ЧII РII Инструмент 5, ОР 10, 15
Раздел II -- Инструменты человека, его способности
;.5. Концентрация внимания (Образная сфера)
ОР 10. Смыслы-практик в рассуждениях,
исповеданиях, молитвах (См/пр в РИМ):
........ Концентрация внимания 1 (См/пр в РИМ) ...........
Образная сфера человека состоит из трёх частей:
способности видеть, представлять и концентрироваться.
То есть рассматриваемая здесь шлока, "Концентрация внимания",
относится к этой нашей сфере.
Можно сказать, что способность видеть --
это базовая её часть,
единство с которой составляют остальные две.
Понятно, что мы говорим как о внутреннем, так и о внешнем,
проявления в которых этих инструментов имеют свои особенности.
Поскольку речь здесь идёт о Видении
(синонимичном Сфере Образов понятии),
то всё что касается концентрации внимания,
в более широком смысле, можно отнести
к Богу Первой (Второй) Ипостаси, Богу Формы и Образов.
........ Концентрация внимания 2 (См/пр в РИМ) ...........
Концентрация внимания -- только одна сторона
нашей способности владеть своим зрением;
если брать шире инструмент, о котором здесь идёт речь,
то нужно говорить и о рассеянном взгляде, ни на чём,
и о периферийном зрении, и о взгляде как бы целиком,
когда мы смотрим, например,
на картину в общем обзоре, панорамно,
и о владении нами направлением внимания,
умении снять сосредоточенность, "расконцентрироваться",
и отдать её другому объекту или не отдать ничему.
Всё это в совокупности и есть Дар Внимания,
без других его сторон -- он бы просто не смог служить нам
и приносить пользу;
нас бы просто или "заклинило" на чём-то одном,
или наоборот -- рассредоточило на всё,
и мы бы не смогли полноценно
осуществлять свою жизнедеятельность,
если б вообще смогли.
То есть более полно этот состав нашего организма
можно назвать: дар концентрации на одном,
обзорного, панорамного взгляда,
рассеянного внимания и периферийного восприятия,
или способность владения своим зрением
во всех диапазонах его действия.
........ Концентрация внимания 3 (См/пр в РИМ) ...........
Включение основных органов восприятия
в жизненный процесс, "окон" для мира,
у нас связано с концентрацией,
то есть слышу, вижу, чувствую то,
на что обращаю внимание.
Всем знакомы, наверно, случаи,
когда они проходили мимо "слона" --
и не замечали его
или сидели в лекционном зале --
и совершенно не слышали преподавателя.
Потому что сконцентрированы внутренне были на другом,
и линейка внешних потоков жизни
просто проходила мимо,
не оставляя никакой рефлексии.
И даже на периферии восприятия
тоже никаких следов перцепции может не оставаться.
Тут зависит от степени погружённости в то,
что вам интересно, любопытно, необходимо на текущий момент.
В данном случае можно говорить
о притуплённом и обострённом восприятии.
Чем выше дхьяна, степень вовлечённости в познаваемый объект,
тем ярче краски, зеленее трава и красивее поют птицы,
образно выражаясь, -- в прямой прогрессии,
а на периферии ориентированности наоборот --
угасание восприятия,
вплоть до исчезновения каких-либо следов
об объектах материального и нематериального мира, --
в убывающей прогрессии.
Надо сказать, что и то и другое
нам необходимо для полноценной жизни,
и обострённый и приглушённый режим,
"снятие показаний" с наших органов чувств,
иначе бы мы всё воспринимали очень близко к сердцу
или "не догоняли" о чём идёт речь.
То есть в идеале нужно научиться
открываться или закрываться от поступающей к нам
внешней и внутренней информации,
когда это бывает необходимо.
Например, на природе -- можно "включиться"
в общение со светлыми стихиалями,
и отодвинуть на второй план малозначимые для этого вещи,
а при встрече с подозрительным человеком -- быть на чеку.
........ Концентрация внимания 4 (См/пр в РИМ) ...........
Эффективность сосредоточенности в духовном делании
зависит не только от умения погружаться в познаваемый объект
и степени этой погружённости,
но и от правильного выбора объекта.
Что толку просто смотреть в точку,
если на этом нет благословения Учителя и Его водительства?
