Мысли о жизни и смерти, навеянные рассказом С. Моэ
Недавно перечитал этот рассказ, спустя этак лет тридцать после первого знакомства. Не скажу, что впечатление нереальности описанных событий сильно поменялось. Разница только в том, что тогда это восприятие возникло на интуитивном, инстинктивном уровне, а сейчас могу более четко сформулировать его причины.
Сюжет рассказа такой. Священник, миссионер на островах Юго-Восточной Азии, возвращается с женой из отпуска. Во время вынужденного ожидания в порту пересадки, он решил наставить на путь истинный проститутку. Читал ей библию, молился с нею, и отдельно за неё. Однако кончилось тем, что воспользовался её “профессиональными навыками”. Этот акт, по мысли автора, должен был вызвать у миссионера душевный конфликт с его религиозными убеждениями такой силы, что он заставил своего героя наложить на себя руки.
И по прочтении рассказа появились некоторые мысли, которые и решил записать в виде заметки. Начну с того, что - по моему мнению, шансы что такое событие действительно могло произойти в реальной жизни (а именно сведение счетов с жизнью из-за совершенного греха), я бы оценил как один к десяти тысячам. Люди вообще трудно расстаются с жизнью, и это, считаю, очень правильно. И дело не только в том, что по христианским заповедям самоубийство великий грех. Тут не в религиозности дело - в данном случае религия просто правильно отразила суть явления, когда противоестественность такого поступка действительно противоречит моральным и нравственным инстинктам, да и просто инстинкту самосохранения, которые заложены в самой глубине человеческой природы.
Мысль покончить с жизнью может прийти от боли - физической или душевной. В молодости в зубном кабинете Чкаловского поселка, что на окраине Омска, женщина-дантист, чтобы не возиться с моим зубом лишний раз, сказала, что у неё чего-то нет, и она удалит мне живой нерв. Высверлила зуб до нерва, вкрутила в нерв такой буравчик, типа маленького штопора, дернула посильнее, вытащила добычу наружу, и показала мне серенький цилиндрик на конце буравчика - кусок моего нерва. “Толстые у тебя нервы, однако”, - прокомментировала. Всё это без всякого наркоза, естественно - в таких местах как Чкаловский поселок такими излишествами, да ещё с таким контингентом как я, не заморачивались. Посмотрела зуб, говорит: “Не весь нерв удалила, надо ещё раз”. Снова вкрутила буравчик, опять дернула посильнее. Вытянула ещё кусок нерва. Потом зачистила, и запломбировала. Пломбы тогда были отвратительные, по дефективному стандарту Минздрава, впаренному всей стране московским междусобойчиком повязанных между собой дантистов. Ну и через пару месяцев пломба и выпала. В общем, в итоге угробили мой зуб.
А теперь представьте, каково мне было такое терпеть. Боль дикая. Но вот она увеличивалась, увеличивалась, а потом достигла какого-то немыслимого предела, и перестала расти. Больнее, казалось бы, уже некуда, но именно в этот момент пришло понимание, что в принципе боль может быть ЕЩЁ сильнее. Это просто та максимальная боль, которую можно причинить, вкручивая в живой зубной нерв буравчик. Но вообще-то боль МОЖЕТ быть ещё сильнее. И действительно, потом, спустя годы, я несколько раз испытывал ДЛИТЕЛЬНУЮ физическую боль, по сравнению с которой выдирание живого зубного нерва выглядело совсем неплохим вариантом.
Насчёт душевной боли распространяться подробно нет нужды, но и такого рода довольно экстремальный опыт, и не один, имеется. В общем, невыносимую боль, и физическую и душевную, похоже терпеть можно - при правильном настрое. В конце концов, организм от болевого шока у многих отключается. У меня видать этот порог высокий, так как сознания не терял даже в таких ситуациях, когда, думаю, многие бы наверняка “отключились”.
Как говорится, от сумы и тюрьмы не зарекайся. Может и меня когда так прижмет, что добровольно в петлю полезу. Тем не менее, принцип должен быть такой, что жизненную чашу надо испить до дна. А для этого умереть надо НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ. Когда уже совсем нет сил, люди смиряются с мыслью о смерти, хотя это совсем не значит, что надо САМОМУ этому помогать. Чаша жизни должна быть испита до дна. Потому что это - ЧАСТЬ ЖИЗНИ. Я ТАК думаю.
Понятно, что бывают ситуации, когда у людей нет сил жить дальше, и единственный выход, который они видят в таком безысходном, по их мнению, состоянии, это наложить на себя руки. (Как описывает Марк Твен, примерно так чувствовали себя английские заключенные в Австралии в эпоху её освоения, жизнь которых была действительно невыносимой.) Тем не менее, даже для таких экстремальных ситуаций у людей должна быть предварительная подготовка. Раньше эту роль выполняла церковь, сейчас же для неверующих в бога эту роль выполнять, похоже, особо некому. Ну и значит общество должно взять на себя такую обязанность, в каком-то просветительском и воспитательном виде. Подход здесь простой - жить надо до последней возможности. Всякие нынешние веяния насчёт добровольного ухода из жизни, типа по болезни, явления ГЛУБОКО АМОРАЛЬНЫЕ. Людям их навязывают разного рода отпетые негодяи, типа сумасшедших миллиардеров, и прочие непримиримые враги рода человеческого. Пропаганда такого рода взглядов должна рассматриваться наряду с самыми тяжкими преступлениями.
Так что Моэм совершенно безответственно убивает своих героев, нисколько не сообразуясь с моральными аспектами человеческого бытия вообще, полностью игнорируя всю сложность и деликатность отношения к смерти, каким оно ДОЛЖНО БЫТЬ в нормальном обществе, у людей с НОРМАЛЬНОЙ психикой и нравственностью.
Это первый сомнительный момент в этой истории. Следующий аспект вызывает не меньшее недоверие. Ну как человек в здравом уме может ТАК соблазниться проституткой? Какие бы сильные не были возбуждены в человеке сексуальные эмоции, если он хоть сколько-то способен владеть собой, то имея для этого несколько дней, совладать с таким желанием не должно быть проблемой для любого нормального человека. Этот миссионер - не первый и не последний, кого охватывало такое желание при виде похотливой развратной женщины. Но это чистая физиология. Человечество придумало много способов, чтобы противостоять таким животным инстинктам, в том числе, если уж на то пошло, используя грубые физиологические средства, чтобы сбросить такое напряжение и убрать это желание. И это даже не обращаясь к моральным аспектам, которые для многих людей ещё более действенное средство противостоять таким соблазнам. У нормальных людей, а таких подавляющее большинство, другие люди воспринимаются ПО СОВОКУПНОСТИ качеств. То есть в реальной жизни на сексуальное желание миссионера в течение нескольких последующих дней должны были наложиться другие впечатления об этой особе. А именно, её полнейшая безнравственность, цинизм, презрение к другим людям, неумность, и прочее из той же обоймы, чего нельзя было не увидеть. И у нормального человека знание этих качеств предмета чувств неминуемо скорректирует представление об этом человеке, и почти наверняка вызовет отторжение, неприязнь к этой потаскушке, перебив, убрав первое сексуальное влечение. Поэтому и в этом плане рассказ Моэма представляется нереалистичным, полным искусственных, невозможных в реальной жизни натяжек и событий.
Вообще, тема роковых женщин, чарам которых невозможно противостоять, раскручена в литературе гораздо больше, чем оно имеет место в РЕАЛЬНОЙ жизни. Однако всё, что мне встречалось на этот счёт, носило какой-то нереальный характер. Помню фильм с Бельмандо, где преступница убила его невесту, которую будущий жених нашел по переписке, и сама притворилась ею. Ну а потом довела мужика до ручки, и пыталась его убить. Однако якобы этот персонаж даже и тогда не смог её бросить. Бред какой-то, киносценариста в данном случае. (Хотя, думаю, он от восторга себя по ляжкам хлопал, когда придумал этот ход, и в упоении кричал: “Ай да Жан, ай да сукин сын!”.) Да тот же Моэм в другом рассказе (кажется, “The Pool”), тоже заставил своего персонажа утопиться из-за своей туземной жены. Чушь какая-то, а не сюжет. Но ведь люди читают, люди ВЕРЯТ, что такое и в самом деле возможно, и соответственно формируют в мозгах такого рода абсолютно нежизненные стереотипы поведения, МИСТИФИЦИРУЯ жизнь. А мистификации для реальной жизни вещь очень вредная, к слову сказать.
Собственно, так оно случается у многих писателей. Придумают что-то, увлечет их сюжет или образ выдуманного персонажа, а посмотреть, насколько оно согласуется реальностью, они или не в состоянии, до того некоторых увлекают такие нежизненные идеи, или намеренно вводят публику в заблуждение необычными россказнями, желая привлечь к своим произведениям внимание. Примерно как сейчас многие блогеры и люди в социальных сетях из кожи вон лезут, лишь бы любым способом привлечь к себе внимание, не задумываясь о моральной стороне дела, и даже элементарном здравом смысле. (Сколько желающих сделать необычные фотографии погибали без нужды, нелепо, или причиняли вред здоровью - и своему и других людей.)
Ещё раньше написал заметку о писателях (“Забрать все книги бы да сжечь”, proza.ru/2021/04/04/1808). И в данном случае этот рассказ Моэма только подтверждает высказанные в той заметке мысли, основная из которых та, что не очень-то надо доверять писателям насчет отображения реальной жизни. Слишком часто писатели искажают жизнь и её явления неполезным для читателя образом, даже если не занимаются намеренной пропагандой. Это может быть и неестественное поведение, и нежизненные принципы, которые кроме вреда ничего другого человеку принести не могут. А людям надо всячески познавать РЕАЛЬНУЮ жизнь, а не высосанные из пальца сюжеты и пропагандистские штампы писателей и журналистов. И ЛЮБУЮ информацию нельзя принимать на веру, без критического осмысливания. Особенно сейчас, когда борьба за промывание мозгов людей приняла индустриальный характер, и проводится с применением самых изощренных технических средств и психологических методов воздействия, устоять против которых становится всё сложнее.
Свидетельство о публикации №225090400186
Буду предельно краток. Прочитав Ваши критические рассуждениЯ, вот о чём подумал: "Вопросы жизни и смерти и вообще выбора всегда стояли и будут стоять перед "Гомо сапиенс" пока существует цивилизация.
Во время оперативно - служебной командировки на Северный Кавказ многие мои сослуживцы и я в том числе, в составе БК носили гранату "Ф - 1", чтобы в безысходной ситуации, не попав в плен к боевикам её использовать.
Поэтому в экстремальном случае каждый человек вправе принять для себя важное с его точки зрения решения, а именно не подвергая себя в плену изуверским пыткам прихватить в царство теней и своих врагов.
Что касается нравственности - на ум мне приходит великолепная книга знаменитого писателя Виктора Гюго - "Собор Парижской Богоматери".
Писатель обличает моральный упадок общества, который он видел вокруг себя. Он показывает противоборство двух миров — добра и зла, чувств и разума.
Для автора важны милосердие, терпимость, которые могут проявлять лишь единицы.
Гюго поднимает важную проблему неравенства. Люди не готовы принять тех, кто сильно от них отличается. Писатель показывает, что предубеждение — ужасная вещь.
Ведь не всегда люди такие, какими мы видим их снаружи. Красота бывает обманчива, а за уродством может скрываться настоящая душевная сила человека, его милосердие и нравственность".
Моё субъективное мнение - "Не надо учить как жить человеку ! Каждый живёт, как хочет и как может".
Стараюсь в жизни придерживаться следующих крылатых слов - Бойко Евгения Викторовича:
- Если тебе роют яму – Не мешай! Закончат – сделаешь себе бассейн… Если тебе моют кости – Благодари! Артроза не будет… Если тебе плюют в спину – Гордись! Ты впереди! Если в жизни что-то не клеится – выбрось клей! Возьми гвозди, забей на всё!!!".
Всех Вам благ !
С теплом ...
Сергей Никитин7 11.10.2025 10:16 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши интересные комментарии. Конечно, зависит от ситуации. Я ведь написал, что и сам могу оказаться в ситуации, что так прижмет, что в петлю полезу. Зависит. Жизненные ситуации слишком разные, чтобы было универсальное решение, и даже диапазон априорных универсальных решений. Каким бы широким он не был, жизнь всё равно может создать ситуацию, что ни одно из них не подойдет, и надо придумывать что-то новое.
Что касается Вашего суждения, “Моё субъективное мнение - "Не надо учить как жить человеку ! Каждый живёт, как хочет и как может".”. Моё мнение такое.
Для начала хочу отметить две особенности. Во-первых, подавляющее большинство людей, особенно начиная жить, а очень многие и после, не способны сами сознательно принять оптимальное для их ситуации решение. Они просто не умеют, не обучены, а многие и не подозревают, что такие решения вообще существуют, бессознательно копируя стереотипы поведения. Я это так уверенно говорю, что сам такой, и наблюдая за поступками окружающих, вижу то же самое. Во-вторых, люди весьма подвержены манипулированию. Этот факт тоже достоверно устанавливается эмпирическим путем, особенно если посмотреть кругом не зашоренным взглядом. И это манипулирование весьма успешно ведется на всех уровнях, от детей до правительства. Даже маленькие дети могут успешно манипулировать поведением взрослых, потому что эта способность заложена в людях на уровне инстинктов, и так устроено мышление.
Среди множества людей изредка встречаются отдельные личности, которые (а) разделяют интересы общества, и (б) имеют достаточно ума и жизненного опыта, чтобы принимать более оптимальные решения, чем другие. Если такие люди будут учить других, как правильно мыслить, в том числе критически, самостоятельно, какими принципами руководствоваться в семейной и личной жизни, в обществе, то от этого будет только польза всем остальным и обществу в целом. Ситуаций, когда не находится таких людей поумнее, и какие обескураживающие итоги в итоге получаются, сколько угодно. Как сейчас, смотря вокруг, могу сказать, что их большинство. Есть даже ходовое выражение в английском для таких ситуаций - “No adults in the room” (“В комнате нет взрослых”. И да, слушая некоторых государственных деятелей - если не принимать во внимание намеренную ложь - понимаешь, что это говорят люди, так и не вышедшие из детского возраста.)
Если же каждый будет жить “как хочет и как может”, то есть кто в лес, кто по дрова, или как лебедь, рак и щука, то ничего хорошего для общества это не принесет В ПРИНЦИПЕ. Будет хаотическое движение, где вектор будет определять не умными людьми, заинтересованными в благополучии всего общества, а демагогами и крикунами. (Потому что, как уже было сказано, люди существа внушаемые и - к сожалению - легко манипулируемые.) А легче всего манипулировать людьми, возбуждая в них эмоции, которые заглушают голос разума. В чем демагоги, крикуны и всякие аферисты и преуспевают. Та же история Пелопоннесской войны более чем убедительно подтверждает сказанное. Вы сами написали хорошие заметки о временах гражданской войны, где в том числе показали, к каким страшным личным трагедиям приводит бездумное следование чьей-то политической “линии”, и как разные стороны добивались своего политического влияния, рекрутируя своих сторонников. А потом используя их как расходный материал, или в лучшем случае вытирая об них ноги, типа не пригласив на праздник 10-летия Октябрьского переворота людей, рисковавших своей жизнью для этой власти.
Так что твердо убежден, что людей учить надо, но учить надо тому, что принесет пользу и ИМ, как самостоятельно мыслящим и / или, по крайней мере, с человеческой моралью личностям, и как членам общества, и ОБЩЕСТВУ в целом, а не отдельным “солнцеподобным” политическим аферистам, изуверам, фанатикам, приспособленцам и организованным в этнические и прочие группы и банды оппортунистам. А либеральные рецепты, когда каждый будет жить “как хочет и как может”, уже сейчас в западных и других странах (и Россия отнюдь не исключение) более чем убедительно показали свои несостоятельность, являясь на деле не более чем средством для захвата власти и контроля населения.
Ещё раз спасибо за комментарий,
Всего Вам доброго, Юрий
Юрий Шестопалов 11.10.2025 20:05 Заявить о нарушении