Сказ о флаге России
«Род Романовых храните как зеницу ока. Люду простому служите верой и правдой, ибо все мы смертны, из праха вышли и в прах вернёмся. Человек призван на сей земле лишь волю Божью исполнять. И монархи, и последний нищий пред Всевышним равны, а заповеди Христианские – «свято чтите».
В шестнадцать лет Алексей Михайлович венчался на царство. Видя смуту и бунты, сотрясавшие страну, он взял бразды правления в свои руки, размышляя: «Как не посрамить род свой и родительский завет исполнить? Как державу сделать успешной, процветающей? Как с соседями заморскими в дружбе жить? Но самое главное – поступать по велению сердца».
Неспешно, но верно, тихой поступью крепло русское государство. О мудрости царя и его доброте слагались легенды. Страна процветала, народ радовался сытой жизни и трудился, не жалея сил, ради общего благополучия. За справедливость и мягкий нрав верные подданные прозвали царя Алексея Михайловича Тишайшим.
Время текло, словно река, унося годы. Однажды царь получил послание с сургучной печатью. Прочитав его, он глубоко задумался и решил созвать на важный совет самых мудрых старцев земли русской.
Первым предстал пред царские очи белый духовник, старец Свобода, с густой, окладистой бородой, ниспадавшей на грудь. На нём была длинная, белая суконная однорядка с узкими рукавами. На ногах – сыромятные поршни, а на голове – скромная скуфья. Царь Алексей указал ему место рядом с собой, по левую руку.
Вторым явился старец Верность. Его облачение – голубой терлик из узорного бархата, длиной до колен, подпоясанный плетёным золотым поясом. На ногах красовались сапоги из персидского сафьяна, а голову венчала парчовая шапка, отороченная собольим мехом. Царь Алексей удостоил его чести восседать по правую руку от себя.
Третьим привели старца Отвагу, с белым голубем, мирно ворковавшим на плече. Одежда его была из домотканого красного полотна, а на ногах – плетёные из лыка лапти. Царь Алексей указал ему место у подножья своего трона.
– Я созвал вас, чтобы решить вопрос, жизненно важный для государства! – произнёс царь и пытливо окинул взглядом собравшихся. – Моё государство крепко стоит на ногах, с европейскими странами у нас добрые отношения. Но помните: «Речи их сладки, да себе на уме держи». Как мне державу ещё могущественней сделать? Вот и строим в Астрахани флот на защиту рубежей восточных и для промысла торгового. Купец Иоганн прислал мне роспись. Желаю услышать совет от каждого из вас.
– Дьяк, читай! – повелел царь, и тот неторопливо начал:
–«Корабельному строению надобно быть. Прошу отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов. Но цвета пока незнамы, ждём, какие укажет Великий Государь. На всех кораблях других государств бывают знамёна».
Старец Свобода поклонился царю в пояс.
– Милосердствуй, государь Алексей Михайлович, праведный! Всё есть в твоём царстве. И флот, и торговля с заморскими странами нужны России. Капитан корабля «Орёл» Иван Бутлер в своём прошении просит поднять на корабле флаг нашей державы. Такмо ли ему отказать? Не за себя радеет, а за державу-матушку.
– Что скажешь ты, старец Верность? – вопросил царь.
– Великий князь, Алексей Михайлович, бью челом, я холоп твой. Ежели Иван просит, есть резон уважить. На заморских кораблях, на мачтах английских, шотландских реют цветные флаги. Флаги на русских кораблях не уменьшат величие Русской державы, а ещё более её возвеличат.
Царь Алексей Михайлович задумался. Помолчал некоторое время, поглаживая окладистую бороду.
– Что скажешь ты, старец Отвага?
– Царь-батюшка, я сирота твой, а Андрей Первозванный нам в помощь. Он пострадал за нашу веру и распят римлянами в Патрах. И твой флот будет под сенью Христа. – Он преклонил колени у трона и низко опустил голову.
– Но в прошении от Ивана Бутлера не сказано, какую ткань брать! – в недоумении воскликнул царь Алексей Михайлович. – Такмо и нужен ваш совет!
