Ломоносов
Советское кино предпочитаю нынешнему, из нынешнего предпочитаю исторические сериалы, а про то, что есть советский исторический сериал - забыла.
Это 86-й год, и следующим фильмом режисёра Александра Прошкина станет "Холодное лето пятьдесят третьего", о чём странно было узнать, думала, поздней этот фильм снят. А потом ещё будут "Русский бунт" по "Капитанской дочке", "Доктор Живаго" по Пастернаку и "Живи и помни" по Распутину - не очень понравились все три экранизации, сняты они в одинаковой манере: красиво и безстыдно.
Ну ладно, Пастернак, у него и в романе всего хватает. Но Пушкина и Распутина испохабить непременным соитием в кадре! "Русский бунт" вышел как раз когда я в школе работала, и посмотреть его посоветовала коллега, учительница литературы. Не помню, в кино смотрела или брала кассету домой, но возмущение своё помню.
"Капитанская дочка" - это средняя школа, невелика повесть, а зело полезна, "береги честь смолоду" - самое время узнать подросткам, и вот взять и так испохабить экранизацию!
"Живаго" и "Живи и помни" после этого уже с предубеждением смотрела, когда узнавала имя режиссёра, постаралась его запомнить, чтобы больше не нарываться.
И вдруг!
Оказалось, как всегда, что в подцензурное время нынешние престарелые похабники приличными режиссёрами были. "Ломоносова" с интересом посмотрела, не пожалела. Дождалась здесь того, чего в "Расколе" мне не хватило.
Молодой Михайла с отцом и прочими поморами молодым "зуйком" (юнгой) попадает на Соловки, и там ему пересказывает один старик "Историю об отцах и страдальцах соловецких", историю осады, предательства и штурма монастыря, историю расправы над соловецкой братией, замученной царскими слугами, воеводой Мещериновым и стрельцами.
Позже тот же старик станет организатором "гари", самосожжения староверов при угрозе взятия их скита солдатами. Сцена эта прописана и снята так себе, не знала, плакать или смеяться, когда солдаты, пытаясь выбить дверь в горящий уже храм, увещевают староверов заплатить двойные налоги и жить спокойно. Но они не выходят, все, кроме вот этого старика, сгорели, а он спасся с иконами через лаз. Такое бывало, что именно организаторы гарей и спасались.
Всё это видит молодой Михайла, и далее вдвоем с этим стариком они красиво страдают в мелкой и широкой северной песчаной реке. Всё, разуверился Михайла в староверах, скоро пойдёт в Москву искать правду.
Сгоревшая дотла церковь явно пустая, и слава Богу, натурализма в советском кино в любом виде не наблюдалось.
Насколько вымышлена вся эта история с ролью староверов в жизни Ломоносова и вообще с ранней его домосковской биографией, которой посвящён полноценный фильм с хорошо прописанными образами отца, мачехи, невесты, задушевного друга и прочих земляков, судить трудно, в деревне Ломоносовой не бывала, одно знаю: Сию с Холмогорами точно не там снимали (а Соловки те самые).
Сериал масштабный, 9 серий - 11 часов, молодого Ломоносова сыграл Игорь Волков, старого - Виктор Степанов, его жену-немку - Ильзе Лиепа. Анну Иоанновну с Елизаветой - русские актрисы, Екатерину - немка. Вообще кастинг в сериале отличный, много забытых прекрасных артистов. Кастинг, камера, музыка Владимира Мартынова, антураж - всё не хуже, чем в "Расколе" и на порядок лучше, чем в новых исторических сериалах (София - Грозный - Годунов и прочих).
Прежде всего сценарий хорош, не жёлтый на потребу публике, а именно исторический. Одно жаль, что не экранизировали знаменитое состязание между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым в переложении 143-го псалма.
Благословен Господь наш Бог
Мою десницу укрепивый
И персты в брани научивый
Сотреть врагов взнесённый рог!
Заступник и Спаситель мой,
Надежда в брани и ограда,
Покров, и милость, и отрада,
Под власть мне дал народ святой.
О Боже, что есть человек,
Что Ты ему Себя являешь
И так его Ты почитаешь,
Которого столь краток век!
Он утро, вечер, ночь и день
Во тщетных помыслах проводит
И так вся жизнь его проходит
Подобна как пустая тень...
Не могу равнодушно читать ломоносовский вариант, последнее четверостишие - точно про меня.
У Сумарокова архаичнее:
О, существующий до века
Великий всей природы Царь!
За что толико любишь тварь
И превозносишь человека?
Толь скоро жизнь его преходит
И исчезает яко тень:
Весь век ево есть краткий день
И скоро в мрачный гроб низводит...
Эти два переложения ямбом написаны, и на фоне общего размера ярко видны стилистические различия. А у Тредьяковского хорей:
Боже! Кто я - нища тварь!
От кого ж и порожденный,
Пастухом определенный,
Как, о как могу быть царь?..
Лучше ль добрых и великих,
Лучше ль я мужей толиких?
Да и весь род смертных нас
Гниль и прах перед Тобою,
Жизнь его - тень с суетою,
Дни и ста лет - токмо час...
И по мне так все три варианта хороши и показывают возможности русского стихосложения.
В фильме есть другой эпизод, когда молодой Ломоносов впервые слышит Тредьяковского и потом с чувством декламирует его строчки из Оды XVIII, парафразис вторыя песни Моисеевы:
Вонми, о! Небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь, я словом потеку,
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы.
Признаюсь, расплакалась. Для меня это кульминация, хотя потом ещё много всего, собственно, вся научная биография Ломоносова.
Попробую объяснить. Староверам сочувствую, и понравилось, что в сериале проведена эта линия: противостояния народа и власти в XVIII веке. Разгром Соловков, гари, невозможность получения образования крестьянскими и прочими из третьего сословия детьми, дворцовые перевороты и интриги - от Екатерины I до Екатерины II.
Показать, что в это время происходило в церкви, было за гранью возможностей советского кино, хотя в сериале есть, помимо староверов, и никониане, самый яркий образ - Феофан Прокопович, петровский апологет и инквизитор.
Михайло Ломоносов будет на протяжении всего сериала и жизни слышать и думать о Петре I, воспевать его и преемников деяния в своих одах, и вот на эту линию - ради чего всё было, все эти осады, пытки, гари и дворцовые перевороты, у меня, как у филолога, есть только один ответ - ради нового русского стихосложения, ради Ломоносова, Державина и Пушкина.
Сейчас, почти три века спустя, только и можно читать из послепетровской литературы XVIIII века, что стихи. Которые даже на фоне того, что произросло и процвело после, в XIX, XX, XXI веках, не теряются и не теряют своей первозданной силы.
Не вем, как сценаристы с режиссёром додумались до такой мизансцены, но смотришь, как вещает Михайло морю Моисеевы глаголы, и ждёшь, что оно расступится!
Свидетельство о публикации №225090701184