Старт в Многоморье
Часть 1 Бумажный шторм
40 дней продолжалось полное приключений путешествие от Нижнего Новгорода. Волга, Волго-Донской канал, Дон, Азовское море, Керченский пролив.
Катамаран "Du Cat", 27ft чудо питерского производства, под командованием Капитана Дэна дошел-таки до Черного моря.
Ну, как капитана... В тот момент еще "капитана": знаний ноль, опыта ноль, из капитанского только капитанка на голове и штурвал в руках. Безумие и отвага. И страстное желание моря, не убитое даже ужасами, пережитыми в штормовом Азовском.
В экипаже Ник Ник, Макс и лайка Варна. Опыт того же уровня, отвага и того пуще.
Перед входом в Анапский порт связались с диспетчером. Попросили показать, где можно встать на пару часов, чтоб никому не мешать. Нужно закупить хлеба и набрать пресной воды.
Диспетчер не ласково приказал выйти из бухты за поворотный буй и перезвонить на сотовый.
Вне эфира чертыхнулись, по вышли и перезвонили по названному номеру. Ответил.
- В общем, так. 3000 руб и я покажу, где встать.
Мы офигели.
- Нам же на пару часов!
- Цена названа, спорить бесполезно.
- Хм... а нет ли вариантов?
- Есть, - и дал телефон марины.
Охранник в марине место оценил в 1500 руб, но места-то и нет.
Снова связались по рации с диспетчером. Тот вдруг стал материться. Ну это уже был перебор. Мы прошли половину России, везде в маринах пускали на пару дней даром, помогали чем могли, всюду на реках видели морское братство. А в море с морским братством что-то не того... Так и сказал. На что диспетчер довольно цинично возразил, что де морского братства не бывает, тут одна коммерция.
Внезапно к нам в разговор вклинился кто-то другой:
- Парни, идите к 20-му причалу. Там мореманы, а не коммерцы поганые, - объяснил, как найти.
Двинулись.
Но едва прошли буй, как диспетчер сам снова вышел на 16-й канал, орал матом, чтоб уматывали набуй, грозил вызвать водную полицию. Тогда я не выдержал и поведал всем на 16-ом о требуемой взятке в 3000 руб за набор воды и закупку хлеба.
Скандал грозил вырости нехилый. Но тут связь вышел сам Капитан Порта. Приказал:
- Швартоваться к синему причалу и идти ко мне.
Так и поступили.
Едва зашвартовались, к "Du Cat" подошел старик в форме. Представился: инспектор. И повел кэпа с собой. Пока шли, Дэн приглядывался к старому морскому волку. Вспомнился Робинзон из мультика "Мореплавания Солнышкина", очень похож. Повадками, взглядом и обращением.
Инспектор показал зверинец на первом этаже капитании. Внимательно посмотрел на реакцию Дэна и остался доволен.
Наконец поднялись в башню. Там старик посмотрел документы и посоветовал в другой раз не шуметь. Дэн было возмутился, но старик спокойно пояснил:
- Вы нарушили сто правил и инструкций. Вас могут упечь, а яхту отнять.
Пришлось тихо охренеть. Хорошо хоть с документами все в норме.
Закончив, отвел присмиревшего кэпа к Капитану Порта.
Капитан матер, Капитан жмет руку, Капитан улыбается. Капитан любит парусников и авантюристов.
- Можете стоять у той стенки хоть два дня, бесплатно, тем более что объявлено штормовое предупреждение и формально я вас не выпускаю в море, нафига потом спасать? Да, будут подходить хитрые крысы за деньгами, но вы должны смело посылать крыс на хyz или ко мне, что, в принципе, одно и то же. И чтоб передали по сарафанному радио другим яхтсменам: в Анапе не все пи(цензура)сы!!! Морское Братство есть.
Кэп вернулся на борт в хорошем настроении от общения с хорошим человеком. Ночь прошла спокойно.
Рано утром, не так рано, как фашисты в 41-ом, но все же поспать не дали...
В общем, прибежал некий "господин", с пол-оборота стал орать. Не представившись. Как позже выяснилось, это был Начальник Порта Анапа. Но сонные путешественники этого не знали и послали грубияна нах. И к Капитану Порта. В комплекте.
И тут же узнали, чем Начальник Порта отличается Капитана Порта, чем круче и где господин видел Капитана.
И услышали знаменитое:
- А вот если я к вам в гости приеду, с меня что, тоже денег не возьмете? А если я вам на стол насру???
Перл из перлов. Перлнул так перлнул.
Тут даже Ник Ник вскипел:
- Да что вы кричите? Нашли мальчишек, дома орите, да кто вы такой?!!
Начальник убежал, угрожая расправой.
А дукатонавты стояли, растерянные, смотрели друг на друга. Эх, знать бы, чем эта стычка впоследствии обернется...
Но продукты и воду купили беспрепятственно и продолжили путешествие на Геленджик, где и провели все лето, тренируясь в морском судовождении, изучая Бобу Бонда и катая отдыхающих. Готовясь к путешествию в Дальнее Заграничное Многоморье.
