Пуритане о греховности греха и величии искупления

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТИНА: ПУРИТАНЕ О ГРЕХОВНОСТИ ГРЕХА И ВЕЛИЧИИ ИСКУПЛЕНИЯ
Кимберли Николетт Таннер

Введение

"Моя память почти исчезла, но я помню две вещи: что я великий грешник и что
Христос - великий Спаситель.«1 Уильям Джей записал эти слова, прозвучавшие из уст Джона Ньютона всего за несколько недель до его смерти. Воистину, они кратко излагают суть Евангелия и содержат в себе главную истину жизни христианина. Грехов много, но милость Божья больше. “Но Бог явил Свою любовь к нам в том, что когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас”.2 Чтобы более глубоко понять  Евангелие и восхититься им как подобает христианам, следует знать, что “Богу было угодно лишь начать  действие благодати в нас вк проповеди Евангелия, поэтому Он сохраняет, продолжает и завершает Свое дело слышания и  чтения Евангелия, когда мы размышляем о его увещеваниях, угрозах и обетованиях.”3
На протяжении всей истории явлены глубины человеческой порочности и величие спасение, которое Христос приносит в сердце христиан, и это отражено в христианской литературе. Некоторые из величайших описаний этой евангельской истины написаны пуританами. В этой статье мы попытаемся установить, что пуритане правильно понимали
как тяжесть человеческого греха, так и великолепие искупления Христова за него. Это становится очевидным при изучении и оценке пуританских взглядов на греховность греха и искупления за него Христом. Из-за ограничений по объёму мы будем использовать различные отрывки из работ Джона Оуэна, Томаса Гудвина, Натанаэля Винсента, Джона Флэйвела, Чарльза Мэнтона, Томаса Уотсона и Эдварда Рейнольдса, чтобы представить весь корпус пуританских сочинений.

Пуритане о греховности греха

Грех присущ всем тем, кто полагается на собственную мнимую праведность в вопросах спасения и безопасности. Грех не присущ христианам, которые стремятся ко Христу ради Его праведности, несмотря на собственную природную порочность. Таким образом, грех проявляется у неверующих иначе, чем у верующих. Пуритане понимали это и строили свои рассуждения о последствиях греха именно на этом различии.

