Продолжение
Я обещала ей написать: "Как наберусь сил напишу. Мне сложно долго писать на компьютере". 27.09.2025 09:21
"Надя еду и плачу, справа от поезда кладбище и там всюду новые флаги РФ, война и новые ребята гибнут, горько". 27.08.2025 09:28
"Как наберусь сил напишу. Мне сложно писать на компьютере". 27.08.2025 09:28
На что Галочка отвечает: "А ты потихоньку пиши". 27.08.2025 09:29
Я объяснила ей причину моего страха перед написанием этого рассказа: "Это всё очень ужасно и страшно. Ну, ладно - я попробую. Надо только продумать - как сделать рассказ интереснее". 27.08.2025 09:31
Галочка подъезжает уже к Абхазии и она сообщила мне: "Я из Абхазии звонить не смогу, роуминг 500 в день даже если и не звонить". 27.08.2025 09:33
Галочка советует: "А начни примерно так: человек едет и видит то, что я я сейчас вижу и вспоминаю о дяде Шаги, это связь времён... Как красива наша страна за окном пролетают чудесные пейзажи. Ой! Я вдруг представляю горелые степи чёрные, я представила, что было тогда. Ну, а теперь я вижу, что опять красивые места. До встречи". 27.08.2025 9:45
- Ну, что я могу тебе сказать, Галочка, о Сталинграде мне очень много рассказывал дядя Шаги, а о том, что происходит на Украине я знаю мало: то что показывают по телевизору. Без меня и так все знают. Те, что погибли в СВО были очень хорошие люди. Государство оценило их подвиг. Но горечь утраты все родственники испытывают. На СВО воюет мой троюродный брат Ренат, муж моей троюродной племянницы Володя. У татар - это очень близкая родня. Но я с ними лично не встречалась... - Пояснила я ей.
Я написала: "Я всё поняла. Отдыхай спокойно. До встречи". 27.08.2025 09:25
Я поблагодарила её за предложенный сюжет: "Спасибо за сюжет". 27.08.2025 09:54
Галочка ответила: "Всегда рада, вспомнила Оноре и стало веселей".27.08.2025 09:54
Я пожелала Галочке: "Будь такой весёлой все дни отдыха". 27.08.2025 09657
На что она ответила: "А я уже соскучилась: как хорошо мы у Люси посидели!" 27.08.2025 09:58
Я согласилась, что мне скучно без неё: "Очень хорошо. Будем осенью чаще так хорошо встречаться!" 27.08.2025 10:36
Поздравила Галочку с "Усыпением Божьей Матери": С Великим праздником 27.08.2025 07.49
В воскресенье поздравила Галочку с Годовщиной её свадьбы, так как у меня было очень много воспоминаний в связи с этим событием: "Галочка! Поздравляю тебя годовщиной вашей с Павлом свадьбы. Больше полувека прошло с той поры..." 31.08.2025 20:59
- Сегодня, Галочка, получила сообщение о моих нарушениях законов в одном из моих произведений. Рассказ писать о дяди Шаги, о его подвиге в годы ВОВ писать не буду. Боюсь... Сейчас надо сначала тщательно изучить законы, прежде чем, что-то писать. А у меня нет на это физических сил. Интересно, чем я могла нарушить законы, когда я во всём поддерживаю нашего президента Путина... 03.08.2025
Пишу опять Юлечке: "Юлечка, расскажи всё папе. Скажи ему: "Что ты папа мне посоветуешь?" Твой папа очень мудрый человек, и он даст тебе правильный совет. Я, вообще не представляю, как ".. ты без мамы будешь вовремя приезжать к 8 часам. как ты будешь питаться? Юлечка тебе очень повезло, что ты в этом году поступила... надо удержаться тебе на этих местах. Хоть на платном. хоть на бюджетном надо ещё удержаться. Учти, ты уже сейчас старше своих ровестников. Если ты не удержишься в этом году, то наследующий год ты уже будешь намного старше своих ребят, с которыми ты будешь учиться. Ещё неизвестно поступишь ли куда-нибудь
Я послала Юлечке сообщение: "Юля! Гусева Люся передала тебе пиччу сосиски в тесте. Приходи, поешь". 26.08.2025 09:07
Юлечка так и не пришла до сих пор...
Не пришла она и потом, когда я ей пообещала 5 тыс. рублей...
Я поздравила Юлечку с началом нового учебного года: "Дорогая Юлечка! Поздравляю тебя с новым учебным годом. Желаю тебе здоровья, счастья успехов и отличных оценок. Встретила ли ты там кого-нибудь из знакомых".
Юлечка позвонила мне в ответ, рассказала о первом дне учёбы. О первых знакомых. о составе группы. в группе мальчиков и девочек 50% на 50%. В параллельной группе учится её одноклассница. 01.09.2025 12:36
Между нами опять завязалась переписка.
Рецензия на «Поэтому война была такой короткой» (Надежда Хисметова)
Надежда, свой рассказ Вы назвали "Поэтому война была такой короткой".
Я думала, что в этой публикации я узнаю, ПОЧЕМУ же война с Японией была ТАКОЙ короткой.
НО очень удивилась, что сам рассказ совсем не отвечает на этот вопрос, а написан он об участнике этой войны и его бурной послевоенной деятельности.
Но всё равно было интересно.
Приятно и трепетно читать информацию о людях, прошедших не только войну с Германией, но и с Японией.
Странно, что в наших учебниках и в нашей истории войне с Японией уделено так мало внимания.
Возможно от того, что она по сравнению с Германской была очень коротенькой, но, ведь, это совсем не значит, что Героям ЭТОЙ войны не должно уделяться должного внимания. Там тоже были и погибшие Герои и Герои, удостоившиеся наград.
Если бы не мой дядя, то и я бы знала об этой войне только то, что ОНА была и всё.
Дядя был кадровым военным, был танкистом, командиром танковой бригады. Прошёл всю Отечественную и после её окончания его бригаду отправили на Японскую.
После войны, приезжая в гости к своей сестре (моей маме) очень много рассказывал о своём участии в этих войнах. На фото его грудь была вся в орденах и медалях, в том числе и за участие в войне с японцами. Мы, дети, слушали его рассказы с открытыми ртами, особенно про войну с Японией.
Поскольку о войне с Германией мы были достаточно наслышаны от нашего отца, а вот об особенностях войны с япошками слушать было интересно.
Удивительный факт из его жизни: из троих братьев (маминых родных братьев) он один прошёл эти две войны без ранений и вернулся домой, средний брат пропал без вести, а самый младший - лётчик - погиб спустя полгода после начала войны.
Три родных единоутробных брата, а какая у каждого из них своя, такая разная, судьба.
Спасибо за интересный рассказ об интересном человеке.
Людмила Калачева 04.09.2025 07:55 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
На "короткой" войне погибли тысячи и тысячи лучших воинов второй мировой(профессионалов "красной машины" побед)).К концу войны с Германией и Сталин начал соображать,что есть война?-постепенно в лужах крови и позора ,рождалась новая армия (убитая Сталиным, ради власти)-за преступления власти платит народ)- латает бреши своими душами.Война это \\тоже работа и даже супер-работа и нуждается (/как всякий труд) в профессионалах,их рождает опыт и дарование.Кстати :думаю,что внезапная(говорил Воланд) гибель Сталина и Берии(на пике Триумфа) свидетельствует ,что русский солдат так и простил им -41-й.
Александр Соколенко 2 04.09.2025 08:41 Заявить о нарушении / Удалить
Уважаемый Александр! Победителей обычно не судят, особенно они победили в таких страшных кровавых схватках. Квантунская армия уничтожила 35 миллионов китайцев...