Прошло шумное лето.
Экипаж "Du Cat" сменился. Ник Ник и Макс, потусовавшись в Черноморье, сдались. Передумали идти в дальние моря, тихо поодиночке слились обратно домой. Варна сильно заболела и тоже была переправлена бывшей жене на пенсию.
Только Дэн не собирался возвращаться. Видимо, слишком резко оборвал все, что связывало его с прежней жизнью. Рваная рана невыносимо болела и лишь морской ветер, ее обдувающий, снижал боль. Вперед! Только вперёд!
Дни и мили трещали, как барабан револьвера в русской рулетке. Каждый вечер зажмуривался, нажимая спусковой крючок, открывая глаза утром. Жив? Ну-ну. Тогда - дальше.
Пришла осень.
"Du Cat" и Дэн попробовали еще двух компаньонов, но не сложилось и с ними. Один сбежал, украл судовую кассу, а второй, приехав, в первый день слазал один раз на мачту, а на второй тихо слинял.
А однажды приехала Наташонок. Храбрая и влюбленная в Дэна. И привезла с собой свою лаечку, дочку Варны, Умку.
Наташа полна решимости на "и в горе, и в радости, ниточка за иголочкой". И стал Капитан Дэн просто счастлив.
Правда, Наташонок до этого никогда на яхте не ходила, тем более по морю. Как и Дэн, собственно. Ну, стали зубрить Боба Бонда вместе.
Пришла пора двигаться дальше. Многоморье ждет!
"Du Cat" снова пришел в Анапу, закрывать границу перед выходом в Турцию.
1 день
Дэн первым делом сходил к Капитану Порта Анапа. Радостно поздоровались.
- Рад, рад что у вас всё хорошо. С прохождением границы абсолютно никаких сложностей: нужно отнести письмо диспетчеру, тот вызовет погранцов и те вас выпустят.
Немедленно рванул. Но диспетчер неожиданно уперся:
- Любые бумаги только через морского агента и исключительно через именно эту фирму, - написал на бумажке название, - За 450 долларов.
- А самому нельзя? Самоагентирование разрешено.
- Созвонись с Начальником порта.
- Да я схожу, - и сходил.
Оп. А это же тот самый тип, который орал на экипаж матом летом!
Естественно, узнали друг друга. НП стал орать, Дэн в долгу не остался.
Тогда Начальник пообещал, что не выпустит, ни за что, мол, можно сразу яхту топить. На рейде, под окнами.
Дэн психанул, пообещал прокуратуру за вымогательство взятки. Начальствующий аж взвился. И понеслось...
С яхты Дэн звонил погранцам, нихрена не добился. Отсылают к Начальнику Порта.
Успокоился, перевел яхту на якорную стоянку за разделительный зелёный бакен. Наташа переживает, Дэн уверен в победе.
Наловили рыбу на ужин. Закат красив.
2 день
Завтрак жареной ставридой.
На берег не пошли - готовили документы для таможни. Решили твердо: будем уходить самоагентированием, имеем право.
Может быть и потратился бы на агента, но денег в судовой кассе просто нет. Хорошо что Дэн заранее в Новороссийске побегал по капитаниям, уже собрал полный набор анкет и бумаг для выхода.
Заполнял аккуратно, чтоб не портить.
Днем, когда солнышко прогнало туман, сушили матрасы, наводили порядок в поплавках.
3 день
Ветер Ю-ЮВ 3-5 м/с.
После завтрака подняли якорь, пошли на моторе вдоль пустынного пляжа. Надо на берег, но в порт "Du Cat" не пускают.
Хорошо, что купальный сезон окончен, можно подходить близко к берегу, и катамаран имеет малую осадку 40 см. Высадили Дэна на пляже между Анапой и Витязево.
"Du Cat" поставили на двух якорях. Один в море, второй завели на берег.
Выходил по колено в холодной уже воде, вынес на берег Наташонка. Умка своим ходом, не сахарная.
Сперва сходил в порт. Снова ругался с Начальником Порта. Тот отказывается посылать запрос и заявку в погранотряд и таможню. Говорит - не обязан, не желает. И "Du Cat" не выйдет в загранку ни из ЕГО порта, ни из какого другого. Он постарается. Кэп - разрушитель системы, которую Начальник долго отлаживал.
- Если все пойдут не через агента, какой мне интерес? Да знаешь ли ты, сколько людей кормится с агентских денег??? И пофиг, что яхтсмены имеют право на самоагентирование. Я просто не захочу, и ничего ты не поделаешь. И никакой прокурор тебе не поможет. Короче, 450 долларов - это цена сейчас, если будешь артачится - ценник подрастет.
В общем, все понятно. Кэп отдал письмо секретарше под подпись. Красивая добрая девушка, забитая грозным начальством. Шепнула, что Начальник испугался, что Дэн пойду в прокуратуру и выходные пропсиховал дома. Теперь мстит.
Дэн шепнул:
- Да нафиг мне прокуратура сдалась, в сердцах брякнул, не терплю, когда чиновники на меня матерятся.
Похихикали.
