрыв. Вот только заметят ли его власти? В своё время у дальнобойщиков, когда запускался «Платон», не получилось защитить свои права, не получится и у таксистов. А значит, они просто уйдут в тень. И вернутся давно забытые времена, когда не было никакого ЯндексТакси, а были так называемые бомбилы.

Впрочем, во многих регионах ситуация сейчас примерно так и выглядит. Например, в ряде городов Карелии официального такси нет вообще, а в далёкой северной Воркуте местный агрегатор работает хитро: при заказе машины он предлагает не водителя, а «попутчика». И попробуй потом докажи, что речь шла о каких-то платных услугах. Кто мешает начать использовать воркутинскую схему повсеместно? Оплата-то осуществляется исключительно наличными или переводом на карту, агрегатор словно и ни при чём.
По некоторым подсчётам, на конец прошлого года в стране насчитывалось около 700 тыс. такси, принадлежащих частникам. И из них почти 80% (просто вдумайтесь в эту цифру) никаким требованиям о локализации не соответствовали даже близко. Что все эти люди будут делать после марта 2026-го? Вряд ли искать новую работу. Ряд экспертов считают, что таксистам всё равно придётся менять машины ввиду естественного износа и колоссальных пробегов, забывая, впрочем, о том, что Москва ещё не вся Россия. Если 200 тыс. километров в год для столицы – нормально, то в небольших городах за тот же срок таксисты накатывают максимум 20–30 тысяч. Соответственно их машины прослужат в 10 раз больше тех, что используют в столице на износ.

Так зачем этот закон? Чтобы чётко структурировать рынок такси, заодно избавив его от «автохлама»? Не похоже. Больше похоже на то, что это очередное лоббирование интересов оте­чественных автопроизводителей, чьи продажи и прибыли оставляют желать лучшего – и чем дальше, тем больше. На аргументы профессиональных сообществ таксистов, вполне убедительные и хорошо обоснованные, в Госдуме внимания не обращают. Разве что в финальной версии документа появилась поправка, согласно которой Сибири, Дальнему Востоку и Калининградской области даётся небольшая отсрочка – закон там заработает не в 2026-м, а в 2028–2030 годах, но прочувствовать его на себе большая часть россиян сможет уже скоро. Вероятно, оправдается прогноз относительно резкого повышения цен, причём это касается абсолютно всех регионов. Частники будут больше рисковать, а московские и петербургские таксопарки будут вынуждены внепланово обновлять свои парки, закупая в том числе те машины, которые долговечностью, мягко говоря, не отличаются. Пройдёт ли 400 тыс. километров без особых поломок «Лада Веста», как выхаживали «Октавии» и «Рио»? Вопрос риторический.

Есть и аспект сугубо финансовый: «избранным» производителям никто не мешает поднять цены на «избранные» модели. Совсем недавно в одной из ассоциаций такси говорили о том, что машины с шашечками не должны стоить больше полутора миллионов рублей. Об этом можно смело забыть. Как и о том, что в каждом таксопарке появится Lada Iskra – бюджетную новинку от АвтоВАЗа попросту не из чего собирать. А значит, и продавать пока что нечего.
Может быть, отказаться от такси вовсе? Всё-таки роскошь, особенно в булочную-то ездить, если вспомнить цитату из легендарного фильма. Но совершенно очевидно, что без него – никак. Даже в ближайшем Подмосковье, не говоря уже о куда более дальних от Москвы краях. Поэтому готовимся к поездкам по принципу «километр за пятьсот рублей» и засилью «бомбил», у которых свои, особенные, тарифы.


Рецензии