Барченков Николай Иванович живописец

   3 декабря 1918 года - 15 июня 2002 года.

Николай Иванович Барченков родился в Загорске, Московская область,

в семье потомственных кустарей-игрушечников.

С детства успешно и увлечённо рисует.

В 1934 году поступает в «Фабрично-заводское училище» при заводе «Геофизик»,

Сокольники, Москва,  где получает по неосторожности трагическую, тяжелейшую для

будущего художника травму – в 16 лет теряет правую руку, что становится для него

серьёзнейшим испытанием в жизни, резким поворотным моментом и переломом в

биографии, но он уже в больнице начинает рисовать левой.

За год правша Николай переучивается рисовать теперь левой рукой и с первого раза

поступает в лучшее среднее художественное учебное заведение: «Московское областное

педагогическое художественное училище имени 1905-го года»,

В 1935 – 1939 годах – учёба на «Отделении живописи» «Московского областного

педагогического художественное училище имени-памяти 1905-го года» у одного из

лучших художников ХХ-го века, «Голуборозовца», символиста «Золотого руна», выдающегося

педагога, исключительного теоретика «тона» и реалистической школы пейзажной живописи

Николая Петровича Крымова, ученика Аполинария Васнецова, изысканного автора

многосложных и лиричных живописных грандиозных сцен исторической и бытовой русской

жизни, влияние Аполинария Васнецова на Барченкова  через  Крымова значительное.

Учителями Барченков был удивительно богат – поэтому и состоялся, как художник и фигура:
 
помимо великого Крымова его учителем был Гавриил Никитич Горелов (1880 – 1966) – блестящий,

утонённый, мастер – композитор-жанрист с изысканным колоритом и острым пластичным

ходом отрисовки и неожиданным ракурсом художественных решений и взглядов, ученик и

наследник искусства И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, К.А Савицкого.

Кроме того, прекрасные А.П. Чиркова и С.И. Фролова научили юношу Барченкова рисовальной

точности, подробной въедливости в натурное, авторской выраженности, несмотря на ученический

«статут», и виртуозности и скромности и технологической выдержанности и – естественно –

азбуке, грамоте, орфографии и пунктуации в изображаемом.

Школа, полученная Барченковым – можно сказать его сделала, вылепила, выстроила, и он развил её,

обогатив, накрутив на усвоенное и приобретённое уже и другие «уроки»: два года копирования

после Училища больших исторических и батальных произведений живописи в «Музее Революции

СССР», 7 месяцев близкого общения с профессурой и педагогическим коллективом «Академии

художеств СССР», гостившей в Загорске при возвращении из Московской эвакуации в Ленинград,

совместную работу и серьёзный разговор с коллегами на «Академической даче имени И.Е. Репина»,

на выставках, в мастерских и лично, дружески, сокровенно.

 Окончил училище 1905 года с отличием, был отмечен.

В 1939 году работал копиистом живописи в Московском «Музее Революции СССР».

Именно тогда Грабарь, Герасимов и другие большие художники ездили по училищам, смотрели

этюды, рисунки и отбирали лучших.

Попал и Николай Иванович Барченков в число восьми, отобранных в Суриковский институт.

В 1941 году из-за начавшейся войны возвращается в родной ему с рождества город, работает

художником-плакатистом в Загорске, выполняя, в том числе, копии плакатов с образцов

«Окна ТАСС» (ручное тиражирование), приближая своим подвижничеством, патриотическим

рвением, талантом и умением часы Великой Победы 1945 года над гитлеровским фашизмом.

В 1943 году вместе со своими творческими друзьями Дунчевым, Беляевым и другими

Николай Иванович – участник первой выставки в Загорске «Товарищества Загорских художников»

и активный создатель и организатор после почти 20-летнего перерыва восстановления и

строительства в Загорске профессиональной организации художников, ставшей преемницей

«Товарищества»  «Загорского союза художников».

С 1944 года Николай Барченков постоянный участник городских, областных, зональных,

республиканских, всесоюзных художественных выставок.