В городе распечатал заготовленные на компе письма. Выяснил, где КПП и таможня.
Это в аэропорту, у самого Витязево. Сперва топать через всю Анапу на автовокзал, потом долго ехать на междугороднем автобусе, потом полтора км пешком.
Вернулся на яхту вечером. Наташонок без дела не сидит: прибиралась, сушит вещи. Встретила Дэна на берегу у горы собранных рапанов. Как не просила забрать на "Du Cat"всё, пришлось отказать.
Некоторое время болтались по пляжу, пытались найти клиента, подработать немного денег на покатушке. Нет, холодно, никто в море не хочет.
Тогда махнули рукой, посидели на песочке, попили пива с рыбкой, проводили солнышко.
А с отчаливанием намучились: волной кат забило на песок, присосало. Вдвоем спихнуть не смогли, хорошо какой-то здоровенный мужик помог. Наташонок на моторе, парни толкают в раскачку. Чуть не надорвались.
19-30 встали на якорь на рейде. Ужин. Отбой.
4 день
Пасмурно, еще похолодало, +16
После завтрака повел катамаран в порт, уже не спрашиваясь у диспетчера. Все равно кроме мата ничего толкового не услышишь. Встали на головке марины.
Дэн добежал до офиса.
Под навесом сидели знакомые капитаны, пили чай да кофе, встретили радостно, много расспрашивали о летней работе в Геленджике. Тут же заметил капитана Сергея. Он предложил помощь: есть машина и некоторые связи. Вывели кат снова на рейд.
Съездили в аэропорт, в таможню.
Гадство, Начальник успел всем отзвониться и наговорить много нехорошего, море клеветы, подготовил "встречу" от души, качественно. Пугал всех, что, мол, Дэн хочет всю шайку в прокуратуру сдать, на каждого поименно личную заяву кинуть. Что, мол, Дэн уже и в Геленджике, и в Новороссийске "исполнял", и вообще мерзкий тип.
Пришлось всех успокаивать и умиротворять. Нашлось много общих знакомых из среды погранцов и Геленджика, и Новороссийска. Созванивались, обо мне отзывались хорошо.
Клевета всплыла кверху брюхом, не прибавив Начальнику Порта уважения. И таможенники и пограничники его не любят, но боятся связываться: слишком напорист, злопамятен, мстителен и имеет связи.
В общем, документы сразу не взяли, но помогли правильно оформить, исправили ошибки. Теперь нужно только перепечатать начисто, дальше у них не будет оснований отказать, лишь бы перед Начальником не подставиться. Ок, это устраивает.
5 день
Утро. Дэн готов к свершениям.
Документы подготовил, нужно только отвезти. поехал в таможню на автобусе.
От остановки до таможни пяток км, добирался автостопом.
Документы проверили - все нормально, прокатит.
Но теперь проблема погоды: собирается шторм на пятницу и субботу. Перенесли выход на понедельник, заказал комиссию. Нужно только привезти и увезти на такси.
Между делом ребята-таможенники накачали Дэну на флешку несколько фильмов в дорогу. Сколько влезло.
Хорошие парни, спасибо.
Вернулись в город. Капитан Сергей познакомил Дэна с Витей, председателем рыбацкого кооператива "Лукоморье". Тот вник в ситуацию, крепко обложил всех бюрократов и коррупционеров, а одного конкретно и лично. Кооператив много натерпелся: были и рейдерские захваты, и бандитские наезды. Нелегко жить в Анапе.
Нам дали место у причала, номер в кооперативной гостиничке. Помыться, отоспаться в тепле и сухости. 300 руб в день - чисто для проформы, на леденцы. Спасибо огромное!
Номером немедленно воспользовались: намылись под горячим душем. В смысле, намылся я: в номере холодно и по идее я должен был нагреть помещение. Но не рассчитали, бойлер мал. Наташонок поторопилась, следом полезла. Но едва намылилась, как вода пошла ледяная. Пришлось долго ждать, пока бойлер нагреется. А в номере отопления нету...
В общем, заболела Наташа, простыла. Дует чай за чаем, закуталась во все одеяла сразу. Горячая, очень. Мощнее обогревателя пышет. Потеплело.
Поэтому остались ночевать в номере, Дэн только притащил спальники.
Опять же на "Du Cat" нынче не очень: под катамараном в море брошенные потрошеные скаты - морские лисы. Рыбаки отрезают им крылья и забирают печень, остальное малосъедобно, а потому - за борт. Жуткая вонь аммиака.
Отбой глубоко заполночь, после просмотра по телевизору какой-то ужасной расчленёнки. Надо же так по телеку соскучиться, чтоб эдакое смотреть!!!
6 день
После завтрака бегом в порт.
Секретарша порадовала: Начальник сделал таки запросы на комиссию, но везти людей мне самому. Хорошая девушка.
Но поболтать нормально не получается: она боится начальства как огня.
А начальство, оказывается, есть и над Начальником порта: приехал генеральный, при нем перегибать палку и скандалить видимо опасно, чинуша внешне успокоился и возможно, "Du Cat" выпустят.
