Своя дорога

          Первые большие для себя деньги я заработал в конце восьмидесятых, до того пробовал многое. С развитием реформ по перестройке хозяйства страны робко попытался сдвинуть систему, в которой работал, в сторону новых форм хозяйствования. Подготовил записку, выступил с докладом в компетентном собрании. Инициативу не поддержали – начальство опасалось изменений, отвергало наметившиеся тенденции.

          Это было время разлитого дефицита. Это было время новых возможностей и начала кооперативного движения. Вперед выходили инициативные и смекалистые. Кто-то начал шить джинсы, кто-то взял на себя реконструкцию и эксплуатацию общественных туалетов. В условиях тотального дефицита и неравномерного распределения благ по регионам большой страны в Москву приезжали за товарами даже из отдаленных мест. Расположения крупных московских магазинов приезжие не знали. Нашелся смышленый человек: взял стандартную схему метро и наложил на нее сделанный им план размещения магазинов. Копировальные аппараты тогда были не в ходу, их держали в отдельных помещениях под контролем спецотделов, так тот находчивый человек полученный рисунок сфотографировал, снимок распечатал в немыслимом количестве фотографий и начал продавать на московских вокзалах, куда приезжие прежде всего попадали. Вначале самостоятельно продавал, потом помощников привлек, сам только выручку собирал. За первый месяц наторговал на тринадцать тысяч рублей при том, что месячный заработок инженера составлял рублей сто двадцать-сто пятьдесят. Знаю этот случай из московской газеты. Тот человек честно заработал, незанятую нишу с пользой для общества заполнил. Таких незакрытых ниш насчитывались миллионы. Была наша плановая экономика ущербной и неэффективной, потому и развалился основанный на ней хозяйственный уклад.

          Помню дискуссию в популярном "Московском комсомольце". Молодая женщина, кандидат искусствоведения, мать-одиночка, оставила свою работу с нищей зарплатой и стала челночно возить из соседней Турции дешевый ширпотреб. Расходился он, как горячие пирожки у студентов в перерыве между лекциями, успешным бизнес оказался. Зарабатывала дама, ребенка своего кормила-одевала, сама приоделась. Написал ушлый корреспондент о ней в газету, и обрушились ханжи: "Кандидат наук, ей бы науку двигать, а она по рынкам шастает. Спекулянтка!" Где сейчас эти крикуны? А женщина та не погнушалась и не согнулась, государство не смогло обеспечить ей пристойное существование в работе по специальности, так она самостоятельно решила эту задачу, никого не обокрав, не обманув, не обездолив. Достойно и честно.
 
          У каждого своя дорога, и я искал свою. Прирабатывал на трех работах сразу да на основной работе отрабатывал должностную надбавку. Зарабатывал как мог, близкие люди в моей помощи нуждались. Случилось познакомиться с газовиками из Астрахани. В разговоре всплыла острая потребность в модернизации их хозяйства. Мы с товарищами, подумав, предложили газовикам свое содействие. Договорились. Дальше было так. Собрали вскладчину деньги на современный компьютер IBM. Приличные компьютеры были тогда в Советском Союзе все больше на слуху, а работали в основном по старинке на бумаге да на отечественных шедеврах типа ДВК. Трудно было приобрести хороший компьютер, завозили их в страну неведомыми путями, в магазинах не продавали. Разыскали мы "серый" кооператив,  конфигурацию компьютера согласовали. Компьютер купили, привезли на квартиру, собрали. Программами оснастили, как нам заказали – бухгалтерский учет, складское хозяйство, кадры. Программы, естественно, под требования заказчика доработали. Проверили – то, что надо. Компьютер разобрали, упаковали. От заказчика из Астрахани за компьютером посланец приехал, мы ему на обратный путь целое купе заранее взяли. На вокзал приехали с задержкой, такси на нашу беду в дороге забарахлило. Начали мы коробки с компьютером в вагон затаскивать, а они в вагонную дверь  не проходят, и поезд уже трогается.  Но  успели мы компьютер по частям  в вагон занести и в купе сложить. Аккуратно на полках разложили – спешка спешкой, а электроника требует бережного обращения. Руку товарищу из Астрахани пожали, и на ходу из поезда.

          Через несколько дней нам сообщили, что с компьютером все в порядке, работает, программы отлажены правильно. У газовиков другая жизнь началась, современная, а нам деньги пришли, по тому времени немалые  для нас  деньги. Мы их законным образом обналичили. За деньгами отправились вдвоем, я и мой товарищ, участник  работы.  Профессор-физик, он в молодости увлекался дзюдо, имел квалификацию мастера спорта. Деньги, пятьдесят тысяч рублей, мы сложили в спортивную сумку, полная сумка набилась. Я нес, а товарищ шел позади и меня "прикрывал". Деньги разделили между  участниками по договоренности. Я на свою долю купил первый личный  компьютер.


Рецензии