Аркадий Аверченко 1881-1925 гг

Писатель-юморист, драматург, театральный критик Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 15 марта (27 марта по нов. стилю) 1881 г. в г. Севастополе в семье небогатого коммерсанта. Учился в Севастопольской гимназии, однако после второго класса из-за слабого здоровья и плохого зрения не мог посещать гимназию и доучивался, как вспоминал в автобиографии, "дома, с помощью старших сестер".

Работать Аркадий Аверченко начал рано, в 15 лет поступив на службу в частную транспортную контору младшим писцом. Через год он уехал из родного города и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков, где служил в акционерной компании Брянских каменноугольных копей и рудников.

Первый рассказ Аркадия Аверченко "Уменье жить" был опубликован в харьковском журнале "Одуванчик" в 1902 г. В октябре 1903 г. в Харькове в газете "Южный край" был опубликован его рассказ "Как мне пришлось застраховать жизнь". Серьезной заявкой литератора явился рассказ "Праведник", опубликованный в Санкт-Петербурге в "Журнале для всех" в 1904 г. В 1906 г. он стал редактором сатирического журнала "Штык", быстро запрещенного цензурой. После закрытия этого журнала возглавил журнал "Меч", тоже вскоре закрытый.

В 1907 году в Петербург из Харькова приехал никому не известный автор, который предложил свои рассказы журналу «Стрекоза». Они оказались интересными, несмотря на то, что Аверченко не имел не только литературного, но и начального образования. А в 1908 году Аверченко начал издавать свой журнал «Сатирикон», который сразу выбился в лидеры среди юмористических журналов. Этот журнал стал необычайно популярен, редкий номер издания обходился без рассказа или юморески самого Аверченко. По мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны. Одним из сотрудников журнала была Надежда Тэффи, которую читатели называли королевой юмора. Так в одном журнале сошлись дороги двух лучших юмористов начала 20 века.

Писал Аверченко много. Когда его спрашивали, как ему это удается, он отвечал: «Я пишу только в тех случаях, когда мне весело. Мне часто весело. Значит, я часто пишу». Вот такой это был человек – со смехом и радостью в душе.

С 1910 по 1913 годы Аверченко издал  20 сборников рассказов! А какие замечательные названия у этих сборников: « Веселые устрицы», «Зайчики на стене», «Одесские рассказы»…

Номера «Сатирикона» и книги Аркадия Аверченко раскупались охотно. Каждый находил для себя в рассказах Аверченко то, что ему было интересно. Автор писал об общественной жизни и  быте, о взрослых и  детях, о любви, искусстве и многом другом. Многие отмечали, что без Аверченко скорее всего не было бы Ильфа и Петрова. Того стиля, о котором мы говорим, вспоминая стиль газеты «Гудок» двадцатых, действительно, может бы, и не было.

Судя по переписке Николая II и его супруги, в императорской семье творчество Аверченко знали и любили. Например, в феврале 1916 года Александра Федоровна писала мужу, что их дочки читали вслух рассказы Аверченко о детях. А два года спустя, незадолго до гибели, император упомянул в своем личном дневнике, что начал читать «Синее с золотом».

В 1910 г. вышли три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", "Зайчики на стене".В 1911 году он написал юмористический рассказ "Опора порядка", высмеивая в нем агентов охранки. То есть он, как и большинство интеллигенции потихоньку подпиливал "скрепы режима". Но когда режим рухнул они сами ужаснулись тому, что пришло за ним.

В 1910-1912 гг. Аверченко неоднократно совершал путешествия по Европе со своими друзьями - художниками Радаковым и Ремизовым, о которых рассказал в вышедшей в 1912 г. книге "Экспедиция сатириконцев в Западную Европу". В 1913 г. редакция "Сатирикона" раскололась, и "аверченковским" журналом стал "Новый Сатирикон".

В том же году вышли книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих", утвердившие за Аверченко звание "короля смеха". Позже появились произведения "О хороших в сущности людях" (1914), "Сорные травы" (1914 - под псевдонимом Фома Опискин), "Чудеса в решете" (1915), "Позолоченные пилюли" (1916), "Синее с золотом" (1917). Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А-е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

Февральскую революцию Аверченко приветствовал, но Октябрьскую категорически не принял. Аверченко и весь коллектив его журнала заняли отрицательную позицию по отношению к cоветской власти.

В 1917 году он написал рассказ «Крыса». Это была история про «выставку нового искусства», где рассказчик видит кусок рогожи, на котором нарисована пятиногая голубая свинья. Видит он и другую картину - «металлический черный поднос, посредине которого была прикреплена каким-то клейким веществом небольшая дохлая крыса. По бокам ее меланхолически красовались две конфетные бумажки и четыре обгорелые спички, расположенные очень приятного вида зигзагом».

