Виток истории
Муж сел у телевизора, а Ольга стала искать в шкафу книгу, и наткнулась на семейный альбом. Открыла. С первой страницы на неё смотрели отец и мать. Фотография матери была переклеена из пропуска и напомнила про кочегарку, где та работала истопницей.Ольга часто приходила к ней и подолгу сидела на корточках против топки, не в силах оторвать взгляд от бушующего. пламени печи. Отец на фотографии стоял рядом с поездом с надписью "Барнаул".В этом городе он служил в трудовой армии. Ниже снимков родителей примостился ещё один - она и бабушка у полуразвалившегося дувала.
Ольга появилась на свет, на пике репрессий 30-х годов в столице Киргизии, где и прожила всю жизнь. Её отец, подростком, в Первую мировую, добрался с беженцами из белорусского Бреста, где жили родители, в Москву, где в няньках жила сестра, устроился продавцом газет и попал в революционную среду. С тех пор его мировоззрение формировал марксизм. Войну гражданскую он закончил на Перекопе - был комиссован после ранения. Оправившись, какое-то время работал, а потом осуществил заветную мечту, ставшую доступной для простого человека: окончил рабфак и поступил в институт в Питере.
Поступил, но за год до окончания его исключили"за правду", как объяснял, за Троцкого, которого в студенческих спорах называл вождём революции наравне с Лениным. Донесли, посадили, затем выслали в Киргизию под надзор спецслужб,долго заставлявших держать наготове узелок с вещами и вздрагивать при любом стуке в окно.С матерью отец познакомился у её брата, бросившего ради "счастья всего человечества" духовную семинарию на Урале и примкнувшего в Семиречье к Красной Армии. Пока, порубанный казацкой шашкой, он залечивал раны на киргизской земле, комиссары на Урале принуждали их с Ольгой отца публично отречься от веры. Упрямый поп не отрекался, был посажен в тюрьму, а затем сослан с семьёй в Берёзово, велев старшей дочери бежать. Его и младшую дочь похоронили в ссылке, а жена и двое сыновей уже после Великой Отечественной вернулись в родные места. Семейное гнездо было разрушено, односельчане сторонились. И, помыкавшись какое-то время, они перебрались к детям в Киргизию. Бабушка запомнилась Ольге злой старухой, ненавидившей всех и вся, беспрестанно ерничавшей: «Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь!» Дядюшек, сторонившихся людей, соседи называли перепуганными. Ольга видела, как плакала мать, после разговоров с братьями, когда её выпроваживали за дверь, чтобы не слушала. Когда же пришло время вступать ей в комсомол, мать решительно запретила словами:" Ни в коем случае! Они издевались над твоим дедом! Они убили его!" Но весь класс вступал, и Ольга отставать не хотела. Тайно подала заявление и, получив комсомольский билет, спрятала его под клеёнку на столе. Мать обнаружила и устроила нахлобучку. Конфликт был исчерпан отцом, вставшим на защиту дочери, назвав мать и её родню поповским отродьем. Дочери же сказал, чтобы не болтала, что она "вражененок", и её пионерская жизнь в Тимуровской команде плавно переросла в жизнь комсомольскую с восхищением Молодой Гвардией. О своём присхождении молчала всю жизнь, но чувствовала себя другой, чем все остальные, хотя никто, ни разу не поинтересовался, кто её предки.Очень удивилась, когда в зрелые годы узнала, что рядом, подобных ей и тоже всё скрывавших, было много. Школа и отец формировали её мировоззрение в коммунистическом направлении. Мать о своём отце говорила редко, а по поводу власти высказывалась со злой иронией. Ольга, взрослея, начала уважать и деда,и отца за верность своим идеалам и сожалела, что многого не знала о них. К примеру, где похоронен и при каких обстоятельствах погиб дед, даже, отчества его не знала. Не всё знала и про отца- твердо лишь то, что он остался верен идеалам революции и предположительно, что был реабилитирован.
Годы шли и стирали в памяти прошлое. Из своих ранних детских лет, пришедшихся на военные годы, в памяти остались проводы отца на службу, пламя печи в кочегарке у матери, поле, где вдвоём с нею сажали кукурузу, втыкая зёрнышки во вспаханную землю. Игрушки заменяла шелушилка, которой были научены отделять зёрна от початка, и маленькая ступка, в которой эти зерна толкли в муку для мамалыги. Послевоенные годы оставили в памяти первую учительницу, радость от октябрятской звёздочки, пионрского галстука, комсомольского билета, получение которых обставлялось как большой праздник, как этап взросления. Старшие классы были заполнены девчачьей дружбой, не очень понятным интересом к противоположному полу, подготовкой к поступлению в институт. Призыв - "Учиться, учиться и учиться," - был главным в семье,где родителям не удалось закончить образования. Ольга учиться старалась и училась хорошо. Окончив школу, в институт поступила сразу к радости отца и матери. Отец радовался при этом не только поступлению,но и тому, что реализуются идеи, за которые он боролся. Мать сдержанно соглашалась,что высшее образование может получить каждый, несмотря на привилегии для местного населения.
