Третье небо апостола Павла

                Многим хорошо известны слова апостола: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает ) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает ), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:2-4). Многие Отцы и богословы пытались раскрыть тайну этих слов.  Общий смысл их толкований сводится к следующему. Павел своими подвигами и трудами сподобился особого откровения Божия, и вознесся духом на небеса, где лицезрел неизреченные красоты Горнего мира.  Но являя смирение, он не дерзнул говорить о себе прямо и ведет речь как бы о другом человеке.
                Все толкователи сходятся во мнении, что вознесение Павла произошло не по его воле, а неисповедимым Промыслом Божиим, чтобы, с одной стороны укрепить и поддержать апостола языков в его служении, а с другой – свидетельствовать миру об истинности учения Христа о загробной жизни, спасении и воскресении. Важно заметить, что о своем видении третьего неба Павел сообщает коринфянам во втором послании. Это не случайно. Дело в том, что Коринф был богатым портовым городом, изобилующим  всевозможными соблазнами и развратом. Поэтому христианская община, основанная Павлом, была там слаба и весьма неустойчива в вере. Достаточно вспомнить резкое, обличительное Первое послание апостола тамошним христианам. И вот для того, чтобы их укрепить и поддержать, Павел описывает маловерным ученикам увиденное на небесах. Он лично свидетельствует о блаженстве праведников после смерти, чем вселяет надежду на спасение, при условии, что они будут вести образ жизни подобающий христианам.
                События, о которых повествует апостол, можно толковать с двух точек зрения: как богословие спасения и обожения, и как учение о Горнем мире, имеющем разные сферы бытия. Первый подход весьма сложен и касается высшего богословия, а второй – более простой и раскрывает некоторые особенности невидимого мира. Я решил рассказать именно о последнем, оставляя исследование высших тайн Домостроительства для другого случая. В связи с этим, нам предстоит выяснить, почему Павел сообщает о своем вознесении именно через 14 лет после случившегося, а не в иные сроки; и почему он был взят на Третье небо, а не на какое-нибудь другое; и что такое Третье небо? Для этого нужно разделить отрывок из послания на две отличные друг от друга темы: восхищение до Третьего неба и пребывание в раю. Это принципиально важно, поскольку послание апостола касается не только богословия. Оно может либо говорить либо о двух разных людях, либо о двух разных видениях (вознесениях) Павла, связанных с разными местами загробной жизни. Поскольку мы имеем дело с цифрами 14 (возраст послания) и 3 (Третье небо), то основным методом познания для нас станет православная нумерология или наука, раскрывающая действие Промысла Божия с помощью цифр.  Начнем с летоисчисления.
                Вряд ли, находясь в Македонии, куда Павел бежал из мятежного Эфеса в 57 году, он высчитывал количество лет от взятия на небо до составления послания. Скорее всего, либо этот день на всю жизнь врезался ему в память, как событие особого значения, либо цифру 14 он указал по наитию Святого Духа. Возможно, что Промыслом Божиим должно было пройти именно 14 лет со дня вознесения до отправки второго послания в Коринф. Ничего исключать нельзя. Поэтому, вкратце рассмотрим каждый из вариантов. За 14 лет до случившегося с  Павлом, в мире произошли два неординарных события, о которых необходимо вспомнить. После его обращения на пути в Дамаск, Савл стал активно проповедовать Благую Весть среди соплеменников, чем вызвал у начальников народа злобу и ярость. Опасаясь расправы, он вынужден бежать в родной Тарс. Именно оттуда в  43 году Господь через Варнаву призывает его на проповедь Евангелие. Этот год стал началом апостольского служения Павла.
                Вероятнее всего, взятие на небо предшествовало призыву Варнавы, и должно было укрепить будущего апостола языков перед предстоящим служением и мученической смертью.  Это событие было также памятно Павлу, как незабываема для каждого священника дата иерейской хиротонии. Поэтому, вполне логично предположить, что будущий апостол на всю жизнь запомнил год взятия на небо и без труда указывает его в послании к коринфской общине. В 43 году происходит еще одно эпохальное событие – апостол Петр, будущий соработник Павла в благовествовании истины, становится первым епископом Рима. Вряд ли это случайность или стечение обстоятельств, поскольку у Бога все совершается вовремя и все взаимосвязано Промыслом. Так можно истолковать число 14 с церковно-исторической точки зрения. Мы же перейдем к богословию нумерологии.
                Как я уже неоднократно говорил, Священное Писание боговдохновенно, то есть является откровением Святого Духа и поэтому ничего лишнего и случайного не содержит. Преподобный Максим Исповедник называет Библию «воплощением Слова». Следовательно, и числа, которые в ней указаны имеют не математическое, а богословское значение. Павел мог  просто написать: «более десяти лет назад» или «когда я был в Тарсе», или еще как-нибудь, но он прямо указывает на число 14, что случайностью не является, а предусмотрено свыше. В сумме оно дает цифру 5: 1+0+4. Его можно рассматривать и как 10+4=14, и во множестве других вариациях. Исследование числа 14 во всей полноте займет ни одну страницу убористого текста, чего мы себе позволить не можем. Поэтому остановимся только на его значении как 3+2=5. Это можно толковать как Святую Троицу и человека в его дихотомии, то есть как душу и тело; кроме того, это и пять чувств познания. Если подходить с этой точки зрения, то, применительно к посланию, число 14 может означать следующее.
                Павел сподобился особого посещения Божьего или обожения. Посредством созерцания он услышал и увидел то, что было недоступно простым смертным, и еще при жизни соединился со Святой Троицей, то есть познал обожение. И здесь мы подходим к разграничению двух восхищений: на третье небо и в рай. Почему место первого посещения Павлом то ли в духе, то ли в теле, называется «Третьим небом», а не каким-либо иным? Христос говорит: «Азм есть свет миру» (Ин.8:12). Евангелист Иоанн пишет: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:5). Библия говорит о сотворении мира: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). Во всех случаях под словом «свет» понимается Бог и Его действие в мире посредством нетварных энергий.