знака свыше, благодати?
Вообще, осознанности того,
что ты делаешь и зачем?
Ты просто будешь сидеть... и смотреть в точку,
но результатов в высоких целях вряд ли достигнешь.
Почему прежде чем использовать этот инструмент,
хорошо сначала попытаться понять для себя,
что необходимо тебе сейчас в работе над собой,
общее направление движения на пути к поставленным задачам;
в чём твоё сотрудничество с Силами Неба?
........ Концентрация внимания 5 (См/пр в РИМ) ...........
Для того, чтоб медитировать
и развиваться дальшев в этом направлении,
необходимо учиться концентрировать своё внимание.
Само по себе это не произойдёт,
если не прилагать к этому волевых усилий,
ведь куда направлять наше внимание --
это наш выбор, наше решение!
Если человек будет старательно преодолевать препятствия
и находить время для медитации,
то его ждут и плоды этих упражнений,
один из них -- способности к концентрации внимания
обязательно будут возрастать!
и сохраняться в обычной жизни,
когда он уже вышел из созерцательной асаны
и делает что-то в своей обычной повседневности.
**
Часть II. Практики
Раздел II -- Инструменты человека, его способности
;.5. Концентрация внимания (Образная сфера)
ОР 15. Упражнения
Упр 1:
Осознание инструмента
Способность к концентрации --
часть Сферы видения человека.
В тренинге 1 нужно отделить эту способность от других,
пробуя управлять ей:
направлять и снимать однонаправленность внимания,
чтобы осознать, что такое есть концентрация.
Иными словами, почувствовать в опыте, как ты видишь
и сосредотачиваешь внимание на том, что видишь,
потом снимешь концентрацию, переводя её на что-то другое.
В этом, трудно уловимом ощущении действия,
в управлении своей ориентированностью на чём-то, --
и есть инструмент внимания.
Смысл упражнения не в степени погружённости в дхьяну,
а в осознании, что такое есть эта наша способность.
Упр 2:
Опустошение
Концентрируюсь на бездействии,
на доверии Богу -- Он делает всё;
не вмешиваюсь ни мыслью в процесс духовного делания,
ни пожеланием, ни образами внешнего мира,
в созерцании моего опустошения,
отсутствия, неведения, бесстрастия, чистого ока.
Полностью отпускаю внешнюю действительность
в руки Провидения, не цепляясь ни за что.
Пусть всё будет так, как есть сейчас,
в моей концентрации на моём неучастии;
что Бог наливает в сосуд человека -- того и достаточно.
Есть только моё сосредоточение,
я просто наблюдатель.
Упр 3:
"Пройтись" по шлокам,
по предметам познания периодизаций,
концентрируясь на них последовательно, например:
на энергетических центрах Сфер разума, чувств и видения,
на внутреннем шуме, звучании энергетических тел,
нада, дхананджая,
на произношении Языка, на Его истолковании, "вычитывании",
на Мантре,
на том, что помнишь из Слова, -- воспоминание,
на Присутствии Бога в разуме,
на присутствии Бога в чувствах, плодах духа,
на созерцании, я вижу,
на визуализации Слова (и Языка, и Мантры),
на дыхании: процессе, видении, звуке,
на биении сердца,
на расслабление тела, вертикальности позвоночника,
на внешней оболочке.
Упр 4:
Ромашка
Концентрируясь на выбранном объекте,
внимание через некоторое время
как бы уплывает от него, от объекта концентрации,
поэтому стараюсь во время медитации
вернуть своё внимание на благоприятный объект,
на место концентрации,
по схеме, которую можно нарисовать,
как абрис ромашки,
где лепестки -- возвратные стрелочки к центру.
Упр 5:
Сконцентрировавшись на чём-то локально-небольшом,
например, на мелкой детали какой-то картины,
потом посмотри на более крупный элемент произведения
и посозерцай его,
затем обозри её в целом, панорамно,
как картина выглядит вообще;
завершает упражнение --
рассеивание взгляда, ни на чём, полная расконцентрация,
то есть экаграта на безобъектной пустоте.
Мы прошли по стадиям владения инструментом этой шлоки,
от концентрации на маленьком предмете
до рассеивания внимания.
**
Свидетельство о публикации №225090400188