Мира Фурлан

Автор оригинальной статьи: Джо Наззаро.
Дата публикации оригинальной статьи: февраль 1998 года.
Переводчик: Чёрный Ветер (то есть я).
О ком статья: актриса Мира Фурлан (Деленн в сериале "Вавилон 5").
Примечание: статья содержит слова самой актрисы. Очень часто они просто взяты в кавычки без пояснения, что это говорит именно она. Это не мои заморочки - так было в оригинальной статье. И никакого дополнительного выделения этих цитат, например, жирным или курсивом, там не было - просто кавычки и всё.

***

"Не могу поверить, что прошло уже пять лет! - восклицает Мира Фурлан, говоря о своём участии в фантастической драме "Вавилон 5". - Такое ощущение, что это был один большой сезон или даже одна огромная серия".

В тот день актриса пребывала в задумчивом настроении, оглядываясь на прошедшие полдесятилетия, проведённые в сериале, а также на свою жизнь в Америке в тот же самый период времени. Неудивительно, что эти две вещи тесно связаны, ведь роль Деленн, посла минбарцев в "Вавилоне 5", стала для Фурлан первой работой после эмиграции из Югославии вместе с её мужем, режиссёром Гораном Гайичем, в 1992 году.

Сидя в затемнённом углу съёмочной площадки "Вавилона 5" во время перерыва, Фурлан признаётся, что после пяти лет, проведённых в качестве постоянной участницы сериала, она всё ещё не чувствует себя полностью комфортно в голливудском образе жизни. "Всё это требует так много усилий, - поясняет она, - каждая мелочь, каждый крошечный шаг в твоей жизни. И это утомляет. Всё это стало для меня жизненной школой, но когда я думаю обо всех тех сериях, что мы сняли, и обо всех тех вещах, что я сделала и о многих из которых теперь даже уже и не помню, всё ощущается несколько странно. Думаю, можно сказать, что в моей жизни много чего произошло и в то же время не произошло ровным счётом ничего.

Нет, перемены, конечно, были колоссальными, и это факт. "Вавилон" подарил мне зыбкий островок покоя, если так вообще можно выразиться. Не такой, о каком мечталось, но всё же извечная борьба и гнетущая неуверенность на время отступили. А вообще, мне, наверное, в этом плане трудно угодить. Я привыкла к постоянной тревоге, поэтому наличие стабильной работы кажется мне чем-то почти нереальным".

Играть в "Вавилоне 5"

Для актрисы роль Деленн была скорее процессом адаптации, нежели открытия. Персонаж теперь стал неотъемлемой частью её самой, поэтому, когда появляется сценарий очередной серии, остаётся только адаптировать новый материал к личности Деленн. По этой причине редко случается что-то из ряда вон выходящее, что заставило бы Фурлан переосмыслить персонажа. "Не припомню, чтобы такое происходило в этом последнем сезоне, - говорит она. - Возможно, такое и было когда-то ранее, но не в какой-то серьёзной, драматической форме. Например, мне совершенно не понравилась серия про "день плохих волос", как я это называю [эпизод "Родственные души" во втором сезоне]. Мне показалось, то, что там творилось, было весьма не характерно для моего персонажа. Но, как ни странно, фанатам всё понравилось. А кто я такая, чтобы с ними спорить? Так что, можно сказать, что в итоге "день плохих волос" получился весьма милым.

Нет, я, конечно, понимаю, что это был как бы прикол, но я считаю, что есть в этом какое-то передёргивание. Хотя, признаю, это была в каком-то смысле забавная серия, которая дала возможность взглянуть на Деленн несколько по-иному, так что мне всё же было интересно это сыграть. Вообще, актёру нужно быть готовым ко всему, так что всё нормально".

Одним из компромиссов, на которые Фурлан пошла с неохотой, стало умаление былой властности Деленн, её превращение из титана, каким она предстала в двухчасовом пилотном эпизоде пятилетней давности, в фигуру куда менее значимую. В том фильме Деленн излучала величие, держалась на равных с другими послами, и в одной незабываемой сцене её угроза буквально расплющить посла Г'Кара (Андреаса Кацуласа) в лепёшку казалась вполне реальной.

Но теперь Деленн стала скорее опорой для мужа, Джона Шеридана (Брюса Бокслейтнера), - изменение, которому Фурлан не всегда была рада. "Я много говорила об этом с [создателем сериала] Майклом Стражински: мы впервые увидели Деленн как мудрого и невероятно мощного персонажа, и потом вдруг у неё появляются эти маленькие, милые, порой даже легкомысленные, романтические глупости, вроде настаивания на минбарском [брачном] ритуале. Майкл сказал, что это нормально. Мы все одновременно и глупы, и мудры. Мы изменчивы, словно ветер: сегодня несём в себе одно, а завтра уже другое. Именно эта внутренняя борьба, эта постоянная трансформация делает героев дышащими, живыми, настоящими".

