Командир взвода тоже уровень

Кто знает, с чего начинается педагогический опыт? У кого-то он совпадает с началом учебы в педагогических ВУЗах.  У кого – то с началом трудовой деятельности по воспитанию или обучению подрастающих поколений.  У меня же он совпал с выпуском из высшего военного училища, где меня четыре года готовили в роли командира мотострелкового взвода. Кто сказал, что командир не воспитатель? Еще какой! Когда тебе Родина вручает после выпуска из училища не много не мало аж тридцать душ твоих подчиненных, которым ты становишься «отцом родным». А «отец» – то сам еще пацан, двадцати одного года отроду.  Его еще самого воспитывать и обучать.  И тем не менее. Взялся за гуж, не говори, что не дюж!  Одна из главных позиций, усвоенных нами в училище – не дрейфь! По – суворовски, сначала нужно ввязаться в бой, а там посмотрим! Знал и умел, как выпускник училища, немало, чтобы обрести уверенность в себе перед строем желторотых курсантов, каким сам был всего четыре года назад. Почему желторотых? А назначен я был командиром взвода курсантов в свою же родную роту в свой же родной батальон, в котором сам учился. А это батальон первого курса. Который и набрали после нашего выпуска из стен родного училища, на наши места. Вот такой опыт решили провести со мной мои бывшие уже командиры – воспитатели, решив на моем примере убедиться, так ли они обучили меня и воспитали за годы учебы в «бурсе». Какой «товар выпустили на рынок»? Гож ли?  Смогу ли сам повторить свой путь уже в новом качестве, в роли командира – воспитателя себе подобных? Да и не просто опыт провели, как оказалось. А еще и с глубокой педагогической задумкой. Назначили меня на должность командира самого слабого взвода по показателям в учебе, занимавшего в роте последнее место и одиннадцатое место из двенадцати возможных в батальоне. Убрав с него опытного возрастного капитана, который уже устал.  Бывает и такое. Служба складывается у всех по-разному. Кому - то предначертано быть генералом. А кому – то достаточно и в военкомате осесть, «послужить» среди сейфов и картотек. И ведь много в армии таких желающих. Из категории - солдат спит, а служба идет. Бежит себе выслуга лет на пенсию. А пенсия, как известно, у военных исчисляется по выслуге лет. Набежала двадцатка и спасибо Родине! Квартирой обеспечен, под пули лезть уже не надо. Собирайся на бережок рыбалить и пузо на солнышке греть. А вместо таких, направленных в «глубокий тыл», и назначают юнцов, выпускников училищ. Опыт себя оправдывает. Сразу возрастает активность службы, показатели бьют рекорды. Так и в моем случае получилось. Мне довели задачу, я рванулся, как на пятьсот! Все как у Высоцкого.  Самого аж захватило. Азарт нешуточный проснулся. Смогу ли? Не зря ли на меня сделали ставку? Не ошиблись ли с выбором? Аж интересно стало. Интрига! Да еще, как оказалось, этот самый слабый по результатам учебы взвод был собран при комплектовании нового набора в училище из так называемых «дубков». Все это по задумке нашего генерала, начальника училища, опытнейшего педагога. «Соберите в этот взвод самых слабых по школьным аттестатам и пусть они другим учиться не мешают. И поставьте на этот взвод нашего выпускника, золотого медалиста. Посмотрим, что получится. Справится ли? Узнаем, чему мы его научили» - было его решение. Любил он проводить разные опыты. Чему и нас научил, низкий ему поклон. Я, конечно, ничего об этом тогда не знал. На то он и опыт. Кто ж его раскроет раньше времени? Выйду победителем, похвалят, запишут себе в актив. Прогорю с этой затеей, будут редактировать свои педагогические планы на будущее. Без этого тоже нельзя ведь. Не интересно. Это же высшая школа.  Она же всех учит. И педагогов в том числе. Потом кто – то на этом опыте напишет книжку, брошюрку, на худой конец сойдет и методичка. Все ж движение вперед. У кого – то, поговаривали, возникли сомнения. Правильно ли это, педагогично ли? Как так, слабых вместе свести? Программа обучения то одна на всех. Оказалось – можно. И ничего страшного не произошло. Кстати, история показала, что из троечников в училище частенько выходили потом неплохие командиры – руководители, некоторые из них дослужились и до генералов. Почему – то это работает. Не только знания важны. Еще и другие качества есть. Бои выигрывают характеры, а не анкетные данные.  