С 1945 года - член «Московского областного союза художников».

В 1946 году знакомится с будущей супругой Людмилой.

В 1947 году вступает в «Союз художников СССР».

В 1948 году Барченков приезжает в «первом потоке» на открывшуюся в Калининской области

после войны «Академическую дачу имени И.Е Репина», работа и общение на ней благоприятствовали

активному творческому росту Барченкова-художника и человека.

В 1953 году в «государственном историко-художественном музее-заповеднике» проходит первая

персональная выставка Николая Барченкова, а в дальнейшем Сергиево-Посадский Музей

поддерживает художника Барченкова на протяжении всей его жизни и является в своём собрании

хранителем многочисленных и лучших вещей этого благородного художника и человека.

В 1948, 1953, 1958, 1968, 1978, 1980,1988, 1998 и 2011 годах (посмертно) –  персональные выставки

в Загорске \ Сергиевом Посаде, Москве, Ленинграде \ Санкт-Петербурге.

С 1965 года Барченков – активный участник зарубежных выставок в США, Франции, Великобритании,

Японии, Польше, Италии, Финляндии, Германии, Канаде и  во многих других странах, но,

бывает, ему приходилось слушать, к примеру. и такие упрёки: „Страна строит социализм, а вы

какие-то хибары рисуете“.

В1972 году ему присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

В 1978 году картина «Загорск. Базар. 20-й год», выставляется на Республиканской и Всесоюзных

выставках и покупается по заявке Государственной Третьковской галереи Министерством культуры

СССР.

В 1978 году награждается «Золотой медалью» на Международной ярмарке искусств в итальянском

Бари и становится «Почётным членом «Итальянской Академии художеств».

В 1978, 1979, 1980, 1988 годах с большим успехом проходит целый ряд его Московских персональных

выставок.

1979 год – персональная выставки в Загорске.

1980 год – персональная выставка в Японии, «Почётный член Галереи «Гекоссо», Япония.

В 1980 году Николаю Ивановичу Барченкову присвоено звание «Народный художник РСФСР».

С 1981 года он «Почётный гражданин города Загорск»

В 1984 году состоялась персональная выставка художника в Монреале, Канада.

В 1989 году награждён орденом «Дружбы народов» за большой вклад в советское изобразительное

искусство и пропаганду советского искусства за рубежом.


В 2012 году –  персональная выставка в государственном выставочном зале «Замоскворечье»,

Москва.

В 2013 году картины Николая Барченкова представлены на Выставке «Сохраняя традиции»

в Галерее «Новый Эрмитаж Один» , представляющей работы выпускников «Московского

государственного академического художественного училища имени - памяти 1905-го года»

(в годы Барченкова – «Московское областное педагогическое художественное училище

имени 1905-го года»), Москва.

2013 год – персональная выставка в «Московском государственном академическом художественном

училище имени1905-го года»

2016 год – персональная выставка «Душа моя – Россия», «Музейно-выставочный комплекс Сергея

Андрияки», Москва.

В 2018 году – к 100-летнему юбилею Мастера в здании «Бутик Отель Красная Гора», Сергиев Посад,

с успехом проходит его персональная Выставка «Феномен Барченкова», Сергиев Посад.

2018 – 2019 годы: к 100-летнему юбилею Мастера в его родном городе, в «Сергиево-Посадском

государственном историко-художественном музее-заповеднике» развёрнута  подготовленная автором

экспозиции Еленой Владимировной Куценко и с большим успехом проходит масштабная ретроспективная

(более, чем за полвека творческого труда) персональная выставка Барченкова, состоящая во многом

из экспонатов Музея.