Но все равно затягивает: должна быть проведена оплата порта, юрист сделает договор... Естественно, не сегодня. Завтра.
Ок, у моря шторм, а у дукатонавтов свои дела.
Нашел на ул. Краснодарской бюро переводов. Заказал перевод судового билета. Завтра будет готово.
На обратном пути встретил Наташу - она тоже болтается по берегу, выгуливает Умку. Пёса завидила Дэна издали, эх и припустила к капитану!
По дороге из-под вагончиков выметнулись местные шавки. Ввалила им походя, не отводя от Дэна глаз и молотя хвостом. Наконец добежала, облизала, вывозила в песке. Пошли гулять вместе.
Несколько лет назад я ел недалеко от марины классные пирожки-треугольники. Нашли эту чебуречную, но там уже не азербайджанцы, а армяне. Совсем другая кухня. Шаурма у них просто отвратительная. Зато обалденные чебуреки. От полноты чувств угостили повариху Жанну бренди. Та растаяла, долго сидели, слушали её жизненные истории.
Смеркалось. В Лукоморье у одного из рыбаков, старика, день рождения. Десятка полтора тружеников моря разливают на перевернутых бочках, вкусно пахнет шашлыком. Дукатонавтов пригласили к импровизированному столу.
Матерые морские волки, Наташонок среди них как принцесса, Дэн на заднем плане, присматривает, чтоб не перегибали с ухаживаниями.
7 день
11-00 в город всем экипажем, Умка на поводке. Забрали перевод судового билета, отнесли к нотариусу, заверить. Еще расходы, но это надо.
Отвели Умку к ветеринару: проверить и выправить ей документы. Все в порядке, паспорт, справки и прочее теперь на руках, прививки сделаны.
В ветеринарке Наташа обнаружила выводок котят. Ми-ми-ми!!! Дэн заявил, что яхта не зверинец. Тогда Наташа сходила в магазин, купила плавленные сырки и кормила котят под гневным взглядом Умки. Кажется, теперь все в мире котята провинились и пощады им не будет.
У ветеринарки разбит даже не сад - дендрарий. На высоченных грушах плоды. Дэн сбил шишкой одну грушу. Каменная. Взяли на лодку - пусть зреет.
По дороге много грецких орехов, деревья прямо на газонах. Наташонок млеет от такой халявы, собирает полные карманы, заставляет прыгать за висящими на ветках, за высокими поднимать её на плечи. Хорошо, что она такая маленькая и лёгонькая, и то б наподнимался. Кроме того работает кэп Щелкунчиком - перемалывает добычу в ладонях. Сам почти не ест - не любит. Набрали большой пакет, хорошая добавка к рациону.
20-00 ужин, отбой. Спят на яхте, тут удобнее, лишь прокинули на борт удлинитель с берега, включили обогреватель.
8 день
Штиль, солнечно. Вроде как потеплело.
Но этот штиль обман - ждем начала обещанного шторма.
А пока кэп сбегал в порт. Забрал запросы, подписал договор выделение в порту таможенной зоны. Отвез в таможню, заказал комиссию на понедельник: вроде, неделя будет без шторма. Как раз для пересечки моря.
Снова обратно до остановки кэп шел пешком.
Догнала дорогая черная иномарка. Мужик предложил подвезти до остановки. Разговорились, Дэн поведал о своих приключениях. Тот живо интересовался, много расспрашивал. Оказалось, это начальник таможни. Ему тоже звонили на счет меня из порта, теперь познакомились, удивляется, как обманули. Пообещал, что специальных препон, о которых просили портовые, от таможни не будет, подсказал, как вести себя дальше. Хороших людей больше чем плохих, проверено.
В море штиль, но прогнозы грозны. В городе кэп сходил в марину, договорился постоять пару дней, переждать шторм. Ветер будет З - СЗ, сильный.
Вечером, как стемнело, перешли к понтону. Место определили в самом начале, возле входа, рядом с таким же катамараном АМ-27. Долго и тщательно раскреплялись, старожилы предупредили, что в шторм тут суетно.
Поставили экраны. Сразу наловили рыбы, нажарили: 2 сковороды скорпен, пару крупных барабулек, пеламиду и крупного "благородного бубыря".
Пойманные барабульки подкачали: резкий неприятный запах.
Ночь. Штиль. Всё ещё.
9 день
Подъем. Наташа разбудила - шум снаружи, страшно. Восемь утра.
В море задувает. Начинается.
Через пирс летят брызги, грохот волн. Этот день проведем на яхте: мало ли что. Увязались конкретно, всеми имеющимися концами.
11-00 Заштормило конкретно. Над молом стоит облако брызг, потоки воды и мелкая галька стекают по бетону. Несутся гребни, море рычит и воет, на берегу уже что-то раздолбало: по бухте и марине плавают доски, листы дсп, мусор. Сильное течение по кругу.
Экраны забыл достать, теперь их забило водорослями и порвало, один унесло совсем. Дэн бросил снасти на сетку комом, рыбу доставать из них не стал - потом.