Последствия греха для невозрождённых

Пуритане описывали повсеместное влияние греха на неверующих. «Всё, что делают невозрождённые, является грехом»4, - говорит Рейнольдс.5 Винсент много говорит об осуждающей природе греха, которая сковывает неверующих. Он пишет: «Пока вы не обратились, вы становитесь всё более и более недостойными славы и блаженства. Чем больше вы грешите, тем более вы недостойны видеть Бога» 6. Далее он перечисляет несколько признаков невозрожденности, вызванных внутренним грехом. Во-первых, он утверждает, что пока человек не обратился, он остаётся непрощённым,
погрязшим в долге, который он никогда не сможет выплатить. Он отмечает, что Сам Христос считал бремя греха тяжёлым для людей, а насколько тяжелым оно должно быть для нас, грязных, жалких, недостойных грешников. 7 Во-вторых, он говорит, что человек, цепляющийся за свой грех, «накапливает всё больше и больше гнева на день гнева». 8 Он отмечает, что, так сильно цепляясь за грех, человек притупляет свою совесть до такой степени, что она ничего не чувствует. «Быть дьяволом для самого себя - это противоестественная жестокость»9. В-третьих, пока человек не обратился, он становится всё более далёким и непригодным для славы и всё более осквернённым перед святостью Божьей10. Винсент цитирует псалмопевца: «Бог гневается на нечестивых каждый день, и если они не обратятся, то Он обнажит Свой меч,  изогнёт Свой лук и приготовился». 11 В следующих словах Винсент описывает полную гибель нераскаявшихся грешников, лишённых Божьей благодати: "Их мучениям не будет конца. Пока Бог есть Бог, они имеют Бога своим врагом. Пока Бог счастлив, они будут пребывать в величайшем страдании! Какой язык может выразить или сердце  представить ужас этого? Разгневанный, мстящий за грехи Господь взвалит на тебя Свою ношу, но это не даст тебе погрузиться в пустоту. Он поддержит тебя в твоём существовании, чтобы ты вечно страдал. Он явит Свою могучую силу, поддерживая тебя одной рукой, чтобы другой избить тебя до вечности.12
Томас Уотсон сосредоточился на том, как грех «унижает человека», особенно
невозрождённого человека. Во-первых, говорит он, грех унижает людей в глазах Бога. Он цитирует Притчи, в которых говорится, что Господь смирит гордых. «Сеющий беззаконие пожнёт скорбь, и не устоит жезл гнева его»13. Во-вторых, грех принижает человека в его интеллектуальном развитии. «Со времён грехопадения светильник разума горит тускло»14. Он ссылается на 1 Кор. 13:9: «Мы знаем лишь отчасти». Третье замечание Уотсона состоит в том, что грех принижает человека в его страданиях. Грех Адама принизил его самого, ибо он был изгнан из Рая и лишён возможности находиться в присутствии Бога. «Грех - это лоно скорби и могила утешения… Грех - это троянский конь, из которого выходит целый отряд бедствий» 15. В-четвёртых, грех повергает человека в уныние. «Струны лютни не зазвучат во влажном состоянии, и человек, охваченный унынием, не сможет воспеть Господа в своём сердце» 16. Уныние порождает страх, тревогу, ревность, гнев, раздоры. В-пятых, грех низвергает человека в пучину духовных бедствий.17 Он порождает угрызения совести и, в конечном счёте, проклятие. В-шестых, грех низвергает человека в пучину искушений.18 Всё, что может сделать невозрождённый человек, - это грешить. Общая Божья благодать не позволяет
людям грешить так сильно, как они, возможно, могли бы грешить, но ни в одном из своих дел  невозрождённая душа не хороша и не достойна благословения или спасения. В-седьмых, грех низвергает человека в одиночество. 19 Уотсон цитирует Пс. 87:6, в котором говорится о глубокой яме греха, и Песнь 5:6, где последствия греха сравниваются с расставанием с возлюбленным: «Возлюбленный мой отступил и ушёл». «Отречение - это стрела Божья, попавшая в душу»20, - заявляет Уотсон . В-восьмых, грех повергает многих в отчаяние.21 В эту пропасть могут упасть только нечестивцы. Уотсон цитирует Иер. 18:11, говоря об абсолютной безнадёжности положения того, кто должен смотреть на Бога
не как на Отца, а как на Судью. Наконец, «грех низвергает человека без покаяния в бездну
преисподней, и тогда он поистине низвергается в бездну»22. Это полное, непримиримое отделение от Божьего присутствия, блаженства и радости. Это всеобъемлющее разрушение, ужасный гнев, вечный суд.
Одним из конкретных аспектов греха у неверующих, на котором особенно настаивали пуритане, является ноэтическое воздействие греха - по сути, то, как грех влияет на способность человека понимать, мыслить и рассуждать. Ноэтические последствия греха имеют два примечательных аспекта. Во-первых, по словам Джоэла
Бике, это «естественные страдания, из-за которых грех ослабляет разум (например, потеря памяти) таким образом, что это не является грехом само по себе, а скорее является результатом греха»23. Эти естественные страдания испытывают как спасённые, так и неспасённые люди. Во-вторых, это «моральный разрыв» между Богом и людьми, который
заставляет людей любить себя, ненавидеть Бога и иметь искажённые моральные представления.24 Хотя нераскаявшиеся грешники всё ещё могут кое-что знать, это знание полностью эгоцентрично и горделиво. «Знание гордого человека - это престол сатаны в его разуме»,  говорит Джон Оуэн.25
Ноэзис человека - его интеллект и восприятие мира - омрачён из-за падения. Гудвин отмечает, что помраченный разум неверующего “не только таким образом составляет... корень всякого греха, но, безусловно, это непосредственная причина большинства развращений в жизни людей”.26 Далее он заявляет, что именно из размытого и затемненного понимания людей возникают все виды зла: “Идолопоклонство, ересь, богохульство, лицемерие, неверие, злые предположения, стремление к  похвале и прославлению ... и все злые мысли,  замыслы, зловещие и лицемерные”. цели - [они] все заключены в разуме".27 Из-за этих ноэтических воздействий греха люди были духовно ослеплены; без вмешивающейся работы Бога они никогда не смогли бы по-настоящему познать Его самостоятельно. Им нужен Спаситель, Который выведет их из тьмы
на свет. Нравственные последствия греха, в частности моральный разрыв между нами и Богом и умышленное сокрытие истины неверующими, могут быть исправлены только с помощью благодати.28
Таким образом, пуритане считали, что грех пронизывает жизнь неверующих и определяет её таким образом, что они не могут не грешить. Этот грех обрекает их на вечный гнев под могущественной рукой Бога на все времена. Грех повергает людей в скорбь и отчаяние. Грех искажает умственные способности и гнозис всех людей и приковывает нераскаявшихся грешников к ненависти к закону Божьему. Грех - это
предвестник нравственного смятения и отчаяния.

