Свобода. Случайность. Снег

                С В О Б О Д А

     Свобода – это не право делать то, что тебе хочется. Свобода – это сила характера, позволяющая делать то, что хорошо, искренне, благородно и правильно.
                Сэтью Келли

     Великое слово – СВОБОДА! Это слово настолько многогранно, что любой твой шаг и даже мысль, спотыкается о несвободу. Если в молодости это слово горит в вышине, как путеводная звезда, то с годами, потихоньку она меркнет под тяжестью обстоятельств… Если вдуматься: нужна ли Она человеку? Свобода от чего? От семьи, от родителей, от друзей… Жить, как вольный ветер? Но, этот ветер по-волчьи воет по ночам под окнами от одиночества. Нужна ли нам такая свобода? Да и есть ли она на самом деле?..

     «Величайший миф человечества – свобода. Не может быть свободен ни первейший богач, ни самый последний нищий. С большой долей приближения можно считать свободным лишь покойника в гробу. Но никто ещё не назвал труп человеком. Говорят: «человеческий труп».
                Глеб Фалалеев

     Я тоже повторяла это слово много раз и что же? Честно скажу: Да я эту Свободу почувствовала на себе только тогда, когда «на пенсию вышла». А что дальше? На работу не хожу, живу по средствам, и это меня не тяготит. Делаю то, на что раньше времени не хватало. Работы у меня всегда было много и будет много. Но, главное то, что я чувствую внутреннюю свободу. Я свою работу делаю не по принуждению, а по своей воле. И никто меня не смеет упрекнуть в этом.
     Свою Свободу я заслужила, заработала, выстрадала. И эта свобода – как высшая награда для меня!.. Я так понимаю: Свобода – это, когда человек живёт так, как считает нужным. (Даже если это ошибочный путь, но это путь проб и шибок. Это путь духовного роста…) И мнение других людей в этом случае – не в счёт.

             Народная мудрость гласит:

Не заставляй человека делать то, что хочешь ты. Если он тебе дорог, дай ему свободу – и он тебя не подведёт. (Очень хочется в это верить).

Лишь став свободным, сможешь увидеть оковы других. Оковы могут сбросить лишь те, кто осознал их.

Чтобы быть свободным, мало высоко летать. Настоящая свобода – она внутри.

Свобода – это конечно хорошо, но иметь человека, который заботится о тебе и, о котором заботишься ты – это намного круче.

                ***

           «СЛУЧАЙНОСТЬ – это инкогнито Бога»
 
     Что значат эти слова, я доподлинно не знаю. Чаще в народе говорят: Случайностей не бывает. С тобой должно было это случиться, вот оно и случилось. А то, что неожиданно для тебя – это уже не суть важно.
     Честно говоря, я не люблю случайностей, ни хороших, ни плохих. Всё потому, что этот «снег на голову», когда у тебя совсем другие планы на сегодняшний день, я точно не подготовлена к такому событию…Вот я, однажды, попала на праздник, когда просто шла домой с работы. Подвыпившая компания мало знакомых людей, просто взяли меня «под белые руки» и притащили на праздник – День рождения к соседке по саду. Я сидела там смущённая, в будничной одежде, среди разнаряженных дам и гогочущих мужчин, много пьющих и болтающих – кто о чём. И вот, на десерт хозяйка подала на стол два блюда груш, небольших, садовых, только вызревших, наполненных сладостью. Я через забор своего сада, много раз видела это кривобокое дерево, с корявой, некрасивой корой и длинными шипами на ветках. И как-то не вязалось, что с этого дерева можно собрать такие сочные, вкусные плоды. Полушёпотом я так об этом и сказала пожилой женщине, которая за столом сидела со мной рядом. (Хоть в этом мне повезло).Она согласно закивала головой и, так же, приглушенным голосом, вкратце рассказала мне одну историю, которой сама была свидетелем.
     А дело было ещё перед войной. У них по соседству жили две семьи: еврейская и украинская. В еврейской семье было два сына – подростка, которые были всегда причёсанные, чистенькие, ходили со скрипочками на занятия. А в украинской молодой семье подрастала дочка, девочка-хохотушка, лет пяти-шести. Её мама носила под сердцем второго ребёнка. Но… началась война. Еврейской семье срочно велели готовиться к эвакуации, так как родители этих мальчиков были известные в городе врачи. Когда уже выносили вещи, началась бомбёжка. Папа украинец ушёл на войну, а жена погибла прямо во дворе дома. Осколком задело и девочку. Соседи-врачи перебинтовали ребёнка и увезли сиротку с собой.
     Вернулись они в город все, семья в полном составе. И с ними подросшая девочка, хромая и с большим шрамом на лице. Сыны где-то учились, домой приезжали редко. Девочка так и жила с ними год за годом.
     И, вот, получилось так, что в этой семье был какой-то праздник. Много чего вкусного было на столе. Не знаю, какой уже по счёту тост провозгласили: - За хозяйку! Которая приготовила на стол столько вкусностей!..
     Но хозяйка привела из кухни девушку со шрамом на лице. И тут шумная компания «язык проглотила». Не ожидали они увидеть искалеченную войной девушку…
     Шло время и вдруг… один из бывших гостей того застолья, пожелал жениться на той девушке. Хозяева сильно удивились, а потом, привычные к её умелым рукам, долго не хотели приживалку отпускать. Но потом их как-то всё-таки уговорили отпустить девушку. Что ни говори, а человек не без счастья родится…
     И опять годы незаметно пролетают, много чего поменялось в этой жизни. Свой сад я продала. Соседку давно не видела. Однажды, покупая в магазине груши, вспомнила те груши на праздничном столе и то корявое дерево у соседей. Всему свой срок, люди уходят, но очень хотелось бы, чтобы хоть дерево сохранилось…