Надежда Хисметова 04.09.2025 13:14 Заявить о нарушении / Удалить
Уважаемая Людмила! У меня есть ещё более подробная статья о войне с Японией. Она тоже посвящена Ивану Дмитриевичу Балашову. Она называется "Мой любимый учитель физкультуры". Эти факты об этой войне пришлось буквально выколачивать из любимого учителя. Герои этой войны не любили рассказывать о своих подвигах среди всего ужаса, очевидцами которого они оказались. Они сражались с самураев, освобождая голодное, истощённое и измученное население, которое просило у наступающих кусочек хлеба. Хорошо, что ваш дядя Вам рассказывал об этой страшной, ужасной войне. Вы можете написать статью о воспоминаниях дядя, которые многих раскроют глаза на величие победы советских воинов над Японией. В статьях об Иване Дмитриевиче Балашове я рассказа дословно, что он поведал. Мои родственники и знакомые об этой войне никогда не сказали мне ни одного слова... Ваши воспоминания были бы очень ценными.
Надежда Хисметова 04.09.2025 13:32 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «Поэтому война была такой короткой» (Надежда Хисметова)
Героям слава!!!
Григорий Аванесов 04.09.2025 06:36 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Конечно: "Героя слава!!!" У меня многие знакомые участвовали в этой короткой войне. Это родители моих подруг: Иван Колегаев, получивший в эту в этой войне орден Отечественной войны и два ордена Красного знамени, а также два кортика, ну и конечно медаль за победу над Японией; Александр Опарин, лётчик, получивший орден Отечественной войны и два ордена Красной звезды и, конечно, медаль за победу над Японией; два мои родственника: Родной дядя - инвалид Великой Отечественной Войны Михаил Сергеевич Никитин и муж родной моей тёти Тани Евгений Акимович Филяев; об Иване Дмитриевиче Балашове написан рассказ. За короткий срок получено столько высоких наград, столько совершено подвигов моими знакомыми людьми за такой короткий срок!!! Вот по этому она была такой короткой, но очень жестокой и кровавой...
Надежда Хисметова 04.09.2025 13:10 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «Поэтому война была такой короткой» (Надежда Хисметова)
Мы очень мало знаем про эту войну.
Вы - молодец, что не остались равнодушной и расспросили о ней ветерана!
А Ивану Дмитриевичу здоровья и долгих лет жизни!
Всего Вам самого доброго!
Галина Санорова 27.08.2015 04:14 • Заявить о нарушении / Удалить
+
Чтобы было понятно о чём ведётся разговор в рецензиях, я помещаю свою более полную статью об Иване Дмитриевиче и об этой ужасной войне. Она немного расширит кругозор читателей, об этой войне, восемьдесят лет об окончании которой, были парады вчера.
Любимый учитель физкультуры
Надежда Хисметова
МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Когда говорят о Рязанщине, обычно вспоминают Сергея Есенина. Но выпускники 33-й школы Ульяновска в этот момент вспоминают вместе с ним еще и своего любимого учителя физкультуры - Ивана Дмитриевича Балашова. Человека с очень интересной и сложной судьбой.
Известный ульяновский журналист Михаил Россошанский в канун 80-летнего юбилею для приложения к «Народной газеты», «Чемпион», создал очень проникновенную и точною в воссоздании образа статью.
«Рязанский 18-летний паренек Иван Балашов попал в действующую армию в 1942-м. Служил на границе с Манчжурией. Настоящего пороху понюхал летом 45-го, когда советские войска, разделавшись с фашистской Германией, взялись за милитаристов Японии.
- Тогда я был помощником начальника штаба по спецсвязи, - вспоминает Иван Дмитриевич. - Бои были ожесточенными. Один из них не забуду никогда. Я едва не попал в плен к японцам. Моя машина застряла в сыпучих песках. Сколько не старался, выбраться не удавалось. А японцы наступали со всех сторон. Подошли ко мне на расстояние два километра. Почти три часа проторчал в песке. За это время успел расшифровать и послать две телеграммы. Одна из них оказалась очень важной. Потом пришла подмога, меня вытащили. Так плена, к счастью, удалось избежать. За эту операция я получил медаль "За боевые заслуги".
Кроме нее в коллекции Балашова еще не мало правительственных наград - Орден Отечественной Войны 2-й степени, медали за Победу над Германией и Японией, орден Дружбы народов и многие другие».
Но главная награда для Ивана Дмитриевича - любовь учеников, бескорыстная светлая настоящая. Она пронизана благодарностью спортсмена-борца к учителю наставнику, который помог личности выковать характер в вечном состязании с самим собою в окружающем мире, полном препятствий, стартов и финишей. Если человек в душе спортсмен, он в жизни всегда взойдет на свой личный пьедестал.
Далее Михаил Россошанский продолжает:
«Свою педагогическую деятельность Балашов начал рядовым учителем в обычной школе. Финал был блестящий:
В Ульяновск Балашов приехал в 1948-м. Сначала работал учителем физкультуры в 24-й школе. Потом в 1955-м перешел в 33-ю в Засвияжье. Она тогда только открылась. Иван Дмитриевич начал с нуля и вывел школьную команду в лидеры. Его ученики были чемпионами района и города по баскетболу, выигрывали спартакиаду школьников, которая включала в себя 14 видов. Кроме того, шесть раз ученики 33-й побеждали в самом престижном соревновании учебного года - эстафете на призы газеты "Ульяновской правды". Правда, сам Балашов чаще вспоминает другие соревнования. Трижды мои ребята участвовали в финале всесоюзных соревнований "Старты надежд", - говорит Балашов.
- Эти соревнования проходили в самых знаменитых пионерских лагерях Советского Союза - "Артеке" и "Орленке". Об одном только участии в "Стартах" мечтали многие. И пусть мы не заняли призовых мест в общем зачете, но в отдельных видах мы все же достигли кое-каких успехов. В подтягивании Володя Белов был третьим, Алик Родионов даже вторым, а Оленька Ушакова также была третьей в плавании».
Заканчивая интервью Россошанскому, Иван Дмитриевич очень сокрушался: «Жаль только, что не будет моих однополчан-ульяновцев, с которыми я воевал в Манчжурии. Нас было 12. Сегодня в живых - только я один. Обязательно помянем их за праздничным столом, выпьем боевые сто грамм. А подарков мне особо и не надо. Было бы только здоровье. Этого же я желаю и всем ветеранам».
Несколько журналистов было у Ивана Дмитриевича в канун окончания войны с японскими милитаристами, которая началась 9 августа 1945 года, а закончилась 3 сентября 1945 года. Иван Дмитриевич сделал обширную лекцию об истории этой короткой и очень тяжёлой войны.
Иван Дмитриевич подробно рассказал о потерях танкистов. Которые страдали от внезапных бросков воинов-камикадзе под машины, обвязанных гранатами, о жёстком и жестоком сопротивлении японских солдат при освобождении Манжурии, о том, как освобождённые советскими войсками территории тут же передавались под контроль Китайской Народно-освободительной Армии вместе с частью военной техники и большим количеством продовольствия. Иван Дмитриевич восхищался организацией для совместных действий трёх быстро организованных фронтов: Забайкальского, 1-го, 2-го Дальневосточных фронтов, - и Дальневосточного Океанского флота. О редкой мобильности и совершенной маневренности войск он рассказывал так подробно и с такой тактической обстоятельностью, что я поняла, как важны, события войны для каждого участника, как он каждой клеточкой своего тела и каждой стрункой своей души созвучен с этими великими и трагичными событиями. Иван Дмитриевич воевал в составе Забайкальского фронта. В их задачу входило как можно быстрее исключить из состояния войны Хайларский укрепленный район. Двигались с Юго-Востока в направлении Харбина на Чанчунь. Переходы по 50-60 км в сутки по перевалам с таинственными восточными названиями он произносил легко и просто, как названия улиц города Ульяновска. Очень свежо и образно он описывал эту местность, что невольно чувствуешь себя там.