Студенческие годы вспоминались ярко: дружба, любовь, интерес к знаниям. Не только к профильным. Её, подобно отцу, тянуло к изучению Марксизма , который преподавали всем студентам. Жили небогато, роскоши не было, но голода - тоже. Верили, что впереди лучшее. Когда семья получила от государства квартиру, Ольга вместе с отцом убеждали мать, что время, когда все будут работать по способностям, а получать по потребностям, на пороге. Ольга не сомневалась, что ей доступно всё. А отец,уже совсем старым радовался,как ребенок, когда узнал, что его внук стоит в почётном карауле у памятника павшим за советскую власть, которую он устанавливал.
Перевернув страницу, Ольга остановилась на фотографиях сына.Вот он на маленьком велосипедике. Вот играет во дворе с пацанами в футбол. Дальше - шагает в школу в новой форме. Вот всё семейство - бабушка с дедом, они с мужем и сын. Его жизнь была подобна её: октябрёнок, пионер, комсомолец; школа, институт, работа. Воспоминания о жизни семьи в эти годы долго были жизнерадостными. Жили дружно, в стране мораль равенства , братства, интернационализма считалась само собою разумеющейся. Идея строительства коммунизма сохранялась. Но, энтузиазм строек, освоение целины и космоса не гасили желания иметь собственное жилье, быть сытыми, обутыми, одетыми, путешествовать по миру.Приоткрывшиеся двери на Запад дали возможность сравнивать советскую жизнь с жизнью " за бугром". Сравнение оказывалось не в пользу Советов. Разъяснения, что богатство капиталистов - результат эксплуатации и грабежа других народов, как-то пропускались мимо ушей. Хотелось материального благополучия. Человеческие инстинкты брали верх, предполагая заботу о себе. Правители стучали ботинком по кафедре,чтобы не лезли в советские дела,заставляли сеять кукурузу там, где она расти не хотела, велели ловить на улице сбегавших с работы по своим делам, пытались создавать что-то частное, увешивать себя орденами чтобы самому верить в правильность действий, придумывать варианты перестройки. Улучшения не было. Наоборот. "Умудренные" репрессиями предыдущих лет, люди не выступали публично, а приспосабливались, кто как мог.Те, кто имел власть, обеспечивали себя достойной зарплатой и всякими "спец",типа магазинов, больниц, домов отдыха и пр. Те , кто производил что-то своими руками, выносил производимое с родного завода, фабрики: при пустых магазинах "с рук" можно было " достать" и пряжу комвольно- суконного комбината, и купить на базаре мясо из мясокомбината. Чтобы не вызывать огонь на себя, руководители нижних рангов лгали вышестоящим о выполнении пятилеток в четыре года. "Долгие, несмолкающие аплодисменты, переходящие в овации" в честь руководства, которые организовывали телевизионщики при появлении вождей на разного рода собраниях-заседаниях, усиленно транслировали, пытаясь показать единство партии и народа. Народ же, эту комедию, равно как и единодушный "одобрямс" поднятыми руками за любое решение партии и правительства на собраниях, высмеивал у себя на кухнях. Домашние Ольги подсмеивались над гловой семьи,дедом, как его теперь называли, когда тот доказывал, что всё нужно исправлять воспитанием. Перестал здоровался с соседкой, приторговывавшей продуктами из больничной столовой, а её брату, умыкавшему с военного (!) завода детали для бытового использования и продажи, пообещал набить морду. Это не помогало, производство рушилось. Бабушка часами выстаивала очереди за продуктами в магазинах или покупала их за переплату у спекулянтов. Муж чертыхался и доказывал родным, что проблема дефицита в отсутствии хозяина и частной собственности. Ольга старалась поддержать отца, переживавшего крушение своих идеалов, и говорила, что руководство большой страны справится. И оно "справилось", провозгласив суверенитет республик.
Муж выключил телевизор, Ольга закрыла альбом. Легли спать, но не спалось. Говорили об уехавшем сыне. На следующий день решили подышать свежим воздухом в скверике, развеяться. Скверик был уютным, зеленым, с памятником знаменитому акыну, игровыми площадками для детей, самокатами и велосипедами в аренду. Гуляя, снова вспоминали сына, которого водили сюда. Назвали те годы лучшими в своей жизни и похвалили строй, который ругали перед его развалом. Затем муж приметил аксакала с шахматной доской под мышкой и направился к нему, надеясь сыграть партию.
