Облака 1945 года

Картину «Облака 1945 года» Гелий Коржев написал спустя 35 лет после Победы. Она завершила живописный цикл «Опалённые огнём войны» и за неё художника удостоили Государственной премии СССР.

Когда критики и искусствоведы начинают писать об этой картине, они не могут прийти к единому мнению, что хотел изобразить художник.

На холсте два очень пожилых человека: безногий мужчина и изработавшаяся женщина. Версий возникает несколько: вернувшийся с войны искалеченный солдат и его постаревшая прежде времени жена. А может, это его старенькая мама? Или это родители ждут возвращения своего сына с полей Великой Отечественной… Причём, ждут давно, о чём свидетельствует вытоптанная вокруг трава. Может быть и супруги через много лет после войны присели в годовщину победы вспомнить свою молодость. Смотрят в небо и видят, как облака даже после Победы продолжают закрывать для них солнце…

Составить своё мнение о картине вы можете в Государственной Третьяковской галерее.

Благодарность на всю жизнь
Гелий Коржев в автобиографии писал: «Послевоенные годы стали временем возмужания художников моего поколения. Война внесла в понятие «социалистический реализм» свои поправки. В искусстве тех лет стало гораздо больше правды. Волна восхвалений стала спадать, а изображение жизни простых людей начало доминировать на выставках».

К военной теме он обращался часто, обычно подчёркивая, что война вошла в его жизнь «в те годы, когда начинает формироваться личность человека». С 1941 по 1943 год юный художник находился в эвакуации вместе с другими воспитанниками Московской художественной школы. В башкирском селе Воскресенское он не только познал трудности и лишения военного времени, но и получил важный жизненный и творческий опыт. Подростка очень волновало, что на фронте гибнет столько людей, но государство старается сохранить потенциал для будущего. В том числе беспокоится о талантливых ребятах-художниках. Это чувство долга и благодарности Коржев пронёс через всю жизнь. Им он руководствовался, задумывая сюжеты для своих картин.

В полотнах, вошедших в цикл «Опалённые огнём войны», художник попытался осмыслить события Великой Отечественной. Он не изображает батальные стены, главное для него — душа человека. Его персонажи — личности, наделённые высокой нравственностью, героическими качествами, смирением и неугасимой верой в завтрашний день. Ему удалось создать стилизованные психологические портреты. Люди на них замкнуты в себе. Даже в толпе людей или в кругу близких они словно прислушиваются к внутреннему эху от прошедшей войны.

«Облака 1945 года»
Работать над холстом «Облака 1945 года» мастер начал в 1980 году. Зритель его увидел лишь черед пять лет. Картина стала заключительной в военном цикле «Опалённые огнём войны». Кроме неё туда вошли «Перед дальней дорогой», «Живой заслон», «Следы войны», «Мать»,  «Проводы», «Память павших», «Старые раны» и «Встреча».

На пригорке, будто на смотровой площадке, расположилась немолодая пара. Одетый в галифе и гимнастерку мужчина, лишившийся на фронте ноги, сидит на земле, устремив взгляд вдаль. Фигура женщины, лицо которой покрыто глубокими морщинами, формирует идейный и композиционный центр полотна «Облака 1945 года». Она столь монументальна, что кажется, подпирает небо подобно атланту, соединяя землю с небесами. На хрупкие женские плечи в годы войны выпало столько тяжёлой работы, страданий и переживаний…

Зрителю не видно, куда смотрят герои. Как вариант, речная пристань или дорога, по которой должен вернуться их сын, отец маленькой внучки, стоящей поодаль.

«Суровый стиль»
7 июля 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения советского художника Гелия Михайловича Коржева (Чувелёва). Он академик Академии художеств, народный художник СССР (1979), лауреат Государственной премии СССР (1987).

В Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) Гелий поступил в 1939 году. Студенческие годы в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова датированы 1944–1950. С 1968 по 1975 год был первым секретарём Союза художников РСФСР.

Коржева считают одним из основоположников «сурового стиля» — направления в реалистической советской живописи, характерного для 50-60-х годов ХХ века. Суть его в эстетизации грубоватых форм, резких и «грязных» тонов, превознесение суровой житейской реальности. Обычно свои сюжеты авторы посвящали будням советского человека, жизни, связанной с преобразованиями: освоение целины, производство, индустриализация и другое. Особенно ярко эти моменты Гелий Коржев воплотил в серии работ о Великой Отечественной войне.

За триптих «Коммунисты» в 1961 г. его наградили золотой медалью Академии художеств СССР. И даже выдвинули на соискание Ленинской премии, но тогда он её не получил. А стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина в 1966 г.

Свобода — писать то, что я хочу
Интересно, что Гелий Коржев, прославлявший в своих работах советского человека, имел дворянские корни. Его дедушка дружил с великим писателем Львом Толстым. Но сам Гелий не стремился это афишировать, он в принципе сторонился публики, не гнался за признанием, даже не устраивал персональных выставок.

«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу», говорил мастер. В этих словах заключена основа его жизненной философии.

Умер Коржев 27 августа 2012 года. Похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Памятник на могиле выполнил внук Иван по эскизам самого художника.


Рецензии
да, замечательно написано, лучше Д Рубиной с ее "Верхней Масловкой", у Вас всё четко, по делу, жму зелен

Нина Тур   07.09.2025 17:09     Заявить о нарушении
спасибо!

Наталья Швец   08.09.2025 14:15   Заявить о нарушении