Влияние греха на возрождённых

Томас Мантон пишет: «Мы не можем надеяться на полное избавление от греха, но, Господи, пусть он не властвует над нами»29. Пуритане понимали, что те, чьи грехи были искуплены смертью Христа, были освобождены от рабства греха. Однако грех по-прежнему остаётся великим врагом, с которым христиане должны вести войну. Пуритане много писали о свободе христиан от внутреннего греха, о последствиях или «действии обмана» первородного греха в христианах, а также о методах, с помощью которых
христиане должны бороться с искушением.

Свобода христианина от внутреннего греха

Джон Флейвел противопоставляет грех невозрожденных греху возрожденных. Во-первых, в то время как власть греха над неверующими затемняет их разум, благодать снимает пелену, ибо верующие - дети света и возлюбленные истины.30 Во-вторых, рабство греху оскверняет совесть, но когда христианин освобождается от этого рабства, его совесть восстанавливается и постоянно подпитывается любовью к закону Божьему.31. В-третьих, праведный гнев Божий пылает против невозрождённых и осуждает их за неспособность не грешить, но христиане получили от Христа способность не грешить и, таким образом, также способность подчиняться правлению Христа. 32. В-четвёртых, Дух Божий берёт каменное, ожесточённое, связанное грехом сердце язычника и «оттачивает его и разбивает, как бы оно ни было твёрдо, и заставляет его раствориться в груди грешника в благочестивом сокрушении». 33. В-пятых, состояние порабощённости грехом
заставляет человека стремиться ко злу, но после спасения и на протяжении всего освящения, сердце верующего становится все более и более восхищенным Христом.34 Таким образом, Флейвел понимает реальность первородного греха и его влияние как на неверующего, так и на верующего человека, но он также с уверенностью пишет, что рабство греху отменяется после обращения грешника, и человек становится живым, способным любить Бога, а не ненавидеть Его.

Действие обмана изначальным грехом

Хотя мы и свободны от окончательных последствий и осуждающей силы
внутреннего греха, христиане по-прежнему подвержены искушениям из-за нашей греховной природы. Оуэн описывает три проявления обмана греха в жизни христианина. Во-первых, грех обманным путём отвлекает разум от конкретных мыслей, на которых он должен был бы сосредоточиться. Некоторые из этих мыслей касаются владычества Бога, обмана греха и наказания, назначенного за него в законе, размышление о любви и доброте Бога, о крови и посредничестве Христа, а также об обитании Духа. 35. Оуэн также объясняет, как грех вводит в заблуждение. Во-первых, пробуждая умственную и духовную лень, «из-за чего человек пренебрегает этой обязанностью».36 Эта лень проявляется в четырёх вещах: невнимательности, нежелании выполнять обязанности, слабых и неэффективных попытках выполнять их и «бессердечии при столкновении с трудностями и разочарованиями».37.
Второй способ, с помощью которого грех вводит в заблуждение, - это соблазн.38 Он отмечает, что это соблазнение в значительной степени происходит из-за отсутствия сдерживания своего воображения, особенно в сфере похоти и желания. Грех хочет быть желанным и удовлетворяющим естественные порочные привязанности.39. Привязанности, безусловно, запутаны, когда они возбуждают частое воображение о предполагаемом объекте, к которому ведет и соблазняет этот греховный обман. Когда грех берёт верх и чувства полностью отдаются ему, он наполняет воображение образами, подобиями, постоянно являя себя в них». 40.
Третий способ, которым грех вводит в заблуждение, заключается в его постепенном воздействии на представление о реальном грехе. «Когда он отвлекает разум от его долга и запутывает чувства, он переходит к  зачатию греха для того, чтобы вызвать его наружу”.41 Таким образом, грех в верующих подобен огню; он распространяется
быстро, но водой освобожденной совести его можно укротить, хотя чем дольше он остается незатушенным, тем труднее его потушить. Оуэн цитирует Иак. 1: 12-15: “Желание, когда оно зачато, рождает грех, а грех, когда он созрел, порождает смерть. Не будьте обмануты....”