Уже 3 сентября совместно с американскими войсками Советский Союз поставил условия капитуляции, что и было сделано. Вся Манжурия была занята нашими войсками, вышли к океану, несмотря на то, что противник готовился к встрече с войсками. Наши войска в короткий срок заняли все крупные пункты, и квантунская армия капитулировала. Вслед за советскими войсками шла Восьмая Армия Китая под руководством Мао Дзэдуна, Джу Дэ. Первыми шли советские войска, поливая потом и кровью китайскую землю, следом шли китайцы. «Иначе они бы долго воевали», - с печальным лицом сообщил нам забытые всеми истины Иван Дмитриевич. И продолжал дальше: «Очень трудным был переход через Хинган. Горная система высотой до 1949 метров. Было встречено такое жесткое сопротивление смертников. Несмотря на то, что Советский Союз был в состоянии войны более четырех лет, сумели оказать существенную и действенную помощь. Сдавая китайской армии, освобожденные населенные пункты оставляли часть военной техники и много продовольствия и для военных частей и для мирного населения. Китай был очень бедной страной. Первые годы была хорошая взаимосвязь».
Я задумалась: «Интересно помнит китайский народ обо всех жертвах советского народа? Не решилась спросить. Сами-то мы помнит об этом? Уходят последние свидетели этой страшной войны, видевшие, сколько полегло народа после капитуляции, подписанной в мае 1945 года с фашистской Германией. Потом нас будут пичкать придуманной информацией, и мы будем сначала удивляться, а потом согласно кивать головами. Уходят последние свидетели, люди редкого мужества. Они пережили тяжелые годы восстановления послевоенных лет. Эти люди вырастили новое поколение и создали им все необходимое для счастья и творческой деятельности. Все стерпели, все снесли. Перенесли смерть близких, развал страны, перестройку. Но, главное они верят в светлое будущее страны и вселяют в нас надежду!»
Да война всегда очень тяжела и незабываема. И я - очень счастливый человек, так как имела возможность беседовать с очевидцем этих жестоких, последних сражений второй Мировой войны. Война даже как-то символически связана с личностью Балашова. Он родился, как поэт-бард Булат Окуджава 9 мая 1924 года. В дальнейшем Булат Шавлович очень гордился, что он родился в День окончания войны, в которой он был активным участником. А Иван Дмитриевич ещё гордится тем, что он женился 3 сентября 1946 года в день окончания войны с Японией. Он задумчиво сказал мне: «Если, Бог даст, доживу, и на следующий год будет 60 лет, как мы живём очень дружно с моей милой Александрой Алексеевной…»
К нам постоянно приходят ребята, - говорит Иван Дмитриевич, - вчера приходили ребята из 3-его выпуска: Саша Приказчиков, Анатолий Сячин. На днях Слава Ташлинский приходил, обещал о страшной войне статью написать. Обещали Ларин с Краснобаевым зайти. В сентябре из Москвы приедут Саша и Стас Клёцкины. Обещали пожить у меня. Какие все мои выпускники хорошие ребята, звонят постоянно и Юра Серегин, и Слава Андрианов. Дочери, жена так любят! Счастливый я человек! Жаль писать маслом картины, как прежде, не могу хорошо, а так хочется…»
Вчера было очень жарко. Иван Дмитриевич стал рассказывать мне о том, как, несмотря на жаркую погоду, он выходит каждое утро на прогулку и потом делает физические упражнения, наращивая изо дня в день нагрузку. « Часто думаю, как ребят гонял! Наверное, обижались?.. Себя гонять труднее», - виновато улыбаясь, закончил он свой рассказ.
Ученики не обижались. Они были влюблены и в Ивана Дмитриевича, который всю жизнь писал стихи, и в Сергея Есенина и думали: «Неужели все рязанские мужчины такие красивые, голубоглазые, талантливые?..» Для многих из них образ Ивана Дмитриевича остался самым ярким воспоминанием. Он человек из детства и юности, потому что преподаватель физкультуры, приобщая каждого ученика к спорту, учил его адаптироваться в жизни. Можно смело сказать, что 33-я школа была филиалом спортивной городской школы в Засвияжье. И никому из выпускников этой школы не покажутся громкими слова: «Спортивная школа была для нас школой жизни!»
Никто никогда не забудет уроков самостоятельности, которые получил каждый в знаменитом турлагере «Салют». На берегу красивейшего волжского залива каждый год спортивный комплекс разбивали сами ребята во главе с бессменным директором этого палаточного городка. За несколько дней до открытия сезона приезжали старшие - самые умелые, самые дисциплинированные мальчишки школы, и своими руками создавали прямые и стройные улицы загадочного городка. Этот сказочный городок создавался из года в год более 20 лет. И человек, создавший его и руководивший им, столько же лет не имел отпуска.
Какое было счастье попасть в этот удивительный сказочный город спортсменов. Туда ездили лучшие из лучших. Надо было хорошо учиться, быть надежным товарищем и обязательно иметь за плечами спортивные достижения, так как спортом в 33-й школе занимался каждый, а в турлагерь попадали самые-самые. Жизнь в лагере у каждого спортсмена была заполнена до предела мероприятиями: тренировки, соревнования, уборка в палатках и на территории лагеря, дежурство на кухне и по лагерю. Но никто не уставал: было так интересно и захватывающе все организовано для ребячьих душ, что делалось с удовольствием. Но самое интересное было вечером: рыбалка, игры, песни, танцы, сражения в интеллектуальных способностях между членами отрядов в «Клубе веселых и находчивых».
Каждый заезд смены в турлагерь «Салют» заканчивался походом по Ульяновской области. Поход был сложным настоящим испытанием детских характеров. Затем последняя ночь у огромного сказочно красивого костра на берегу сохранившего свою первозданную красоту залива. Дни пребывания в турлагере сдружили ребят на всю жизнь. «Салют» был священным местом зарождения братства и необыкновенного духовного родства. Как удавалось скромному негромко говорящему человеку увлекать за собой столько ребячьих сердец - загадка…
В этом человек было очень много удивительного: Иван Дмитриевич сочиняет стихи. В этом году выпустил книгу стихов и прозы «Дороги жизни». Еще им написано маслом более 100 удивительных по красоте картин, которые раздаривались тут же своим ученикам. Он прекрасный отец, дедушка и любящий верный муж.
Так организовать человека, чтобы все успевать, может только спорт. Спорт не терпит растяп, расхлябанных людей. Спорт напоминает нам: в жизни нет мелочей, будь всегда собран, организован и осторожен до предела во всем, и в тоже время живи раскованно и свободно. В спортсмене не должно быть никакой зажатости. Каждый спортсмен знает, что в спорте главная победа – победа над собой. В спорте существует только три призовых места, но каждый спортсмен всегда борется за свое личное достижение. Он должен поднимать свою планку все выше и выше и идти по жизни к своей личной заветной цели.
33-я школа гремела на всю страну. Многие ученики были членами сборных России и СССР: Лиля Захаркина, Володя Смирнов, Галя Варламова, Таня Дьяченко, Валера Андреев, Владислав Андрианов, Рая Смирнова, Братья Клецкины, - были не только гордостью школы, но и гордостью страны. А занимался этим огромным и неугомонным коллективом один человек. И этот человек успевал каждому все объяснить и все показать. Собранность и удивительная организованность помогали Ивану Дмитриевичу во всем и всегда.
Александр Александрович Краснобаев в интервью о Балашове, своем учителе и наставнике, с восхищением сказал: «Когда праздновали его 60-летний юбилей, Иван Дмитриевич Балашов зашли в спортзал нашей школы. Балашов подошел к канату, снял пиджак с орденами и, держа ноги под углом 90 граду быстро и ловко перебирая руками, как кошка, добрался до потолка! Все были изумлены, увидев в 60-летнем возрасте такой уровень подготовки»
Но учитель физкультуры, несмотря на это, ровно в 60 лет ушел на пенсию. Потому что считал, он должен уметь делать все, что требует с учеников на уроке.