Мимо пронесло синий кранец: его сорвало с сошвартованных лагом яхт "Альбатрос" и "Вега". Стоят у входа в марину, на самом волнении, их молотит о бетон бортами.
Кэп побежал искать дежурного матроса. Еле нашёл. Тот занят выловом халявных досок, укладывает в штабель. Не торопясь сходил, повесил кранец.
Дэн удивляется пофигизму, но вот оно разъяснение: это бесхозные яхты, их арестовали судебные приставы и поставили тут. За стоянку не платят, оттого и такое отношение. Всего яхт три, та что у берега совсем разбилась штормами, никто не озаботился повесить нормальные кранцы, борт протерт и продран до дыр. Блин, как бы то ни было, они ж живые...
К вечеру разгулялось вовсю. Помятуя, что эта марина плохо защищена от южных ветров, что тут случаются метровые ветровые приливы и отливы, сопровождающиеся мощным течением, ребята немного нервничали. Спали плохо.
10 день
Утро. Море бушует. Длинные волны, белый накат, грохот.
Сегодня крайний выходной день на Родине. И день рождения Наташонка, юбилей. Решили отметить, съездить в горы.
Побродили по горам, выбрались в Сукко. А там лошади. Наташа прямо растаяла. Купили прогулку, пришлось и капитану забираться на конягу. Умку привязали, в загоне много лаек-западников.
Мужики сперва едва ее не отняли: у них как раз такая пропала. Уже почти рассорились, но при детальном рассмотрении оказалась не ихняя. :)
А ещё одна лаечка удивительно похожа на Варну, Умкину маму. Сфоткал.
Убедившись, что собаки не конфликтуют, уехали кататься.
Осень в горах просто изумительна. Видели на берегу озера водяные деревья, по причине засухи в этот момент без воды. Дэн научился управлять лошадью и стал кататься вдоль каравана, вызывая неудовольствие вожатых. Под конец даже проехал галопом. Наташонок не отстаёт, скакали по осенним горам вдвоём.
Романтика!
На обратном к остановке пути пили бренди под подаренные яблоки, хабалили, веселились, нарвали в запас мешок шиповника. Умка тоже старалась, насобирала богатый урожай репьёв.
По возвращении зашли в "Магнит", закупили запас продуктов на "Du Cat", праздничное вино и тортик.
Темно, море вроде бы стихло. Чтоб не тратить деньги еще за один день стоянки, перевели яхту в "Лукоморье". Там еще волна, сильно колбасит, бьёт о причал. Навесили все кранцы, какие смогли найти.
Вечером сходили в кино на "Сталинград" 3D. Когда еще в кино на русском сходим...
Вернулись поздно, море почти успокоилось.
11 день
7-30 Подъем, быстрый завтрак: на 12-00 Комиссия.
Дэн сгонял в банк, снял все деньги. Купил евро. Теперь в судовой кассе 820 евро и 1000 рублей. На всю жизнь, пока не научимся за границей как-то зарабатывать.
Прихромал пораньше Витя: в курсе, волнуется даже больше нашего. Все-таки здорово, что хороших людей больше! Тем более таких.
Свозил меня за бензином, заправил все емкости. Теперь у нас на переход через Черное море 140л. Это на 30 часов хода, т.е. на 250 км. При задаче пройти до Стамбула 775 км. А, ладно, паруса же есть. Там разберемся.
Подарил Вите бутылку бренди и два стула, оставшихся с времени работы в Геленджике.
Наташонок меж тем залила воду, 120 л в пятилитровые баклажки. По расчету, если не мыться, это на 20 дней.
Доделал документы. Ну, вроде все готово.
Вызвал такси на таможню. Перешел на причал 6. Оплатил стоянку 300 рублей, то есть 6,5 долларов (Всего-то! Не 450 баксов, нет!)
Появился охранник, повесил угрожающую табличку. С причала турнули всех рыбаков. Дэн побежал встречать таможенников - туда прошел, а обратно уже не пустили! А паспорт-то на яхте... Так охранник сам и сходил за паспортом, сам себе дал, сам посмотрел и только потом пропустил.
Беготня, суета, а навстречу спокойно протопали два рыбака. Когда на них на выходе рыкнули - преспокойно послали "этих клоунов" куда подальше.
Комиссия прошла на удивление легко. Мои бумаги сразу забраковали (я чуть не поседел), но тут же достали свои бланки и за несколько минут сами и оформили как им нужно. Блин, и ради чего меня столько дней мурыжили???
Бегло осмотрели наше немудреное хозяйство, удивились, что из навигационных приборов только шлюпочный компас, туристский карманный gps "Гармина" и бумажная карта генштаба. Помянули "Ай гоу ту Хайфа". Поржали над совпадениями.
В 14-00 отчалили. И тут только вспомнили, что таможенников же нужно везти обратно в часть!
Дэн повернул было к берегу - кричат нельзя, машут руками. Хотел деньги за такси кинуть - шарахнулись как черт от ладана.
Что делать, позвонил Вите, попросил их отправить. Денежку, 450 р., ему на телефон бросили мои знакомые.
