Метаморфоза поэта серебряного века в графомана
"Последним поэтом Серебряного века" называл Арсения Тарковского Юлий Халфин, но это не помешало поэту стать еще и графоманом. Он представил какое-то странное, разбросанное по идеям стихотворение, которое весьма отдаленно напоминает поэтическое, это скорее прозаические рассуждения связанные рифмой. Но вопрос тут все же глубже — в идеях. Две разные идеи, смешиваются и не завершаются. Стих оставляет лишь вопросы и недоумение.
Когда возвратимся домой
Арсений Тарковский
Когда возвратимся домой после этой неслыханной бойни,
Мы будем раздавлены странным внезапным покоем.
Придется сидеть да гадать: отчего мы не стали спокойней?
Куда уж нам петь или плакать по мертвым героям?
Неслыханная бойня — это поэзия?.. Это экзальтированное прозаическое усиленное выражение. Слово бойня уже включает в себя высшее понимание, но журналистам мало крови, они усиливают еще словом «неслыханное», как будто есть слыханная «бойня».
О каком покое говорит поэт?.. О оглушительной тишине после боя?.. Да, такое бывает. Мы готовы услышать то горестно-щемящее воспоминания о войне - почему «мы не стали спокойней», но поэт этого не делает, а перескакивает на странное гадание. Они что цыгане?.. Они не понимают, что эхо прошедшей войны в них говорит воспоминаниями. Для них все и так ясно и гадание тут не к чему.
А наши красавицы-жены привыкли к военным изменам,
Но будут нам любы от слез чуть припухшие веки,
И если увижу прическу, дыша свежескошенным сеном,
Услышу неверную клятву: навеки, навеки…
Какие красавицы жены?.. Какие военные измены?.. Тяжелейшая война, воспоминания, и тут появляется фривольный образ изменниц-жен?.. И это в тяжелом стихотворение о воинах?.. А уж о поэзии я и не говорю, тут она вообще отсутствует. Вы только вчитайтесь какие слова тут «прическа»!.. «неверная клятва».. То есть красавицы жены с прической неверны воинам, а где объяснение почему?.. Мужья бьются с врагом, а их красавицы жены заняты "военными изменами"?.. Да с его это вдруг?.. Это же позор таким женам… Ну, Тарковский и отчебучил, говоря жаргонным словом. А какое тут еще поставишь к этим строкам?..
Нет, места себе никогда не смогу я найти во вселенной,
Я видел такое, что мне уже больше не надо
Ни вашего мирного дела (а может быть - смерти мгновенной?),
Ни вашего дома, ни вашего райского сада.
Уже в этом четверостишие беспокойство героя достигает вселенских масштабов, гипертрофированный образ, который не вписывается в героику прошедшей войны. Тем более герою не нужны и дела в мирное время, и ни личное счастье, когда он отказывается от райского сада. Собственно о чем стих?.. О воспоминаниях о войне, которые давят душу героя, или о разбитом личном счастье, от которого отказался герой?.. Что за путаница?..
Мы толком так и не узнали, почему героя терзали воспоминания о войне, и почему неверные жены изменяли героям-мужьям? Почему же стих о воспоминаниях войне не получился?.. А потому что времени уже прошло много, двадцать лет, (1965 написан стих), и поэт жил другой реальностью, а когда он попытался оживить воспоминания, то у него ничего не получилось и он ушел в другую реальность. Стих о мертвых героях превратился в стишок о женщине, от которой отказывается герой. Тарковский выступил в этом стихотворении как заправский графоман. Вот такие иногда случаются казусы с знаменитыми поэтами.
КОММЕНТАРИИ
Ирина Ив
Казусы скорее состоят не в неудачных стихах, а в том, что они выбраны поэтами для издания , подчас большими тиражами, а "критики" и литературоведы восхваляют их , преподносят читателю как образцы высокой поэзии.
Так губят и саму поэзию и отвращают от неё читателя, который видит или чувствует несовершенство и корявость, неопределённость смыслов и воспринимает это как пренебрежение к его способности отличить шедевр от поделки. Иди что ещё хуже - формируют в читателе , извините, потреблять то, что предложено, не капризничая.
Писать о войне - высочайшая ответственность. Это должен быть искренний и честный посыл в настоящее и будущее, который формирует духовность человека. Наскоро написанное не годится , впрочем, для любой темы, которая воплощается в стихах.
Можно было бы разобрать это стихотворение и пожёстче, с показательными "проколами" в ритме, рифме и смыслах.
Ваш разбор очень хорошо демонстрирует , что поэзия могла бы заиграть ярчайшими красками, стоит только тщательно просеять всё созданное и опубликованное под "прославленными" именами, оставив только лучшее и безукоризненное, которому жить и составлять часть сокровищницы русской поэзии. Сокровищ много не бывает, но каждое - бесценно.
ГВ
Вы совершенно верно и аргументировано показали причины появления таких стихов. Но здесь еще глубже. Тут одна сторона стиха отвечает тому, что стих пытается пробить себе дорогу военной тематикой (Тарковского долго не печатали и цензурировали) Но другая сторона - это уже психоанализ его отношения с женщинами, с которыми он ведет внутренний диалог и не заканчивает отношения, хотя ушел от них (у него было три жены). Я полагаю, что он был ревнив, потому как сам любит изменять и не верил женам. И вот когда он воевал, он видно думал, а что делает жена в тылу?.. Изменяет!.. И вот эта мысль так сверлила его, что спустя двадцать лет, уже живя с другой женщиной, он выплескивает свое отношение здесь, но опасаясь, что его раскритикуют и цензурируют, втискивает военную тему. Вообщем этот стих надо разбирать чисто по Фрейду.
Свидетельство о публикации №225090601319