Такая скромность и самокритичность очень редка у людей в таком возрасте.
Краснобаев считает, что Иван Дмитриевич еще более пяти лет мог выполнять на «отлично» всю программу по физкультуре в школе.
Но он не сидел без дела. Весь свой огромный опыт он долгие годы делил со своими учениками А. Лариным, А. Краснобаевым, В. Андриановым и многими другими, работая консультантом в школе олимпийского резерва и методистом в физкультурном училище. Долгие годы был секретарем парторганизации школы и председателем городского комитета по физической культуре и спорту.
Когда на душе тяжело, прибежишь к Ивану Дмитриевичу и Александре Алексеевне в их уютную однокомнатную квартирку, которую они получили почти перед пенсией, расскажешь обо всех болях и становится легче. Родителей нет. Они последняя энергетическая стена в этом бушующем и беспощадном мире. Уголок любви, счастья, тепла и покоя, несмотря на огромные потери, которые судьба сбросила на их плечи. В их доме всегда весна, которой нас потихоньку лишает природа.
Почему не пахнет весной
Ивану Дмитриевичу Балашову
Весна очень строгая,
Весна вновь невешняя…
Пора зацвести вишням
Нежным с черешнями.
Опять холодает,
Опять холодает…
О чем же природа
Томится-страдает?
Страдает от памяти
Очень плохой.
Поэтому люди,
Не пахнет весной!
А вам в сорок пятом,
А вам в сорок пятом
Весной только пахло,
Наверно, ребята?
В войне победили,
Весну разбудили,
Так Родину в сердце
До боли любили.
Так пусть же и нам
Свежий ветер, кудлатый,
Весну принесет,
Что была в сорок пятом.
9.05.2004г.
Надежда Никищенкова. Член Российского Союза профессиональных литераторов.
Здравствуй, дорогая Ниночка! Сейчас смотрела передачу о художнике Вячеславе Михайлове. Она посвящена его восьмидесятилетию. Так обидно, что он столь лет творил, а я только сегодня познакомилась с его творчеством. Его произведения произвели на меня более сильное впечатление, чем когда-то работы Винсента Ван Гога. Как можно так творить, как можно видеть наш мир таким одновременно шершавым, лакированным, реальным и сказочным, таинственным, загадочным и таким доступным, и влекущим. Его портреты раскрывают неуловимую сущность гениев. Особенно удивил и потряс меня портрет Олега Ефремова, чёрный, из штрихов и точек, образ неуловимым, трагичный, закрытий. Смотришь и удивляешь, как он смог столько совершить в своей жизни, наверное, каждый раз расплачивался частичкой души. Сразу я представила его в роли таксиста в фильме «Три тополя на Плющихе». С какой мудростью и неповторимостью был создан Ефремовым этот образ мужчины. Я только из-за гениальной игры Ефремова посмотрела около десяти раз это кино… Как он умел показать растерянность и потрясение простого мужика, встретившего неожиданно женщину, которая покорила его сердце, ум и душу. Всё-таки великие художники видят душу человека, как в зеркале... Кстати, о душе… Вчера ходила с Таней на спектакль «Братья Карамазовы», к встрече с которым мы с ней готовились всё лето. Я всегда Максима Копылова считала гением. Каждый его образ на сцене нашего театра я считала новым, очень точным и неповторимым и сложным, даже ломким и хрупким, что можно сравнить только с творчеством Владимира Кустарникова, Дениса Верягина, Александдра Куражева, Валерия Шеймана, Бориса Александрова. Он в этом спектакле выразил точное определение своих образов словами Фёдора Михайловича Достоевского: «Широк человек». Даже Сатане, образ которого на нашей сцене удалось так мудро и изыскано воплотить актёру, кажется страшноватым своими страстями и мытарствами в людях, и ему хочется его «сузить». Тот сценарий, который мысленно создавала Таня, рассуждая со мной о будущем спектаклем, почти совпал с инсценировкой Алексея Копылова. Вообще, я восхищаюсь работой создателей спектакля: постановкой, пластическим решение, сценографией, музыкальным оформлением, Искандера Сакаева из Санкт-Петербурга; художника по костюмам Дины Тарасенко из Санкт-Петербурга, художнику по свету Денису Черепанова из Уфы. Единственно чего мне не хватало в этом спектакле— это страниц, связанных с образом Зосимы при встрече с братьями, который предвидел тяжкий путь страданий и грехов братьев Карамазовых, уже, как карма проложенный жизнью родителей, особенно отцом. Поэтому понимаешь почему на суде добрый, открытый для хороших поступков, но погубленный страстями, единственный в спектакле одетый в белую рубашку Дмитрий Карамазов, не может простить отцу многое. Очень сложно простить отцу тот факт, что из детства и юности потомственный дворянин вынес страсть к деньгам. Ведь Смердяков, который был внебрачным сыном Фёдора Карамазова от полусумасшедшей женщины, оказался самым умным из братьев, зная страсть к деньгам в семье Карамазовых, возбудил в братьях страсть к удержанию денег в своих руках, которых лишал их отец всю жизнь: если бы Фёдор Карамазов женился на Грушеньке, то после смерти отца всё его материальное состояние, получила бы Грушенька. И у него получилось… С этого поступка и родились все страсти в очень потрясающих размерах. Вместо любви в душах братьев рождается страсть, которая приводит их к совершению грехов… Но самый страшный грех совершает умный Смердяков, который неожиданно заканчивает жизнь самоубийством. Так показано самое страшное горе для семьи Карамазовых — «Горе от ума». Смердяков — самоубийца, Иван сходит с ума, вступая на путь богоборца… И Сатана обещает, что и Алёшу он тоже не оставит в покое, таких ему больше всего хочется соблазнить… Екатерина Ивановна тоже чаще всего не в сатанинских красно-чёрных шутовских нарядах. Но её любовь к людям странна… Её любовь к людям вызывает раздражение… В ней чувствуется быстрее любовь и вера в свою добродетель, которые делают её посмешищем… Сначала на суде она искренне заступается за Дмитрия, страстно заверяя всех, что Дмитрий не способен на убийство отца… В конце суда она также страстно стала заступаться за Ивана, утверждая, что он не способен убить отца. Начинает убеждать суд, что убил отца Дмитрий, которого она на этом суде защищала. Она делает всё это искренне, стараясь помочь в определённый момент и тому, и другому, выглядя при этом сама полусумасшедшей... И вдруг Грушенька говорит, что очень крепко любит Дмитрия, что готова с ним идти на каторгу, что ей не нужны деньги, а нужна искренняя любовь осуждённого Дмитрия. Свой поступок она не называет самопожертвованием. Только в этом поступке она видит путь к счастью, любви и покою. Дмитрий счастлив: он избавлен от душевных страданий, а физические ему не страшны. А что Алёша?.. Он старается сохранить белые одежды… Под белыми одеждами у него чёрная одежда монаха. И один рукав у него предательски чёрный… Ниночка! Я всё время думаю о моей сестре Галочке. Все всегда её считали очень близкой к совершенству человеком и в школе, и в университете, на работе и в жизни… Я так боюсь за её душу… Ведь за души таких, как утверждает Достоевский, как раз и борется Сатана. Скоро ей исполнится 75 лет. Сколько ей ещё удастся этому сопротивляться. Я погрязла в грехах, и мне жить легче, так как я поняла всю безысходность моего положения. Во время спектакля мне так хотелось, чтобы с Небес Копылов и Достоевский увидели всё это: спектакль и зрителей и этот триумф столь высоко поставленных философских проблем на сцене. Так надеялась, что это возможно... Ведь оказались все на высоте!!! И актёры, и зрители, зав. музыкальной частью О.