И снова про Д

И снова про Довлатова . или тридцать пять лет спустя
В девяностом ОН ушёл, но вернулся легендой, символом Ленинграда, большим, красивым и печальным, очень похожим на своего героя- царя в рваных сапогах, в незаконченном фильме Юрия Шлиппенбаха про Петра 1 и упомянутом в сборнике Чемодан.               
Жаль, что ОН ушёл молодым, полным сил, энергии, и, как сейчас говорят, критического мышления, и не рассказал нам про нас во времена Горбачева и Ельцина, про перестройку, про ваучеры, и другие непотребности, так просто  и понятно, смешно и грустно, виртуозно и легко, как умел только ОН.                Сергея Довлатова выдворили в 1978 году, до перестройки оставалось всего ничего. Зато в США начали активно издавать, это был настоящий выстраданный успех.
В рассказе 1988 года Встретились Поговорили:
Это не Головкер выбрал свободу, а сам Довлатов, Головкеру и у большевиков ничего не угрожало, только почему у большевиков? Барыги-да, большевиков-то и в 1917 было мало и они давно закончились, а барыги и бизнесмены остались, что характерно все трое на букву б.
А у нас примерно в это же время начались «ширли мырли», но не с красивыми и знаменитыми как в одноименном фильме Владимира Меньшова, а со страшными и злыми, как в обычной советской жизни. На тот момент большинство не оценило шедевр Меньшова, и напрасно, ведь уже более ста лет назад Сергей Есенин написал «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» в стихотворении 1924г «Письмо к женщине».
Сергей Довлатов обосновался в Нью-Йорке, а на исторической родине происходили гротескные события, пятилетка проводов генсеков, потом пятилетка Горбачева, он все время говорил, как будто дорвался и не верил своему счастью, но так ничего и не сказал, а мы так ждали, потом две пятилетки Ельцина и мы снова  все в едином порыве на что то надеялись, в отличие от предыдущего оратора новый говорил мало, но конкретно, и всегда был немного подшофе и как Геракл совершил много подвигов, самые глобальные-благословил Америку и упал в канаву, злые языки утверждают –тем самым спас Россию.
В США до Довлатова доносились советские настроения – отраженные в рассказе Встретились Поговорили. Лишь бы Горбачев был.  И он был, нас не стало.
Есть у нас такая историческая особенность - разрушить все до основания, а потом ..., а потом суп с котом. Перестройка 1985 года и последующие годы тому подтверждение. То ли дело англичане, кто-то рушит, а они все в дом, все в дом к себе тащат, процветают, богатеют, а мы, как всегда, боремся за выживание и перечитаем новую историю, переписанную в очередной раз специально для нас.

Позвали девчонку на богатый пир, каждый занял свое место, а когда веселье началось, она привстала , потянулась за финской пластиковой колбасочкой, красивого розового цвета, а возвращаясь, то ли случайно, то ли соседи подсуропили, профланировала мимо стула как фанера над Парижем, только у нас не стул-земля ушла из под ног, и полетели мы вниз с ускорением, в процессе теряя обременительное- образование, медицину, ум, честь, совесть( может их и раньше не было, но только сейчас стало очень заметно отсутствие), список потерь огромный.

И вот настало время героев, сначала герой был один в стане врагов, как Мальчиш-Кибальчиш -лишь бы день простоять да ночь продержаться (как в сказке Гайдара, не того самого Гайдара, а совсем другого- героя гражданской войны «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»), и длилось противостояние в пересчете на советские мерки пять пятилеток, и подошла подмога, и Мальчиш победил. Но героев как и большевиков много не бывает и грядут большие перемены, традиционно неумолимо приближается тот самый суп…   И невкусно и кота жалко.

P.S.
Плохо что они уехали и хорошо что они уехали , наши люди везде , везде оставили свой след и не только надписями типа «здесь был Мойша».


Рецензии