Однако Фурлан призналась, что откровенно наслаждалась постоянно развивающимися отношениями между Деленн и Шериданом и некоторыми неожиданными поворотами, которые принимали эти отношения. "Мне нравится играть этот аспект, - признаётся она. - Мне это нравится больше, чем военные действия, хотя и в них есть своя привлекательность, потому что мне никогда не приходилось быть тактиком или стратегом в реальной жизни. Я оказываюсь в совершенно другом мире, когда играю влюблённого персонажа, так что для меня этот процесс весьма интересен. Я обожаю играть романтику с Брюсом, это весело".

Актриса не единственная, кто приветствовал этот роман на экране. Любовная связь Деленн и Шеридана стала очень обсуждаемой в интернете и даже вдохновила кого-то из фанатов на создание веб-сайта на данную тему. "Я его не видела, - говорит Фурлан. - Я стараюсь не погружаться полностью во всю эту историю. Это странный феномен, и я не думаю, что он имеет много общего лично со мной. Люди просто любят смотреть интересные истории. Это заслуга Стражински, и, вероятно, он может очень гордиться тем, что у него получилось раскрутить эту тему, но я не чувствую, что это всё имеет связь со мной, моей жизнью или моей карьерой. Это совершенно отдельная вещь. Конечно, здорово, если это доставляет людям удовольствие, если это чему-то их учит, если они думают и чувствуют благодаря всему этому, но лично я чувствую себя отстранённой от этой темы. И слава богу, иначе я бы жила в мире иллюзий".

Хотя Деленн не самый комедийный персонаж в "Вавилоне 5", её отношения с Шериданом время от времени пробуждают в ней озорную искорку. "Да, бывает, что иногда она шутит с Шериданом. Кажется, будто Деленн на мгновение становится эдаким маленьким котёнком. Но на самом деле она играет с ним, проявляя тем самым своё чувство юмора. У неё есть свой подход к Джону, и она не совсем верит во всё то, что делает, но ей нравится играть с ним и иметь над ним власть".

Интересно, идёт ли тут речь в том числе и о сцене, в которой Деленн, облачённая в облегающее чёрное платье, приветствует ошеломлённого Шеридана в своих покоях? Возможно, но Фурлан не совсем в этом убеждена. "Наверное, это несколько непоследовательно, но, с другой стороны, сериал именно об этом. Это не пьеса в трёх или пяти актах, это нечто грандиозное, где происходит всё что угодно, поэтому персонажи движутся туда-сюда, и есть несоответствия, но это придаёт происходящему шарм. В противном случае сериал просто ожидает застой или даже откровенная деградация".

Конечно, актрисе бывает иногда некомфортно от скабрезных элементов некоторых сцен - вспомните, к примеру, Г'Кара, подкладывающего свой искусственный глаз в покои Деленн и Шеридана во время их брачной ночи. Но Фурлан понимает, что её чувства не всегда разделяются аудиторией. "Это была шутка, вуайеристская шутка, - соглашается она. - Майкл иногда любит делать подобное. И, как ни странно, это действительно работает, хотя я тоже думала: "Зачем опускаться до такого уровня?" Когда читаешь подобные вещи в сценарии, сразу приходит в голову мысль: "Чего ты хотела? Это же Стражински", но фанаты всегда обожают такие штуки".

Всех восхвалять в "Вавилоне 5"

Оглядываясь на пятилетнюю историю "Вавилона 5", Фурлан не спешит перечислять свои любимые серии, предпочитая вместо этого размышлять об отдельных моментах и сценах. Один из таких кульминационных моментов - эмоционально заряженная конфронтация между Деленн и Г'Каром, ласково прозванная "плаксивой сценой" как съёмочной группой, так и актёрами. "Работать с Андреасом - чистое удовольствие, - говорит Фурлан, - и я бы с радостью снималась с ним как можно больше. Та сцена возникла из ниоткуда. Она каким-то образом вышла из наших сердец. Что-то просто произошло. Не имело значения, что мы говорили и о чём вообще была сцена. Внезапно что-то в сцене спровоцировало нас быть настоящими. Это был один из тех моментов, ради которых ты занимаешься этой работой. Это всё зависит от многих вещей, и в том числе от того, с кем ты работаешь. Некоторые люди могут быть хорошими, замечательными или даже просто великолепными, но они не открывают нужную область в твоей душе, и ты не отвечаешь на это таким же образом, каким отвечаешь на действия другого человека. Понимаете, это всё такая странная вещь, которую просто невозможно по-настоящему описать словами".