                ***

                С Н Е Г

          «Снег – это чистота и даже святость…»

     Эти слова, всего одно предложение, я случайно услышала, проходя мимо очень стареньких дедушек, которые осторожно, с палочками в обеих руках, шли по дорожке, мимо школы, что в посёлке Первомайский. Я, немного моложе их, и прямо таки загордилась тем, что сумела их обогнать. Но, услышала их разговор и пожалела, что оказалась впереди. Зря поторопилась. Шла бы себе позади этой парочки, слушала слова умудрённых жизнью людей.
     Вспомнила наказ моей мамы, ещё, когда я, шла с подружками из школы, в каком-то третьем или четвёртом классе. Мы, болтая о чём-то своём, обогнали идущих медленно старушек. Нет, мы поздоровались, но каким не одобрительным взглядом нас проводили эти бабушки. Оказывается, мы неуважительно поступили по отношению к старшим. Боже мой, страшно подумать сколько времени прошло с тех пор… И вот, я опять, как та глупая школьница, своим поведением оскорбила стариков. Понятно, теперь другое время, и нравы другие. Никто бы даже внимания не обратил на то, что я по краю дорожки вышла вперёд. Но, я-то знаю, что совершила проступок и за это была тут же наказана. Ведь я только услышала маленький фрагментик разговора: «Снег – это чистота и даже святость». Теперь изволь, непослушная девчонка, додумывать то, что могла просто послушать.
     В этот момент я забыла, куда и зачем шла, боясь упустить красную нить мысли и попыталась привязать её к увиденному вокруг. Стоял октябрь, земля ещё не до конца остыла, выпавший ночью снег уже потихоньку стал подтаивать. Но это тут, под ногами, а школьный цветник и огород лежал под стерильно – белой простынёй. И такая непорочность царит вокруг, словно я оказалась в детском отделении родильного дома. Эти, чуть приподнятые над землёй грядочки, как запеленатые младенцы, спят себе, дожидаясь весны. Деревья, у которых ветки в белых нарукавниках, стоят притихшие, важные, горделивые. На что ни посмотри – невинная непорочность.
     И вот, я, погружённая в свои мысли, зашла в аптеку, потом в продуктовый магазин и, медленно побрела домой. Передо мной, в воспоминаниях, возникали когда-то промелькнувшие «кадры» увиденного действа. Почему-то долго мне мерещилась белая гладкошёрстая кошка, которая сидела на подоконнике пластикового окна и смотрела на обильный снегопад за стеклом. Белая на белом, я её даже не сразу заметила. Только когда она оглянулась и посмотрела на меня тёмными пуговичками глаз. Я даже вздрогнула. Видение возникло, как из зазеркалья, ещё неизвестной мне сказки. Мне непонятно было чего от неё ждать. Но она оказалась умнее меня. Оценив обстановку и поняв, что я, по отношению к ней не несу никакой угрозы, чуть высокомерно отвернулась от меня, и опять слилась с зимним пейзажем за окном.
     Потом память подарила мне роскошное заиндевелое дерево, на ровном, как стол под белой скатертью, лугу. Это была сыном подаренная фотография. Я ещё тогда подумала: «Сколько же по России-матушке земли не паханной!..» Вдали стайками стояли в белых платьицах берёзки. По над ними чёрной глыбой надвигалась снеговая туча. Всё замерло в ожидании снегопада. «Чёрная туча разродится белым снегом!» Но взгляд опять вернулся к роскошному дереву, больше похожему на голову знатного старика в парике с аккуратно завитыми кудряшками. «А может этот роскошный клён в прошлой жизни восседал в кресле в парчовом одеянии…
     «Надо же, что мне померещилось…», и, чтоб отогнать видение, посмотрела на светлый квадрат окна. «А всё же, сколько весит тот снег, который вынуждено держать на своих руках-ветках прекрасное дерево?.. А сколько весит свадебный наряд у невесты тех времён?..» «Вспоминай-ка что-нибудь полегче… Ну, хотя бы весенние анютины глазки в моём саду!»
     Уже ровными рядами выстроились грядки на огороде, посажена картошка и, ещё с прошлого года перезимовавшие анютины глазки, зацвели мелкие самосейки. И вдруг – зима вернулась! Всего за каких-то полчаса огород укрылся пушистым снегом. Зимой такого щедрого снегопада не бывает. Я вышла с детьми на крыльцо садового дома, расстроенная: мы не ожидали такого, дети легко одеты. Как мне их домой доставить? (Автобус ещё в наши сады не ходил, да и дороги путной ещё не было). А детям радость. Из-под снежного одеяла выглядывали голубоватые личики анютиных глазок. Они, потом, эти цветочки в детских ведёрках, чтоб не помять, домой несли. До сих пор помню, как они их бережно несли, даже не противились, когда я их, крест-накрест обвязывала тёплыми платками. А подтаявший снег превратился в зернистый и мокрый.
     Какой же он разный бывает этот, привычный нам снег!..

                ***


Рецензии