Необходимость для христиан умерщвлять грех

Из-за искушений, которым подвергает христиан князь, господствующий в воздухе,
христианам необходимо умерщвлять грех. Джон Оуэн описывает, что такое умерщвление греха: "«Умертвить грех - не значит полностью убить его, чтобы он больше не имел власти над нами и не жил в наших сердцах. Это [то], к чему мы стремимся; но в этой жизни этого не достичь. Умерщвление состоит в привычном ослаблении греха, в постоянной борьбе с ним [и] в успехе».42.
Оуэн предлагает несколько принципов, касающихся умерщвления греха. Во-первых, верующим, чтобы они были свободными от силы греха, осуждающей их, предписывается обязанность умерщвлять греховные дела плоти, от которых мы еще не полностью свободны, поскольку в этой жизни нет совершенства.43 Во-вторых, Святой Дух является Автором и Его одного достаточно для этой работы по умерщвлению греха, что является благой вестью, потому что в каждом верующем обитает Святой Дух Божий.44 Он является суверенным Автором нашего освящения и умерщвления наших грехов; однако человек несет ответственность за стремление к святости и несет ответственность за свои проступки. . В-третьих, «жизнь, сила и утешение [верующего] во многом зависят от умерщвления греха» 45

Оценка пуританского взгляда на грех

«Неужели мы настолько испорчены, что совершенно неспособны делать добро и склонны ко всему злу? Да, действительно, если только мы не возрождены Духом Божьим»46. Пуританское понимание греха полностью соответствует Писанию, исповеданиям веры и трудам ортодоксальных христианских мыслителей на протяжении всей истории. В трудах пуритан о грехе можно найти параллели с описанием греха в Послании Иакова 1: Бог не может ни искушаться злом, ни искушать, «но каждый искушается когда его манит и соблазняет собственное желание. Затем желание, зародившись, порождает грех, а грех, когда он полностью созревает, порождает смерть. Не обманывайтесь, возлюбленные мои братья», - призывает Иаков. Пуритане подтверждают эту концепцию Иакова в своих проповедях об опасностях
и коварстве греха, а также в своих увещеваниях убегать от него и умерщвлять грех. Точно так же в 1 Кор. 6: 9-10 говорится: “Или вы не знаете, что беззаконники не наследуют Царства Божьего?”
Пуритане понимали глубину человеческой порочности и осуждающую природу греха.  В Вестминстерском исповедании веры много говорится о грехе. После грехопадения Адама человечество стало грешным, мёртвым во грехе и полностью осквернённым во всех своих душевных, умственных и физических способностях.47
«Всякий грех, как первородный, так и всякий другой, будучи нарушением праведного закона Божьего и противореча ему, по своей природе навлекает на грешника вину, из-за которой он становится подвержен гневу Божьему и проклятию закона и, таким образом, обречён на смерть со всеми её бедствиями…48. Это изначальное развращение делает людей полностью склонными ко злу, 49 и в течение этой жизни развращение природы остаётся в возрождённом человеке; и хотя во Христе оно прощается и предаётся смерти, оно и всё поведение, проистекающее из него, являются греховными и достойны презрения.50.
Все эти комментарии из Вестминстерского исповедания веры полностью подтверждаются в трудах пуритан: первородный грех как следствие грехопадения Адама, полная безнадежность и порочность человека в его естественном невозрожденном
состоянии, сохраняющиеся последствия греха у верующих и необходимость для верующих умерщвлять грех.
Кальвин много говорит о грехе в возрожденном человеке, в котором грех пребывает, но больше не властвует. Люди полностью развращены, пока Иисус не искупит их и не перенесёт из царства тьмы в царство света. Его избранные свободны служить Богу, а не сатане. "Дети Божьи освобождаются через возрождение от рабства греху. Однако они не обретают полную свободу, чтобы больше не испытывать раздражения от своей плоти, но в них по-прежнему остаётся повод для борьбы, благодаря которой они могут упражняться; и не только упражняться, но и лучше познавать свою слабость… Там в возрожденном человеке остается тлеющий уголек зла, из которого постоянно выпрыгивают желания, соблазняющие и побужда.щие его совершить грех.51. Далее Кальвин говорит, что в возрождении власть греха устраняется благодаря силе Святого Духа, который дает христианам победу над грехом.52
Гейдельбергский катехизис также провозглашает истину о тяжести греха и
свободе христиан от греха в очень благоговейной манере, которая пробуждает в христианах благоговейный отклик при слушании Евангелия. «Христос заплатил цену за мой грех. Пока эта цена не была заплачена, я находился во власти сатаны. Но как только она была заплачена сполна, я больше не находился во власти сатаны… Так велико страдание человека. Но дело Иисуса Христа ещё важнее»  53
Христос победил смерть. Поэтому, хотя людям и суждено однажды умереть,
даже в смерти верующие избавлены от мучений. Смерть не может причинить верующим окончательного вреда. Христос воскрес из мёртвых, Он духовно воскресил Свой народ из могилы греха в  сердцах, и однажды Он также физически воскресит Свой народ. 54