Вздохнули свободно - ВСЕ!!! Даже обнялись и расцеловались от чувств-с. СВОБОДА!!! Вышли в море.
Сильно колбасит, волна 1,5-2 м на встречняке. Попрыгали-попрыгали, и решили немного обождать. Кроме того по рации вдруг объявили штормовое предупреждение. Вернулись на ставшую привычной якорную стоянку в бухте.
Так закончился последний Бумажный Шторм.
Часть 2. Шторм в зимнем Черном море.
12 день
Спали долго - отмучились, свободны!!!
Утром все еще волна, ждем. Приняли от Сергея и Илюхи по телефону прогноз погоды, теперь срочно меняем планы: из Азовского моря собирается сильный шторм, через Керченский пролив направлением на Босфор. Возле Босфора будет очень большая волна.
Решили уходить восточнее, в обход шторма. Планы дойти до Туапсе, под прикрытие гор, потом на юг через море на Синоп. Перед ним зона аномально высокого волнения, важно в неё не лезть, повернуть и идти на запад, на Босфор. По самому краю ветродуя.
Как мы будем это делать, учитывая что карманный GPS море показывает весьма приблизительно...
До Синопа по прямой 205 морских миль, а по нашему плану с учетом крюка все 325 миль. Но шторм есть шторм, в него попадать совершенно никакого желания.
А погранцы гонят, рация нет-нет да поинтересуется, чего это вы стоите. Им пофиг, что гонят в шторм.
Остаться б, переждать. Но вновь проходить пытку отходом, с таки трудом полученным...
Легкий мандраж: Дэн впервые идёт в открытое море, Наташа вообще на яхте новичок, хоть и вызубрила Боба Бонда.
Пока море успокаивалось, готовили яхту, доделывали недоделки. В частности, пришурупили поддоны в банках, чтоб их волной не вышибало. Но сломался заклепочник, в шуруповерте сдохли аккумуляторы. Кое-как сделали только левый поддон.
12-00 СТАРТ ПЕРЕСЕЧКИ ЗИМНЕГО ЧЁРНОГО МОРЯ
Исполняет маленький катамаран "Du Cat", АМ-27, СПб.
Пять метров ширины, восемь длины. Поплавки 1,25;1,55м. Центральной надстройки нет. Мачта 12 метров. Осадка 0,4 метра. Грот, стаксель и дрифтер. Два шверта. Подвесной мотор 23 л.с. Экипаж Дэн, Наташонок и лайка Умка.
Исполняется впервые.
"Du Cat" идет в Многоморье. Впереди Первый морской шторм.
Сперва дуло в лоб, южак. Шли под парусами галсами. Дошли до Большого Утриша.
Погранцы в своем репертуаре: "Почему идете зигзагом? Идите прямо!" И "Почему вы идете на восток, если вам надо в Стамбул? Немедленно поворачивайте на запад!". Объяснения про ветер, галсы и собирающийся шторм не понимают.
19-00 тревожно заштилило. Катамаран стоит за Утришом, рация вызывает постоянно. Усталый переруг с погранцами: те гонят в нейтральные воды. Или уходите, мол, или вышлем вельбот, затащат обратно в порт на штрафы и гонения. Дэн упрямо ждет ветра, не собираясь расходовать бензин.
Всю ночь не спали, дежурили вахтами. Стояли на месте. Практически не двигаясь.
13 день
Под утро Наташа все-таки настояла пойти на моторе. Помятуя о шторме на линии Керчь-Стамбул, пошли в сторону Геленджика. Штиль.
Удаляясь от берега постепенно вышли в нейтральные воды.
Горы на горизонте, различаем Новороссийск и Геленджик. Поравнявшись с последним, повернули на юг.
Вокруг ровное как стол море, все в спинах дельфинов. Их стада, до самого горизонта. Словно болотные кочки. Лениво ныряют.
Наконец появился слабый ветерок. Мотор заглушили, пошли под парусами в бакштаг. Вот оно, наконец-то, Открытое Чёрное Море. "Du Cat" и экипаж впервые отошел так далеко от берега. Слава Богу, у Дэна есть некоторый опыт, полученный этим летом. Но это же все каботажка была, а тут...
А тут на горизонте появился штормовой фронт.
Черная полоса накрыла горизонт, стала расти на глазах. Медленно и неотвратимо. Догоняет.
Кэп успокаивает себя и подругу: мы же ушли в сторону, на погодных картах тут ветер не такой сильный. Но жутковато.
Натянули по центру палубы штормовой леер, от мачты к кормовой балке, споренько одели костюмы химзащиты Л1 (наши штормовые), опоясались водолазными поясами, прицепились полутораметровыми концами с карабинами к этому лееру. Поверху спасжилеты, естественно.
Стало задувать. Не дожидаясь прихода шквала, взяли на гроте первый риф.
Шквала не последовало, но совсем рядом, в сотне метров справа, прошел водяной смерч. Зрелище пощекотало нервы. Смерч некоторое время шел параллельно, шатаясь то к яхте, то в сторону, потом обогнал, вытянулся и исчез, забрызгав кат морской водой.