Ольга, присела на соседнюю скамейку. Вокруг гуляли мамочки с колясками, продавали мороженое, катали детей на грузовичках,вдоль аллеи пацаны гоняли на самокатах. В глаза бросалось отсутствие европейских лиц среди гуляющих. И Ольга невольно вернулась во времена, когда некоренные, когда-то принесшие в эти края большевистскую идеологию, начали уезжать из республики. Идеология была принята благодаря своей человечности и, несмотря на трудности,ни её, ни государство, кыргызстанцы разрушать не готовились: голосовали за сохранение Союза.Когда крушение государства всё-таки произошло и наступил суверенитет, хранили памятники Ленину, оставили праздничным день 7 Ноября,а русский язык - языком межнационального общения. И сейчас многие считали советскую идеологиюа, провозглашавшую свободу, равенство, братство для всех, на голову выше любой другой. Однако, амбициозные, не сумевшие удовлетворить свои амбиции люди решили, что настал их час и устремились во власть, отрекаясь от прошлого, переделывая историю. Как-будто забыв истинные отношения между людьми в период советской власти, сравнивали русских, составлявших большинство некоренных,с европейскими колонизаторами. Ольга, жившая жизнью простых, удивлялась этим легендам, зная истинное положение дел. В быту как-то само собой разумелось и принималось предоставленное преимущество коренным при получении высшего образования, назначении на руководящие должности любого уровня, награждении и тому подобного на фоне равенства при обучении в школах, получении медицинских услуг и других важных областях. Некоренными были разнородными:перебравшиеся из Китая дунгане, уйгуры, соседствовавшие узбеки и таджики ,русские, когда-то приглашенные киргизской царицей для защиты и осевшие, сосланные советской властью бывшие соратники большевиков, эвакуированные с занимаемых фашистами территорий, депортированные с Кавказа и Поволжья во время Отечественной войны, "понаехавшие" из различных регионов Союза. Коренные и некоренные жили одновременно общей жизнью, и параллельной, соблюдая свои обычаи. Сколько нибудь значимых столкновений на национальной почве при советской власти не было. Они появились, когда экономика не смогла удовлетворять растущие потребности людей. Начали считаться, кто кого кормит и выдавливать разными способами многочисленных пришлых, составлявших около половины населения с преобладанием русских. Стремление к равноправию Начали переименовывать города и села на национальный лад, митинговать с призывами убираться. В глаза, как оскорбление, извращая,порою, слова , сыпали имя страны и название нации, к которой человек принадлежит, презрительно искажая. Незнание пришлыми языка коренного народа,обучение которому официально прекратили, когда Ольга училась в старших классах, было одним из мощных инструментов, которым манипулировали.Руководящие должности, занятые некоренными, были особой приманкой и их быстро расхватали. Заманчиво было приобрести квартиру за бесценок в городе или брошенный дом в селе, припугнув конным набегом. Одновременно из-за разрушившихся экономических связей Союза подчистую разрушались все заводы и фабрики. Зарабатывать на жизнь было негде. Евреи и немцы принимали своих, создавая условия для нормальной жизни, а в Россию своих не звали и не ждали там. Европейские лица на улицах остались единичными.
В семье отъезд планировали дважды. Первый раз, когда под окнами маршировала с русофобскими криками толпа молодежи, второй раз, когда мужа вынудили освободить рабочее место. Остались в первый раз, после того как уехавшие соседи сообщили, что никакой помощи на месте не получили, а во второй раз, когда сын поступил в местный институт : учёба оставалась в семье самым важным. Правда теперь за образование было нужно платить, а они с мужем потеряли свои рабочие места. С трудом удалось Ольге пристроиться торговать на "Дордое", а мужу сторожем на ТЭЦ. Европейские лица на улицах стали единичными.
Некоренной народ не принимал какого-либо участия в борьбе за власть, развернувшуюся с наступлением суверенитета. Борьба была нескончаемой и характеризовалась бесконечными переворотами, которые приноравливались к переизбранию и заканчивались на центральной площади столицы. Друг против друга стояли Юг и Север. В борьбе использовали всё: выборы с подтасовками, подкупом водкой и деньгами, захват правительственных зданий, массовый мордобой, оружие в упор и из-за угла. Президентов свергали несколько революций подряд. Одни после этого укрывались в ближнем зарубежье, других " уходили" на пенсию, одного посадили.Каждый новый, приходя к власти,переориентировал всё "прихватизированное", как остроумно в народе называли присвоение того,что принадлежало народу, на себя, своих родственников и сподвижников, раздавая остатки ваучерами или обещаниями жизни как в Швейцарии.Сподвижники нового президента быстро приспосабливались брать взятки, давать их нужным людям, пользоваться государственным, как личным. Не отставали и другие: не отказывались от мзды, уклонялись от уплаты налогов, получали зарплату в конвертах и прочее. Массово вернулись к вере мусульмане, изучая Коран, строя новые мечети, совершая намаз даже на работе. Искали: по каким правилам жить?
А русские уезжали. И они проводили вчера сына в никуда.
Шахматисты доиграли партию, пожали друг другу руки, договорились о встрече и развернулись в разные стороны, но остановились от внезапного гудка паровоза, проходившего по железной дороге неподалёку. Аксакал усмехнулся и спросил, указав рукой в сторону гудка: "Слышите, что говорит?" И сам ответил: "Хочу назад в СССР!"- а Ольга поняла,что человек помнит чистоту помыслов, стремлене к справедливости, честности и братству того витка истории.
Свидетельство о публикации №225090501219