Писатель Сергей Рац на Книжных аллеях, 5. 09. 2025
Сергей Васильевич начал разговор с читателями с представления своей новой книги «Огненные рубежи Ленинграда. 1941», которая написана на основе документов, переданных президентской библиотекой Санкт-Петербурга, рассекреченных архивов ФСБ, воспоминаний бойцов дивизий, личных разговоров с участниками сражений.
В художественной форме автор рассказывает об огромном, почти невероятном подвиге 1-ой, 20-ой и 21-ой дивизий НКВД, ставших последним рубежом на пути врага, за которым уже не было ни одного красноармейца.
1-ая дивизия формировалась под командованием полковника Семёна Ивановича Донскова на станции Васкелово. Условия формирования дивизий были очень жёсткие. Они формировались в рекордно короткие сроки с 22 по 29 августа. На 6342 красноармейца приходилось 5262 винтовки, 21 станковой пулемёт, ручных пулеметов – 67, ППД и ППШ – 25, минометов: 120 мм – 10, 82 мм – 13, орудий: 76 мм – 10, 45 мм – 19, автомобилей – 122, лошадей – 336. Как видно, даже винтовки достались далеко не всем. За период с 1 по 8 сентября в ожесточенных боях с превосходящими силами противника за поселки Мгинский, Пухолово и Горы дивизия потеряла 70 процентов личного состава – 4020 человек, однако выполнили свой долг – задержали противника на девять дней. Противник массово использовал танки и артиллерию. За период с 1 по 5 сентября немецкие подразделения потеряли более 1000 человек убитыми.
7 сентября в течение нескольких часов 135 моряков-балтийцев героически удерживали подступы на юга-западе Шлиссельбурга. Задержка наступавшего врага позволила вывести на правый берег Невы более 10 тысяч раненых бойцов и материальные ценности. Заняв позиции на правом берегу Невы, до января 1944 года 1-я дивизия НКВД твёрдо держала этот рубеж и не позволила немцам форсировать Неву.
В то же время 1-ая дивизия принимала участие в операциях по блокированию Ленинграда, осуществляла многократные десанты. Не всегда они были удачны, так как часто не хватало артиллерии, танков, поддержки авиации. И войска противника потеряли здесь больше половины личного состава в течение всего периода блокады.
Командиром 21-ой дивизии был назначен полковник Михаил Данилович Папченко. Дивизия удерживала рубеж Автово-Пулково, где с 15 сентября были наиболее напряжённые бои. Папченко лично принимал участие в боях, водил в атаки своих красноармейцев. Потери были огромные: дивизия потеряла больше 70 % личного состава. Из 5700 человек осталось чуть больше 1000. Сам Папченко был дважды ранен. Закончил войну он в звании генерал-майора. Это был редкий случай, когда командир дивизии дожил до победы. И прожил он 69 лет.
Во время своего рассказа Сергей Рац демонстрировал на экране фотографии участников героических дивизий. Как он пояснил, многие их этих фотографий предоставил ему сын Ивана Алексеевича Качалина, одного из бойцов 21-ой дивизии. Начиная с середины 60-х годов, у ветеранов 21-ой дивизии была традиция – собираться раз в году. Однако со временем их становилось всё меньше и меньше… Но Сергею Васильевичу повезло: он лично знаком с сыном героя-артиллериста Ивана Фёдоровича Евтюкова Андреем Евтюковым, который передал ему ряд брошюр с воспоминаниями участников событий. Эти воспоминания невозможно найти ни в одной библиотеке. Иван Евтюков был настоящим героем – он получил 3 медали «За отвагу».
Вообще, как заметил Сергей Васильевич, у снайперов-артиллеристов была очень высокая квалификация: они отстреливали орудие у противника.
Как рассказал автор, с контрразведчиком Борисом Михайловичем Пидемским он был знаком лично. Борис Михайлович оставил потрясающие воспоминания «Под звук метронома», где он описывает Невский пятачок – одно из мест, где проходили тяжелейшие сражения и на котором, по оценкам учёных, за время битвы за Ленинград погибло больше 100 тысяч красноармейцев. По словам Пидемского, осень 1941 года была временем очень непростым, но органы НКВД делали то, что должны были делать: выявляли вражескую агентуру, пресекали террористические акты и поддерживали боевую готовность. Сам Борис Михайлович участвовал в боях на Невском пятачке, получил тяжёлое ранение в голову. Когда его и ещё несколько раненых стали переправлять на плоту через Неву, в их плот попала мина, и Пидемского отбросило взрывной волной на другой плот, на котором его и нашла разведка. А через 3 месяца он вернулся в строй. И прожил всего 101 год.
Сергей Рац: «Для чего были все эти контратаки? Для одного – в городе оставалось к концу декабря 1941 года более 1 млн. человек гражданского населения: их нужно было кормить, одевать, обогревать. Так как Дорога жизни полноценно заработала только в середине января 1942 года, предпринимались попытки прорвать блокаду».
Далее Сергей Васильевич привёл ещё несколько историй из своей книги о тех, кто организовывал разведывательную работу и сражался на «незримом фронте». Например, Пётр Николаевич Кубаткин в годы войны являлся одним из организаторов обороны Ленинграда и был начальником УНКВД-УНКГБ с 1941 по 1945 год. Леонид Иванович Кожевников руководил 4-ым отделом, который занимался сбором разведывательных данных, диверсиями в тылу противника, созданием партизанских отрядов.
Часто на диверсии отправляли самых молодых ребят и девушек. И, к сожалению, потри среди них были огромны. Как пример, автор рассказал о судьбе юной разведчицы Анны Семёновны Костиной (Аси), которой было всего 17 лет. Она совершила 9 ходок за линию фронта и на 10-ой она попалась в руки СД. Её замучили, но она никого не выдала, никого не сдала… Вообще же, из 800 разведчиц погибло 700.
Недооценённым остаётся подвиг советского партизана Константина Александровича Чеховича, который совершил уникальную диверсионную акцию в городе Порхов – подрыв кинотеатра и расположенного неподалёку немецкого штаба, уничтожив около 700 человек противника, среди которых было несколько генералов и до десятка старших офицеров. Но он не получил даже медали за эту операцию, а был назначен командиром партизанского полка. Только в 1960-е годы Чехович получил орден Отечественной войны 2-ой степени – за участие в войне.
По признанию автора, эта книга во многом личная, поскольку в боях за Ленинград участвовал его родной дядя – Игорь Яковлевич Вакутин, который был командиром отделения морской пехоты и сражался на Невском пятачке.
Книга Сергея Раца «Огненные рубежи. 1941» чётко обозначает роль дивизий НКВД, роль пограничников и сотрудников НКВД, которые делали невозможное для того, чтобы враг не взял Ленинград. Конечно, говоря о блокаде Ленинграда невольно вспоминаем стихи «блокадной музы» Ольги Фёдоровны Берггольц. Её стихотворения «Моя медаль» и «Я никогда героем не была…» прочла писатель Юлия Реутова.
Вторая книга, которую представил Сергей Рац, называется «Пропавшие в параллельном». Написана она в стиле «фэнтези». Действие происходит в далёком будущем. По сюжету главный герой, разведчик глубинного космоса капитан Редли, должен спасти мать своего юного напарника, для чего, вместе с ним послан секретным бюро в параллельный мир. Их приключения длятся 20 лет. Но главное, что они усвоили: свободу, честь и достоинство необходимо защищать.
6 сентября 2025 г.
Свидетельство о публикации №225090601853