Ветер усиливался постепенно, облако накрыло большую часть неба, от края до края. "Du Cat" как под карнизом.
Шли под всеми парусами, шли хорошо. Грот подняли полностью. Расслабились. А зря.
На последних клочках сигнала с берега до катамарана дозвонился капитан Илюха:
- Дэн, беда! Новый прогноз! В Азовском море шторм усилился, ветер прёт. Возможно что перевалит через горы у Туапсе. Вы от шторма не ушли! С двух сторон ввалит. Может, вернёшься?
- Куда там... Не успеем уже. Далеко. Может, пронесет.
К вечеру засвежело. Поднялась волна, пришла большая зыбь справа: видимо, возле Керчи уже началось. Начали глиссировать с больших волн, поэтому сперва взяли первый риф, а через час второй. Идти стало легче. На глиссировании навигатор показал скорость 9-10 узлов. Средняя скорость 5-7 узлов. Стемнело.
Ночью пришел шторм.
Волна 2-3 м, вымпельный ветер 46 узлов, бакштаг. Грот убран, стаксель закручен, оставлен лишь уголок в 1,5-2 кв.м., чтоб не терять ход. Яхта лишь на ходу управляема.
Мотор залило, не заводится, причина не ясна, разбираться некогда.
Волна катамаран не заливает. Дэн маневрирует, подставляя волне корму.
Наташа боится, это ясно, но не только не подаёт вида, но и капитана подбадривает. Рулят поочерёдно, ей нужно привыкнуть. Дэн показывает, как следить за волной и от волны уворачиваться.
Как началось, Умку почти сразу скинули за шкирку в каюту. Она там забилась в угол, трясется. Щенок еще.
Как-то сразу очень устали. Все словно в компьютерной игре, только ставки другие.
Море не игра: на паузу не поставишь, покурить не выйдешь.
К середине ночи от утомления стали вырубаться. Сидели рядом, на коленях, у кормовой балки, спинами вперед. Всё внимание на догоняющие валы.
Спали по 10 минут поочередно: как только рулевой чувствовал, что теряешь сознание, успевал толкунуть в бок спящего и выключался.
Потом толчок уже тебе: на, рули.
Вперед не смотрели. Все равно ничего не видать. До берега далеко: центр моря.
Шторм, видимо, перевалил таки через горы, теперь дул с Туапсе. Волна пришла большая еще и с той стороны, образовалась сутолока. Сходились валы под углом 120 гр. Иногда высокие участки с обеих сторон совпадали и в небо выстреливало как из пушки. Старались уходить от этих взрывов: такое под днище даст и кранты. Силища у моря неимоверная.
Иногда промахивались, пропускали под наветренный поплавок гребень и получали удар волны во второй поплавок. Тогда кат просто трясся и стонал, дыхание перехватывало от жути. Удары богатырские, тараноподобные.
Ветровая волна поверх зыби. Ее направление вообще не определимо, налетала и молотила со всех направлений. Она 0,5-1м.
Сутолока, стиральная машина.
Кат справляется хорошо, несмотря на насмерть перепуганный экипаж. Еще ни один обрушивающийся гребень не упал на палубу. Легкий корпус даже пена держит.
Вышла Луна, яркая. Волны стали рельефные, черно-обсидиановые. Красиво и страшно.
Стало часто приводить, разогнались даже под одним рангоутом очень сильно.
Внезапно взвыло как-то особенно зло. Анемометр показал вымпельный ветер 30 м/с (60 уз). А потом сломался. Просто погас.
Для пущей устойчивости на курсе спустили с кормы все канаты, что были на борту, метров триста. Кат немного стабилизировался.
По белым канатам стало легче держать курс. Их видно в черной стеклянной воде очень хорошо. Белые полосы то уходят куда-то в небо, то проваливаются вниз под днище. Гипнотизируют. Раскачало очень сильно, высота волны не определяется на глаз.
Дэн и Наташонок сползли вниз, на самую палубу, легли животами на кормовую балку, привязавшись к ней всем, чем смогли.
Дукатик!!! Выноси, родимый!!!
Канаты скорость не снизили.
Кошмарная ночка.
14 день
Под утро, едва на горизонте затемлился восход, стало видно волну. Управлять яхтой теперь проще.
Ветер постепенно уменьшился до 20-30 узлов (приблизительно, анемометр с полуночи не работал).
Расслабили сжатые на снастях пальцы. Разжали стиснутые зубы. Расправили стаксель. Остальное сжатое пока в гипертонусе.
Первой спать отправил Наташонка. На два часа. Девушка спустинась в каюту, потрепала по белой шерсти скулящую Умку и упала на кровать. Как была: в непроме и спасжилете.
10-00 Дэн сварил макароны. Поднял подругу: завтрак.
Закидав в живот не жуя, ушел спать. Тоже завалился на матрас как есть, в эльке и спасике.
12-00 Макароны сварила Наташа. Ушла теперь спать она. В полной аммуниции.
И т.д.
К вечеру вышли из зоны шторма. Курс точно на юг.
Ночью пришел штиль. Мотор решил сегодня не работать, GPS показывает, что до Турции пока далеко. Паруса полощут, море успокоилось, словно ничего и не было.