Рассказчик покупает это все и привозит художников к себе домой. Там их уже ждут друзья рассказчика и начинают чествовать новое искусство по-своему: «У каждого, как говорится, своё. Вы бросите на поднос дохлую крысу, пару карамельных бумажек и говорите: это картина. Хорошо! Я согласен! Это картина. Я у вас даже купил её. «Американца в Москве» тоже купил. Это ваш способ. А у меня свой способ чествовать молодые, многообещающие таланты: я обмазываю их малиновым вареньем, посыпаю конфетти и, наклеив на щеки два куска бумаги от мух, усаживаю чествуемых на почетное место. Есть вы будете особый салат, приготовленный из кусочков обоев, изрубленных зубных щеток и теплого вазелина. Не правда ли, оригинально? Запивать будете свинцовой примочкой. Итак, будьте добры, разденьтесь. Эй, люди! Приготовлено ли варенье и конфетти?.. Стой, брат, не вырвешься. Я тебе покажу сумерки насущного! Вы самоопределяетесь — я тоже хочу самоопределиться»…

В августе 1918 г. "Новый Сатирикон" был запрещен. Осенью 1918 г. писатель уехал на белогвардейский юг, там он сотрудничал в газетах "Приазовский край" и "Юг", выступал с чтением своих рассказов. В начале апреля 1919 г. он приехал в Севастополь. Здесь вместе с писателем Анатолием Каменским Аверченко заведовал литературной частью театра-кабаре "Дом артиста", созданного в Севастополе в сентябре 1919 г. Одной из первых постановок театра стала новая пьеса Аверченко "Лекарство от глупости", в которой автор выступал и в качестве актера. В начале 1920 г. севастопольский театр "Ренессанс" поставил пьесу Аверченко "Игра со смертью".

В апреле 1920 г. в Севастополе открылся театр "Гнездо перелетных птиц", в котором писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Он гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

Свою личную жизнь Аверченко никогда не афишировал. Он не был женат и не имел законных детей. Однако современники вспоминали о его последнем и, видимо, самом главном романе с оперной певицей Елизаветой Петренко, которая успешно выступала не только в России, но и за рубежом. К моменту их знакомства дама уже была в разводе: жизнь с бывшим супругом, по профессии хирургом, не сложилась из-за ее постоянных гастролей.

Как вспоминала потом писательница Тэффи, на именины Аркадия, которые он отмечал в ресторане «Вена», Петренко подарила ему портсигар из золота, украшенный бриллиантовой фигуркой мухи. Летние отпуска певица проводила в родной деревне Ахтырка под Харьковом, где ее часто навещал Аверченко.

Разлучила их иммиграция: писатель уехал в Европу, а Елизавета осталась в России.
Аверченко до последнего дня верил, что возлюбленная уедет вместе с ним, однако она не захотела или же не смогла покинуть Родину. После разлуки они продолжали обмениваться нежными письмами.

В октябре 1920 г. Аверченко отбыл в Константинополь (Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов, успев перед отъездом издать сборник рассказов и фельетонов "Нечистая сила". В Константинополе в то время находилось огромное количество русских беженцев. Аверченко совмещал творческую деятельность с организаторской: создал эстрадный театр "Гнездо перелетных птиц", сам возглавлял труппу (этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского "Черная роза", был самым известным в эмигрантской среде). Аверченко совершил несколько гастрольных поездок по Европе, а затем переехал из Константинополя во Францию. 

Теперь добрый юмор писателя сменился на злую сатиру в духе Салтыкова-Щедрина. Теперь для Аверченко существуют две краски: белая – это дореволюционная Россия, черная – советская Россия. Даже названия сборников звучат совершенно по-другому: «Нечистая сила», «Смешное в страшном», «Дюжина ножей в спину революции», «Рассказы циника» и т.д. В эмиграции пером Аверченко движет не любовь, а ненависть к большевикам и советской власти. 

Известно, что его книгу «Дюжина ножей в спину революции» прочитал Ленин. Она произвела на вождя такое сильное впечатление, что он даже написал на нее рецензию и опубликовал в газете «Правда». Автора рассказов, пронизанных любовью к царской России, Ленин охарактеризовал так: «Озлобленный почти до умопомрачения белогвардеец». И в конце добавил, что автор, тем не менее, очень талантлив и некоторые из его рассказов заслуживают перепечатки. Возможно, именно поэтому Аверченко в СССР был писателем нежелательным, но не запрещенным.

13 апреля 1922 г. Аверченко переехал в Софию, затем в Белград, однако ни в одном из этих городов надолго не остался. 17 июня 1922 г. он переехал на постоянное место жительства в Прагу. В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский. Работая в известной газете Prager Presse, Аркадий Аверченко написал много рассказов, в которых чувствовалась ностальгия и огромная тоска по родине. Один из его рассказов так и назывался "Трагедия русского писателя".

В Праге он успел написать и опубликовать сборники рассказов "Дети", "Смешное в страшном", "Записки Простодушного. Я в Европе", "Отдых на крапиве", пьесу "Игра со смертью" и др.

В 1924 г. Аркадий Аверченко перенес операцию по удалению глаза, после которой долго не мог оправиться; вскоре резко стала прогрессировать болезнь сердца. 28 января 1925 г. его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом "ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек". Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.

Ему было всего 44 года. Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал юмористический роман "Шутка мецената", написанный в Сопоте в 1923 г. а изданный в 1925 г. уже после его смерти.


Рецензии
Доброго вечера, Полина! Здесь уже было моё восторженное выражение по поводу Вашего текста. Написал, нажимаю опубликовать, а мне красными буквами пишут, что я уже опубликовал точно такой же текст. Мне бы копию снять, а я поверил. И следа не нашел от отзыва. Выражаю восхищение и Вам как автору и героем текста. Всего Вам доброго! Василий.

Василий Храмцов   04.09.2025 22:32     Заявить о нарушении
Спасибо! Может это моя вина, ведь я переместила эту статью в сборник. Может потому и рецензия пропала. Хотя я ее прочла и на нее ответила. Очень жаль!

Полина Ребенина   13.09.2025 15:47   Заявить о нарушении