                Как известно, спектр дневного света состоит из семи цветов по нисходящей: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, каждый из которых относится к своему небу.  В том, что у Бога не одно небо, а множество свидетельствует Священное Писание: «Небеса проповедуют славу Божию, и дела рук Его возвещает твердь» (Пс.;18:2), «Дела рук твоих суть небеса» (Евр.1:10; Пс.;101:26); «Восшел Он превыше всех небес» (Еф.;4:10). Третьим цветом [небом] по счету от земли, является голубой. Богословие рассматривает голубой цвет как границу, разделяющую земное от небесного, он также является символом Царствия Небесного и Богородицы, принявшей в девственную утробу Христа. Исходя из этого, следует признать, что Третье небо апостола Павла – это Царствие Небесное, посещения которого он сподобился еще во плоти. Причем, что характерно, он ни словом не обмолвился относительно того, что видел или слышал там. Этому есть богословское объяснение. Увиденное Павлом в вознесении  духа, невозможно передать человеческим языком, и поэтому апостол умолкает, склоняясь перед величием страшных Божественных тайн. Максим Исповедник так описывает это состояние: «В состоянии обожения прекращается всякое естественное действие – не только чувства, но и мысли».
                Об этом же говорит и преподобный Исаак Сирин: «А если бы и восхотел изречь сие [Павел], то не мог бы, потому что видел сие не телесными чувствами. Что ум приемлет телесными чувствами, то ими же может опять и изъяснить в области телесной; а что ощутительно созерцает, или слышит, или чувствует внутри себя, в области духовной, того, когда возвращается к телу, не способен пересказать, а только воспоминает, что видел это; но как видел, не умеет поведать ясно». Святитель Григорий Палама, подчеркивая, что восхищение Павла было во время молитвы,  развивает эту мысль в свете учения о нетварных энергиях: «Молитвой будет и чистота ума, которая одна наступает вместе с изумлением от света Святой Троицы, – а затем дополняет, – над чистотой ума во время молитвы вспыхивает свет Святой Троицы и ум поднимается тогда выше молитвы: такое надо называть уже не молитвой, а рождением чистой молитвы, посылаемой Духом, и ум молится тогда не молитвой, но в исступлении переносится в непостижимую действительность, где незнание, которое выше знания». 
                Другими словами, увиденное Павлом в Царствии Небесном, невозможно передать словами ограниченного человеческого языка. Поэтому апостол умолкает не в силах описать пребывание в Горнем Иерусалиме. Кроме того, нельзя исключать, что он промолчал и потому, что не было человека, способного высшие тайны вместить. Следуя хронологии повествования, после третьего неба Павел нисходит в рай. Я уже говорил в беседе «О рае, Лоне Авраамовом, Царстве Небесном и Божиим», что рай сокрыт от глаз людей до Второго пришествия Христа, но продолжает пребывать на земле, где и был насажден Богом. Поскольку он находится ниже Царствия Небесного и в месте обитания людей, то Павел познает все происходящее в раю при помощи чувств: зрения и слуха. Поэтому он и говорит: «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
                Очевидно, нельзя пересказать либо по причине скудости языка, либо в силу страшных Божественных тайн недоступных непосвященным, либо по причине того и другого. Поэтому услышанное и увиденное сохранилось в Павле как высшее откровение. Библейская история знала и до него подобные восхищения пророков. Вспомним призвание Исайи, видевшего престол Господень в окружении Херувимов (Ис.6:2-3) или Иеремии (Иер.1:1-17), или Самуила (1Цар.3:1-14). Так что, случившееся с Павлом не исключение в ветхозаветной истории. Таких видений Господь сподобляет только тех, кому предстоит служение вселенского масштаба. Оно является пророческим, поскольку, обращено не столько в настоящее, сколько в будущее для назидания потомков. Слова Павла: «в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает», повторенные с точностью дважды, относятся не к двум разным лицам, а к нему самому. Они могут иметь разные значения. В первом случае апостол говорит о вознесении в Царствии Небесное в духе, но в таком его состоянии, которое сознание не может абстрагировать от тела, то есть грань между духовными и физическими ощущениями стирается до уровня идентичности; во втором – речь идет о пребывании Павла в раю именно в теле. Оставляя эту загадку будущим поколениям и пытливым умам, он сознательно дважды повторяет одни и те же слова, подчеркивая, что в самом повторении есть различие, найти которое предстоит просвещенным Духом и своершенным. Писание хранит не мало тайн, которые открываются по мере готовности ума их вместить. Но до конца, оно не откроется никому, поскольку не познаваемо как не познаваем Бог, воплотившийся Словом в священных текстах.
                Мы разобрали несколько стихов из Второго послания апостола Павла к Коринфянам, и выяснили, что такое Третье небо и почему он  вспоминает о восхищении только через 14 лет. С точки зрения, опытного Православия проведенный анализ важен как пример вдумчивого отношения к Писанию. «Мудрый, получив наставление, становится мудрее, а праведный, приумножив знание, становится знающим», – говорит преподобный Максим. Это значит, что одни, читая Библию становятся мудрее, то есть используют полученные знания для ведения благочестивой жизни, ведущей ко спасению, а другие, обретшие мудрость и праведность через добродетели, становятся знающими тайны Божии, открывающиеся в мистическом богословии Духа. Каждый приходящий к Богу в Его словах, обретает надежду на спасение и укрепляется в духовной брани, открывающей врата Царствия  Небесного.


Рецензии