Ю. Яшин, и зав. костюмерным цехом заслуженный работник культуры РФ О.Г. Соломко, и зав. гримёрно-парикмахерским цехом О.В. Куприянова, и зав. радиоцехом А.О. Яшин, и зав. реквизиторским цехом А.К. Бахарева, и зав декорационно-бутафорским цехом Р.И. Валитова, и зав. электро-осветительным цехом М.О. Столяров, и зав. монтировочным цехом О.В. Черкасов, и зав. поделочным цехом А.В. Гудзь. О том, как играли наши актёры словами не описать!!! Виктор Чукин, который играл Фёдора Карамазова, так пытал оправдать своего героя, но, видимо, это было очень сложно, человек загубивший жизнь и души четверых своих незаурядных от природы сыновей, но сумевших так поклоняться Золотому Тельцу, не может заслужить оправдания, потому что он смог показать весь ужас падения нравственности в этом человеке. Дмитрий Карамазов показан так драматично, так лирично, одновременно растеряно актёром Станиславом Пигалёвым, он заслуживает сострадания и ужаса от его нравственного греха обладания страстью на всё согласного любящего человека и мота, который почти не ведает, что делает, поэтому опускается его почти на дно. И только несправедливый суд помогает понять ему своё грехопадение. Иван Карамазов показан Николаем Авдеевы, как человек возомнившим очень многое о себе, как личность и философ, ставший богоборцем, уничтожающий свою душу. Не зря в народе говорят, что Господь решил наказать человека и лишил его разума. Александр Курзин показал Алёшу Карамзина, больше всех страдающим и одновременно призывающего к светлой жизни окружающих. Сам он вечно сомневается и мечется меж страстями окружающих, надеется на их духовное возрождение, полностью разочаровывается в своей деятельности. Он стоит на краю пропасти на коленях в надежде на спасение. Молитвой он пытается удержать от богоборства, из-за которого уже не однократно страдала его семья. Но он так одинок и неприкаян… Как всегда талантливый Виталий Злобин так достоверно и точно изобразил образ Смердякова, тщательно выписанный Фёдором Достоевским. Озлобленный, умный и хитрый провокатор и шантажист — самая опасная личность, рождённая от Фёдора Карамазова. Сатана его не соблазняет, а сразу считает своим союзником… И Смердяков ему тщательно помогает погубить семейство Карамазовых. Грушенька на сцене очень красива. Она на много лучше внешне, чем в романе. И на много глубже и таинственней духовно, чем в романе Достоевского. Она всегда готова к духовному возрождению, да грехи не пускают… Только это стремление к очищению и поиску гармонии в Грушеньке даёт возможность возродится доброму и отчаявшемуся Дмитрию... Екатерина Ивановна красивая и богатая, кажется странной, а порою убогой и для зрителей, и для героев спектакля Сатаны. Её влюблённость в свою добродетель кажется искусственной, бесплодной и ненужной… Её красота и богатство не приносят счастья и радости окружающим. Она благородна для окружающих, но опасна, как её богатство и красота. Оксана Романова так божественно прекрасна в этой роли, Достоевский в своём романе не смог даже придумать что-то подобное… И поэтому хочется верить в утверждение Достоевского, что красота спасёт мир!!!! В программе образ Максимова Копылова указан, как чёрт, но увидев в руках его трость, рассмотрев его прекрасное и одновременно чуткое своей яркостью лицо, я сразу поняла, что это Сатана. Но даже он потрясён поступками людей в жизни, подаренной Богом. Их и соблазнять не надо, они сами способны так нагрешить, что Сатана искренне удивляется, как «широк человек». Бесёнок в исполнении Анастасии Рачкиной так подвижен, так пластичен, так неуловим, так опасен, что физически ощущаешь, что надо постоянно быть на чеку, и что он живёт в каждом из нас… Надо его постоянно изгонять из души и тела. Быть всегда начеку, что очень сложно: ведь соблазны так опасны и притягательны, потому что Бесёнок — пособник Сатаны, его вечный помощник. Вопросы, поставленные Достоевский в своём гениальном философском романе, волнуют вечно человечество... Мне очень повезло, что я увидела это гениальное воплощении многогранного произведения на сцене нашего любимого Ульяновского театра! Ведь в спектакле были задействованы обычные актёры, только Виктор Чукин — заслуженный артист РФ. Я так горжусь нашим театром, который может на таком высоком уровне воплощать такие великие произведения. Испытываешь огромную благодарность директору драм театра им. И.А. Гончарова Наталье Александровне Никаноровой, министерству культуры, выбравшим для премьеры в юбилейный для театра год этот спектакль. Чувствуется, что они, как Алексей Копылов, Искандер Сакаев, Дина Тарасенко, Денис Черепанов несколько раз перечитали это произведение, очень много раздумывали над прочитанным. Спектакль был совершенно не похож на премьеру, актёры играли его так, как-будто спектакль был уже сыгран по меньшей мере раз десять. Мы с Танюшей очень долго беседовали об этом спектакле, выйдя из театра: ведь, как и все зрители, присутствующие на этом спектакле, долго готовились к этому зрелищу и не напрасно. Мы решили по совету Ирины Леонидовны пойти на седьмой спектакль. Ты, наверное, к этому времени выздоровишь и пойдёшь вместе с нами. Танечка очень переживает за твоём здоровье, жалеет, что ты не уехала вместе с Алиной и Анатолием Александровичем. Незаметно мы перешли в разговоре о том, что нас больше всего сейчас волнует. Я подытожила наш диалог странными словами: «Я никогда не боялась смерти. Со своим плохим здоровьем я давно к ней готова. Но сейчас у меня появилось странное и мощное желание жить. Я меня охватило странное и удивляющее меня состояние, что я несколько раз могла бы уже умереть и не увидеть этот удивительный спектакль. И так захотелось, чтобы моя мама и папа, Копылов и Достоевский видели то, что происходит здесь на земле. Так захотелось долго жить и участвовать хотя бы в событиях мысленно. Дождаться, когда сатанинские силы, оставят нас в покое и содержание романа «Братья Карамазовы» будет восприниматься, как страшные страницы прошлого человечества». Обнимаю и целую, твоя Надя. 6.09.2025 18:18
Наденька, любимая моя, добрый вечер!
Рада была получить от тебя письмо. А ещё больше рада тому, что ты живёшь активной духовной жизнью. Думаешь о таких высоких материях! Это замечательно!
Наденька, я сегодня проводила мужа с Алиной. На душе очень грустно. Как он там будет без меня, как отразится на его здоровье поездка на поезде.
Придётся пожить ему немного у Алины до моего приезда.
Мне поставили снова дренаж. Ему стоять ещё, наверное, долго, так так отток не прекращается. Каждый день по 500 мл., а снимут мне его, когда будет минимум - 50 мл.
Даже и не верится, что такое будет.
Врач от меня не отказывается, наблюдаюсь у него, дренаж обещал снять, когда будет минимум оттока.
Вот такие у меня прозаические проблемы, родная моя.
Пока Толя был рядом, не было времени следить за событиями в мире, в сфере искусства. С Алиночкой ухаживали за ним.
Дети живут своей жизнью, не очень хочется их обременять, но приходится.
Ты не представляешь, как хочу домой. Хочу встретиться с Вами со всеми, послушать музыку, стихи, увидеть искренние любящие лица!
Обнимаю тебя, моё солнышко! Пожалуйста гуляй и береги себя!
Замечательно, что у тебя появилось желание жить и быть в курсе всех событий!
Люблю тебя;, твоя Нина К.
