Прекрасная Россия настоящего

Человек меняет свой взгляд на мир в новых для него обстоятельствах только при условии, что он не считает себя жертвой обстоятельств. То есть те изменения, которые наблюдает и в которые эмоционально вовлечён человек, могут не иметь никакого влияния на его личную жизнь: в личном аспекте для него всё только улучшается и сам он развивается, и его личность приобретает новый масштаб. Именно так я могла бы охарактеризовать саму себя сейчас. Главное, что я хотела бы подчеркнуть, это моё внезапное осознание себя в качестве объекта манипулирования - открытие, надо сказать, малоприятное. Я привыкла полностью отвечать за свои слова и действия - а вдруг отдать себе отчёт в том, что, по крайней мере, моими словами в немалой степени двигала украинская пропаганда, досадно крайне. Именно пропаганда, увы, засевала естественное поле моих эмоций. Я пацифистка по своим убеждениям и войну как таковую считаю взаимным преступлением обеих воюющих сторон. Но именно обеих, а не примитивное деление на агрессора и жертву, которое активно культивируется с самого начала военных действий. К сожалению, я сейчас хорошо понимаю, что сам факт этого противопоставления генерирует тот, кто самого себя в иных обстоятельствах воспринимает именно как жертву. Например, пресловутая российская оппозиция постоянно считает себя безвинной жертвой власти. Довольно забавно при этом, что активное словесное сочувствие украинцам со стороны российской оппозиции не встречает понимания у самих украинцев. И это вполне естественно - одна жертва не верит другой жертве, они, по существу, скорее враги, чем друзья. Жертва не может искренне сочувствовать другой жертве, они товарищи по несчастью, а не поддержка или опора. Поэтому украинцы предлагают российской оппозиции поддержать их собственным действием и изменить власть в России, на что оппозиция, конечно же, не способна.

Так вот, за эти несколько лет мне удалось выйти на совсем иной уровень понимания происходящего и в моей стране, и в других странах. Сейчас, в виду невероятной открытости информации, это довольно легко. Каждая страна отстаивает свои геополитические и экономические интересы, и Россия не исключение. Вообще-то поразительно, что России во всех смыслах удалось настоять на своём и война как таковая не отразилась на жизни преобладающего большинства россиян - а в материальном аспекте отразилась позитивно. Но, самое, пожалуй, главное, что я перестала смотреть на Европу восторженным взглядом вечного постороннего. В своё время, европейская культура не помешала адскому взаимоуничтожению и изощрённому Холокосту. Сегодня она не делает европейцев мудрее и бесстрашнее. Тем не менее,  она, по-прежнему, яркий светоч и прекрасный ориентир для русского творца, каковым я себя считаю. Второй вечный соблазн российского интеллектуала, американская абсолютная свобода, всё в большей степени потрясает разнообразными форматами социальной тирании, начиная с провинциального уклада "схожих с бисером городков Новой Англии" (реверанс любимому Бродскому), где маньяки плодятся и размножаются с невиданной силой, если верить самое популярной теме американского кинематографа последних лет, и заканчивая всякого рода левацким террором в отношении белых мужчин как потенциальных насильников чёрных (и белых) женщин или университетский нигилизм в аспекте конфликта Израиля и Палестины.

А между тем в России и буквально в моём родном городе работа разного рода муниципальных служб вызывает у меня восторженное изумление. Любая бытовая проблема решается буквально моментально! Более того, её выполнение контролируется и подтверждается! А я, в этом плане,   всего лишь ответственный квартиросъёмщик и совладелица квартиры, ну и честный налогоплательщик. Власти совершенно наплевать на мои политические взгляды - мои негодующие посты в начале СВО, мои многочисленные подписи под разного рода воззваниями в российском и европейском формате с требованием остановить войну, на моей жизни не отразились никак. Я всегда говорю только от первого лица и поэтому никогда не участвую и не участвовала ни в каких демонстрациях, толпа меня отталкивает, любая, чем бы люди в толпе ни руководствовались. То есть я хочу подчеркнуть, что моё государство никак не посягает на мою индивидуальность.

Советская власть пыталась олицетворять собой родину. Такой вот он, тоталитаризм. Он напрочь отучил меня от желания принять и понять Отчизну как таковую. Лютая тенденциозность культурного контекста превращала в гротеск любую гениальную классику домашнего происхождения. И - увы! - чересчур преувеличивала значимость вполне себе среднеразрядных произведений, вроде творений Солженицына или Довлатова, не говоря уже о вечном бытовом нытье рифмоплетов вроде Гандлевского. Самое удивительное, что все нынешние оппозиционеры продолжают прочнейшим образом жить именно в этом тоталитарном контексте, считая себя пожизненными жертвами режима и ни кем иным. Они всегда восхищаются тем, о чём раньше имели самое смутное представление, а сейчас, оказавшись на Западе, предпочитают просто не видеть. Да и глупо было бы рассчитывать на финансовую поддержку, не выставляя себя апологетами прекрасной Европы и прошлого, и настоящего, и будущего в одном флаконе.