Актриса также весьма довольна моментами, когда ей приходилось играть вместе с Биллом Муми, исполняющим роль помощника Деленн, Ленньера. Одна из сцен, которая сразу приходит ей на ум, - это обмен репликами между персонажами о безответной любви в "Восходящей звезде", где выражение лица Ленньера красноречиво говорит о его истинных чувствах к Деленн. "Мне нравится играть с Билли. У меня было несколько поистине замечательных моментов вместе с ним, и я считаю, что мне очень повезло, что он снимается в этом сериале. Мы нашли нечто действительно особенное в той сцене, и я была рада её сыграть, тем более учитывая тот факт, что это последняя серия четвёртого сезона, в которой появляется Ленньер”.

Фурлан приберегла похвалы и для талантливых режиссёров "Вавилона 5", многие из которых год за годом возвращались к работе над этим проектом. "Да, и среди них тоже было немало хороших людей, - заявляет она. - К примеру, Джанет Грик проделала отличную работу, снимая "Кризалис". Она придумывает вещи, она играет с кадрами и с визуальным стилем, что, я думаю, явно усиливает "Вавилон 5". Я обожаю работать с Джимом Джонстоном ["Охотник за душами", "Откровения"]. Всё так легко, потому что он действует быстро и ничего не усложняет. У меня была совершенно странная идея в одной из серий... Знаете, иногда у меня есть порыв сыграть более сильные, более эмоциональные сцены. Деленн так сдержанна и ведёт себя несколько формально, из-за чего время от времени я чувствовала потребность выйти за эти рамки и сделать что-то более сильное, что в том эпизоде мне собственно и удалось. В одной из сцен я взяла и разбила стакан о стену. Когда эта мысль ещё только пришла мне в голову, я была несколько неуверена: "Наверняка Джим скажет, что я просто сумасшедшая!". Но, представляете, ему это понравилось, он сразу же согласился, и мы это сняли.

Мне весьма понравился Майк Виджер ["Инквизитор", "Корабль скорби"]. У меня была с ним парочка тяжёлых, но интересных эпизодов. А ещё я очень люблю работать с Тони Доу ["Искупление", "Восходящая звезда"]. Это самый мягкий человек в мире. Он мало говорит, но у тебя складывается такое ощущение, что он всё видит, слушает и понимает. Я ценю подобное спокойствие в режиссёрах, когда нет никакого давления и агрессии. И я несомненно рада, что такой человек пришёл на наш проект.

Конечно, роль режиссёра в телесериале более ограничена, потому что последнее слово всё же остаётся за продюсерами. Но, я абсолютно уверена, когда ты действительно слушаешь актёров и понимаешь и ценишь то, что они делают, тогда ты обязательно преуспеешь в этой профессии. Даже в Югославии я работала с людьми, которые иногда были блестящими, но при этом ненавидящими актёров. В глубине души они не ценили их и даже завидовали им, что, разумеется, абсолютно их не красит".

О прошлом вспоминать в "Вавилоне 5"

Хотя большую часть четвёртого сезона "Вавилона 5" Майкл Стражински посвятил завершению сложной пятилетней сюжетной арки (на случай, если "Warner Bros." не продлят шоу на финальный сезон), всё же было несколько серий, где Деленн оказывалась в центре внимания. Например, "Искупление" - путешествие в прошлое персонажа, где раскрывается, что именно из-за решения, принятого Деленн, началась война Земли с Минбаром. "Думаю, эта серия получилась весьма достойной, и мне особенно понравилось моё возвращение в прошлое. В этом был свой шарм. Оказалось забавно играть наивную маленькую Деленн, хотя,  признаюсь, грим доставил мне определённые неудобства, ведь на тот момент я, разумеется, уже успела от него отвыкнуть".

Фурлан особенно довольна своими экранными отношениями с немецким актёром Райнером Шёне, играющим наставника Деленн, Дукхата. Чтобы обеспечить нужную химию между двумя персонажами, Фурлан специально попросили читать реплики её героини с потенциальными исполнителями роли Дукхата во время их прослушиваний. "Это был захватывающий опыт – оказаться по другую сторону прослушивания, ведь обычно я – та, кого испытывают и оценивают, – признаётся она. – Я чувствовала себя немного виноватой, эдакой предательницей, сидя рядом с этими людьми, ведь я по сути тогда находилась по другую сторону баррикад. Но было интересно увидеть процесс со стороны, когда ты не чувствуешь себя такой хрупкой и уязвимой".