Пуританский взгляд на искупление Христом грехов

Что произошло во время смерти и воскресения Христа

В культовом труде Джона Оуэна «Смерть смерти в смерти Христа» провозглашаются чудеса, явленные во время смерти Христа на кресте, когда Он принял на Себя гнев Божий на грешников, чтобы спасти Своих избранных от проклятия, которого они заслуживают своими злыми делами, и воскресение Христа, когда Он победил смерть и явил Свою силу. Сначала Оуэн приводит библейские описания того, почему Христос пришёл на землю, и исполнение этих описаний мы находим в Его смерти и воскресении.55 В Мтф. 18:11 говорится, что Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти заблудших. В 1Тим.1:15 Павел говорит, что Христос пришёл в мир, чтобы спасти грешников. Если говорить более конкретно, В Еф.5:25–27 Павел говорит, что Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за неё, чтобы очистить её, освятить её и избавить её от грехов. В Тит. 2:14 говорится, что Христос отдал Себя, чтобы искупить Своих избранных от всякого беззакония и очистить Себе народ, ревностный к добрым делам. Таким образом, Оуэн использует эти стихи, чтобы подтвердить, что миссия Христа - искупить грешников. После разъяснения цели пришествия Христа Оуэн описывает последствия Его смерти. Первое из них - это примирение с Богом, «устранив и истребив вражду, которая была между Ним и нами»56. Оуэн ссылается на Рим. 5:10, где говорится, что, когда мы были врагами, мы были примирены с Богом смертью Сына, и на 2 Кор. 5:19, где сказано, что Бог в Нём примирил мир с Собою, не вменив людям преступления их.
Вторым из последствий смерти Христа является оправдание, которое происходит через снятие вины за грехи, «получение прощения и избавления от них, искупление нас от власти, от проклятия и гнева, которые были возложены на нас за них»57. В Евр. 9:12 это подтверждается словами о том, что Иисус стал проклятием для нас, чтобы искупить нас от власти проклятия, которое нас связывало. Третьим следствием смерти Христа является освящение христиан, очищение от скверны и осквернения наших грехов, что обновляет в нас образ Божий и наделяя нас благодатью Духа святости...». В 1 Иоан. 1:7 говорится, что кровь Христа очищает христиан от всякого греха. Четвёртым следствием смерти Христа является усыновление.58 В Гал. 4:4-5 говорится: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рождённого от женщины, рождённого под законом, чтобы искупить тех, кто был под законом, чтобы мы могли получить усыновление как сыновья». Пятый результат смерти Христа - это прославление, новые тела и вечная жизнь со Христом на небесах. Евр. 9:15 подтверждает это блаженное будущее.
Таким образом, Оуэн утверждает, что в смерти Христа заключена смерть смерти.
Святая жизнь Христа, Его безгрешная смерть и могущественное воскресение положили конец царству отчаяния и смерти. Хотя когда-то христиане были скованы своими грехами и смертью, которой они заслуживали, теперь христиане не отмечены грехом и смертью. Вместо смерти они наслаждаются примирением с Богом, оправданием в Его глазах, освящением силой Святого Духа, усыновлением как сынов Божьих и прославлением в вечной жизни с Богом.