И так, прибыл я во взвод. Началось взаимное обучение и воспитание. Я учу своих подчиненных курсантов, они тут же учат меня. А как же? Процесс обоюдный. Все опыт набирают одновременно. Каждый на своем месте. Приняли меня уже ставшие моими курсанты поначалу достаточно напряженно.  Молод я для них показался. Даже пытались меня «перевоспитать». Пробовали, не удалось. Здесь уже кто кого. Борьба характеров. Пришлось практически все время проводить со взводом. Кроме, конечно, сна. А спать хотелось дико. Первое время с ног валился. До дома «доползал» поздно ночью, после поверки.  А утром как штык, уже на зарядке, впереди взвода на пробежке. Подтянул постепенно показатели по всем предметам. За первые полгода взвод по результатам учебы переместился на четвертое место в батальоне из двенадцати возможных. Поверили в себя мои курсанты.  Откликнулись на мои потуги. По всем направлениям пошли положительные процессы. Кроме учебы удалось подтянуть и дисциплину. Стал вырисовываться коллектив как единый армейский организм, что немаловажно. Выделились лидеры, за которыми потянулись середнячки. Особенно ярко выглядело это на тактических и полевых занятиях, где нужно было проявить характер и волевые качества каждого в строю и взвода в целом. А когда взвод сдавал зачет по кроссовой подготовке, марш – бросок на три километра, весь батальон был приятно удивлен слаженности строя, финишировавшего хотя и не с первым результатом, но слитно, в ногу. А бегом это нелегко!  Заместитель командира взвода  еще и громко в голос вел подсчет: «Раз! Раз! Раз, два, три!». Ни один не отстал ни на шаг, не выпал из строя. Каждый ощущал плечо товарища и поддержку. Даже у командира батальона от восторга улыбка не сходила с лица при подведении итогов зачета. Хотя обычно скуп он был на похвалу, любил больше пожурить. Имели место и марш – броски с полной выкладкой, при оружии и с укомплектованной по штату амуницией. Уже на восемнадцать километров. В горы, в лагеря. По пересеченной местности. Тогда мне пришлось выручать самого физически слабого из курсантов, которому по расчету выпало нести пулемет вместо автомата. То есть ношу, тяжелее, чем у других. Приотстал боец, выдохся на излете, за несколько километров до финиша. Забрал я у него тогда пулемет, хотя и не приветствуется передача штатного оружия по уставу, но бежали ведь рядом. Притом, на бегу всячески подбадривал отстающего словами. Так и добежали с ним до конца маршрута, плечом к плечу. Не дали строю рассыпаться. Уже в казарме, после отбоя, проходя мимо расположения своего взвода, услышал его фразу: «и откуда взялся этот козел? Бежит и бежит…». Допускаю, что речь, возможно, шла обо мне. Но вмешиваться не стал. Обижаться тоже. Во – первых, мог ошибиться, что обо мне. Претензия могла выглядеть бездоказательно. Во – вторых, если даже так, то фраза скорее прозвучала иносказательно как похвала, затронув внутренние нотки самоудовлетворенности, то есть доказал все личным примером. В конце командования взводом через определенное время, примерно через полгода, когда уже перешел служить на штабную должность, был еще больше удовлетворен своей работой в должности командира взвода курсантов. Тогда взвод, мой бывший уже, но ставший мне родным, в полном составе строем прибыл в штаб, выстроился в две шеренги у двери моего служебного кабинета, чем наделал немало шума в штабе, где обычно царила деловая тишина. Меня заместитель командира взвода пригласил в коридор штаба, чему я был немало удивлен, а курсанты громко поздравили: «С днем рождения!». Как же это, оказывается, приятно! Аж оторопь взяла, даже слегка слезу выдавило. Не забыли, нашли время. Дружно, как один, никто не уклонился от поздравления. Значит, все я сделал правильно! Значит, чего – то стоил мой труд командира взвода, те бессонные ночи, нервы и борьба за результат! Значит, и опыт генерала удался! Поверь, читатель, это была наилучшая похвала. Бальзам на душу. Спасибо вам, мои дорогие воспитанники! Помню вас всех пофамильно и поименно, и вспоминаю с любовью!


Рецензии