Отношения между Деленн и Дукхатом были ещё более подробно раскрыты в приквеле "Вавилона 5" под названием "В начале", который знаменует переход шоу на "TNT". Снова играть молодую Деленн оказалось для Фурлан на удивление легко, даже несмотря на то, что это означало носить старый, более стесняющий минбарский грим первого сезона. "К счастью, у меня уже был опыт возвращения назад в "Искуплении". Так что я увидела, какие преимущества у меня есть в новом гриме. Я считаю действительно большой удачей, что мои уши не закрыты, и у меня доступна большая часть лица для выражения эмоций, так что оказалось весьма  интересно провести это время в старом гриме.

Было на удивление легко вернуться к старому образу. Деленн с самого начала являлась хорошо прописанным персонажем, и теперь любое моё движение – назад, вперёд, вбок – опирается на заложенный фундамент. Это как строить дом: главное - это как раз тот самый фундамент. Заложив его однажды, ты всегда можешь вернуться к этому незыблемому началу. Так что я абсолютно ни о чём не волнуюсь – нужно лишь ухватиться за хорошо знакомую тебе нить, и персонаж тут же оживает".

Работа над футуристическим фантастическим сериалом не помешала прошлому Фурлан время от времени вновь врываться в её жизнь. В течение четвёртого сезона Стражински размыл границу между фантазией и реальностью, создав параллели между событиями в бывшей Югославии и родным миром Деленн. В эпизоде "Слухи, сделки и ложь", где Деленн и Ленньер возвращаются на Минбар, эта самая граница стала практически невидимой.

"Фактически всё начинается с того, что я как бы смотрю на свой город, - говорит Фурлан. - Я использовала мысленные образы Сараево. Я не родилась в этом городе, но я жила там, работала и снималась во многих фильмах, включая "Папу в командировке". Я любила мультикультурализм Сараево. Это было такое замечательное место на Земле, и я использовала этот образ и боль, которая приходит от осознания того, во что ввергли этот прекрасный город.

Стражински написал эту сцену настолько замечательно, что в эпизоде было много вещей, которые отозвались в моих чувствах, поэтому, в некотором смысле, играть это было очень легко... к сожалению. Ты используешь мысленные образы и своё воображение, чтобы приблизительно представить то, что потом дорисуют с помощью компьютерной графики. Весь тот эпизод так сильно перекликался с моим собственным опытом, полученным в самом начале войны, и на протяжении всего сериала находились такие моменты, которые были невероятно близки к моим переживаниям".

Это не значит, что актриса хочет продолжать переживать те дни - на самом деле, она предпочла бы обсуждать что угодно, но только не это. "Я так далеко ушла от всего этого, – вздыхает она, – что возвращаться туда просто невыносимо. Люди вообще склонны путать актёров с их персонажами, мне ли не знать об этом. Что бы ты ни играл, ты - этот персонаж, и люди очень часто не в состоянии провести границу между человеком и данным персонажем. И я, с моим калейдоскопом образов, с этими роковыми и порочными героинями, как никто другой ощущаю на себе этот тяжкий груз предрассудков. Люди склонны связывать тебя с этими персонажами и создают этот искажённый образ тебя в своей голове, который не имеет ничего общего с реальным тобой, но я уже более-менее привыкла к этому.

На самом деле, когда я сравниваю образ, который люди создали обо мне в Югославии, с моим образом здесь, то вижу, что это два абсолютно противоположных образа, и ни один из них не близок к тому, кто я есть на самом деле, но, что поделать, такова профессия актёра. Моё прошлое - это несомненно часть меня, очень важная часть меня и моего опыта, так что оно никогда и никуда не исчезнет, как бы я иногда ни хотела выкинуть все эти воспоминания из своей головы. Бороться с этим глупо, но и зацикливаться на этом - тоже не самая лучшая идея".

Если фанатам "Вавилона 5" так нравится путать Фурлан с Деленн, возможно, им следует вспомнить одну из фраз этого персонажа. "Это был конец одной главы и начало другой", - говорит Деленн в конце четвёртого сезона, и то же самое относится к актрисе, которая играет её.

"Я действительно чувствую, что я изменилась с тех пор, как я здесь, - настаивает Мира Фурлан. - Я изменилась, мир изменился, всё изменилось, поэтому я не считаю, что это хорошая идея - постоянно думать о том, как всё было раньше. Не знаю, есть ли верный способ примириться с этим. Этот вопрос терзает меня постоянно. Навсегда ли мы забываем что-либо из своего прошлого, или прячем воспоминания в пыльный сундук памяти? Как освоиться в этой новой для тебя стране? Как сплести воедино два совершенно разных осколка себя и найти своё место между ними? Вот те вопросы, которые я неустанно задаю себе".


Рецензии