Что происходит после обращения

Смерть Христа положила конец греху в широком смысле этого слова, и это проявляется в жизни конкретных людей, которые были искуплены. Обращение грешника - это чудесный дар Божий. Это возвращение к жизни мёртвой души и принятие святого в
Царство Божье. Натаниэль Винсент много писал об обращении грешников. Он
говорит о пяти элементах обращения грешника. Во-первых, при истинном обращении сердце человека “отворачивается от любви ко всякому известному беззаконию".
... Ваша любовь - это то, чего Бог в первую очередь требует от вас. Особенно грех, которого больше всего желали, которым больше всего наслаждались, вы будете больше всего ненавидеть, когда обращение будет искренним ” 59. Любить грех - это доказательство того, что человек не любит Бога, ибо Бог свят и не может мириться с присутствием греха. Любить Бога - значит не любить грех, ибо грех полностью противоположен Богу.
Во-вторых, при истинном обращении происходит обновление всего человека. 60 В 2 Кор. 5:7 Павел утверждает, что если кто-то во Христе, то он - новое творение. Это означает, что «весь человек освящается, но не полностью. Каждая часть изменяется, но не полностью» совершенна»61. По мере того как христианин познаёт Бога, его сердце всё больше воспламеняется страстью любить Бога и служить Ему, что неизбежно проявляется во всех аспектах жизни.
В-третьих, «при истинном обращении возникает желание обращаться всё больше и больше. Есть стремление к большей степени праведности. Остатки плоти - это бремя, и
дух жаждет избавиться от них (Гал. 5:17). 62 Освящение - это процесс, в ходе которого Святой Дух всё больше и больше уподобляет избранных Богом людей образу Христа. Этот процесс приносит радость и проявляется в плодах Духа: любви, радости, мире, терпении, доброте, благости, верности, кротости и самообладании, как перечисляет Павел в  Гал. 5:22-23.
В-четвёртых, при истинном обращении возникает ревностная любовь к единоверцам.63 Христиане - братья и сёстры во Христе и сонаследники с Ним. Церковь - это тело Христово. Павел призывает христиан «поступать достойно призвания, в которое вы были призваны, со всем смирением и кротостью, с терпением, перенося друг друга в любви, стремясь сохранить единство духа в союзе мира»  Есть одно тело и один Дух»64. Следовательно, христиане не должны вступать в ссоры и дисгармонию, ведь они обрели такое святое единство.
В-пятых, при истинном обращении возникает жалость к необращённым. Вместо того чтобы сторониться неверующих или свысока смотреть на них, христиане должны испытывать к ним сострадание, потому что, если бы не Божья спасительная благодать, христиане были бы на их месте, осуждённые в глазах Бога. Неверующие «висят над бездной на тонкой нити своей жизни, и каждый день может произойти тысяча событий, которых достаточно, чтобы разорвать эту нить в клочья. Тогда они без искупления низвергнутся в ад». О, жалкое состояние нечестивых!»65
В общем, Бог предопределяет, оправдывает и прославляет Своих избранных. Для христиан жить - значит жить во Христе, а умереть - значит обрести благо.66 В этой жизни христиане пребывают в благодарении и радости из-за любви, которую явил им Бог. В будущей жизни «Солнце Праведности будет сиять вечно без всякого затмения. Будет полная радость без печали, совершенный мир без всякой тревоги, полная святость без малейшего остатка тления, полное блаженство без конца».67

Оценка пуританского взгляда на искупительную жертву Христа за грехи

Представления пуритан об искупительной жертве Христа основаны на Библии и подтверждаются исповеданиями веры и авторитетными христианскими богословами. Вестминстерское исповедание веры повторяет, что человек лишает себя возможности жить по завету дел и что из-за его несостоятельности Бог заключает завет благодати и спасения в Иисусе Христе со Своими избранными. 68 Христос Своим послушанием и смертью избавил Своих избранных от долгов и удовлетворил за них справедливость Отца по Своей безграничной милости.69 Павел в 1 Кор. 2: 2 говорит: “Я решил не знать ничего среди вас, кроме Иисуса Христа, и Его распятого”, ибо это Евангелие - святая жизнь Христа, Сына Божьего, Его смерть и искупление наших грехов, удовлетворение гнева Отца и наше принятие Отцом из-за этой завершенной работы Иисуса. Бельгийское исповедание говорит, что «[не] нужно искать или изобретать какие-либо другие способы примирения с Богом, кроме этой единственной жертвы, однажды принесённой, благодаря которой верующие обретают вечное совершенство»70.
В Гейдельбергском катехизисе говорится, что христианин определяется тем, что Иисус уже сделал для него и продолжает делать для него71. Христос заплатил за грех Своих детей, выведя их из-под власти сатаны под контроль Бога. Христиане действительно должны жить в благодарении за завершение искупительной жертвы Христа.