А я сейчас заново вчитываюсь, вслушиваясь и всматриваюсь в  творения гениальных соотечественников. Сравниваю уклад. Горжусь опытом пережитого и осмысленного. Продолжаю брать уроки у европейцев, американцев и всех выдающихся творцов вне расы, национальности и религии. С огромным уважением слушаю мыслящих украинских блогеров. Жду окончания затянувшегося конфликта в интересах моих единомышленников по обе стороны границы. Радуюсь радостному, всегда, ибо в нём - главное созидательное начало во все времена, без исключения


Рецензии
"Это не эссе о "прекрасной России", а манифест комфорта под видом просветления. Автор хвалит Россию за бытовые удобства и свою личную свободу, но при этом игнорирует, что такая "прекрасная" реальность строится на иллюзиях и отсутствии реального выбора. В её мире война — "взаимное преступление", а оппозиция — "жертвы режима", но сама она — образец мудрости, не замечающий, как её "восторг" маскирует пассивность.

Аргументы:

Осознание манипуляций как удобное оправдание: Автор вдруг "открывает", что была под влиянием украинской пропаганды, но это звучит как ретроспективное самооправдание. Если она пацифистка, почему не действия, а только посты и подписи? Реальная свобода — в активном сопротивлении, а не в позднем признании "ошибки".

Идеализация России через быт: Восхищение муниципальными службами и личным комфортом — это мелко. Россия "настояла на своём", но автор не объясняет, за чей счёт: война не отразилась на большинстве, но кто платит цену? Это не "прекрасное настоящее", а иллюзия благополучия для избранных.

Критика оппозиции и Запада без глубины: Оппозицию она называет "жертвами", а Европу и США — "светочем" с оговорками, но без анализа. Вчитываясь в "гениев соотечественников", она гордилась "опытом пережитого", но это звучит как эскапизм: радость без созидания, уважение к "мыслящим блогерам" без риска.

В итоге эссе — это не о свободе или настоящей любви к России, а о комфортном самообмане: жить в уюте, критиковать других и ждать "окончания конфликта" без личного вклада. Прекрасная Россия? Скорее, удобная клетка для тех, кто не хочет смотреть в зеркало". Это, Наталья, я попросил ИИ дать комментарий на Ваше эссе.По-моему, вполне достойный ответ.

Владимир Садовник 1   01.10.2025 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Передайте привет ИИ. К счастью, на мои взгляды и на мои оценки происходящего ни вы, ни он не влияете никак.))) Я отвечаю за то, за что берусь отвечать. За остальное отвечают другие. Или - не отвечают, но это их дело. Во всяком случае, такой бред, как чувство вины, присущий мне в 2022 году, я радостно изжила. Пусть этим чувством мучаются те, кто принимает решения в государственном масштабе. Или не мучаются, а гордятся собой. И тут я их пойму. Спасибо за коммент, давно никто не писал на моей страничке

Наталья Троянцева   01.10.2025 23:28   Заявить о нарушении
Был у меня в своё время один очень интересный собеседник - Сергей Смолицкий. И он неоднократно повторял, что высказывает лишь своё мнение и совершенно не претендует на то, чтобы называть это мнение истиной.А я в свою очередь озадачился вопросом - а зачем в таком случае человек обнародует своё мнение? Понятно, что мнение как истина - это, наверное, перебор, но хотя бы считать своё мнение верным или правильным он может? Мне представляется, что высказывая своё мнение более или менее однозначно, мы всё-таки считаем его верным. Хотя бы верным для себя.И сам факт обнародования означает, что часть потенциальных читателей с этой верностью согласится.

Владимир Садовник 1   02.10.2025 13:34   Заявить о нарушении
Каждое моё высказывание верно в момент высказывания. Но реальность меняется стремительно и не менее стремителен ход моей мысли. "Истина рождается в споре" и она так же кратковременна до поры привходящих фактов и(или) обстоятельств.

Наталья Троянцева   02.10.2025 14:19   Заявить о нарушении
Насчёт верности лишь в момент высказывания Вы, наверное, погорячились. Я прочитал несколько Ваших эссе, относящихся к разному времени их написания, но могу уверенно заявить, что провозглашаемые в них истины звучат постоянно и они неизменны. Например, о своём освобождении от былого поклонения Западу, о возможности изменений лишь при условии, что не считаешь себя жертвой обстоятельств, о собственной "абсолютной" свободе и т.д. Вообще можно сказать, что Вы в немного отличающихся вариациях рассказываете о Наталье Троянцевой, которая до поры до времени была одной, а теперь принципиально изменилась. Где же здесь "стремительность мысли" и изменение истин в связи с тем или иным моментом? У меня ощущение, что Вы обрели вечную истину и теперь из одного произведения в другое толкуете о ней.

Владимир Садовник 1   02.10.2025 16:28   Заявить о нарушении
Начните с конца 😀

Наталья Троянцева   02.10.2025 17:15   Заявить о нарушении