Мракобес и диалектика
Это значит, что если существует какая-то истина, заключающаяся (условно говоря) в том, что на Солнце есть пятна, то просветитель будет выступать примерно так: «На Солнце есть пятна, потому, что это было открыто тогда-то, доказано так-то, подтверждено теми-то, и проверить это может каждый, посмотрев в телескоп…» Мракобес будет выступать так: «Я не знаю, что там в ваш телескоп кому видно, но вот в нашей Священной Книге написано, что Солнце чисто, и этого достаточно, чтобы считать это ложью!» На что у просветителя последует вопрос: «А как же ты объяснишь, что если это ложь, то пятна в телескоп всё же видны?», на что мракобес ответит примерно следующее: «Это всё ложь, или наваждение, или я не знаю, как у вас это получается, но я знаю одно: в Священной Книге неправды быть не может, и точка!» На что последует вопрос: «А почему не может быть такого, что кто-то написал ложь, назвал её священной, и другой поверил – чем у вас гарантируется невозможность такого?» На что мракобес либо ничего не ответит, либо ответит, что кто не хочет верить, тот очень сильно неправ, и уйдёт, а потом вернётся и продолжит вести себя так, как будто он всё доказал.
Просветитель своё утверждение обосновал: пятна есть, потому, что они видны в телескоп. Мракобес своё не обосновал, т.к. он не ответил на вопрос, как получается, что если пятен нет, то они всё же видны? И позиция просветителя осталась не опровергнутой, т.к. мракобес не смог объяснить, как так может получаться, что это ложь или наваждение. А вот необоснованность позиции мракобеса подтвердилась тем, что он не смог объяснить, почему в его книге не может быть лжи, и не смог объяснить, как в позиции оппонента не может быть правда. Но мракобес ничего этого не видит, как не видит пятен на Солнце. Ему кажется, что он всё обосновал.
За счёт чего это получается? А дело в том, что такие деятели обычно не привыкли к диалогу на таком уровне. Они привыкли к другому. Они привыкли спорить с себе подобными и вести разборы на уровне, соответствующем их развитию.
Выглядит это примерно так: мракобес заявляет оппоненту: «Солнце есть воплощение такого-то божества и зовут его так-то», на что тот отвечает «А вот и нет – Солнце есть воплощение другого божества и зовут его эдак!», мракобес отвечает «Нет, Солнце такое, как я говорю, потому, что так написано в нашей Священной Книге!», на что получает ответ «Нет, Солнце такое, как говорю, потому, что в Нашей Священной книге написано так!». На что будет ответ: «В Вашей книге ложь, потому, что истина только нашей!», и ответ «Нет, истина в нашей. А вот в вашей как раз ложь!», и с таким подходом никто ни к чему не приходит, и каждый остаётся при своём. Причём, для мракобеса это вполне нормальный и дежурный момент – ни к чему не мочь прийти в спорах, поэтому проблемы в таком положении ему привычно не видеть. Как и проблемы в том, что он ничем не может доказать свои утверждения.
Для мракобеса в данном случае важно не то, что он не может доказать свои утверждения, а то, что оппонент тоже не может. А этого для него оказывается достаточным, чтобы не принимать его позицию. А если заявления оппонента можно не принимать, что что ещё мракобесу должно быть надо, чтобы оставаться при своём и никого не слушать? Достаточно просто верить в свою правоту, и привыкать к тому, что за своё надо покрепче держаться, и вообще поменьше слушать другого, а тарахтеть своё, и слышать только себя.
До мракобеса обычно не доходит, что необоснованность чьей-то позиции ещё не доказывает обоснованность его собственной. Проверять свою у него обычно привычки нет; только проверять позицию противника (причём основной критерий – несоответствие её своей установке). И в режиме спора с такими же противниками естественна привычка брать упёртостью и принципом во чтобы то ни стало не менять свою позицию (по-другому в таких спорах своё не отстоишь). И когда такой мракобес сталкивается с просветителем, он просто даже не понимает, с кем он столкнутся, и какие правила спора здесь нужны. Он прёт со своим уставом в чужой монастырь, и ему даже не понятно, что должны быть какие-то другие правила, которые он не соблюдает.
Мракобес не понимает, что свою позицию надо доказывать, и что вообще такое доказывать. И он не может себе позволить это понимать, потому, что тогда ему придётся понимать, что у него отсутствует то, без чего его позиция не обоснована. А тогда он не сможет искренне за неё держаться. Так что, если он за неё искренне держится, значит, определённых вещей такой деятель не понимает, и понимать не спешит.
Иного понимания от мракобеса ждать не приходится. Зато можно ожидать кое-чего другого. Он привык всю жизнь пребывать в убеждении, что его позиция правильна (она никак не доказывается, но он привыкает к тому, что она должна ощущаться правильной безо всяких доказательств). И когда он пытается утверждать такую позицию оппоненту (который, так скажем, на пустом месте что-то ощущать не привык), он и не может ему её конструктивно обосновать. Но считать, что это из-за её необоснованности, он не будет; он будет считать, что она должна быть понятной и без доказательств. И когда оппонент отказывается это принимать, то этот объясняет это его неспособностью понимать «само собой понятные» вещи. Из чего следуют оскорбления в адрес оппонента, за обоснованность которых он отвечать (естественно) не обирается.
Свидетельство о публикации №225090401743