Заключение

Таким образом, пуритане предлагают уникальное, созерцательное, яркое и точное изображение Евангелия. Они правильно понимали тяжесть человеческого греха и славу Христова искупления за него; их взгляды хорошо согласуются с исповеданиями веры и трудами уважаемых христианских богословов. Если бы не милость Божья к возрождённым, рождение в этом мире ничем бы не отличалось от входа в ад Данте, надпись на вратах которого вызывает скорбь «Оставь всякую надежду, входящий сюда» 72. Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, даже когда Его избранные были мертвы в своих преступлениях и грехах, оживил их и искупил их от гибели, которой они заслуживали за свои грехи. 73. По словам Гейдельбергского исповедания, «сколько всего тебе нужно знать, чтобы ты мог жить и счастливо умереть в этом утешении? Три вещи: во-первых, огррмность моего греха и моего несчастья. Во-вторых, как я искуплен
от всех своих грехов и страданий. В-третьих, как я должен быть благодарен Богу за такое искупление».74
Евангелие - это единственный прочный фундамент, на котором можно построить свою веру, и только дело Христа даёт христианам надежду на радостную жизнь. Пусть все, кто принадлежит к Божьей семье, ощутят как тяжесть своих грехов, так и величие искупления, совершённого за них Христом, и, как призывает Гейдельбергский
катехизис, будут жить, преисполненные благодарности Богу за такое искупление.

1 Jonathan Aitken, John Newton: From Disgrace to Amazing Grace (Wheaton, IL: Crossway, 2007).
2 Romans 5:8.
3 Canons of Dordt, “The Fifth Main Point of Doctrine The Perseverance of the Saints,” Article 14: “God’s
Use of Means in Perseverance.”
4 Edward Reynolds, The Works of Edward Reynolds Containing Three Treatises of the Vanity of the
Creature: The Sinfulnesse of Sin, The Life of Christ, With a Collection of Thirty Sermons (London: Newcomb, 1679), 2495 This does not, however, mean that God’s restraining grace is not upon them, but it does mean that the unregenerate man is dead in his sins and that without Christ bringing his dead soul alive, he can do no good work.
6 Nathanael Vincent, The Conversion of a Sinner Explained and Applied, From Ezek. 33. 11 ... Part
Whereof Was Preached Some While Since at Saviours Southwark: The Day of Grace, Discoursed of from Luke 19 (London: Printed for Thomas Parkhurst, 1669), 105.
7 Ibid.
8 Ibid., 106.
9 Ibid.
10 Ibid.
11 Пс 7:11-12, Vincent, Conversion of a Sininer, 106.
12 Vincent, Conversion of a Sinner, 107
13 Proverbs 22:8.
14 Thomas Watson, The Mischief of Sin (Morgan, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1994), 5.
15 Ibid.
16 Ibid.
17 Ibid., 8.
18 Ibid.
19 Ibid., 9
20 Ibid.
21 Ibid.
22 Ibid., 10.
23 Joel R. Beeke, and Mark Jones. A Puritan Theology: Doctrine for Life (Grand Rapids, MI: Reformation
Heritage Books, 2012), 210.
24 Beeke, 210.
25 John Owen, The Works of John Owen, D.D., Vol. IV (Edinburgh: Johnstone and Hunter, 1850), 180.
26 Goodwin, Thomas, and Joel R. Beeke. The Works of Thomas Goodwin, Vol. 10 (Eureka, CA: Tanski,
1996), 138.
27 Ibid., 139.
28 Eф 2:1-22.
29 Charles Manton, The Complete Works of Charles Manton, Vol. 1 (London: James Nisbet, 1870), 239.
30John Flavel, The Works of the Rev. Mr. John Flavel, Vol. 2 (Edinburgh: Banner of Truth Trust, 1997),
192.
31 Ibid.
32 Ibid.
33 Ibid., 193.
34 Ibid.
35 Owen, Works, Vol. VI, 238-242.
36 Ibid., 238
37 Ibid., 242
38 Ibid., 245
39 Ibid., 247.
40 Ibid., 246.
41 Ibid., 251.
42 Ibid.
43 Ibid., 5.
44 Ibid., 16.
45 Ibid., 21.
46 Williamson, G.I., The Heidelberg Catechism: A Study Guide (Phillipsburg, NJ: P&R Pub, 1993), 17.
47 The Westminster Confession of Faith, VI.2-3.
48 Ibid., VI. 6.
49 Ibid., VI.4.
50 Ibid., VI.4
51 Calvin, Institutes, 3.3.10-11
52 Ibid.
53 Williamson, Heidelberg Catechism, 8.
54 Ibid., 9.
55 Owen, Works, Vol. X, 157-158.
56Owen, Works, Vol. X, 157-159.
57 Ibid., 158.
58 Ibid., 159.
59 Vincent, Conversion of a Sinner, 101.
60 Ibid., 102.
61 Ibid.
62 Ibid.
63 Vincent, Conversion of a Sinner, 103
64 Ephesians 4:2-4.
65 Vincent, Conversion of a Sinner, 103.
66 Philippians 1:21
67 Ibid., 106-108.
68 Westminster Confession of Faith, VII.3
69 Ibid., XI.3.
70 Belgic Confession, Article 21.
71 Williamson, Heidelberg Catechism, 8.
72 Dante Alighieri, and Mark Musa, The Divine Comedy, Volume 1: Inferno (London, England: Penguin
Books, 2003), 89.
73 Ephesians 2.
74 Williamson, Heidelberg Catechism, 8.