– А ты, батюшка-царь, припомни, – вкрадчиво поведал старец Свобода. – Был на Руси стяг – тёмно-красное полотнище с вышитым ликом Спаса Нерукотворного. С «Великим стягом» сам батюшка Иван IV Грозный совершал свой поход на Казань ещё в 1533 году. Середина стяга была лазурного цвета, откос – белого, кайма – брусничного, а пространство вокруг откоса – макового цвета. В лазоревой середине вышит голубой круг, в котором на белом коне и в белой одежде находился Спаситель. Под кругом с левой стороны располагалось небесное воинство. В откосе также был вшит белый круг, в котором находился Архангел Михаил на золотом Пегасе. В одной его руке – меч, а в другой – крест. Весь откос усыпан звёздами и крестами.
Царь выслушал, не перебивая. Лёгкий прищур его синих глаз подчёркивал сосредоточенность.
– Мне прислали описание флагов морских держав. В этом описании указывают необходимые цвета: красный, белый, синий как торговый и корабельный флаг для фрегата «Орёл».
– Великий князь, Алексей Михайлович, бью челом, я холоп твой, дай слово молвить, – низко поклонился старец Верность. – Есть такой флаг в Нидерландах. Зачем нам чужеземное? Мы возьмём цвета из православного флага Ивана Грозного. Спаситель в белой одежде, на белом коне – это и есть независимость православной веры. Середина флага лазурная – а синий цвет, это цвет самой Богородицы. Маков цвет люб народу русскому. Это – кровь, пролитая за Отечество.
– Милостивый государь, Алексей Михайлович, обрати внимание, – поклонился ниже пояса и старец Свобода, – сама Богородица надоумила нас прийти к тебе на совет в подобных одеждах. А голубь на плече старца Отваги станет предвестником мира твоему государству.
– Так будем же и впредь делать дела по велению сердца! Быть флагу Русскому именно в таком цвете, в таком порядке! – воскликнул, воодушевлённый советами старцев, царь. – Пойдём путём средним, праведным, не уклоняясь ни вправо, ни влево.
Расположившись удобно на троне, он звонко хлопнул в ладоши:
– Дьяк, пиши! Указ от года 1668-го: «Выдать для строящихся судов большое количество материй, и почитать белого голубя, как символ чистоты и верности».
Старцы воскликнули разом:
– Пусть процветает и крепнет матушка Россия, ведь с нами Спаситель, Богородица, Спас Рукотворный и Архангел Михаил!
Они перекрестились крестным знамением и в пояс поклонились царю.
– Да будет так, на всё воля Господа! – благословил их ответным знамением сам царь Алексей Михайлович.
Указ царский был исполнен в срок. В Астрахани работа закипела с новой силой. Киндяки алые, белые да лазоревые пошли на шитье флагов. Корабелы, вдохновленные царской волей, строили корабли невиданной красы и мощи. Торговцы готовились к дальним плаваниям, мечтая о прибылях небывалых. И вскоре, на мачтах новых кораблей, гордо взвились трехцветные стяги, символы новой, сильной России.
Народ ликовал, видя, как крепнет держава. Имя царя Тишайшего гремело по всей земле русской. Мудрым правлением своим он заслужил любовь и уважение подданных. И даже заморские послы, прибывая в Москву, с удивлением и почтением взирали на крепнущую силу русского царя.
Но не знал еще Алексей Михайлович, что судьба готовит ему новые испытания и заботы. Не все рады были процветанию России. Завистливые соседи плели интриги, мечтая ослабить мощь русского государства. Крестьянские бунты сотрясали землю русскую, а смуты церковные разобщали народ.
И приходилось царю снова и снова прибегать к мудрости старцев, чтобы найти верный путь в лабиринте политических и духовных противоречий. Но вера в Бога, любовь к Отечеству и мудрые советы духовных наставников помогали ему преодолевать все трудности и укреплять мощь России. И остался в памяти народной царь Алексей Михайлович Тишайшим, мудрым правителем, при котором Россия расцвела и окрепла.
И по сей день, взмывая ввысь триколор, напоминает о мудрости и дальновидности царя Алексея Михайловича, заложившего основы великой России. Цвета его – кровь, пролитая за отечество, цвет неба и чистота помыслов, – вечно будут символом веры, любви и единства народа русского.
Июль 2023 г.
Свидетельство о публикации №225090400047