Такси для избранных
Суть закона крайне проста. В рамках бесконечных мер по бесконечной поддержке отечественного автопрома было решено законодательно определить, какие машины могут работать в такси, а какие – нет. Тех, кто может, – единицы. Согласно документу речь строго об отечественных автомобилях, причём максимально локализованных – большая часть комплектующих должна быть российского производства.
Перевозчики, которые ранее заявляли о категорическом нежелании закупать «Лады», и эксперты рынка бьют тревогу: пострадают от нового закона все. Кроме, разумеется, производителей. Стоимость проезда, и без того немаленькая, резко вырастет, бизнес-класс в такси теперь будет представлять «Аура», про самих водителей из числа самозанятых и подумать страшно. Особенно тех, что живут и работают за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Почему в группе особенного риска именно регионы? Всё просто. Эксперты указывают, что наиболее значительный рост цен на перевозки стоит ожидать в крупных городах, однако забывают, что в миллионниках структура таксопарков сильных изменений не претерпит. «Октавии» и «Оптимы» с полумиллионными пробегами уже и так отживают своё, без помощи чиновников, большая же часть такси уже представлена китайскими марками и моделями, в том числе теми, которые войдут в «локализованный» список. Если заказывать «комфорт» или «комфорт плюс» в Москве, кто скорее всего приедет? Haval Jolion, Belgee X50, Chery Tiggo, в «экономе» – «Москвич 3» или дышащие на ладан Kia Rio. Иногда в любом из этих трёх сегментов попадаются Kaiyi на пару с SWM.
Но картина меняется уже буквально в Нижегородской области, где заказ выполнит водитель на «Гранте» или «Весте». Аналогичная ситуация в Ижевске. А вот на Севере часто используются иномарки, от Volkswagen Polo до Mitsubishi L200. В Сибири и на Дальнем Востоке популярны такси-«праворульки» понятно чьего производства.
И здесь возникает вопрос: а что делать самозанятым? Их новый закон не рассматривает в принципе, будто бы выводя частников, работающих на собственных автомобилях, за правовые рамки. Или идите покупайте на неизвестно какие деньги нового «китайца» с российским паспортом или ищите другую работу. Поэтому именно там, за пределами Москвы и Петербурга, а также ряда крупнейших городов России, может грянуть настоящий социальный взрыв. Вот только заметят ли его власти? В своё время у дальнобойщиков, когда запускался «Платон», не получилось защитить свои права, не получится и у таксистов. А значит, они просто уйдут в тень. И вернутся давно забытые времена, когда не было никакого ЯндексТакси, а были так называемые бомбилы.
Впрочем, во многих регионах ситуация сейчас примерно так и выглядит. Например, в ряде городов Карелии официального такси нет вообще, а в далёкой северной Воркуте местный агрегатор работает хитро: при заказе машины он предлагает не водителя, а «попутчика». И попробуй потом докажи, что речь шла о каких-то платных услугах. Кто мешает начать использовать воркутинскую схему повсеместно? Оплата-то осуществляется исключительно наличными или переводом на карту, агрегатор словно и ни при чём.
По некоторым подсчётам, на конец прошлого года в стране насчитывалось около 700 тыс. такси, принадлежащих частникам. И из них почти 80% (просто вдумайтесь в эту цифру) никаким требованиям о локализации не соответствовали даже близко. Что все эти люди будут делать после марта 2026-го? Вряд ли искать новую работу. Ряд экспертов считают, что таксистам всё равно придётся менять машины ввиду естественного износа и колоссальных пробегов, забывая, впрочем, о том, что Москва ещё не вся Россия. Если 200 тыс. километров в год для столицы – нормально, то в небольших городах за тот же срок таксисты накатывают максимум 20–30 тысяч. Соответственно их машины прослужат в 10 раз больше тех, что используют в столице на износ.
Так зачем этот закон? Чтобы чётко структурировать рынок такси, заодно избавив его от «автохлама»? Не похоже. Больше похоже на то, что это очередное лоббирование интересов отечественных автопроизводителей, чьи продажи и прибыли оставляют желать лучшего – и чем дальше, тем больше. На аргументы профессиональных сообществ таксистов, вполне убедительные и хорошо обоснованные, в Госдуме внимания не обращают. Разве что в финальной версии документа появилась поправка, согласно которой Сибири, Дальнему Востоку и Калининградской области даётся небольшая отсрочка – закон там заработает не в 2026-м, а в 2028–2030 годах, но прочувствовать его на себе большая часть россиян сможет уже скоро. Вероятно, оправдается прогноз относительно резкого повышения цен, причём это касается абсолютно всех регионов. Частники будут больше рисковать, а московские и петербургские таксопарки будут вынуждены внепланово обновлять свои парки, закупая в том числе те машины, которые долговечностью, мягко говоря, не отличаются. Пройдёт ли 400 тыс. километров без особых поломок «Лада Веста», как выхаживали «Октавии» и «Рио»? Вопрос риторический.
Есть и аспект сугубо финансовый: «избранным» производителям никто не мешает поднять цены на «избранные» модели. Совсем недавно в одной из ассоциаций такси говорили о том, что машины с шашечками не должны стоить больше полутора миллионов рублей. Об этом можно смело забыть. Как и о том, что в каждом таксопарке появится Lada Iskra – бюджетную новинку от АвтоВАЗа попросту не из чего собирать. А значит, и продавать пока что нечего.
Может быть, отказаться от такси вовсе? Всё-таки роскошь, особенно в булочную-то ездить, если вспомнить цитату из легендарного фильма. Но совершенно очевидно, что без него – никак. Даже в ближайшем Подмосковье, не говоря уже о куда более дальних от Москвы краях. Поэтому готовимся к поездкам по принципу «километр за пятьсот рублей» и засилью «бомбил», у которых свои, особенные, тарифы.
Свидетельство о публикации №225090300788