Aitken, Jonathan. John Newton: From Disgrace to Amazing Grace. Wheaton, IL: Crossway
Books, 2007.
Alighieri, Dante, and Mark Musa. The Divine Comedy, Volume 1: Inferno. London, England:
Penguin Books, 2003.
Beeke, Joel R., and Mark Jones. A Puritan Theology: Doctrine for Life. Grand Rapids, MI:
Reformation Heritage Books, 2012.
de Brиs, Guido, and United Reformed Churches in America. “The Belgic Confession of Faith.”
Accessed April 18, 2016. https://www.urcna.org/1651/file_retrieve/23907.
Flavel, John. The Works of the Rev. Mr. John Flavel. Edinburgh: Banner of Truth Trust, 1997.
Goodwin, Thomas, and Joel R. Beeke. The Works of Thomas Goodwin. Eureka, CA: Tanski,
1996.
Hodge, Archibald Alexander. The Westminster Confession: A Commentary. Edinburgh,
Scotland: Banner of Truth Trust, 2002.
Kistler, Don, Samuel Bolton, Nathanael Vincent, and Thomas Watson. The Puritans on
Conversion. Ligonier, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1990.
Ligonier Ministries. “Canons and Decrees of the Synod of Dordt.” Accessed April 18, 2016,
Manton, Charles. The Complete Works of Charles Manton. London: James Nisbet, 1870.
Orthodox Presbyterian Church, The Westminster Confession of Faith and Catechisms, With
Proof Texts. Willow Grove, PA: The Committee on Christian Education of the Orthodox
Presbyterian Church, 2005.
Owen, John, and W. H. Goold. The Works of John Owen. London, Edinburgh: Banner of Truth
Trust, 1965.
Pelikan, Jaroslav, and Valerie R. Hotchkiss. Creeds & Confessions of Faith in the Christian
Tradition. New Haven: Yale University Press, 2003.
Reynolds, Edward. The Works of Edward Reynolds Containing Three Treatises of the Vanity of
the Creature: The Sinfulnesse of Sin, The Life of Christ, With a Collection of Thirty
Sermons. London: Newcomb, 1679.
Sibbes, Richard. The Complete Works of Richard Sibbes, D.D. Edinburgh: James Nichol, 1864.
Vincent, Nathanael. The Conversion of a Sinner Explained and Applied, From Ezek. 33:11, Part
Whereof Was Preached Some While Since at Saviours Southwark: The Day of Grace,
Discoursed of from Luke 19. London: Printed for Tho. Parkhurst, 1669.
Watson, Thomas. The Mischief of Sin. Morgan, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1994.
Williamson, G.I. The Heidelberg Catechism: A Study Guide. Phillipsburg, NJ: P&R Pub, 1993.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии