Сталин в Вене

Лето 2025-го в лучшем городе земли. На излюбленном месте народных гуляний ВДНХ восстановлено уже почти все. Недавно обрел новую жизнь аляповатый «Главтабак», по соседству заканчивают белоснежно-мраморный храм советского общепита «Золотой колос». А все закрашенное – снова вернулось.

На фреске павильона 71 «РСФСР» выстроились одухотворенные строители нового общества. Посредине Ильич, а за ним - другой профиль, поменьше и немного размытый. Но узнаваемый. Рожденный в СССР вздохнет в приливе ностальгии, у миллениала всплывут в памяти обрывки школьной программы, а пытливый зумер, остановив свой самокат перед этой странной картиной,  недоуменно почешет в затылке: «Почему они все такие целеустремленные и счастливые?»

Те же смешанные чувства будит вернувшийся барельеф на «Таганской». Кастанедовская точка сборки вибрирует, тысячеголосый ангельский хор поет «Марш энтузиастов», приливает эндорфин... Тычок в спину от невидимого дона Хуана - и ты уже летишь... Но не в пропасть - на одну из тех великих строек...

70 лет пролетело после развенчания, а имя его все еще не забыто. Чем больше бардака, тем чаще его поминают. «Вот был бы жив Сталин...». И памятников, барельефов, мемориальных досок в российских городах и весях меньше не становится.

Но это у нас. А какой резон у... венцев?

По дороге к парку Шенбрунн вдруг вздрагиваешь, узнав на стене одного из домов до боли знакомый профиль. Эта доска там уже давно. Только раньше она висела одна, без другой, черной - о репрессиях. Теперь на одной доске автор работы «Марксизм и национальный вопрос», на другой – напоминание о его жертвах.

Как же так? Уже который год все российское в Европах не в чести, а эта доска все еще на месте. Как и величественный мемориал на венской площади Шварценберг или памятная доска морякам и десантникам, спасшим от разрушения Имперский мост, или могилы советских воинов-освободителей в других австрийских городах. И за всеми – должный уход. Ни следа русофобского вандализма.

Что это – иная культура и не омраченная политконьюнктурой память о собственной истории? Остатки благодарности бывшим освободителям? Или же просто следование букве Государственного договора 1955 года?

Дом 30 на Шенбруннер Шлоссштрассе. Как оказался тут Сталин?
 
...В декабре 1912  c фальшивым паспортом греческого коммерсанта Ставроса Попандопулоса в Вену из Кракова прибыл «один чудесный грузин». И задержался на два месяца. Товарищи по партии знали его как Кобу, Нижерадзе, Чижикова, Ивановича, Васильева, Сталина. А царские жандармы - как «Рябого».

Так совпало, что в это же время в столице Австро-Венгерской империи жили психоаналитик Фрейд, социал-демократы Троцкий и Бухарин и художник-акварелист Гитлер. Сюда, в свободное от работы на заводе Даймлер в Винер-Нойштадте, часто наведывался слесарь и водитель-испытатель, будущий маршал Югославии Броз Тито. Двое из них пали впоследствии жертвами Сталина, а Тито достать он не успел по причине собственной смерти.

Хозяева квартиры, где остановился Иосиф Джугашвили,  – дворяне и марксисты Трояновские -, подрабатывали репетиторами у детей русских богачей. А для своей малолетней дочери на роль няньки подрядили Кобу. С чем он неплохо справлялся, выгуливая малышку Галю в шенбруннском парке. Не забыл он о ней и позже, благословив на брак с зам. председателя Советского правительства  Валерианом Куйбышевым, чей третьей - но не последней - женой она стала.

Александр Трояновский – артиллерийский поручик, меньшевик, а одно время даже антиленинец,  впоследствии тоже не был забыт. Он представлял Советский Союз в Японии, а затем в Соединенных Штатах. А его сын Олег служил послом в Японии, Китае и представителем СССР при ООН.

В двух шагах от Шенбруннер Штрассе раскинулась великолепная летняя резиденция императора Франца-Иосифа I. В 50-миллионном государстве с 15 нациями национальный вопрос был не менее актуален, чем и в России и, в частности, на Кавказе. Материала для анализа темы было достаточно. Однако, большей частью на немецком языке, которым Коба не владел.

Но Ленин командировал в Вену именно его. Видимо, рассчитывая, что Бухарин и Трояновский помогут с переводом, а сам он потом подредактирует написанную статью.

Когда Сталин покидал Вену, «Марксизм и национальный вопрос» был еще «сыроват». Ленин статью доработал. В советское время она, с ее определением нации и другими постулатами, служила главным подспорьем преподавателям марксистско-ленинской философии, научного коммунизма и истории КПСС в вузах и техникумах.

Сталин полемизировал с австромарксистами, в частности, с будущим федеральным канцлером Австрийской республики Клаусом Реннером, по вопросу о национальной автономии в составе крупного государства. Сталин упирал на необходимость политической независимости, а Реннер – на достаточность национально-культурной автономии. 

На плебисците 10 апреля 1938 г. Реннер, как и 99,71% австрийцев, не только одобрил «воссоединение Австрии с германским рейхом» и признал Гитлера вождем этого государства, но даже заявил, что предшествующие 20 лет австрийской республики «были ошибкой».

Комплементарность не помогла ему избежать опалы. Как впрочем и большинству  австрийских и германских социал-демократов. Книги Реннера, в числе 313 запрещенных авторов, нацисты жгли на площадях. Но до концлагеря не дошло: отделался домашним арестом.

В апреле 1945-го, когда еще шли бои, 75-летний Реннер встретил Советскую армию-освободительницу под Веной и через генерала Желтова передал личное письмо «Его Превосходительству маршалу Сталину». И Сталин неожиданно дал добро на назначение бывшего оппонента главой Временного правительства послевоенной нейтральной Австрии.

Похоже, австрийцы об этом все еще помнят…


Москва, сентябрь 2025 г.


Рецензии
Мне больше всего понравилось вот это:
"Так совпало, что в это же время в столице Австро-Венгерской империи жили психоаналитик Фрейд, социал-демократы Троцкий и Бухарин, художник-акварелист Гитлер, фашист Муссолини, рабочий автозавода Daimler и будущий маршал Югославии Тито."
Сдаётся мне, это не случайно, таких случайностей не бывает. Похоже, это был шанс избавиться от группы одиозных личностей одним махом, и направить историю по другому пути.

Вячеслав Горелов   05.09.2025 19:25     Заявить о нарушении
"Фашист Муссолини" "в это же время" в столице Австро-Венгрии не был. До Первой мировой войны он побывал в Австрии только раз - в 1909 г., да и то только в итальянской части Тироля, в городе Трентино. В 1911-12 гг. Муссолини отбывал срок в итальянской тюрьме, а затем работал редактором газеты "Аванти". В 1913 г. он баллотировался в итальянский парламент от города Форли. В Вене его не было и быть не могло, поскольку из Трентино австрийцы его с треском выслали в Италию.
Тито жил и работал не в Вене, а неподалеку от столицы, в городке Ной-Винерштадт.

Алексей Аксельрод   05.09.2025 23:25   Заявить о нарушении
С социалистом и будущим фашистом Муссолини я ошибся и убрал его из этой компании. А по поводу Тито внес небольшое уточнение.

Сергей Мартынов 8   07.09.2025 12:38   Заявить о нарушении