Надюша, добрый день. Как ты успела так написать! потрясающе! И добавить нечего, хотя мы все обговорили. Молодец! Полный восторг. Отправить на сайт театра, им будет очень приятно!!! 7.09.2025 13:59
----------------
Кому: Татьяна Трунова (ta.trunova04@yandex.ru);
Тема: (Без темы);
вся переписка
Надежда Никищенкова <19nadia48@mail.ru>
6 сентября 2025, 22:34
Спектакль "Братья Карамазовы". Потрясение ума и сердца.
Сейчас смотрела передачу о художнике Вячеславе Михайлове. Она посвящена его восьмидесятилетию. Так обидно, что он столь лет творил, а я только сегодня познакомилась с его творчеством. Его произведения произвели на меня более сильное впечатление, чем когда-то работы Винсента Ван Гога. Как можно так творить, как можно видеть наш мир таким одновременно шершавым, лакированным, реальным и сказочным, таинственным, загадочным и таким доступным, и влекущим. Его портреты раскрывают неуловимую сущность гениев. Особенно удивил и потряс меня портрет Олега Ефремова, чёрный, из штрихов и точек, образ неуловимым, трагичный, закрытий. Смотришь и удивляешь, как он смог столько совершить в своей жизни, наверное, каждый раз расплачивался частичкой души. Сразу я представила его в роли таксиста в фильме «Три тополя на Плющихе». С какой мудростью и неповторимостью был создан Ефремовым этот образ мужчины. Я только из-за гениальной игры Ефремова посмотрела около десяти раз это кино… Как он умел показать растерянность и потрясение простого мужика, встретившего неожиданно женщину, которая покорила его сердце, ум и душу. Всё-таки великие художники видят душу человека, как в зеркале... Кстати, о душе… Вчера ходила с Таней Труновой на спектакль «Братья Карамазовы», к встрече с которым мы с ней готовились всё лето. Я всегда Максима Копылова считала гением. Каждый его образ на сцене нашего театра я считала новым, очень точным и неповторимым и сложным, даже ломким и хрупким, что его игру можно сравнить только с творчеством наших великих актёров: Владимира Кустарникова, Дениса Верягина, Александдра Куражева, Валерия Шеймана, Бориса Александрова. Он в этом спектакле выразил точное определение своим образам словами Фёдора Михайловича Достоевского: «Широк человек». Даже Сатане, образ которого на нашей сцене удалось так мудро и изыскано воплотить актёру, в персонажах, воплощённых артистами в спектакле, как и в романе Достоевского, кажутся страшноватыми своими страстями и мытарствами, и Сатане хочется их «сузить». Очень он хорош и в образе судьи!!! Тощий, блеклый, серый скукоженный, так и хочется вспомнить грибоедовское изречение: "А судьи кто?.."
Тот сценарий, который мысленно создавала Таня, рассуждая со мной о будущем спектаклем, почти совпал с инсценировкой Алексея Копылова. Вообще, я восхищаюсь работой создателей спектакля: постановкой, пластическим решение, сценографией, музыкальным оформлением Искандера Сакаева из Санкт-Петербурга; оригинальность и глубокое проникновение в каждый образ художника по костюмам Дины Тарасенко из Санкт-Петербурга, философские решения в освещении происходящего за рампой художником по свету Денисом Черепановым из Уфы, которые потрясли зрителей до глубины души. Единственно чего мне не хватало в этом спектакле— это страниц, связанных с образом Зосимы при встрече с братьями, который предвидел тяжкий путь страданий и грехов братьев Карамазовых, уже, как карма, проложенный жизнью родителей, особенно отцом. Поэтому понимаешь почему на суде добрый, открытый для хороших поступков, но погубленный страстями, единственный в спектакле одетый в белую рубашку Дмитрий Карамазов, не может простить отцу многое. Очень сложно простить отцу тот факт, что из детства и юности потомственный дворянин вынес страсть к деньгам. Ведь Смердяков, который был внебрачным сыном Фёдора Карамазова от полусумасшедшей женщины, оказался самым умным из братьев, зная страсть к деньгам в семье Карамазовых, возбудил в братьях эту страсть к удержанию денег в своих руках, которых лишал их отец всю жизнь: если бы Фёдор Карамазов женился на Грушеньке, то после смерти отца всё его материальное состояние, получила бы Грушенька. И у Смердякова это получилось… От этого поступка и родились все страсти в очень потрясающих размерах. Вместо любви в душах братьев рождается страсть, которая приводит их к совершению грехов… Но самый страшный грех совершает умный Смердяков, который неожиданно заканчивает жизнь самоубийством. Так показано самое страшное горе для семьи Карамазовых — «Горе от ума». Смердяков — самоубийца, Иван сходит с ума, вступая на путь богоборца… И Сатана обещает, что и Алёшу он тоже не оставит в покое, таких ему больше всего хочется соблазнить… Екатерина Ивановна тоже чаще всего не в сатанинских красно-чёрных шутовских нарядах. Но её любовь к людям странна… Её любовь к людям вызывает раздражение… В ней чувствуется быстрее любовь и вера в свою добродетель, которые делают её посмешищем… Сначала на суде она искренне заступается за Дмитрия, страстно заверяя всех, что Дмитрий не способен на убийство отца… В конце суда она также страстно стала заступаться за Ивана, утверждая, что он не способен убить отца, и начинает убеждать суд, что убил отца Дмитрий, которого она на этом суде защищала. Она делает всё это искренне, стараясь помочь в определённый момент и тому, и другому, выглядя при этом сама полусумасшедшей... И вдруг Грушенька говорит, что очень крепко любит Дмитрия, что готова с ним идти на каторгу, что ей не нужны деньги, а нужна искренняя любовь осуждённого Дмитрия. Свой поступок она не называет самопожертвованием. Только в этом поступке она видит путь к счастью, любви и покою. Дмитрий счастлив: он избавлен от душевных страданий, а физические ему не страшны. А что Алёша?.. Он старается сохранить белые одежды… Под белыми одеждами у него чёрная одежда монаха. И один рукав у него предательски чёрный… Каждая деталь фасона костюма и его световое решение заставляет нас глубоко задуматься и решить для себя вопрос: "А почему создатели спектакля решили так одеть своих героев?.." Музыка, звучащая со сцены, заставляет публику находиться в постоянном напряжении, ловить каждое слово со сцены. И какая музыка звучит со сцены: от божественной до простых народных мотивов! Звук имеет невероятно острое и пронзительное воздействие на реакцию зрителей и подчёркивает очень ярко каждое движение, каждый жест артистов на сцене. А какая пластика, какая выразительность, точность и изысканность движений в исполнении акробатических постановок и этюдов. И это всё исполняется во время премьеры. А какие световые решения для подчёркивания душевных и философских проблем и мыслей за рампой!!! Бутафория и сверх подвижность действий на сцене под дьявольским управлением главного героя спектакля Сатаны заставляет публику сосредотачивать на каждом мгновении сатанинских изысков! Во время спектакля мне так хотелось, чтобы с Небес Копылов и Достоевский увидели всё это: и спектакль, и зрителей, и этот триумф столь высоко и мудро поставленных философских проблем за рампой. Как надеялась, что это возможно... Ведь оказались все на высоте!!! И актёры, и зрители, зав. музыкальной частью О.Ю. Яшин, и зав. костюмерным цехом заслуженный работник культуры РФ О.Г. Соломко, и зав. гримёрно-парикмахерским цехом О.В. Куприянова, и зав. радиоцехом А.О. Яшин, и зав. реквизиторским цехом А.К. Бахарева, и зав. декорационно-бутафорским цехом Р.