Теория литературы. 5 класс. сказки

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. 5 КЛАСС. СКАЗКИ
Учитель Коркина Елена Вячеславовна, ГОУ СОШ 434
(задание придумано было в первые годы работы в школе, в середине 1980-х годов)

В отрывках из русских народных сказок из сборника Афанасьева сохранена авторская орфография и пунктуация

I ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Сказано – сделано. Поутру проснулся король, вышел на балкон, посмотрел в подзорную трубочку: где избушка стояла, там высокий дворец построен, от того дворца до королевского хрустальный мост тянется, по обеим сторонам моста растут деревья с золотыми и серебряными яблоками».

Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Раз как-то собрались богатыри на охоту и наказывают своей сестрице: «Смотри же, до нашего приезду никого к себе не пущай!» Попрощались с нею и уехали».

Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.


II ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Наутро Баба-яга подарила Ивану-царевичу собаку и полотенце: «Будет у тебя на пути большая река – перейти нельзя; ты возьми это полотенце да махни одним концом – тотчас явится мост; а когда перейдешь на ту сторону, махни другим концом – и мост пропадет».
Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Указала яга, в каком месте растет этот дуб. Иван-царевич пришел туда и не знает, что ему делать, как сундук достать. Вдруг откуда ни взялся – прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутек пустился».
Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.


III ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?»
Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицей померли;остались дети одни и пошли странствовать по белу свету».
Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.


IU ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Вот барин захворал, лежит на постели да охает; а мужик нарвал трав, цветов, обтыкался ими кругом, обрядился дохтуром и опять идет мимо барского двора и кричит: «Кого полечить?» Барин услыхал, зовет его: «Ты что за человек?» - «Я дохтур; всякую болезнь снимаю». – «Ах, братец, пожалуйста вылечи меня».
Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Пошла Аннушка по указанной дороге. Встретила ручей; он и говорит:
- Девочка, девочка, попей моей водицы.
Аннушка нагнулась к ручью, попила и пошла дальше. По дороге она встретила березку; та тоже говорит ей:
- Девочка, девочка, перевяжи меня ленточкой».
Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.


U ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Шел солдат из деревни в город на службу, остановился ночевать у одной старухи. Много он насказал ей всякого вздора, а та – известное дело – в лесу родилась, пню молилась, нигде не бывала, ничего не видала, слушает развеся уши, всему верит и дивится».
Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Старуха взяла кольцо и отправилась, куда ей сказано; приходит к белокаменному дворцу, увидала ее красная девица, выбежала навстречу – захотелось, значит, вестей попытать с родной стороны. «Здравствуй, бабушка! Все ли живы-здоровы?» - «Живут, хлеб жуют! Вот братец просил меня про твое здоровье проведать да прислал в подарок колечко». Девица так обрадовалась, что про наказ богатырей забыла – привела старуху в комнаты, накормила, напоила да наказала своему брату родному низко кланяться».
Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.


UI ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Жила-была лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна-красна – у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала».
Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Иванушка опять послушался и пошли они дальше; шли, шли и видят: пасется у воды стадо коз. «Ах, сестрица, я напьюся». – «Не пей, братец, а то будешь козленочком!» Он не вытерпел и не послушался сестры».
Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.



UII ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Зализал волк раны и пошел за добычей. Смотрит, на горе стоит большой козел; он к нему и говорит: «Козел, а козел! Я пришел тебя съесть». – «Ах ты серый волк! Для чего станешь ты понапрасну ломать об меня свои старые зубы: А ты лучше стань под горою и разинь свою широкую пасть; я разбегусь да так прямо к тебе в рот, ты меня и проглотишь!»
Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Кощей Бессмертный сидит у окна да ругается: «А, Иван-царевич! Хочешь ты отнять у меня Ненаглядную Красоту, так тебе живому не быть». – «Ты сам у меня ее отнял! – отвечал Иван-царевич, вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: - А это что?» У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку – Кощея Бессмертного из угла в угол бросило».
Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.

UIII ВАРИАНТ
Вопрос 1.
К какой из трех разновидностей сказок относится данный текст? Почему вы так решили?
«Баран испугался, еле душа в теле держится. А козел говорит ему: «Не робей, баран!» - а сам подошел к волкам: «Здорово, ребята!» - «Здравствуй, Козьма Микитич!» Вот, думают волки, славная будет пожива: козел да баран сами пришли, сами в рот просятся».
Вопрос 2.
К какой части волшебной сказки относится данный отрывок? Отвечая на вопрос, смотрите записи в тетради «Построение волшебной сказки».
«Дурак взял ведра и пошел за водой; зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро. Дурак и говорит: «Слава богу! Теперь я наварю хоть этой щуки, сам наемся, а невесткам не дам; я на них сердит!» Говорит ему щука человеческим голосом: «Не ешь, дурак, меня; пусти опять в воду, счастлив будешь!»
Вопрос 3.
Попробуйте продолжить сказку согласно композиционному плану в тетради. Употребите при этом три-четыре характерных для сказок выражения. Если задание покажется сложным, просто запишите несколько таких выражений.


Рецензии