Восприятие катастрофы 1941 года

  Ура-патриоть наверняка считает, что поражения 1941-1042 гг.
случались отчасти из-за... таких, как я (= скептиков, креативщи-
ков, любителей напрячь мозги и выжить): мне подобные ведь недо-
статочно охотно жертвовали собой, не ту проявляли стойкость -- и,
наверное, даже не подгавкивали стае [пусть бы и из Ташкента], хо-
тя уж это последнее ведь было вовсе не напряжно и обеспечивало
только непосредственные выгоды (тебя хвалили, подкармливали,
повышали в статусе). Если компетентные органы успевали выявлять
нас и расстреливать, то становилось [легче дышать] немножко
лучше.
  Раньше я думал следующее: надо давать каждому возможность обо-
сраться так, как он хочет, чтобы у человечка не было отмазки, что
ему МЕШАЛИ. Я был неправ. В мелких случаях, такой подход, возмож-
но, и срабатывает, но в отношении таких масштабных и сложных
событий, как ВОВ, это не так. Даже будучи по уши в собственном
дерьме, патриотнутые человечки орут -- с большим и искренним
убеждением -- что это было не их дерьмо; что это не дерьмо вовсе;
что зато "наши" других нещадно обосрали и те оказались в дерьме
тоже (патриотнутым становится от этого легче).
  Ведь кажется: ну что может быть в такой ситуации проще, полез-
нее и надёжнее, чем признаться, что ты ошибался, недорабатывал,
вовремя не изменился, не доразвился -- и из-за этого пострадал? А
вот как бы не так. Точнее, вот как:

                НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!!!

  В 1941-1942 гг. вовсю обсирались сталинисты: супер-патриоты,
пропагандоны, честные дураки и хитрые манипуляторы. А толку? Их
последыши почти сплошь считают (во всяком случае ЗАЯВЛЯЮТ), что
катастрофы (= обсёра) НЕ БЫЛО, а были только типичные временные
трудности большой войны и многочисленные геройства. У противника
было превосходство в силе, на него работала половина Европы,
РККА не успела перевооружиться (противник, мразь, не подождал)
и т. д.
  Некоторые даже лепечут "можем повторить!". Простите, повторить
ЧТО? Может, ужасы ленинградской блокады? Или исчезновение в огне
целых деревень вместе с их жителями?
  А ведь по здравому смыслу, вроде, было бы лучше перестраховать-
ся -- и даже недокатастрофу рассматривать скорее как катастрофу,
чтобы придирчивее и тщательнее её расследовать.

                *  *  *

  Если совсем честно (пока это ещё можно), то я НЕ ЗНАЮ, как бы
я нынешний (= мизантропствующий вовсю) повёл бы себя в тогдашних
условиях: страдать и умирать за то, чтобы дураки, игнорировавшие
твои лучшие наработки, частично выжили и продолжили свои глупости
(по сути самоубийственные), продолжили оскорблять тебя за то, что
ты эти глупости осуждаешь? Немножко устал уже я от вас, ребята.
  Вопрос на засыпку: а чем ЭТИ дураки лучше ТЕХ дураков -- ну, с
немецкой стороны? Почему я должен был гробиться именно за ЭТИХ?
  Привычка смотреть в корень и подвергать всё сомнению очень не
сочетается с патриотизмом. Нет, ты понимаешь, что для основной
массы ТЕХ ты был бы такой же (а то и больший) чужак, человек низ-
шего сорта и расходный материал, как и в родной стране. Они бы
говорили "Sehr gut, Alexander", но немножко презирали бы тебя как
труса и предателя. Главное, на той стороне было "говно" приблизи-
тельно такого же уровня говенности, как и на стороне советской:
довольно вздорная идеология, ложь, манипулизм, заскоки, слепящая
ненависть, абсурдное расходование "человеческого материала" и
порча ценного имущества. Уходить надо было от тех и других: куда-
то в сторону. Но куда?! Война ведь была МИРОВАЯ. В какую-нибудь
Аргентину сбегать, что ли? Но с какими средствами? И если ты один
-- это ещё ладно. Но если у тебя семья, малолетние дети?
  В 25 лет я таким "асоциальным" не был, это пришло с годами: с
опытом, разочарованиями, с освобождением от иллюзий и надежд.
  У мизантропа нет "наших", "своих" (ну, кроме других мизантро-
пов, конечно): те, кто как бы "свои", раздражают его больше, чем
чужие, потому что постоянно толкутся вокруг и гадят у него под
носом. Солидаризоваться с ними мизантропу не хочется. Скажем, вот
 лично мне какие-нибудь немцы или американцы своим шумом спать не
мешают: мешает сосед снизу. И не немцы с американцами гадят в
подъезде, в котором я живу. И что, я должен мучиться и умирать за
реально мешающих мне "своих" дураков и дегенератов? А смысл?
  Кстати, не надо считать, что мизантроп очень уж много страдает
от неразумных человечков: это отнюдь не так. Он отлично знает,
какие вещи способны раздражать его, и старательно уклоняется от
имения дела с ними, только и всего. Пока есть возможность укло-
няться, он устраивается неплохо. Он не ждёт ничего хорошего от
подавляющего большинства сограждан, поэтому редко застаётся ими
врасплох и разочаровывается ими. Однажды разочаровался по-круп-
ному (= стал мизантропом) -- и хватит. Разумному достаточно.
Правильный мизантроп -- это сибарит, гедонист, бонвиван и эстет,
sic!

                *  *  *

  Супер-патриотнутый псевдоумник воспринимает однозначное наличие
РОДИНЫ (которой не выбирают) и её непримиримых ВРАГОВ как суровую
природную данность. Враги, конечно, рвутся уничтожить Родину --
или во всяком случае затоптать до полусмерти и поработить. Даже
если Родина не права, она всё равно Родина, поэтому правоту Роди-
ны можно даже не обсуждать. У нас же, мизантропов, всё это не-
множко не так, а довольно смягчённо, размыто, со скепсисом.
  Правильный мизантроп, особенно мизантроп путешествующий, любит
-- и старается беречь -- не одну страну, а множество стран [мало
ли что]. Они ему тоже нравятся, и он ничего не может с собой по-
делать: там местами такие красоты, такие отдельные человечищи,
такие приманки для гедонистов!.
  Враги у мизантропа почти всегда условные, ситуативные: измени
ситуацию, повлияй доброжелательно и честно на врага -- и он ста-
нет другом. Ну, может быть. Во всяком случае почти наверняка от-
цепится от тебя. Если он, конечно, не патриотнутый псевдоумник:
такой психологически и политически НУЖДАЕТСЯ во враге -- и соот-
ветственно делает его себе (может, не отдавая себе отчёта в ис-
кусственности оного).
  Быть человеком конфликта можно по-разному: можно всего лишь
уметь рационально воевать при случае (= с минимумом потерь и т.
д.), а можно искать себе "приключения", считать конфликт (при-
чём конфликт пожёстче!) не чрезвычайным, а нормальным способом
действия ("Жизнь -- борьба", ага): это тем более привлекательно,
если воевать чужими руками.
  Супер-патриотнутый псевдоумник скажет: это враги исподволь на-
вевают такие мыслишки, как у меня, чтобы самим было удобнее вне-
запно набрасываться и загрызать насмерть. Бывает и так, чего уж
там, тем более что на другой стороне, понятное дело, тоже хватает
супер-патриотнутых псевдоумников.


Рецензии