Из отзывов на выставке, Сергиев Посад: „Сколько света и добра, любви к людям!“

Барченков – уникум ХХ-го века, самобытный и скромный: „Не надо писать обо мне, пишите лучше

о молодых“, – тонкий и изысканный, национальный и европейский, воплотивший не только чаяния

своих педагогов Крымова и Горелова и ещё и их предшественников и учителей: Васнецова, Репина,

Савицкого и Рубо, – но продолживший и всю линию и историю русского пейзажа, жанра, портрета,

натюрморта, на фоне всего излома гениев-современников в мире показав необыкновенную

жизнестойкость, принципиальную самостоятельность, неизъяснимую и привлекательную патриотическую

тактичную деликатность, приверженность глубинной теме и традиции поиска языком реалистической

живописи идей национальной культуры.

Николай Иванович Барченков: „Я никогда не делал того, что не мог сделать хорошо и не чувствовал

сердцем!“

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее,

Государственном центральном музее современной истории России, Музее политической истории России,

Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Сергиево посадском музее-заповеднике,

Серпуховском историко-художественном музее, Всероссийском мемориальном музее - заповеднике

В. М. Шукшина, Ульяновском областном художественном музее, Тульском музее изобразительных

искусств, Рязанском государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина,

Пермской государственной художественной галерее, Челябинском государственном музее

изобразительных искусств, Белгородском художественном музее, Набережночелнинской

картинной галерее, Юдиновском музейном комплексе, Сургутском художественном музее и других

ведущих музеях страны и за рубежом.

Картины художника украшали павильоны ВДНХ, залы Казанского и Ярославского вокзалов в Москве,

коридоры «Центральной клинической больницы» в Москве

Н. И. Барченков также активно сотрудничал с Министерством иностранных дел СССР, благодаря

чему его работы до сих пор находятся в посольствах РФ по всему миру.

(с)

http://proza.ru/2020/07/23/409

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://vk.com/wall-59848835_8144

https://ehdu.livejournal.com/2010741.html

https://barchenkov.ru/

Николай Иванович Барченков состоит в реестре профессиональных художников России.

Он также удостоен чести состоять в номинации: Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.

НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ

Популярен в интернете.

Сотрудничал с реальными и виртуальными галереями.

Мне понравились его картины.

И я решил представить творчество Николая Ивановича Барченкова любителям изобразительного

искусства.

Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст.

Реализм в органическом сочетании с импрессионизмом (моё мнение).

Жанр: пейзаж всех времён года, жанровые сцены, исторические мотивы, натюрморт.

анималистика и другое.

Палитра: колоритная, привлекательная и позитивная.

Вернисаж прилагается:

https://www.liveinternet.ru/users/5591322/

88.-Н.-Барченков-Калина-х.м.-70х50-1985г. (483x700, 432Kb)

3kfgkh8XRpY (496x700, 406Kb)

2 (591x700, 710Kb)

1 (700x488, 558Kb)

Н.-Барченков-Осень- (700x494, 445Kb)

photo_2023-09-05-11.12.39 (700x484, 424Kb)

photo_2024-06-03_16-34-34 (700x487, 478Kb)

-0Gi8dJLeAo (700x452, 442Kb)

BUTgZiXrk90 (700x440, 391Kb)

dBePTdsNXXQ (700x511, 459Kb)

EiuH9HnqbTw (700x418, 369Kb)

FNeaHyjX4Us (700x478, 410Kb)

hQPyzZy6jxI (700x312, 273Kb)

i_xDvoLhTaw (700x411, 330Kb)

lQmJgICh_UQ (700x590, 561Kb)

sM4xG1Y3RBw (700x500, 417Kb)

6iC9I8Z-gg4 (1) (680x512, 197Kb)

b0EIV2P1WUg (700x578, 549Kb)

img_20190223_151105 (700x525, 377Kb)

img_20190223_151241 (700x525, 334Kb)

img_20190223_153954 (700x525, 411Kb)

mIxabuUIWDI (700x565, 513Kb)

sF3kCoZFH6c (700x540, 379Kb)

th4zpilpq3voajxzcz001xmor9it8hb1 (700x462, 535Kb)

v4fenoqmez6k9pj0m0805b8vhedxa9fy (700x462, 433Kb)
                (143x72, 23Kb)
                По материалам интернета.               


Рецензии