И. Валитова, и зав. электро-осветительным цехом М.О. Столяров, и зав. монтировочным цехом О.В. Черкасов, и зав. поделочным цехом А.В. Гудзь. А как чётко и уверенно вела спектакль помощник режиссёра Надежда Синицкая. Никаких сбоев, никаких промахов. Как можно это достичь на протяжении длинного и захватывающего публику спектакля актёров всех ролей такого сильного, но неутомительного напряжения. Зритель не устаёт, а питается созидательной энергией исполнителей. О том, как играли наши актёры словами не описать!!! Виктор Чукин, который играл Фёдора Карамазова, так пытал оправдать своего героя, но, видимо, это было очень сложно, человек, загубивший жизнь и души четверых своих незаурядных от природы сыновей и сумевший заставить их так глупо поклоняться Золотому Тельцу, конечно, не может заслужить оправдания, так как актёр смог показать весь ужас падения нравственности в этом человеке. Дмитрий Карамазов показан так драматично, так лирично, одновременно растеряно актёром Станиславом Пигалёвым, он заслуживает сострадания и ужаса от его нравственных грехов, обладания страстью на всё согласного любящего человека и мота, который почти не ведает, что делает, поэтому опускается почти на дно. И только несправедливый суд помогает понять ему своё грехопадение. Иван Карамазов показан Николаем Авдеевым, как человек, возомнивший очень многое о себе, как личность и философ, ставший богоборцем, уничтожающим свою душу. Не зря в народе говорят, что Господь решил наказать человека и лишил его разума. А Александр Курзин показал стремящегося к справедливости Алёшу Карамзина, больше всех страдающим и одновременно призывающим к светлой жизни окружающих, самым безпомощным. Сам он вечно сомневается и мечется меж страстями окружающих, надеется на их духовное возрождение, полностью разочаровывается в своей деятельности. Он стоит на краю пропасти на коленях в надежде на спасение. Молитвой он пытается удержаться от богоборства, из-за которого уже не однократно страдала его семья. Но он так одинок и неприкаян… Как всегда, талантливый Виталий Злобин так достоверно и точно изобразил негодяя Смердякова, которого так тщательно описал Фёдор Достоевский в романе. Он, озлобленный, умный, завистливый и хитрый провокатор и шантажист — самая опасная личность, рождённая от Фёдора Карамазова. Сатана его не соблазняет, а сразу считает своим союзником… И Смердяков ему тщательно помогает погубить семейство Карамазовых. Грушенька на сцене очень красива. Она намного лучше внешне, чем описана в романе. И она намного глубже и таинственней духовно, чем в романе "Братья Карамазовы". Грушенька всегда готова к духовному возрождению, да грехи не пускают… Только это стремление к очищению и поиску гармонии в Грушеньке даёт возможность возродится доброму и отчаявшемуся Дмитрию... Екатерина Ивановна красивая и богатая, кажется странной, а порою убогой и для зрителей, и для героев спектакля Сатаны. Её влюблённость в свою добродетель кажется искусственной, бесплодной и ненужной… Её красота и богатство не приносят счастья и радости окружающим. Она благородна для окружающих, но опасна, как её богатство и красота. Оксана Романова так божественно прекрасна в этой роли, Достоевский в своём романе не смог даже придумать что-то подобное… И поэтому хочется верить в утверждение Достоевского, что "красота" всё-таки "спасёт мир"!!!! В программе образ Максимова Копылова указан, как чёрт, но увидев в руках его трость, рассмотрев его прекрасное и одновременно жуткое своей яркостью лицо, я сразу поняла, что это Сатана. Но даже он потрясён поступками людей в жизни, подаренной Богом. Их и соблазнять не надо, они сами способны так нагрешить, что Сатана искренне удивляется, как «широк человек». Бесёнок в исполнении Анастасии Рачкиной так подвижен, так пластичен, так неуловим, так опасен, что физически ощущаешь, что надо постоянно быть на чеку, и что он живёт в каждом из нас… Надо его постоянно изгонять из души и тела. Быть всегда начеку, что очень сложно: ведь соблазны так опасны и притягательны, потому что Бесёнок — пособник Сатаны, его вечный пособник в совращении душ. Вопросы, поставленные Достоевский в своём гениальном философском романе, волнуют вечно человечество... Мне очень повезло, что я увидела это гениальное воплощении многогранного произведения на сцене нашего любимого Ульяновского театра! А ведь в спектакле были задействованы обычные актёры, только Виктор Чукин — заслуженный артист РФ. Я так горжусь нашим театром, который может на таком высоком уровне воплощать такие великие произведения. Испытываешь огромную благодарность директору драм театра им. И.А. Гончарова Наталье Александровне Никаноровой, министерству культуры Ульяновской области, выбравшим для премьеры в юбилейный для театра год этот спектакль. Чувствуется, что они, как Алексей Копылов, Искандер Сакаев, Дина Тарасенко, Денис Черепанов несколько раз перечитали это произведение, очень много раздумывали над прочитанным. Спектакль был совершенно не похож на премьеру, актёры играли его так, как-будто спектакль был уже сыгран по меньшей мере раз десять. Так хочется, чтобы спектакль одерживал в будущем на фестивалях много побед, и высокое театральное руководство России отметило мастерство, оценило наших талантливых актёров и присвоило им уже давно заработанные звания заслуженных артистов РФ. Мы с Танюшей очень долго беседовали об этом спектакле, выйдя из театра: ведь, как и все зрители, присутствующие на этом спектакле, долго готовились к этому зрелищу и не напрасно. Мы решили по совету Ирины Леонидовны Янко пойти на седьмое воплощение спектакля на сцене. Незаметно мы перешли в разговоре о том, что нас больше всего сейчас волнует. Я подытожила наш диалог странными словами: «Я никогда не боялась смерти. Со своим плохим здоровьем я давно к ней готова. Но сейчас у меня появилось страстное и мощное желание жить. Меня охватило странное и удивляющее меня состояние, что я несколько раз могла бы уже умереть и не увидеть этот удивительный спектакль. И мне так захотелось, чтобы моя мама и папа, Копылов и Достоевский видели то, что происходит здесь на земле. Так захотелось долго жить и участвовать хотя бы мысленно в культурных событиях города и дождаться, когда сатанинские силы, оставят нас в покое, и содержание романа «Братья Карамазовы» будет восприниматься, как страшные страницы прошлого человечества». Надежда Никищенкова. 6.09.2025 18:18
Надюша, добрый день. Как ты успела так написать! потрясающе! И добавить нечего, хотя мы все обговорили. Молодец! Полный восторг. Отправить на сайт театра, им будет очень приятно!!! 7.09.2025 13:59
----------------
Кому: Татьяна Трунова (ta.trunova04@yandex.ru);
Тема: (Без темы);
07.09.2025, 17:14, "Надежда Никищенкова" <19nadia48@mail.ru>:
