Продукты на полках времён
Общество, создавшее нас, нередко, возмущается нами, не видя за собой никакой вины за то, что мы такие, какие есть, но каждый из нас стал таким, только потому, что таким его сформировало общество, в котором он оказался.
В других образах это было понято четыре тысячи лет назад.
Библия. Ветхий Завет. Книга Иова:
«Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?..
Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне,
Хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?
Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня?..
Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой?..»
Признаваемые ценности, которыми живёт общество, и есть те «руки», которые трудятся над каждым из нас и образовывают каждого из нас «кругом».
Но мы – такие разные…
Потому что выхватываем из потока социальных ценностей только то, что доступно нашему пониманию, и это делает нас такими разными.
В древности человек отчётливо ощущал в себе зверя, и поклонялся ему: зверь был сильнее человека.
В сегодняшней жизни зверь, по-прежнему, сильнее человека, но человек уже чувствует, что может стать сильнее зверя, но социум не помогает ему в этом.
В этом – драма человека в социуме: человек нуждается в том, чтобы ему помогали становиться человеком, а социум, как и тысячелетия назад, не видя человека в человеке, «свистит» над головами хлыстом дрессировщика, пригодным только для выработки условных рефлексов у животных.
У людей вырабатываются социальные рефлексы – одни и те же в течение тысячелетий.
И люди, при всём их различии, остаются всё такими же: в людях ушедших эпох мы узнаём себя.
И в мире людей повторяется мысль: всё как было, так и будет.
Но в отдельных людях возникает и теплится, а иногда – и пылает, мысль о том, что не должно же вечно быть так плохо.
Всё дело в древнем социальном механизме, принуждающем человека чувствовать себя средним.
На самом деле никто не средний, но каждый – единственный.
Каждый обязан прожить именно свою жизнь, а его заставляют прожить среднюю.
Для безличной характеристики любой личности использовалось «ходульное» выражение: «он был продукт своей эпохи».
Это – правда, но, оглянувшись на историю человечества, становится скучно видеть бесконечные ряды полок с одинаковыми «продуктами».
В неразвивающемся обществе господствуют два вида голода – физический - когда нечего есть, и духовный - когда нечего думать.
Такое общество находится в замкнутом круге: пищи нет, потому что нет мыслей, которые можно было бы думать, чтобы пища появилась.
В этом круге десятки тысячелетий находились первобытные общества.
В нём, последние пять тысяч лет, заключены и социумы, не способные избавиться от порождаемых ими одних и тех же социальных проблем.
Значительной ценностью цивилизованного общества считаются деньги.
Они – технический эквивалент гигантской работы постоянно совершаемой обществом.
В стабильных социальных условиях деньги существуют, словно, самостоятельно от этой работы и имеют силу идола, который всесилен, пока ему поклоняются.
Ничтожные обладатели больших средств, наполняются значением, которого, по-человечески, не имеют.
Как всякая условность, не имеющая самостоятельной ценности, деньги могут мгновенно исчезнуть волевым решением социума.
Или вместе с социумом.
Другой ценностью, признаваемой обществом, является власть.
Она не вымышлена людьми, как деньги, но унаследована от стайного животного прошлого человека.
Но и сюда человек внёс свою меру условности.
В стае вожак обладает объективными достоинства, делающими его лидером. Утратив эти достоинства, он перестаёт быть вожаком.
Человеку свойственно такое свойство, как внушаемость. Это – психологически инерционное свойство. Благодаря внушаемости существует традиционное человеческое общество: человек видит его только таким, каким оно возникло перед ним впервые.
Вожди, в силу внушённой традиции, могут признаваться вождями и без обладания социально полезными качествами, и после их утраты.
И это – основа социальных драм истории: множество «лидеров» отметились в истории, преимущественно, злодействами.
Памятниками людям, совершившим злое дело, отмечен весь путь цивилизаций.
Люди осознают, что дом, в котором они живут – сумасшедший.
Но другого у них нет.
Простенькие социальные ценности – богатство и власть - доступны плохому человеку.
Сегодня, когда о ком-то опасливо говорят: «это – серьёзный человек» или «это – большой человек», нередко, полагают, что от него исходит некая опасность, а вовсе не добрая созидательная энергия.
Эти люди во многом определяют жизнь социума, и «полки» времён тысячелетиями заполняют одинаковые «продукты».
Кажется, что человек не меняется.
На самом деле, не меняются условия, которые его формируют.
Человек может быть совсем другим при изменении социальных ценностей.
Непростые истинные ценности могут быть созданы только человеком, нуждающимся в них.
Он не мог принести их из своего животного прошлого – там их не было.
Человеческой ценностью всегда было стремление быть хорошим человеком и жить среди добрых людей: в детстве никто не мечтает стать злодеем.
Злодеями становятся в процессе социализации – вхождения в существующий социум.
По счастью – не все, поскольку не все обладают одинаковыми способностями к социализации.
Известного военного хирурга девятнадцатого века спросили: «Вы видели тысячи людей, находящихся на пороге жизни и смерти, когда люди уже никем не притворяются.
Каких людей, по Вашему, больше – плохих или хороших?»
Хирург, без колебания ответил: «Плохих».
Это значит, что при всех общественно-экономических формациях, наш мир остаётся, преимущественно миром, плохого человека.
Поэтому, нередко, люди и государства готовы решать свои проблемы дочеловеческими способами: зверь в человеке всегда готов вырваться на волю, если его постоянно «подкармливать» древними стремлениями несовершенного социума.
Человек должен воспринимать мир доброй и понимающей душой и жить радостно в этом мире.
Хорошие люди «стихийно» возникали всегда, и всегда их было недостаточно для возникновения устойчивых, действительно человеческих, отношений в социуме.
Для достижения таких отношений формирование хорошего человека должно осознаваться, как первостепенная социальная ценность, и осуществляться всеми творческими силами общества.
Свидетельство о публикации №225090601860
"На лучший все конец Бог тварь свою склоняет,
И всё то хорошо, что бог определяет."
А. А. Ржевский. Письмо к Алексею Нарышкину.
"...русский термин "хорошо" образован от библейского термина Х.Р.Ш. (ивр.); производный термин ХАРАШ - искусный мастер (плотник, пахарь, кузнец, каменотес), указывает на человека владеющим каким-либо ремесленным мастерством, способным производить качественно необходимую работу и предметы" © Сергей Колибаба.
С уважением,
Вячеслав Абрамов 07.09.2025 12:44 Заявить о нарушении
Сегодня мы пользуемся словами древних языков.
Но и здесь, как и в моде на одежду: кажется, что мода повторяется, но время обязательно добавляет что-то новое.
С уважением
Александр Гаврилов 7 07.09.2025 19:08 Заявить о нарушении