Сжигайте старые фотографии
Первой ушла бабушка Лукерья, просто вечером легла и не проснулась. Утром её ждали важные дела, были замочены огурцы в тазу на засолку, квас уже отстоялся и требовал себя процедить, тесто на пирожки нагло свисало из кастрюли. Но обстоятельства изменили всё, и дом вдруг стал какой-то другой, какой-то сиротский, что ли. Дедушка Силантий весь день пробегал, плакал украдкой, в дом лишний раз не заходил. Похороны прошли тоже как-то смазано. На следующий день после похорон дедушка пошёл, как обычно, в поле за травой для кроликов и там наконец отвел душу, рыдал навзрыд, стоя на коленях, кричал обрывки фраз небесам. Домой вернулся уже другим человеком, угрюмым и нелюдимым. В деревне он последний остался из родственников, все ушли в даль безвозвратную. Пожилые ушли насовсем, а молодежь уехала и думать забыла про малую родину. А раньше полдеревни было родни, не меньше. В сельской школе в каждом классе треть родных по крови детей. Силантий раньше не мог просто по деревне пройти, везде его были рады видеть, на самовар звали и на наливочку. Хорошо было, душевно.
;А если вора поймают или какого-то пришлого человека не с добром, то сами и проучат так, что больше в деревню такой ни ногой не казал.
Силантий тоже ушел тихо так, ещё вчера бегал козу непутёвую искал, а сегодня не вышел из дома. Хватились сразу, внуку отбили телеграмму. Внук Сергей приехал, успел на похороны. Когда всё закончилось, не знал, что делать, всё как-то было странно, дом будто не отпускал, не давал с мыслями собраться. Сергей ходил по знакомому с детства дому и не узнавал его. Дом не стал чужим, нет, он стал другим. До конца нечаянного отпуска оставалось три дня, а дальше надо уезжать домой. Сергей слонялся и не знал, куда себя девать. Живность всю пристроил или раздал, и только старый кот не был никому нужен. Кота Сергей решил забрать себе, всё же память о дедушке. Дед Силантий кота любил, как жены не стало, так кот появился откуда ни возьмись. Пришёл и сидит у порога и глазами мудрыми смотрит. Так Силантий сначала даже испугался, когда кот половик поправлять стал, ну прям как Лукерья, а потом привык. Привык к пригляду, сначала женскому, а теперь к кошачьему. Спуску деду Силантию кот не давал, везде за ним ходил и мудрыми зелеными глазами указывал на ошибки. Через год у Силантия и Васяты любовь образовалась большая, они друг друга с полуслова, с полунамёка понимали. Хорошо зажили вдвоем, мирно и спокойно. Порой Силантию казалось, что Лукерья рядом, просто ненадолго вышла и скоро вернется, а вместо себя помощника оставила с мудрым взглядом.
Кот Васята смотрел на Сергея оценивающим взглядом, он был голоден, ему не отварили куриную грудку, а просить он не привык. Искать пропитание на улице тоже не считал нужным. Сергей Васяте не внушал доверия, слишком вертлявый и молодой. Но деваться было некуда, и Васята сказал Сергею «мяу». Сергей удивился и пошёл искать что-нибудь съестное для кота и для себя тоже. В холодильнике нашел отварную куриную грудку, но она пахла уже невкусно. Полпалки колбасы съели на двоих, Васята был уже сильно голоден и от колбасы не отказался. К концу недели Сергей таки подружился с гордым котом Васятой. Но пришло время ехать в город, оставлять дом было не на кого, пришлось забить ставни и дверь. Кот всё время был спокоен, он будто знал будущее, медленно моргая смотрел и слушал, спокойно наблюдал. Когда Сергей садился в машину, то Васята тоже примостился на сидение, спокойно сел и замурлыкал. Сергей только удивился, ничего не сказал, выгонять друга не стал. Так и поехали вместе.
Кот Васята окинул взглядом холостяцкое жильё Сергея и сразу начал командовать. Сергею пришлось срочно убираться, мыть полы, стирать. Кот мог полчаса смотреть под диван не двигаясь, пока Сергей не отодвинет и не найдет грязный носок, который потерял ещё в прошлом году. Кот спуску не давал, и даже дорогой корм его не успокаивал. Сергей за девушкой никогда так не ухаживал, как бегал за котом. Когда Васята был доволен и валялся на диване, то и Сергей спокойно садился в кресло и включал телевизор, негромко, чтобы не беспокоить грозного кота.