Сдернули, наконец, эльки. Завалились на сетку. Полюбовались на звезды, поговорили на тему "как здорово быть живыми". Чувство это непередаваемо.
Наташонок, храбрый малыш. Лихо начала ты свою матросскую жизнь.
А потом ушли спать. Оба. Сразу. Нафиг. Паруса не убирали - кат сам приводится, держится против ветра. Топовый и ходовые огни горят. Море снова как стол, дрейфуем.
Умка вылезла, сходила по маленькому на сетку, полакала воды и опять убежала в каюту.
15 день
Подъем. Привычно, с солнышком.
Все в порядке, все еще штиль. Море накрыто плотным туманом.
Мотор не заводится. Дэн пробовал починить - никак.
За ночь по показаниям GPS яхту унесло назад на три мили. А за вчерашний день здорово спустилась на юг. Синоп теперь почти четко на западе.
Позавтракали. А тут и ветер задул. С - СЗ. Пошли курсом на запад, на Синоп.
Кэп таки отремонтировал румбоанемометр. Его контакты залило морской водой. Протёр - заработало. Ну, почти заработал: румбы показывает, а скорость ветра нет. Ну, хоть что-то.
Пока Дэн возился с приборами, Наташа дошила плавучий якорь, сшитый предварительно еще в Геленджике. Провели испытания - сложная конструкция, но работает.
К вечеру набежали тучи, вновь стало тревожно.
По рации турки передают прогноз погоды, половина на инглиш, но увы, никак не можем уловить понятные слова. Наташа учительница английского, но турецкий акцент суров и непереводим. Много специфических слов. Записывали, пытались искать в словаре. Получается плохо. Вроде, "нот гейл" - это хорошо. Наверное...
Черный фронт со стороны заката встретили в Л1 и спасиках, тщательно подготовленные к второму шторму.
После заката встретили пароход, тот вызвал нас по рации. Турок. Наташа и ихний кэп поболтали по английски. Басурман сообщил, что погода будет гуд.
Поверили, роставили дрифтер, увеличили скорость, пользуясь тем, что волнение небольшое.
20-00 Наташа ушла спать, умаялась сверх меры, явные признаки переутомления. Дэн пока держится.
Дрифтер убрал, от греха подальше, кат под гротом и стакселем.
02-00 пришли СВЕТЯЩИЕСЯ ДЕЛЬФИНЫ. Зрелище фантастическое.
Зимнее море полно светящихся от беспокойства рачков и планктона, за "Du Cat" длинный, до горизонта яркий след. Как за двойной кометой. Или звездолетом.
Дельфины же похожи на стремительных огненных червей. Черные тела не видно, лишь сияющий след. Их много, они на немыслимой скорости летят торпедами практически в борт, проныривают под нами, выпрыгивают и взрываются на поверхности яркой вспышкой.
Кэп позвал Наташу. Сон как рукой сняло. Скакали за дельфинами за палубе, Умка в истерике.
Насмотрелись, успокоились, поели.
Ветер стих. Еще через час полностью заштилило. Убрали все паруса. Дрейф.
Течение есть, кат относит назад, на восток. А, забили, легли спать.
16 день
За ночь отнесло на полторы мили. Ветер есть, поставили грот, стаксель и дрифтер, курс на запад, к Синопу.
Наташа готовит завтрак, Дэн и Умка на вахте.
После завтрака передал румпель и полез в мотор. Ночью, во сне, догадался в чём проблема. Проклятая кнопка стопа, в нее попала вода, короткое замыкание, вот и не заводится. Отрезал. Заизолировал. Завел.
Как раз кончился ветер, дальше пошли на моторе.
Когда ветер задул снова, мотор глушить не стали: хочется скорей уж в порт. Очень хочется. Быть бы в Синопе засветло, а?
Все разговоры только о горячем душе, а лучше бане. Но можно и душ. Хотя бы душ. Главное - горячий. За любые деньги.
Очень устали. Наводили порядок после штормования. Умка радехонька, носится по кату, перемигивается с дельфинами.
Эти ребята сопровождают постоянно, даже в шторм вроде бы мелькали в волнах. Их очень много и они очень любопытны. Особенно дельфинам нравится лаечка.
13-30 Наташа увидела ЗЕМЛЮ!!! Закричала, как положено, попыталась влезть на мачту. Везет глазастенькой.
Синоп на горизонте.
Кэп достал фляжку с бренди, выдал Экипажу по глотку. А молодцы ж! В смысле: молодец, молодица и молодая сука.
- Ну, что ж. Двенадцать дней прорывались через бумажный шторм российской границы. Двенадцать миль территориальных вод, по миле за день. И четыре дня через зимнее штормовое Черное Море.
- За нас!
Шли под мотором. Дэн приготовил праздничный борщ.
17-30 подошли к мысу у города Синоп.
Живые.
Слава Богу, земля.
...В Грузии в эту ночь волны 5 метров и выше наделали много бед. Шторм был 9 баллов.
Свидетельство о публикации №225090501729