Танечка, я не умею посылать на сайт театра. Танюша, у меня очень болело сердце о Любочке и Юле. Я ни о чём не могла думать, а Любочка мне постоянно сниться во снах. Вот я решила написать письмо Нине Егоровой. Вчера увидела в новостях по первому каналу рассказ о художнике. Его творчество потрясло меня. Стала писать письмо и вдруг начала писать о спектакле. Послала Нине письмо, не перечитывая. А вечером так разболелась душа о Любочке и Юлечке. Решила написать Нине в ответ. Перечитала ещё раз её ответ. Она нам немного позавидовала… Конечно, попасть на премьеру такого спектакля невероятное счастье. Будет ли ещё такой праздник для моей души? Перечитала и решила послать тебе, чтобы напомнить о столь счастливых минутах… Ночью написала Косте письмо, спросила о Любочкином здоровье. Он до сих пор не ответил. Сегодня позвонила Наташенька и сказала мне, что Любочка звонила ей и интересовалась куда поступила Юлечка. Я так обрадовалась, что она жива, интересуется единственной родной племянницей. Так поднялось настроение. Потом позвонила Галочка, спросила меня, как я сходила в театр. Я ей всё рассказала. Наверное, было много восторга и восхищения? Она сказала, что вышлет мне 5 тыс., чтобы я могла ходить на все спектакли, которые мне захотелось бы посетить. На лекарства она обещала мне по-прежнему давать деньги. Что-то так стыдно жить. Я, конечно, ей очень благодарна… Но мне расхотелось ходить в театр… Конечно, я постараюсь заставить себя ходить в театр, который очень люблю. Но так стыдно, так мне противно, что мне не хватило ума не восхищаться спектаклем. Галочка всё больше и больше удивляет меня. Как можно быть такой щедрой. Ведь у неё нет детей… Вдруг она заболеет?.. Пишу письмо и плачу… Не могу сдержать слёзы стыда…
Сейчас смотрела фильм по повести Куприна «Поединок». Когда-то в молодости я несколько раз перечитала эту повесть… Что-то главное я не могла тогда в ней понять… Несмотря на то, что я прочитала её несколько раз, я почему-то не помнила содержание. Сегодня я поняла, что эта повесть обо мне. Я, как подпорутчик Ромашёв, стараюсь быть достойным человеком, порядочным человеком, но у меня нет для этого денег. Я не заработала тех денег , чтобы лечиться дорогими лекарствами, ходить на спектакли и концерты. Я просто должна сидеть дома, бесплатно гулять в парке, сидеть с милыми такими же, как я, женщинами на скамеечках. Ведь Господь дал мне возможность хорошо проводить время. Нет: я сватаюсь за шапку Мономаха, которой я не заслужила. Надо мне носить старенькие береты и шляпки, и понимать, что большего не заслужила… Зачем я издала столько книг, которые занимают только много места в квартирах моих друзей. Зачем я издавала все эти «Гончаровские беседки», «Городские журналы», «Венцы поэзии», «Симбирские дали». Как мне стыдно Танечка из-за всего этого… Я теперь понимаю, что эти «Гончаровские беседки», которые издавались всё это время никому не нужны, кроме авторов, которые в них печатались. Как ты, Танечка, позавчера была права… Я сегодня так рада, что Лилит Николаевна не печатала меня в этих альманахах и завещала другим никогда меня там не издавать… Как стыдно, так стыдно… Меня очень много людей читают на стихи.ру и проза.ру. Этим и надо было довольствоваться. Спасибо, Танюша, что ты у меня есть. Кому ещё расскажешь о своём ничтожестве и никчёмности… Только ты меня можешь сейчас понять. Расскажи кому другому — только назовут меня дурой и посмеются… Обнимаю и целую тебя, родная. ПриветВолоде. Твоя Надя.
Воскресенье, 7 сентября 2025, 13:59 +04:00 от Татьяна Трунова <ta.trunova04@yandex.ru>:
Надежда Фаткуловна,
Да вроде бы ничего нового. Конечно в нашем возрасте уже абсолютно здоровых людей найти трудно, но ничего драматичного, слава Богу.
Надеюсь у Вас все хорошо.
Всего хорошего,
Костя
Sent from Mail.ru app for iOS
вся переписка
19nadia48 <19nadia48@mail.ru>
7 сентября 2025, 0:29
Здравствуйте, Костя! Уже месяца полтора мне постоянно снится Любочка, Костя не болеет ли она? Костя, не говори ей ничего об этом письме. Надежда Фаткуловна.
С уважением,
Надежда Никищенкова
19nadia48@mail.ru
Танечка! Ты права. Но совесть не даёт покоя. У меня радость — получила ответ от Кости. Пишет. что вроде всё нормально. А в театр надо ходить. Ведь актёры вкладывают столько сил и души в игру для таких, как мы с тобой. Ведь наш восторг и восхищение питает особой энергией и поддержкой лицедейские сложные души актёров. Ведь они бедненькие каждый вечер проживают чужие жизни, и мы им верим. Целую, родная. Спасибо за то, что ты так меня так любишь и постоянно успокаеваешь.
Воскресенье, 7 сентября 2025, 17:22 +04:00 от Татьяна Трунова <ta.trunova04@yandex.ru>:
Надюша, ты для меня всегда была мудрым человеком. Сколько вопросов я тебе задавала, и как ты достойно мне отвечала, прямо спасала меня. Спасибо тебе. Я действительно тебе очень благодарна.
И ты зря себя коришь. Каждый миг , данный Богом, прекрасен. Что-то дается для радости, что-то дается как урок, что-то для понимания... Все, что было сделано, все идет впрок, все пригождается.
Люблю тебя, держись, не унывай.
Здравствуй, дорогая Ниночка! У меня несколько радостных вестей. Первая появилась Любочка. Она спросила у Наташеньке: «Куда поступила Юленька?» Кстати она, наконец-то, мне сегодня не приснилась. Вторая: очень много моих произведений были на модерации в связи с тем, что были нарушены российские законы. Эти произведения у меня одни из лучших. Сегодня со всех, которые были мною просмотрены, оказались лишёнными модерации, и они стали доступны для читателя. Третья радость очень важная для меня: я послала твоё письмо, посвящённое спектаклю «Братья Карамазовы», убрав всё частное и личное из него, Александру Филатову, и он похвалили статью. Так я была рада!!! Я очень ценю его отношение к театру, и его статьи о театре я считаю лучшими о нашем театре. Так хочется, чтобы спектакль «Братья Карамазовы» занял места на всех фестивалях, и игру наших актёров оценили и отметили, наконец-то, по достоинству наши российские театральные руководители. Я, Ниночка, до сих пор под впечатлением от переживаний, вызванных спектаклем во мне. Я ведь дважды смотрела спектакль «Служанки» Романа Виктюка.
Да сильнейшие впечатление, возродившее во мне желание интересоваться многим…
Ниночка! Как твоё здоровье? Сколько сукровицы сейчас у тебя выделяется? Как ты будешь добираться до Ульяновска? Мы с Танюшей так переживаем за твоё здоровье. Так усердно молиться, как раньше, я уже за тебя не имею силы. Ещё ведь надо усердно молиться за Юлечку, Любочку, Наташеньку… Здоровья, здоровья и ещё здоровья мы желаем тебе с Таней ото всей души. Обнимаю и целую тебя, твоя Надя. 8.09.2025 14:41.
Наденька, ничего страшного. Нам хватит. Мне кажется, что у меня неплохая пенсия.
Так что проживём! Не повезло! Но, наверное, где-то в другом месте повезло.
Сегодня у нас прекрасная погода. Жалко, что я работаю целый день.
Правда, завтра тоже хорошая погода. Надо будет походить на солнышке.
Пока, целую.
P.S. Сегодня у бабушки Наташи День рождения. Она была очень хорошая.
вся переписка
Надежда Никищенкова
8 сентября 2025, 18:45
Здравствуй, любимая Галочка! У меня всё в порядке. Вчера в баню не ходила. Искупалась дома в ванне. Потом всю ночь чесалась. Вчера сидели на улице на скамейках до девяти часов. Сейчас пойду второй раз гулять, наверное. до девяти часов опять. Погода очень хорошая, что очень улучшает настроение. Вчера все стали спрашивать у меня о пенсиях. У меня самая маленькая пенсия. И уборщицы, и грузчики, и дворники получают больше меня, хотя у меня два диплома, почти пятьдесят лет стажа. Сделан вкладыш к трудовой книжки из-за большого количества благодарностей. Вот что значит во время родиться… Ведь только для людей, родившихся с 1947 года начали начислять пенсии с 2тыс рублей, какая бы у них не была средняя зарплата. Надо же, Галочка, мы с тобой обе попали в эту категорию… главное, что мы живы! Обнимаю и целую тебя, твоя Надя. 8.09.2025 18:47
Свидетельство о публикации №225090300842