Крысы Вербера и тираны Ефремова
ВЕРБЕР vs ЕФРЕМОВ
Интересную параллель можно провести между "крысиным" экспериментом из «Энциклопедии относительного и абсолютного знания» Бернара Вербера и идеей про стрелу Аримана из романа Ивана Ефремова «Час Быка». Действительно, оба автора исследуют парадокс угнетения: эксплуататоры, вопреки ожиданиям, страдают не меньше, чем угнетённые.
ШЕСТЬ КРЫС
В поразительно популярной на родине автора, во Франции, книге «Энциклопедия относительного и абсолютного знания» (1993 год издания) писатель-фантаст Бернар Вербер действительно описывает жестокий, но показательный эксперимент с крысами, иллюстрирующий социальные законы выживания и иерархии.
"С целью изучения их способности к плаванию Дидье Дезор, ученый из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси, поместил шесть крыс в клетку, откуда был только один выход - в бассейн. Чтобы добраться до кормушки с пищей, нужно было переплыть бассейн. Очень скоро выяснилось, что вовсе не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения.
Два эксплуатируемых плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое рабов получали собственную порцию. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов.
Независимый пловец был достаточно силен и не подчинялся эксплуататорам. И, наконец, козел отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. Такая же структура группы - два эксплуатируемых, два эксплуататора, независимый пловец и козел отпущения - повторилась во время эксперимента в двадцати клетках.
Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь. К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуататора, два эксплуатируемых, независимый пловец и козел отпущения. Эксперимент с шестью эксплуатируемыми, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат".
«СТРЕЛА АРИМАНА» У ЕФРЕМОВА
В блистательном социально-философском и научно-фантастическом романе «Часе Быка» Ефремов описывает закон «Стрелы Аримана». Ариман (Ангра Майнью) — это персонификация зла, первоисточник всего дурного, олицетворение хаоса и невежества, тьмы и разрушения в зороастризме, древней персидской религии, выступающий как противник верховного божества Ахура Мазды (Ормузда).
Роман "Час Быка" повествует об экспедиции представителей коммунистической Земли на планету Торманс, где потомки людей, бежавших с Земли, создали тоталитарное общество с жесткой кастовой системой. Реалии этой планеты подозрительно похожи на наш мир. Неудивительно, что вскоре после публикации в 1970 году книга вызвала скандал, гнев самого председателя КГБ Андропова. В ней тот увидел клевету на советскую действительность, и она долгие годы замалчивалась, была запрещёна к переизданию в СССР.
Показательно название планеты Торманс. Автор не дает этимологии этого слова, но оно, несомненно, перекликается со словом из английского языка "torment", которое переводится как "мучение, мука, терзание, пытка". В свою очередь, torment восходит к латинскому torquere – «крутить, скручивать, мучить».
Ефремов объясняет, что чем выше поднимается человек по ступеням власти, тем сильнее стрела Аримана вонзается в его сердце. Он становится заложником системы, которую создал: боится бунта, завидует свободе низших, теряет покой. Тираническая власть в эксплуататорском обществе— это не привилегия, а вечная пытка подозрением.
Ключевые тезисы Ефремова:
- «Пирамида давит на вершину» — правители в эксплуататорском обществе (например, на планете Торманс) несвободны, как и их рабы. Они заперты в страхе, паранойе и бессмысленной роскоши.
- «Счастье невозможно в несчастном обществе» — даже элита, живущая в изобилии, духовно опустошена, ибо несправедливость разъедает всех.
- Контраст с коммунизмом: Ефремов противопоставляет это миру «Великого Кольца» (из предыдущего романа «Туманности Андромеды»), где отсутствие иерархии делает людей по-настоящему счастливыми.
АНАЛОГИЯ МЕЖДУ ВЕРБЕРОМ И ЕФРЕМОВЫМ
Вербер | Ефремов
1) Объект стресса: Крысы-доминанты | Правящая элита Торманса;
2) Причина страданий : Страх потерять контроль | Страх восстания и пустота власти.
Вывод: Власть = хронический стресс | Господство = духовная смерть
ФИЛОСОФСКИЙ ИТОГ
Оба автора сходятся в мысли: система угнетения калечит даже тех, кто стоит наверху.
- Вербер показывает это через биологию (стресс у крыс-альфа).
- Ефремов — через социальную фантастику (трагедия хозяев Торманса).
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Это перекликается и с современными исследованиями: например, нейробиолог Роберт Сапольски доказал, что у приматов-лидеров уровень кортизола (гормона стресса) выше, чем у подчинённых.
Свидетельство о публикации №225090400969