Смирение на совещании и при ответе на сообщение
В последний год это изменилось. У меня подросли дети, иногда они едут в то же место, куда еду я, но им надо приехать туда раньше на час или на полчаса. Обычно церковные мероприятия у нас проходят в Доме молитвы. И так получилось, что несколько раз я приезжал на встречи на полчаса раньше запланированного срока. И тут я распробовал, как это здорово. Во-первых, те же дела, которые я в это время делал бы дома, я могу делать в Доме молитвы (написание стихов и заметок, чтение Библии и книг, переписка и упражнения по английскому, молитва и размышления). Во-вторых, ты избавляешься от чувства вины и дискомфорта, которые неизбежны при опоздании. В-третьих, ты успеваешь настроиться на содержание разговора и подойти к нему в уравновешенном состоянии. В-четвертых, ты можешь пообщаться с теми, кто тоже приходят раньше. Список преимуществ можно продолжать.
Теперь я планирую выезд на встречи, занятия и совещания так, чтобы приезжать на пятнадцать, а иногда и на тридцать минут раньше. Мне это очень нравится. В том числе потому, что я люблю оптимизировать разные стороны своей жизни, а это достаточно серьезное изменение выглядит как оптимизация чистой воды, т.е. соответствует моим ценностям и трендам. О еще одном преимуществе раннего прихода на встречи напишу подробнее.
Представьте себе встречу церковного совета большой церкви. Пресвитеры и учитель пришли заранее. Ответственные за разные виды служений, братья в возрасте, тоже уже на месте. Совет должен был начаться пять или десять минут назад, но мы ждем еще несколько молодых людей. И вот они заходят или забегают, здороваются со всеми, кто-то просит прощения за опоздание, кто-то нет. Кто-то показывает всем видом, что ему стыдно, а кто-то просто довольно улыбается. Безотносительно к формату и содержанию встречи – что это, когда старшие ждут младших? Любой воспитанный человек не из церкви скажет, что это неуважение со стороны младших в адрес старших.
Для меня это еще один серьезный довод в пользу пунктуальности – это мой способ проявлять уважение к моим братьям. Очень доступный способ. Об этом и говорит Монтень: «Нижестоящим подобает являться первыми, тогда как лицам более видным приличествует, чтобы их дожидались». Все просто: если ты приходишь на встречу заблаговременно, ты показываешь, что считаешь себя «нижестоящим». Если ты стабильно опаздываешь, это твое громогласное заявление о том, что ты, по твоему мнению, человек «видный», которого «нижестоящим» надлежит дожидаться. И здесь не надо особого знания этикета, это то, чему нас «сама природа учит», что понятно каждому участнику этой встречи.
Новое, о чем я размышлял после прочтения эссе Монтеня, вот что. Не скрою, я всегда сержусь, когда кто-то опаздывает на встречу. Иногда даю выход этой своей сердитости, иногда удерживаю ее в себе. Но всегда внутренно расстраиваюсь и возмущаюсь. А сегодня подумал вот о чем. Священное Писание призывает нас не думать о себе высоко и по смиренномудрию почитать других выше себя. Допустим, я хочу поступать по этим библейским текстам и учусь этому. И вот я приехал на тридцать минут раньше встречи, прошли тридцать минут до ее начала, а потом пятнадцать минут после запланированного времени ее начала, а встреча все не начинается, потому что не все пришли. Недавно я приехал на двадцать минут раньше одной встречи, но мы начали ее на пятьдесят минут позже назначенного времени, потому что примерно половина участников опоздала. То есть я ждал один час десять минут. Что в это время происходит внутри меня, я уже описал выше – недовольство и возмущение. А вот что должно происходить, если я буду жить по Слову Божьему?
Конечно, нормально, чтобы все участники встречи прибыли на нее как максимум заблаговременно или как минимум вовремя. В этом проявится взаимное уважение каждого друг ко другу. Но рассмотрим ситуацию, когда одни приехали заранее, вторые вовремя, а третьи опоздали, с позиции приехавших заранее. Нормально, чтобы они рассматривали себя «нижестоящими» в терминологии Монтеня, а всех (подчеркиваю: всех, т.е. и тех, кто младше их) – людьми «видными» по Монтеню. Напомню, Павел называет это «смиренномудрие» и «недумание о себе высоко». Если такой способ думать о себе и об окружающих будет искренней непроизвольной либо намеренной позицией пришедшего на встречу заранее, будет ли он возмущаться при виде того, как кто-то опаздывает?
Нет.
Монтень и Павел, спасибо за назидание, я буду продолжать молиться о смирении и работать над своей гордыней. Затрону еще одну смежную тему.
Александр Иванович Соколов в разговоре с Сергеем Ивановским о квантовой механике (в ютубе эти беседы были на нескольких каналах, первая часть называется так: «А.И. Соколов. Квантовая механика. Часть I. Рождение науки. Уравнение Шредингера. Гейзенберг, Бор») рассказывает о практике переписки с коллегами-учеными разных возрастов и категорий. И он заметил вот что: поздравляешь с праздником молодого аспиранта или кандидата наук, он может не ответить или ответит через несколько дней. А пишешь серьезному ученому уровня академика – тот отвечает в течение часа! Во-первых, рассуждает вслух Александр Иванович, это говорит о порядочности и уважении этого человека к тебе. Во-вторых, о том, что тот постоянно работает, он живет этим – у него всегда включен компьютер, и он видит поступающие письма.
Удивительно, но я сталкиваюсь с тем же самым в своем кругу общения. Не буду категоризировать виды скорости ответа на письмо или сообщение в мессенджере, но отмечу, что самый дорогой для меня наставник, человек, по возрасту (и духовному состоянию) годящийся мне в отцы, обычно отвечает мне в течение нескольких минут, реже – нескольких часов (я знаю, что он много преподает, часто неделями с раннего утра до позднего вечера, именно этим объясняется периодическая задержка на несколько часов).
У меня очень часто, почти каждый день в кругу переписки – несколько десятков человек. И я знаю рекомендации из книг по организации делового общения: разделяй время на блоки и отвечай на письма в выделенные для этого промежутки времени. Нормально, если будешь заниматься этим раз в день в определенное время. Знаю очень известных людей, которые отвечают на письма раз в неделю или три раза в неделю. Но у меня ведь в основном не деловое общение. Кто-то задает вопрос по Библии, кто-то спрашивает совета, с кем-то просто общаемся, у кого-то совета спрашивал я, и он не сразу ответил, а сейчас написал, и мы переписываемся. С какой скоростью вы отвечаете на сообщения и от чего эта скорость зависит?
У меня есть друг, который очень часто просматривает мое сообщение в следующую секунду после того, как я это сообщение отправил, а отвечает уже через секунду или максимум две. Меня неизменно поражает эта его суперспособность. И это одна из вещей, которой я хочу научиться и учусь у него и у того моего наставника, о котором я написал выше.
К сожалению, еще не научился, и часто не отвеченные сообщения сползают в ленте вниз, а иногда остаются без ответа вовсе. Иногда получаю уведомление о сообщении, открываю переписку и обнаруживаю, что не ответил на предыдущий вопрос от этого человека, заданный два года назад. Конечно, прошу прощения в таких ситуациях. Думаю, что по возможности быстрый ответ на письма и сообщения – это тоже способ проявлять уважение к ближнему и это тоже пространство для смирения.
Однажды один мой заказчик написал, что ему нравится работать со мной, потому что я отвечаю на его письма обычно в течение нескольких минут, а часто и за несколько секунд (мы с ним переписывались по электронной почте, не через мессенджеры). Я работал переводчиком-фрилансером и использовал скорость ответа на письма в рабочей переписке как один из способов добиться конкурентного преимущества. Но это работа, здесь от скорости ответа фрилансера может зависеть то, будет ли у него работа и заработок. А выше я рассуждал о другом – о братском и дружеском общении. Пунктуальность при встречах и скорость ответа на сообщение – способ показывать ближним, что ты их ценишь и любишь. Не меньше, чем работу и заработок.
04.09.2025
Свидетельство о публикации №225090401604