Через несколько лет Сергею захотелось вернуться в старый дедовский дом. К этому времени Сергей уже женился, стал папой, переехал. К сожалению, при переезде потерялся Васята или просто ушёл. Сергей переживал, сильно тосковал, кот перевернул всё вокруг, после него в душе осталась невосполнимая утрата. Искал долго, расклеил все столбы на районе, но всё было напрасно, кот исчез.
В старом дедовском доме было очень сыро, тут уже побывали мародёры, и дверь была открыта, разбросаны вещи. Видно было, что что-то забрали, что — Сергей точно не знал, но старый комод и сундук были пусты. Везде валялись фотографии, их было очень много, когда умирали родственники, дед Силантий все фотографии забирал себе почему-то. И теперь их скопилось огромное количество. Сергей собрал их все вместе и сел смотреть, знакомые лица ушедших людей смотрели как-то грустно. Были фотографии с похорон, эти навевали тихую грусть, а дождь, что стучал за окном, в такт тоску и отчаяние. Сергей выбрал несколько с бабушкой и дедушкой, а остальные решил сжечь. Не хотел больше видеть эти грустные глаза людей, что покинули этот мир. Печь мародёры развалили, доставая металлические подпорки, сжигать решил во дворе, в старой ржавой кастрюле. Первый раз в жизни Сергей увидел такое пламя, сизое, с оранжевыми прожилками, переходящее в зелёный свет, а потом опять в синий. Пламя плясало прямо как балерина в Большом театре. Сергей был зачарован такому многоцветию, никогда прежде не видел такую красоту огня. На некоторое время потерял счет времени, а фотографии и в состоянии пепла вели себя странно, поднимались в высь тоненькими материями и в замедленном состоянии останавливались, будто ожидая чего-то. Сергей зачарованно продолжал наблюдать за такими странными, по его мнению, действиями. И когда выше яблочного дерева их скопилось некоторое количество, то они, похожие на клин перелетных птиц, стали взмывать вверх по им понятной траектории. Сергей посмотрел в кастрюлю, а там уже ничего не было. Весь пепел куда-то исчез. В голове Сергея пронеслась мысль, что это частички души, которые сидели взаперти старых фотографий и наконец высвободились и улетели в свои покои, чтобы вновь возродиться в новом образе. Сергей почувствовал какое-то облегчение, ушла тяжесть в голове, которая долгое время не давала покоя. Сергей не сразу заметил, что двигаться стал легко и уверенно, как раньше. Его ничего не тяготило, не тянуло, не раздражало. Сергей будто стал на сантиметров тридцать выше и дальше от мирских проблем. Как бы возвышаясь над пустыми проблемами, что доселе его отвлекали, а сейчас утратили свою силу. Сергей поехал домой. Дома всё было хорошо и спокойно, жена готовила ужин, Сергей играл с ребёнком. Но их мирную тишину внезапно нарушил звонок в дверь.
На пороге стояла девочка лет семи.
- Не хотите взять котёнка, один остался, никто не берет, а мама ругается, — сказала девочка, в её глазах дрожали слёзы.
Сергей удивлённо смотрел на девочку, потом взгляд перевёл на котёнка, и даже мурашки пошли от увиденного. На Сергея смотрели мудрые глаза Васяты, но только в уменьшенном размере. Котенок был полной копией потерявшегося кота Васяты. Сергей взял в руки котенка, а тот в благодарность сразу же замурлыкал.
Жена выглянула из кухни и тоже улыбнулась.
- Как на нашего Васяту похож, — сказала она и пошла искать горшок, оставшийся после Васяты.
- Ты его сразу к туалету приучай, — сказала жена.
Сергей оглянулся, а от девочки уже и след простыл. Больше эта девочка никогда ему не попадалась. Только спустя несколько лет, когда Сергей перебирал фотографии и долго рассматривал бабушку в молодости, то нашел полное сходство с девочкой, что принесла маленького котёнка.
Конец.
Свидетельство о публикации №225090401866